Напоминание

Организация проектной деятельности в ДОУ


Автор: Кузнецова Вера Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: город Коряжма, Архангельская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Организация проектной деятельности в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




МДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 10 «Орлёнок» город

Коряжма

«Инновационная образовательная практика в ДОУ»

Опыт работы

«Организация проектной деятельности в ДОУ»

Автор доклада: Кузнецова Вера Валентиновна, воспитатель

1 квалификационной категории

Сегодня

одним

из

наиболее

ярких,

развивающих,

интересных,

значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста

является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование

во

всех

сферах

человеческой

деятельности

становится

универсальным

инструментарием,

позволяющим

обе спечить

ее

с и с т е м н о с т ь ,

целеориентированность и результативность. Метод проектной деятельности

не

является

принципиально

новым.

Он

был

разработан

в

начале

20-го

столетия американским философом, психологом и педагогом Джоном Дьюи

(1859–1952). По мнению Д. Дьюи, обучение должно строиться «на активной

основе через целесообразную деятельность в соответствии с их личными

интересами

и

личностными

ценностями.

Чтобы

ребенок

воспринимал

действительно нужные ему знания, изучаемая проблема должна быть взята из

реальной жизни и быть значимой, прежде всего, для ребенка, а ее решение

должно требовать от него познавательной активности и умения использовать

имеющиеся

знания

для

получения

новых.

Так

что

же

такое

проектная

деятельность?

Проектная

деятельность

это

самостоятельная

и

совместная

деятельность

взрослых

и

детей

по

планированию

и

организации

педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально

значимый результат. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и

как я могу эти знания применить» — вот основной тезис современного

понимания метода проектов.

Проект

это

способ

организации

педагогического

процесса,

основанный

на

взаимодействии

педагога

и

воспитанника,

способ

взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность

по

достижению

поставленной

цели.

По

сути

своей,

это

перспективное

планирование занятий по познавательному развитию, включающее в себя все

возможные виды детской деятельности, объединенные одной темой. Проект

это

пять

«П»:

Реализация

проекта

осуществляется

в

игровой

форме,

включением детей в различные виды творческой и практически значимой

деятельности,

в

непосредственном

контакте

с

различными

объектами

социальной среды (экскурсии, разведки,

встречи с людьми разных профессий, игры на объектах социальной

среды, практически полезные дела).

Основной

целью

проектного

метода

в

дошкольных

учреждениях

является

развитие

свободной

творческой

личности

ребенка,

которое

определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности.

Задачи развития:

Обеспечение

психологического

благополучия

и

здоровья

детей;

Развитие познавательных способностей;

Развитие творческого воображения;

Развитие творческого мышления;

Развитие коммуникативных навыков.

Задачи

исследовательской

деятельности

специфичны

для

каждого возраста.

Проекты в детском саду могут быть:

исследовательское-творческие:

дети

экспериментируют,

а

затем

результаты

оформляют

в

виде

газет,

драматизации,

детского

дизайна;

ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети

входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные

проблемы);

информационно-практико-ориентированные: дети собирают

информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы

(оформление и дизайн группы, витражи и др.);

творческие

(оформление

результата

в

виде

детского

праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо

столетий», «Книжкина неделя»;

межгрупповые:

«Математические

коллажи»,

«Мир

животных и птиц», «Времена года»;

творческие:

«Мои

друзья»,

«У

нас

в

нескучном

саду»,

«Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;

групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный

мир», «Права детей».

индивидуальные:

«Я

и

моя

семья»,

«Генеалогическое

древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;

исследовательские: «Мир и воды», «Дыхание и здоровье»,

«Питание и здоровье», «Покорми птиц».

По

продолжительности

они

бывают

краткосрочными

(одно

или

несколько

занятий),

средней

продолжительности

течение

одного

или

нескольких месяцев), долгосрочные (на учебный год).

Так

как

ведущей деятельностью дошкольников

является

игра,

то

предпочтение отдается творческим и ролевым видам.

Групповые проекты в детском саду могут стать первой ступенькой.

Но

сначала

воспитатель

составляет

свой

педагогический проект,

который включает несколько этапов: Первый этап-Выбор темы.

Один

из

способов

введения

в

тему

связан

с

использованием

модели «трех вопросов»:1. Что знаю? 2. Чего хочу узнать? 3. Как узнать?

На

данном

этапе

диалог

с

детьми,

организованный

педагогом,

способствует не только развитию саморефлексии ребенка в области познания

собственных интересов, развитию речи и собственно речевого аппарата.

Второй этап-Реализация проектов.

Реализация проектов п р о и с х о д и т

ч е р е з

р а з л и ч н ы е

виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Задача

воспитателя

на

данном

этапе

создать

в

группе

условия

для

осуществления детских замыслов.

Уникальность

применения проектного метода

в

данном

случ ае

заключается в том, что второй этап способствует разностороннему развитию,

как психических функций, так и личностных качеств ребенка.

Третий этап-презентация проекта.

Важно,

чтобы

в

основу

презентации

был

положен

материальный

продукт,

имеющий

ценность

для

ребенка.

В

ходе

создания

продукта

раскрывается

творческий

потенциал

дошкольников,

находят

применения

сведения, полученные в ходе реализации проекта.

Рекомендации для педагогов при работе над проектом:

Глубоко изучите тему проекта;

При составлении плана работы с детьми над проектом поддерживайте

детскую

инициативу;

Заинтересуйте

каждого

ребенка

тематикой

проекта,

поддерживайте его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

Создавайте

игровую

ситуацию,

опираясь

на

интересы

детей

и

их

эмоциональный отклик; Вводите детей в проблемную ситуацию, доступную

для их понимания и с опорой на детский личный опыт. Ребенок должен иметь

право на ошибку и не бояться высказываться. Последовательно и регулярно

работайте над проектом.

Создавайте

атмосферу

сотворчества.

Используйте

индивидуальный

подход. Творчески подходите к реализации проекта, ориентируйте детей на

использование накопленных знаний, впечатлений.

Привлекайте родителей: информируйте их о тематике проектов, сроках

и

содержании

каждого

этапа,

предлагая

конкретное

участие,

соблюдайте

добровольность, вызывайте чувство успешности, благодарите.

В нашей группе мы составили и провели проект «Мыльные пузыри»

(фото 1), «Животные земного шара» (фото 2), «Волшебная соль» (фото 3), «Я

и моя семья» (фото 3), «Снеговик» (фото 3), «Весёлая ниточка»(фото 4), «По

следам советских сказок»(фото 5) - краткосрочный. «Покорми птиц» (фото 6),

«Встретим Новый год».

В плане решения воспитательных задач проекты создают объективную

предпосылку

для

развития

у

детей

познавательно

-

исследовательской

деятельности. В процессе реализации проектов дети совместно с родителями

оформляли

выставку

художественной

литературы

и

читали

сказки,

энциклопедии (фото 6), картотеки загадок, стихи,

проводились экскурсии,

беседы, презентации, посещались городские выставки мастеров. С детьми

заучивались

стихи,

загадывались

загадки,

проводились

дидактические,

п о д в и ж н ы е

и г р ы .

С о в м е с т н о

с

д е т ь м и

з а н и м а л и с ь

продуктивной деятельностью

рисование,

лепка.

Завершающий

этап

организации выставки творческих работ совместно с родителями.

Результаты проекта: Я считаю, что в результате проделанной работы

есть

положительные результаты:

развиваются

умственные

способности

детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать,

делать выводы: у детей появилось желание общаться с природой и отражать

свои впечатления через различные виды деятельности. Родители расширили

возможности сотрудничества со своими детьми, прислушиваясь к их мнению;

вовлекаются

не

только

в

воспитательно-образовательный

процесс

своей

группы,

но

и

процесс

развития

дошкольного

учреждения.

Работа

над

исследовательскими проектами интересна тем, что диапазон знаний детей

оказывается

чрезвычайно

широким,

и

он

постоянно

возрастает,

так

как

малыши

начинают

добывать

знания

самостоятельно,

привлекая

все

доступные средства.

Метод проектирование

деятельности дошкольников

на

современном

этапе развития дошкольного образования, является одним из приоритетных

методов.

Благодаря

проектам

у

д е т е й

ф о р м и р у ю т с я

н а в ы к и

исследовательской деятельности,

познавательной

активности,

творчества,

самостоятельность;

развивается

умение

планировать

свою деятельность,

работать в коллективе, что в дальнейшем будет способствовать успешному

обучению детей в школе.

Для педагогов преимуществом проектного метода является:

повышением качества образовательного процесса;

одним из методов развивающего обучения, т. к. в его основе

лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно

конструировать

свои

знания,

ориентироваться

в

информационном

пространстве;

развитием критического и творческого мышления;

способствует повышению компетентности педагогов.

Т а к и м

о б р а з о м ,

о с в о е н и е

п е д а г о г а м и

технологии проектирования п о з в о л и т

п о в ы с и т ь

у р о в е н ь

и х

профессионального мастерства и создать в ДОУ условия для эффективной

воспитательно - образовательной работы

Фото 1

фото 2

Фото 3 фото 4

Фото 5 фото 6

Фото 7

Список информационных источников

1.

Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду.

Пособие для воспитателей. М.: Айрис-Пресс, 2008. - 208 С.

2.

Проектный

метод

в

деятельности

ДОУ.

Пособие

для

руководителей

и

практических работников в ДОУ. Авт. Т.А. Данилина, Т.С. Лагода.

3.

Штанько

И.В.

Проектная

деятельность

с

детьми

старшего

дошкольного

возраста // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, №4.

4.

// Дошкольное воспитание №1, 2 2007, №5, 12 2008.

5.

// Дошкольное воспитание № 8, 12 2008.

6.

//Дошкольная педагогика. №5. 2008, №5. 2009.

7.

//Обруч №4, 2009. 13 // Ребенок в детском саду. №3 2003, №2, 3 2008.



В раздел образования