Автор: Аметова Нурие Абдуллаевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МКУДО
Населённый пункт: Ароматное с, Белогорский р-н, Республика Крым
Наименование материала: методическая разработка, доклад
Тема: Работа над инвенцией C-moll И.С. Баха
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «АРОМАТНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
БЕЛОГОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ДОКЛАД
НА ТЕМУ
«РАБОТА НАД ИНВЕНЦИЕЙ C-MOLL И.С. БАХА»
Выполнила:
Преподаватель по классу фортепиано
Аметова Нурие Абдуллаевна
с. Ароматное -2019г.
Сложностей над работами инвенциями И.С. Баха очень много. И первая
ошибка
преподавателя
заключается
в
том,
что
дается
задание
разобрать
инвенцию ученику самостоятельно. Прежде чем дать разбирать инвенцию в
классе объясняю все сложности, проигрываю, большое внимание уделяю
теме
инвенции,
обращаю
внимание
на
то,
двухголосная
она
или
трехголосная.
В трехголосной инвенции
c-moll И.С. Баха
есть свои сложности,
возникающие в процессе работы, по мимо тех, что встречаются при работе во
всех инвенциях:
А) повторяющейся звук в теме «Ре-Ре», «Соль-Соль» исполнение на legato;
Б) работа над трелью;
В) исполнение в руке двух голосов – один legato, non legato.
Затем приступаю разбирать инвенцию по голосам, где сразу заостряю
его внимание на исполнение верной аппликатуры, работы в очень медленном
темпе и счета в слух. Инвенцию разбираем с учеником в классе.
После
корректного
разбора
инвенции
по
голосам,
уверенного
исполнения данного задания, соединяем произведение по рукам – отдельно
левую и отдельно правую. Но при этом продолжаем работать над инвенцией в
разрезе «по голосам».
В момент соединения инвенции двумя руками продолжаем работу над
голосами и работу «отдельно каждой рукой».
Естественно, очень помогает интонирование периодически одного из
голосов (ученик быстрее осмысливает тему и ему легче ее выделять).
Инвенция c-moll И.С. Баха: темп не слишком медленный, тема состоит
из
двух
подтем
(первая
скачками,
поэтому
ее
нужно
пропеть;
вторая
–
поступенный подъем и также спуск, ее нужно произнести), уметь услышать и
провести противосложение.
В интермедии эпизод
g-moll – смена тональности, обратим внимание
на
перекрещивание
голосов.
Архитрудной
задачей
является
тембровое
разделение голосов. Для этого нужно тему играть legato, а сопровождающий
голос подснимать. В конце эпизода g-moll видим трель – довольно трудна.
Если ученик технически не справляется с иррегульной трелью, предлагаем
играть более крупными длительностями, дублируя ритм в другой руке.
Очень трудно здесь темброво развести голоса в правой руке. Для этого
нужно альт играть legato, а сопрано – non legato.
Еще есть такой фрагмент – верхний голос legato, средний – non legato.
Пассажи в левой руке доводить до первой ноты группировки, доводить
и так дальше последующие пассажи.
Затем пассажи идут в сопрано – это кульминация в симфонии. Хорошо
сравнить
голоса
виолончель-скрипка.
Перед
репризой
–
важно
провести
диалог двух голосов вопрос-ответ. В начале репризы услышать восхождение
баса, так как мелодия имитирует тему и обратить внимание на каденцию –
разрешение доминанты в тоника.
В процессе работы применяю следующие приемы – ученик играет
левую руку, преподаватель – правую, и наоборот. Медленный темп сохраняем
практически до момента запоминания наизусть. Разрешаю сдвинуть в темпе
инвенции когда текст звучит слаженно, уверенно и без помарок.
Большое
внимание
обращаю
глубине
звука,
умению
слушать
и
контролировать свою работу.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.
Ю.А.
Монастыршина.
Ообенности
работы
над
инвенциями
и
симфониями Баха по методу М.В. Юдиной.