Напоминание

Работа над инвенцией C-moll И.С. Баха


Автор: Аметова Нурие Абдуллаевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МКУДО
Населённый пункт: Ароматное с, Белогорский р-н, Республика Крым
Наименование материала: методическая разработка, доклад
Тема: Работа над инвенцией C-moll И.С. Баха
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ «АРОМАТНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

БЕЛОГОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ДОКЛАД

НА ТЕМУ

«РАБОТА НАД ИНВЕНЦИЕЙ C-MOLL И.С. БАХА»

Выполнила:

Преподаватель по классу фортепиано

Аметова Нурие Абдуллаевна

с. Ароматное -2019г.

Сложностей над работами инвенциями И.С. Баха очень много. И первая

ошибка

преподавателя

заключается

в

том,

что

дается

задание

разобрать

инвенцию ученику самостоятельно. Прежде чем дать разбирать инвенцию в

классе объясняю все сложности, проигрываю, большое внимание уделяю

теме

инвенции,

обращаю

внимание

на

то,

двухголосная

она

или

трехголосная.

В трехголосной инвенции

c-moll И.С. Баха

есть свои сложности,

возникающие в процессе работы, по мимо тех, что встречаются при работе во

всех инвенциях:

А) повторяющейся звук в теме «Ре-Ре», «Соль-Соль» исполнение на legato;

Б) работа над трелью;

В) исполнение в руке двух голосов – один legato, non legato.

Затем приступаю разбирать инвенцию по голосам, где сразу заостряю

его внимание на исполнение верной аппликатуры, работы в очень медленном

темпе и счета в слух. Инвенцию разбираем с учеником в классе.

После

корректного

разбора

инвенции

по

голосам,

уверенного

исполнения данного задания, соединяем произведение по рукам – отдельно

левую и отдельно правую. Но при этом продолжаем работать над инвенцией в

разрезе «по голосам».

В момент соединения инвенции двумя руками продолжаем работу над

голосами и работу «отдельно каждой рукой».

Естественно, очень помогает интонирование периодически одного из

голосов (ученик быстрее осмысливает тему и ему легче ее выделять).

Инвенция c-moll И.С. Баха: темп не слишком медленный, тема состоит

из

двух

подтем

(первая

скачками,

поэтому

ее

нужно

пропеть;

вторая

поступенный подъем и также спуск, ее нужно произнести), уметь услышать и

провести противосложение.

В интермедии эпизод

g-moll – смена тональности, обратим внимание

на

перекрещивание

голосов.

Архитрудной

задачей

является

тембровое

разделение голосов. Для этого нужно тему играть legato, а сопровождающий

голос подснимать. В конце эпизода g-moll видим трель – довольно трудна.

Если ученик технически не справляется с иррегульной трелью, предлагаем

играть более крупными длительностями, дублируя ритм в другой руке.

Очень трудно здесь темброво развести голоса в правой руке. Для этого

нужно альт играть legato, а сопрано – non legato.

Еще есть такой фрагмент – верхний голос legato, средний – non legato.

Пассажи в левой руке доводить до первой ноты группировки, доводить

и так дальше последующие пассажи.

Затем пассажи идут в сопрано – это кульминация в симфонии. Хорошо

сравнить

голоса

виолончель-скрипка.

Перед

репризой

важно

провести

диалог двух голосов вопрос-ответ. В начале репризы услышать восхождение

баса, так как мелодия имитирует тему и обратить внимание на каденцию –

разрешение доминанты в тоника.

В процессе работы применяю следующие приемы – ученик играет

левую руку, преподаватель – правую, и наоборот. Медленный темп сохраняем

практически до момента запоминания наизусть. Разрешаю сдвинуть в темпе

инвенции когда текст звучит слаженно, уверенно и без помарок.

Большое

внимание

обращаю

глубине

звука,

умению

слушать

и

контролировать свою работу.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.

Ю.А.

Монастыршина.

Ообенности

работы

над

инвенциями

и

симфониями Баха по методу М.В. Юдиной.



В раздел образования