Авторы: Семянникова Ольга Анатольевна, Сафонова Нина Павловна
Должность: преподаватель по классу фортепиано, преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУДО
Населённый пункт: город Ливны, Орловская область
Наименование материала: Статья
Тема: музыка-зеркало истории
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Ливенская детская музыкальная школа»
Музыка -зеркало истории
выполнили:
преподаватели МБУДО
«
Ливенская ДМШ
»
Семянникова Ольга Анатольевна;
Сафонова Нина Павловна
г. Ливны
2019 г.
План
I.
Введение
II. Основная часть
1. Единство музыки и общественного развития
в первобытном обществе.
2. Влияние церкви и государства на развитие
музыки в классовом обществе.
3.
Систематизация музыкальной культуры.
4.
Религиозная музыка.
5.Возникновение оперы.
6.
Возникновение романса.
7. Взаимопроникновение развлекательной и серьезной
музыки.
8.
Народная песня, как отражение труда и быта человека.
9. Музыкальная культура Орловщины.
III. Заключение
IV. Список используемой литературы
I. Введение
В наши дни любой разговор о музыке приходится начинать с вопроса:
«А что считать музыкой?». Еще недавно казалось, что музыку вообще
можно
свести
к
музыке
европейской.
И
поскольку
европейская
музыка
достигла
признанных
вершин в XVII—XIX веках, то на лучших образцах
этой эпохи и надо строить музыкальное образование.
XX век многое изменил и в жизни и в искусстве. Прежде всего ожила и
зазвучала история музыки. Вырос интерес ко всем ее эпохам, начиная с
первобытной. Оказалось, что в каждой из эпох были достижения или
проблемы
важные
и
для
нашего
времени.
Об
истиной
музыке
любили
писать и многие теоретики барокко или Возрождения, средневековья или
раннего христианства. У каждого из них были свои критерии музыкального
искусства, свое понимание его возможностей и задач. Одно было общим —
они исходили из потребностей своего времени.
С пробуждением Азии и Африки произошли перемены во всей мировой
истории. Своего
рода
неузнанным
предвестником
этого
поворота
была
охватившая в конце 1910-х начале 20-х годов музыкальную общественность
Европы «джазовая лихорадка».
Там,
где
музицирование
не
превращается
в
случайное
занятие
или
хитроумное оболванивание, построенное на потребностях моды, а не души,
там на всех уровнях звучит единая, всех объединяющая и всех омывающая
музыка человеческая.
II. Основная часть
1. Единство музыки и общественного развития
в первобытном обществе
Вернемся к истокам. Как писал немецкий исследователь В. Шрамек :
«Первобытный человек поет не по команде, для него музыка не самоцель и не
средство развлечения, он поет ту или иную песню потому, что этого требует
дело». Кто хочет понять вещи, растения, животных, силы и времена природы,
тот должен понять их голоса, их музыку, услышать и разгадать их имена.
Таким образом, как и все другие искусства, музыка изначально вплетена и в
отражение мира человеком, и в человеческую психику, формируемую всей
совокупностью отношений человека к миру. В первобытном обществе пели
все: по случаю своего дела, общего дела, для того, чтобы подготовить к
работе детей, поют дети, привыкая к делам племени...
Важной особенностью первобытной музыки является ее повседневность.
Элемент внушения или даже гипноза отмечаемый в первобытной музыке
(популярная
рок-
музыка
сознательно
или
нет использует
приемы
первобытного
общества).Важно
также
выделить коммуникативно-
организующую функцию музыки ( установление между людьми устойчивой
связи ). Это была коммуникация, строго организованная в пространстве и во
времени.
Итак,
музыка
была
мощным
средством
направленного
совершенствования первобытного коллектива.
2. Влияние церкви и государства на развитие музыки
в классовом обществе
Примерно
6000
лет
назад
стало
складываться
классовое
общество.
Государство стало мощным орудием перестройки всех сторон жизни людей, от
экономики до культуры. Вместе с городами и столицами возникла городская
и
столичная
музыка,
все
более
резко
отделявшаяся
от
традиционной
музыкальной культуры. Именно в это время впервые в истории появляется
музыка, которая служит не всем, которая «предназначена» для немногих.
Появились
первые
профессиональные музыканты.
Государство
стало
целенаправленно учить их и использовать.
Музыку сурово опекала религия. Она, во-первых, строжайшим образом
организовала свою внутреннюю музыкальную жизнь, во-вторых, бдительно
следила за внешней.
Использовалась государством и тесная связь музыки с законами природы.
Власти
музыки
представляются
послушными
и
камни,
и
растения,
и
животные, и люди. Отсюда был один шаг до полного упорядочения музыки в
интересах власти над силами природы, людьми и самими богами( индусы
верили, например, что существуют напевы, способные вызвать мрак и огонь,
дождь и засуху, счастье и несчастье). Но для того, чтобы обратиться к богам
по всем правилам нужен высокий музыкальный профессионализм. Способом
закрепления музыкального опыта прошлого в индийской музыке стали так
называемые
«раги».
Рага
(«возбуждение»,
«страсть»
)
-
это
своего
рода
музыкально- интонационная формула тех или иных страстей и настроений..
Голос осмыслялся не как выразитель души поющего, а должен был звучать то
от
имени
богов,
то
из
глубины
времен,
но
самое главное - держаться в
пределах определенной раги и точно передавать смысл словесного текста. До
сих пор так поют и танцует цыгане - потомки и наследники древнеиндийской
культуры.
3. Систематизация музыкальной культуры
Через всю историю музыки проходят, видимо; два типа музыкальных
систем
.Один
из
них
все
время
стремится
исходить
из
реального
повседневного музыкального материала и держаться реальных музыкальных
потребностей
человека.
Другой
строится
на
каком-либо
абстрактном
искусственном основании, стремясь подчинить своей холодной логике не
только музыкальный материал, но и самого человека. Так в Древнем Египте
господствовала
манера
пения,
которая
повсеместно
распространена
на
Востоке и по сей день: глаза закрыты, нос наморщен, мышцы рта и лица
сильно напряжены, шея вытянута - все эти признаки указывают на резкую
гнусавость-
манеру,
которая
в
современной
Европе
счит ает ся
«антихудожественной
и
тщательно
избегается»,
-
пишет
один
из
исследователей музыкальной культуры Древнего Египта. Для пения таким не
натуральным, не своим голосом приходилось много учиться, но как раз
оторванность
профессионализма
от
повседневности
в
эту
эпоху
воспринималась как едва ли не главное достоинство. «Только извозчик поет
натуральным голосом»,- гласит японская поговорка. Такая искусственность
проявлялась и в подчинении музыкального материала абстрактным числовым
закономерностям. Разумеется сама идея единой числовой закономерности,
охватывающей
природу
глубока,
но,
применяя
ее
по
законам
внешней
аналогии,
теоретики
и
музыканты
Востока
получили
эстетически
неубедительные результаты, поражающие своей наивностью. Так , китайская
цитра ( цзин ) делалась длиною 3,66 фута ( от 366 дней), с пятью струнами
(от пяти основных стихий), гриф делился на 12 частей ( по числу месяцев)
.Ровная
поверхность
инструмента
уподоблялась
поверхности
Земли,
считавшейся плоской. Подобная математизация применялась и в средние
века, и в эпоху барокко, и в неисчерпаемом по разнообразию и богатству
XX веке.
В
истории
человечества
была
эпоха,
которая
заложила
основы
современного искусства. Наибольшую роль сыграли в этом отношении
античная Греция и Древний Рим. Сравнивая музыку этих стран можно
наглядно
увидеть,
как
разные
социальные
условия
формируют
разные
отношения к музыке и, соответственно, разные типы музыкальной культуры.
Основные понятия, которыми мы привычно пользуемся, говоря о музыке,
возникли в Древней Греции: гармония и мелодия, ритм и метр, хор и оркестр
и т.д. Даже само слово «музыка» греческого происхождения( искусство муз). У
греков была муза лирики и муза танцев, муза комедии и трагедии, муза
истории и, даже, астрономии, но не было музы, которая отвечала бы за
музыку, так как все, во главе со своим предводителем Аполлоном, занимались
музыкой. Музыка в классической Греции проникала всюду: объединяла все
искусства и все науки, риторику и политику, богов и людей, небо и землю,
травы и воды в единое гармоническое целое - космос. В основе античного
представления о музыке лежит уверенность в том, что сам мир ритмичен и
гармоничен, т.е. музыкален. Музыка воспроизводит эти свойства мира и
наполняет ими душу человека. Так устанавливается единство между миром и
человеком
-
созвучие
(симфония).
Легендарный Орфей своим искусством
покоряет даже силы ада. Хоровое же пение было для греков основой всей
общественной жизни и культуры. Исходя из того, что в музыке воплощены
ритмы и законы Вселенной, греки искали в ней ключ к познанию мира и
познанию человека. Греки не сводили всю музыку к той, которую творили их
музыканты, музыка начиналась для них с той великой музыки природы,
отражением и фрагментом которой были музыкальные изделия человека.
Живя в согласии с природой, греки лишь продолжали ее музыку своей.
В отличие от Греции артисты в Риме ставились немногим выше рабов ( в
Древнем Риме ). Музыка стала забавным ремеслом, не успев развиться до
уровня серьезного искусства. Потому и рассматривалась она, как ремесло
презренное, недостойное свободного человека. Музыки было много, слишком
много, и, в то же время, ее не было. Не было музыки в том возвышенном
смысле, который придавала ей античная классика. Римская культура периода
упадка знает, говоря современным языком, только легкую
музыку.
Развлечение
стало
единственным
богом
огромного
большинства
коренного населения Рима. Казнили под музыку, пороли и жгли под музыку -
под легкую музыку ( когда в Риме в ночь с 18 на 19 июля 64 года произошел
пожар,
спаливший
3/4
города,
император
Нерон
в кругу
приближенных
песней выражал свое восхищение. Упадок римской музыки длился несколько
столетий.
4. Религиозная музыка
Говоря о вокальном жанре нельзя не остановиться более подробно на
религиозной
музыке.
Разумеется,
церковь
рассматривала
музыку
как
средство, орудие своего духовного воздействия. Именно музыка, связанная со
словом, имеет для церкви наибольшее значение. Многократное повторение
какой- либо фразы, фиксируемое по интонации, ритму, громкости, тембру -
это уже « заговор» - исходный жанр религиозной песни.
Самый любопытный пример приспособления русской церкви к потребностям
ускоряющегося
темпа
времени
-многоголосие, изначально -«многогласие»,
когда для сокращения времени церковной службы ее стали делить на части и
исполнять их одновременно. Молящиеся исполняли каждый свою часть, со
своей музыкой и своим текстом. В тупик могло завести не только такое
новаторство,
но
и
консерватизм.
В
течении
многих
веков
русского
богослужения мелодия пения сохранилась, а язык изменился. Многие слова
стали короче и компенсировались в конце напева бессмысленными слогами:
« Слава ти Господи ане не на не нене
ине нене не на на нана ни сотворившему вся»
Соединяясь с размышлениями о смысле жизни, о неизбежности ее конца, эта
музыка способна внедряться в самые глубины души.
5. Возникновение оперы
Вплоть до конца XVI века вокальная музыка была теснее всего связана с
церковью, начиная с XVII века и до наших дней - с театром. Связь музыки с
представлением
восходит
к
первобытным
временам.
Из
хорового
пения
вырос античный театр. История театра то разлучала, то сводила музыкальный
театр
и
театр
драматический.
Временами
они
расходились,
временами
сближались,
и
тогда
возникала
опера,
музыкальная
комедия, оперетта,
мюзикл.
Опера того времени не была для «избранных», она приобрела народное
признание, отрывки и целые арии звучали на улицах и в домах Италии и
Европы.
По
мнению
Моцарта
и
Россини,
народность
-
неотъемлемое
качество
оперы.
Надо
сказать
о
потере
интереса
к
оперному жанру
современного человека, слишком долго бытовало мнение, что музыка, это
удел профессионалов, их привилегия, существовало мнение об элитарности
искусства.
Как
результат
всего
этого-
уход
из
сферы
быта
домашнего
мюзицирования, падение интереса к живому пению, к непосредственному
личному общению с музыкой. Если красота движений и выразительность
жестов уступают место суетливой торопливости( издержки времени),
или
вертлявой
развинченностью
поз,
когда
атрофируется способность
к
искреннему слову, тогда теряется доверие к музыке, как к зеркалу истории,
обесценивается и перестает восприниматься красота истинная. Мы все на
каком- то этапе «потеряли Эвредику» и вернуть ее сможем, лишь возвратив
современной
музыке
-
культуру,
современной
культуре
-
музыку,
а
современной истории - доверие.
6. Возникновение романса
Опера подготовила появление романса, хотя сам романс вырос из песни
( песня - исток всего в музыкальном мире ). Но, если песня уместна и на
улице,
и
на
площадях,
и
на
концертной
эстраде,
то
романс
уместнее
в
камерной
обстановке.
Можно
хором
спеть,
например
«
А,
я
люблю
женатого», но нельзя спеть хором ни «Средь шумного бала», ни «Я помню
чудное мгновенье».Главная задача романса уловить неповторимость чувства.
Термин «романс» обозначал в XVIII веке любовную песню « романского», т.е.
испанского
происхождения.
Когда
подобные
песни
сочинялись
русскими
композиторами на русские тексты ,их, поначалу, называли не романсами, а
«российскими песнями».
Во
второй
половине XIX века профессиональные музыканты пришли к
выводу о том, что характерный для старинного романса тип мелодической
красоты и тип поэтического текста устарели и должны отойти в прошлое, как
предварительная ступенька классического романса. Такое представление о
бытовом
романсе
у
многих
профессионалов
сохранилось
и
до
сих
пор.
Некоторые считают, что история музыки -это необратимый путь от простого к
сложному, что художник обязан постоянно экспериментировать, обновлять
язык. Сама возможность создать на музыкальном языке столетней давности
нечто художественно ценное отрицается. Получается так, что писать языком
Баха в XXI веке можно, а пользоваться языком Варламова и Булахова нельзя,
если не хочешь впасть в тривиальность. Убедительный ответ может здесь дать
сама
музыкальная
практика.
Старинный
романс XX века, лучшие песни,
творчество наших лучших бардов доказали, что на языке Варламова можно
еще
многое
сказать.
Те
романсы,
которые
столько
раз
объявлялись
нехудожественными, сейчас все также трогают сердца миллионов людей.
Подлинную,
искреннюю,
«человеческую»
музыку
нельзя
уничтожить
росчерком пера, рано или поздно она возрождается как птица Феникс из
пепла.
7. Взаимопроникновение развлекательной и серьезной
музыки
Возвращаясь
к
вопросам
музыкальной
культуры,
хочется
отметить
ошибочность разрыва развлекательной и серьезной музыки. И дело не в том,
чтобы реабилитировать легкую, развлекательную музыку и поставить рядом с
серьезной, а в том, чтобы выявить их взаимосвязь в самом существенном.
Какой бы серьезной ни была музыка, она обязательно включает в себя моменты
условности, фантазии, игры. Момент развлечения в серьезной музыке куда
более
утончен,
разнообразен
и
изыскан, чем
в
развлекательной
музыке
(Вспомним: Моцарт «Фигаро», Бах «Шутка» и многие другие произведения).
Современная легкая музыка столь же органично вырастает из современной
жизни, как музыка прошлого из жизни прошедших веков, а духовная почва,
на которой выросла классика, стала неотъемлемой частью духовного опыта
наших дней.
Говоря
о
проблемах
молодежной
музыки,
о
взаимоотношении
развлекательности и серьезности в искусстве, надо учитывать тот сложный
социальный и идеологический контекст, в котором они возникают и так или
иначе
разрешаются.
Массовая
музыкальная
культура
неоднородна.
Ясно,
например,
что
джаз
возник
не
как
массовый
продукт
официальной
культурной индустрии США, но организаторы ее не успокоились, пока не
создали
рядом
с
подлинным
джазом,
джаз
коммерческий,
а
когда
джаз
выдохся, появилась поп-музыка,50-х годов ( в современное время джаз, поп,
рок-музыка имеют место и популярность).Поп-музыка этих лет формировала
уникальное, в сущности беспроблемное мышление .
Рок, появившийся на Западе в конце 50-х начале 60-х (к нам он пришел
позже
),
годов
был
полной
противоположностью
господствующей
музыкальной
эстраде.
Умеренность
и
сентиментальность
он
заменил
открытым
взрывом
эмоций,
резкими
выкриками,
острыми
социальными
выпадами.
Рок
впервые
призвал
под
знамена
именно
молодежь,
противопоставив ее взрослым.
Политизация рока принесла огромный успех ансамблю «Битлз» в 60-е
годы.
Ленон
и
его
коллеги
протестовали
против
войны
во
Вьетнаме,
требовали вернуть Ирландию ирландцам, собирали средства для Бангладеш.
Пластинки группы расходились по всему миру миллионами тиражей. Песни
«Дадим миру шанс», «Чтобы наступил мир», «Не хочу быть солдатом» и
многие другие пользуются всеобщим вниманием и успехом до сих пор.
Дж. Ленон говорил: «Я хочу сказать, что сон наркоманов кончился...Нужно
н е утешать
людей,
а
открывать
им
глаза
на
те
унижения,
которые
они
испытывают, чтобы заработать на хлеб. Надо помочь им избавиться от тех
миражей, которыми их окружают». Эти слова звучали в устах недавнего
поклонника нирваны (современную молодежь привлекает и «Битлз» и ,в
недавнем прошлом, «Нирвана»).
Антиподом «Битлз» была группа «Роллинг Стоунз». Лидер группы заявлял:
«Агрессивность и насилие сильнее политики». Политизации рока «Роллинг
Стоунз»
противопоставили
аполитичность.
Переходу
от
рока к
диско
послужила деятельность целого ряда популярных групп. Шлягер- это значит,
в переводе с немецкого, пробиваться, а в переносном смысле-
приобретать популярность. Танцуя под музыку такой группы все поют вместе
с ней, и концерт превращается в праздник без проповедей и нравоучений.
Диско-музыка должна
быть
предельно
танцевальной.
Способом
подчеркивания танцевальности
выступает
четкий
строгий
механический
ритм.
Глухие низкие
ударные
звуки,
четкий
однообразный
ритм
и
ритмические вспышки яркого света обладают своеобразным наркотическим
воздействием,
непосредственное
физиологическое
воздействие
диско-
атмосферы на личность не вызывает сомнения.
В 60-е 70-е годы получил развитие и панк-рок, они стремились вернуться к
простым
и
доступным
инструментам
первых
рок-
групп,
считая,
что
признанный рок погряз в технических изысках и интеллектуальных бреднях,
забывая
о
простой
и
грубой
жизни.
В
80-е
годы
появилось
еще
одно
направление-«хеви
мелтал»
(тяжелый металл
).От
музыки
требовался
возбуждающий, выстукиваемый, часто [встроенный на одной и той же легко
улавливаемой
инструментальной фразе,
ритм.
«Энергизм»
-самое
существенное свойство этого стиля, кричащая манера пения, переход на
пронзительно высокие ноты, полная формация обычного тембра голоса -это
требования стиля.
Не
один
десяток
лет сменяющиеся поколения молодых людей поют и
слушают песни Б.Окуджавы и В.Высоцкого. Секрет долголетия этих песен в
прямом, открытом, глубоко личном обращении к темам, волнующим каждого.
Бардовская песня - это особая поэзия, избегающая видимой изощренности,
усложненности, незавершенности действия. Лучшие бардовские песни ни по
музыке, ни ,тем более, по качеству поэтического текста не уступают многим
романсам и профессиональным песням.
Оценивая рок- музыку нельзя не отметить в ней и тягу к тем музыкальным
жанрам, которые способны к обобщению картины современного мира, к
концентрированному воплощению жизненной позиции: альбомы группы
«Пинк Флойд» ( «Оборотная сторона луны», «Животные»); рок- оратории и
рок- оперы: «Иисус Христос - суперзвезда», «Орфей и Эвридика», «Юнона и
«Авось» и другие.
8. Народная песня, как отражение труда и быта
человека
Песня
ближе
всего
к
повседневности.
Но
она
же
парит
и
над
всей
культурой
человечества,
может
быть,
короче
и
искреннее
всего
другого
выражая ее в себе. В песне - исток всех жанров. Через нее вбирают они
эмоциональный опыт народов и поколений. Ведь песня - наиболее чуткий
свидетель и участник всех поворотов народной и личной истории. Когда
иссыхает песня, опасность нависает над всей остальной музыкой, и что -то
важное, невосполнимое уходит из самой человеческой жизни.
И снова вернемся к истокам. Человек, незнающий истории Родины- как
дерево без корней, человек, незнающий истории русской песни, русской
культуры - опустошен духовно.
Обрядовые песни, при всей их ограниченности, являлись своеобразными
носителями информации о жизни русского народа.
Главное
их
преимущество-
глубина
содержания.
Сюда
входят
песни
крепостной неволи, солдатские, ямщицкие, любовные и.т.д. В этих песнях
нет надуманного, показного. В них огромная глубина и духовная красота,
которые способны формировать наше отношение к людям, природе, родному
краю, радости и горю, жизни и смерти.
Там, где традиционные жанры не справляются с ускорившимся движением
истории, возникают новые жанры: частушка, революционная песня.
Даже когда в частушке поется о любовных переживаниях, она всегда готова
перейти от обиды к вышучиванию, а от жалобы к насмешке:
« Девки- ой, бабы- ой,
Милый помирает.
Я хотела пореветь-
Смех одолевает»
Возникнув в городской среде, частушка не случайно нашла в деревне хорошо
подготовленную почву: быстрые плясовые мелодии, культуру пения и игры,
сочность крестьянской речи, непринужденность деревенской атмосферы, где
все знают все обо всех. Широкое исполнение частушек - это путь к тому
всеобщему пению, которое является основой музыкальной культуры, это тем
более важно, в связи с современной обстановкой, когда форма семейного
пения почти не практикуется.
Другой
формой
песенного
отклика
на
события
стала
революционная
песня, которая часто рождалась на основе распространенного в народе напева,
рождалась как отклик на исторические события.
22 июня 1941 года грянули пушки. Но наши музы не молчали. Они шли по
фронтовым дорогам вместе с солдатами, наполняя их сердца мужеством ,
помогая переносить тяготы жизни. Песни на войне-безотказное и сильное
оружие
.
Недаром
так
тепло
встречали
солдаты
и Лидию
Русланову,
и
Клавдию Шульженко, и многих других артистов фронтовых бригад.
Народ песней откликается на важнейшие исторические события: это песни о
войне
в
Афганистане
(
«
Я
ухожу»,
«Кукушка»)...,
войне в
Чеченской
Республике ( «Мой взвод», « Зачем мы здесь?» )...- в них слышится боль
утрат, поется о доме и мужестве солдата, и, что неизбежно для нашего
времени, звучит вопрос о необходимости всего происходящего. По-прежнему
жива частушка, и пусть все эти самодеятельные песни несовершенны по
форме (кстати, как и народные песни прошлых лет), но в них есть «Душа» и
они стали частицей народного сознания.
9. Музыкальная культура Орловщины
Пристального внимания и изучения заслуживает музыкальная культура
Орловщины. По характеру своих мелодий народные песни Тургеневского края
относятся к одному из верхнеокских стилей с ярко выраженными чертами
большой древности.
«Ой вы, хлопцы - молодцы
Вы, девицы - кралечки
Не ходи -
Лучше будет, лучше будет !
Не люби -
Лучше будет, лучше будет!»
В приокском крае на местном музыкальном материале создана была кантата
Василенко: «Сказание о граде Великом Китеже и тихом озере Светояре» - его
дипломная работа. Для создания этого произведения Василенко изучал песни,
обряды
и
быт
самой
консервативной
секты
«Белые
голуби»,
которая
находилась в селе Паниковец (ныне Должанский район ). На стихи Бунина
Василенко создал четыре романса: «Верь», «Неугасимая лампада», и.т.д. На
нашей земле творили известные композиторы Калинников и Юрасов.
В выходившем в Орле в 1925 году журнале «Новый путь» было опубликовано
следующее обращение:
«Редакция
журнала
просит
своих
читателей
присылать
ей
для
издания
отдельной книжкой частушки, присказки, прибаутки, «страдания» и прочие
песенки, распеваемые деревней». Был собран богатый фольклорный материал
о
минувшей
гражданской
войне,
труде,
быте
и
культурном
досуге
крестьянства. К числу таких строк следует по праву отнести частушки и
песни гражданской войны:
«Деникин
же
мрачно
горланил:
Куда мне направить курс?
Не только не дали Орла они,
А еще и оттяпают Курск...»
Орловские
страницы
песенной
летописи
Великой
Отечественной
войны
донесли до нас живые приметы того времени, с документальной точностью
отразив чувства и мысли людей, совершивших ратные подвиги:
«Мсти врагу беспощадно и смело.
Мать- отчизна, мы слышим твой зов.
В бой выходят за правое дело
Партизаны
орловских
лесов»
(Песня
орловских
партизан).
О подвиге комсомолки А.Гайтеровой, погибшей под Русским бродом сложил
песню Я.Хелемский на мелодию «Каховки»:
«Сигналом
атаки,
трубою
призывной
Знакомая песня, лети!
Елец и Верховье, Ефремов и Ливны
Этапы на грозном пути».
Когда вслушиваешься в песню, посвященную 129-й Орловской дивизии,
снова воскресает героическое прошлое родных мест:
«Как Орел, крылатою
Бурею прошла
Сто двадцать девятая
Имени Орла.
В нашу честь салют московский
Грянул на весь свет.
Путь дивизии Орловской -
Славный путь побед».
Родина
Тургенева
и
Калинникова оказалась
своеобразным
заповедником,
хранящим
бесценные
богатства художественного
творчества народа.
Широко
используют
фольклорный
материал
Орловские
композиторы:
Е.Дербенко,
И.Ходоско,
Л.Афанасьев,
А.Крепких
и
другие,
в
их
инструментальных произведениях слышатся интонации русских народных
песен ( «Русский наигрыш», «Ярмарка», «Русская песня» ), а большинство
вокальных произведений создано в русском стиле ( «Привольный край»,
«Русская природа», «Гармонисты все Тимони» ).
И
профессиональные,
и
самодеятельные
коллективы
с
удовольствием
исполняют песни, написанные композиторами Орловской области на стихи
поэтов Орловской области (« Ливенка»-муз. А. Ольта, сл.Г. Рыжкина; «Кони
белые»
-
муз.А.
Ольта,
сл.
О.Сафоновой;
песни
записанные
известным
Орловским композитором Е.Дербенко и другие ).
Русские песни (старинные и современные ) были и остаются ничем не
заменимой частью русской художественной культуры.
На всю страну и далеко за ее пределами прославили родную Орловщину и
г.Ливны знаменитые гармони ливенки. Ансамбль «Ливенские гармошки»
Был создан в 1964 году и существует по сей день. В этом году ансамбль
отметил
55-летия
со
основания.
В
репертуаре
ансамбля
как
инструментальные произведения ( народные песни в обработке для гармони,
пляски, наигрыши, пьесы композитора Е.Дербенко ), так и произведения
вокального жанра, которые исполняет женская вокальная группа ансамбля
(народные
песни,
частушки,
песни
современных
авторов,
написанные
в
народном
стиле
).
Город
Ливны
вдохновенно
прославил
композитор
Пономаренко. Его песня, посвященная Ливнам, стала своеобразным гимном
города.
Не будь песня необходима человеку в его отношениях с миром, она не
родилась бы и не развилась бы до современного уровня. Один из первых
исследователей народной песни Н.А. Львов утверждал, что «говорить и петь
было в начале одно дело». Традиции народной песни надо хранить и предавать
из поколения в поколение. Когда-то с этой задачей успешно справлялась
семья. В процессе семейного пения дети от родителей узнавали народные
песни, частушки. В современное же время происходит отказ от семейного
пения, и задачу возрождения народной песни берут на себя музыкальные
школы, студии, Дома культуры ( Ливенская ДМШ-обучение детей игре на
«ливенке», группа «Праздник» г. Ливны - пропаганда народной песни и песни
«ретро», хор завода «Ливгидромаш» - старинные родные и современные
песни и.т.д. )
III. Заключение
Овладевая богатством народной песни, современный человек овладевает
красотой, выразительностью обыденной русской речи, яркостью и глубиной
одной поэзии и теми истоками (звуковыми и интонационными), из которых
вырастает русская классическая музыка. Это важно не только для развития
музыкальной культуры личности, но и культуры речевой, без которой нет
никакой другой культуры.
Как писал уроженец г. Ливны С.Н. Булгаков: « Историческое будущее и,
возрождение и восстановление нашей Родины или окончательное ее
разложение,
быть
может,
политическая
смерть,
находятся,
по
моему
убеждению, в зависимости от того, решим ли мы культурно -педагогическую
задачу: просветить народ, не разлагая его нравственной личности. И судьбы
эти история вверяет в руки интеллигенции» - под этими словами с полной
ответственностью могли бы подписаться многие поколения.
IV. Библиография
В. Уколов, Е. Рыбакина «Музыка в потоке времени»
С.Н. Булгаков
«Моя Родина»
П. Сизов
«Музыкальные были Орла»
А.Ф. Кострица
«Край наш Орловский»
Ф.В. Ковалев
«Ливны»
П.В. Киреевский
«Русское народное поэтическое творчество»