Автор: Игнатова Алевтина Николаевна
Должность: Преподаватель по классу домры
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская музыкальная школа"
Населённый пункт: г. Зеленодольск
Наименование материала: Методическая работа
Тема: Применение компьютерных технологий в ДШИ и ДМШ
Раздел: дополнительное образование
Применение компьютерных технологий в ДШИ и ДМШ
Двадцать первый век – это век информационных технологий.
Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо
деле, мастерстве, искусстве. Информационные технологии сейчас активно
внедряются
в
различные
сферы
жизни,
среди
них
и
образование.
В
настоящее
время
большое
количество
информационных
технологий
применяется в учебном процессе.
Использование информационных
технологий
в
образовательном
процессе
дает
учителю
большие
возможности
проведении
урока,
делает
урок
более
увлекательным,
наглядным,
позволяет
по-новому
использовать
на
уроках
текстовую,
звуковую,
и
видеоинформационную
часть,
обогащает
методические
возможности урока, придают ему современный уровень.
Обновление образования, развитие его в новых направлениях, требует от
преподавателей
школ
искусств
и
детских
музыкальных
школ
знания
инновационных
педагогических
технологий
и
владения
современной
техникой,
освоение
новых
форм
методов
обучения.
В
нашем
мире
с
быстро
развивающимися
информационными
технологиями,
обычные,
наиболее распространенные схемы обучения часто уступают место более
эффективным.
Интернет
-
технологии
активно
внедряются
в
сферу
музыкального образования, оказывая значительную помощь в творческой
деятельности
педагогов
и
учащихся.
Сегодняшнее
поколение
детей
достаточно свободно владеет компьютером, поэтому, начиная с младших
классов, имеют смысл такие задания, как прослушивание с помощью
Интернет-ресурсов
изучаемого
произведения
в
исполнении
разных
мастеров
-
профессионалов,
а
также
ровесников
-
учащихся
ДШИ,
прослушивание
звучание
данного
произведения
в
исполнении
других
музыкальных
инструментов
с
последующей
беседой
-
сравнением,
просмотр портретов великих композиторов. Немаловажную роль играет
заинтересованность со стороны родителей. Учащиеся старших классов,
пользуясь Интернет - ресурсами могут составлять рефераты, отыскивать
интересные
факты
творчества
композиторов
и
исполнителей,
а
также
просматривать
фрагменты
их
выступления.
Связь
музыки
с
другими
видами искусства, такими как живопись, литература, поэзия, интересно
может быть представлена при подготовке мероприятий с использованием
мультимедийной
техники,
подборка
видеоряда,
соответствующего
характера
музыки,
подбор
музыкальных
эпизодов
к
живописным
полотнам,
взятым
из
Интернета,
чтение
стихов
с
музыкальным
сопровождением.
Заглянуть
во
внутренний
мир
каждого
ученика
и
раскрыть
его
творческую
индивидуальность-задача
педагогов
ДШИ,
решить которую помогают современные образовательные технологии.
В преподавании используются следующие технологии:
1.
Технология развития ассоциативно – образного мышления
Данная
технология
базируется
на
связи
музыки
с
разными
видами
искусства – кино, изобразительном искусством, театром.
2.
Игровая технология.
Игровое
творчество
можно
назвать
основным,
наиболее
доступным,
увлекательным и любимым детьми видом деятельности. Известен факт, что
школьники во время игры мало устают, а мозг и интеллект их активно
работает.
3.
Здоровье-сберегающая технология.
К здоровье-сберегающим технологиям относятся педагогические приемы,
методы, технологии, использование которых,
идет на пользу здоровью
учащихся и которые не
наносят прямого или косвенного вреда.
Например:
некоторые
мелодии
действительно
обладают
сильным
терапевтическим эффектом. Пение веселых песен помогает при сердечных
недугах,
способствует
долголетию.
Медики
установили,
что
струнные
инструменты
наиболее
эффективны
при
болезнях
сердца.
Кларнет
улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное
воздействие на легкие и бронхи. Но самый большой эффект на человека
оказывают мелодии Моцарта.
Музыкальная
терапия
может
стать
эффективным
методом
лечения
школьных неврозов, которые сегодня все больше поражают учащихся, как
в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще.
4.
Технология
развития
голоса
и
слуха
одна
из
главных
в
процессе
развития певческой культуры учащихся.
5.
Информационные
технологии-
э то
м н о гоч и с л е н н ы е
ауд и о
и
видеоматериалы, цифровые компоненты учебно-методических комплектов.
6.
Музыкально - компьютерные технологии-очень молодая и динамично
развивающаяся область знаний. Она находиться на
стыке между техникой и искусством, представляющим человеку постоянно
совершенствующиеся инструменты для творчества, обучения и научных
исследований.
Вопрос о применении компьютеров в музыкальном образовании вызывает,
безусловно, неоднозначные суждения. И сегодня довольно часто звучит
вопрос: а зачем в музыкальной школе компьютерные технологии? Именно
информационные
технологии
позволяют
в
полной
мере
раскрыть
педагогические,
дидактические
функции
учебных
методов,
реализовать
заложенные
в
них
потенциальные
возможности.
Преподаватели
по
фортепиано
спрашивают:
не
приведет
ли
применение
компьютерных
технологий
к
снижению
уровню
творче ского
развития?
А
словосочетании ,, компьютерное обучение,, многих просто пугает. Как же
так,
мы
всегда
гордились
человеческим
фактором
в
воспитании
музыканта, тонким проникновением в душу…. Да гордились. И теперь
гордимся достижениями замечательных преподавателей, но согласимся и с
тем, что это все- таки штучная работа, какой ей и полагается быть. При
этом
новые
направления
и
инструменты
не
исключают
мирного
сосуществования,
предлагая
сегодняшней
музыкальной
школе
большой
спектр
явных
преимуществ.
.
До
сих
пор
у
нас
в
стране
практика
поступления в музыкальную школу не изменилась: прослушав ребенка, а
последнее время и без прослушивания, мы берем его в школу. Ребенок
начинает цикл посещений уроков с последующим возвращением домой и
выполнение
заданий.
При
этом,
естественно,
усвоение
заданий
происходит
не
всегда
успешно,
потому,
что
дома
не
всегда
есть
возможность контроля со стороны человека с музыкальным образованием.
Это приводит к ошибкам, которые потом надо исправлять на уроке.
Самый доступный способ применение информационных технологий на
уроке
музыке
–
использование
мультимедийных
средств
обучение.
Компьютерные
программы
применяются
в
обучении
игры
на
инструментах, в развитии музыкального слуха, проведении прослушивания
музыкальных
произведений,
в
подборе
мелодий,
в
аранжировке
,
импровизации,
наборе
и
редактировании
инструментального
текста.
Компьютер
также
дает
возможность
разучивать
пьесы
с
«оркестром»,
выполнять
функции
«тренажера»
по
дирижированию,
проводить
музыкально-слуховой анализ мелодий, тем произведений в курсе истории
музыки.
Для
многих
музыкальных
дисциплин
компьютер
является
незаменимым
источником
библиографических
энциклопедических
сведений.
Наконец, компьютер широко используется как средство нотного набора
текста
музыкального
произведения.
Применение
информационных
технологий
в
образовательном
процессе
предоставляет
преподавателю
большие
возможности
при
проведении
урока,
делает
занятие
более
увлекательным,
запоминающимся,
наглядным,
позволяет
по-новому
и с п о л ь з о в а т ь
н а
у р о к а х
м у з ы к е
т е к с т о ву ю ,
з ву ко ву ю
и
видеоинформационную
часть,
обогащает
методические
возможности
урока.
Литература:
Фрадкин Ф.А. Школа в системе социализирующих факторов //Педагогика-
1995 //
Никишина И.В. Инновационные педагогические и организация учебно-
воспитательного
и
методического
процессов
в
школе:
использование
интерактивных
форм
и
методов
в
процессе
обучения
учащихся
и
педагогов-Волгоград: Учитель. 2008.