Напоминание

Формы работы социального педагога.


Автор: Вахромеева Екатерина Семеновна
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: МОУ Дмитровская средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов
Населённый пункт: Московская область, город Дмитров
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формы работы социального педагога.
Раздел: среднее образование





Назад




Формы работы социального педагога.

Удивительный дом – школа! Здесь всё перемешалось: детство и юность, романтика и

реальная жизнь, наука и искусство, мечты и зрелость. В этом доме радость, и слёзы, которые

зачастую быстро высыхают, встречи и расставания, первая любовь и горечь разочарований.

Школа живёт тревожной жизнью и, как в капле воды, в ней отражаются все процессы,

происходящие в обществе. Одно лишь неизменно – познание нового и таинство учения.

Люди, однажды пришедшие сюда по зову сердца, никогда не покинут этот прекрасный, вечно

молодой дом знаний. Две центральные фигуры в этом доме: ученик и учитель, которые не

могут друг без друга. Первый впитывает всю мудрость жизни, второй, несмотря ни на что,

каждый день с удвоенной энергией открывает детям простые чудеса. Учитель помогает и

направляет ученика, способствует воспитанию достойного подрастающего поколения.

Быть педагогом, потому что педагог – «это проявляющий заботу о заботе ученика» (Сократ),

то есть взаимодействующий с рефлексией ученика, а рефлексия это процесс познания.

Педагог – ведущий ребёнка к знаниям.

Заповеди учителя.

1.Люби детей! Защити их любовью и правдой.

2.Не повреди.

3.Ищи в детях хорошее.

4.Научи детей думать и любить.

5.Всё без принуждения.

6.Ни дня без новизны.

7.Учитель – друг и помощник ученика в его развитии и самосовершенствовании.

8.Воспитывай, опираясь на природу ученика.

9.Учитель – автор своей программы, системы, методов, своего класса.

10.Учитель учит других до тех пор пока учится сам.

А каждый ученик должен тоже соблюдать заповеди, должен быть человеком, жить в ладу с

самим собой, обдуманно совершать все принимаемые решения и выполнять следующее:

Заповеди ученика

1.Делай добро.

2.Бойся обидеть человеку.

3.Люби и прощай людей.

4.Поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы он поступил по

отношению к тебе.

5.Береги честь смолоду.

6.Познай себя и мир.

7.Найди свою цель в жизни.

8.Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям.

9.Лучше отдай всё, чем возьмёшь чужое.

Самое главное надо любить ту профессию, которую ты выбрал и отдавать всю полноту

знаний и умений, которыми ты владеешь. Слова М.Горького «Всякое дело надо любить,

чтобы его хорошо делать» очень верные.

Формы работы социального педагога.

1. Работа с учащимися и их родителями.

ДЕТОСТРОЙ.

Цель: связь родителей и школы в воспитании детей, прививать у детей любовь к школе,

доброе уважительное отношение родителей к школе, способствовать воспитанию чувства

коллективизма и отдельной личности.

Атрибуты: записи с песнями о родительском доме, родителях, выставка книг и журналов о

воспитании в семье, круглый стол с чаепитием.

Содержание: даётся предварительное задание (например: найти пословицы, загадки о семье).

На чаепитие к круглому столу приглашаются родители и дети. Начинается беседа. На

примере рассказов, сказок («Косточка», «Два друга», «Айога») ставится проблема. А потом

ведётся обсуждение. Выясняется отношение к проблеме детей и взрослых. Может быть

использован рассказ о воспитании детей в разное время. Разбираются совместные проблемы.

ДРЕВО ЖИЗНИ.

Цель: разбудить у ребёнка интерес к истории своей семьи, воспитывать чувство гордости к

своей семье. Уважение традиций семьи, связь поколений.

Атрибуты: музыкальное сопровождение и художественное оформление класса, приглашены

старейшие члены семей, дети, их родители.

Содержание:

1.Создание генеалогических деревьев каждой семьи. Перед классным часом учитель

знакомит детей с историей генеалогического древа, с особенностями его создания

2.Защита гербов и девизов семей.

3.Беседа об этических нормах и этических отношений в семье.

4.Конкурс «Знаю ли я своих родных?»

5.Мини-концерт.

ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ ПОБЛИЖЕ.

Цель: установить контакт с родителями, связь семьи и школы.

Содержание: В начале учебного года проводится длительная экскурсия на природу классного

руководителя, детей и их родителей. Проводятся всевозможные конкурсы, игры, беседа.

2. Работа со старшеклассниками.

ВСЁ ОБО МНЕ, Я ОБО ВСЕХ.

Цель: стимулировать самооценку, самосознание, самокритичность.

Атрибуты: комната со свечами, тихая музыка.

Содержание: Ребята садятся по кругу. Каждый по очереди садится в круг и слушает мнение о

себе других, составляет свой социальный портрет. В круг садятся по желанию. Хорошо, если

одним из первых в круг садится учитель.

3. Работа с младшими школьниками.

ЗАЩИТА ЗЕЛЁНОГО ДРУГА.

Цель: экологическое воспитание детей.

Атрибуты: записи с голосами птиц, картины леса, создание в классе атмосферы леса,

лесовичок.

Содержание: Проводится путешествие в гости к лесовику, с конкурсами и подарками. В

конце путешествия. Подарки сделаны детьми на уроках труда и их родителями, могут быть

использованы следующие конкурсы:

Загадайка – загадки связаны с природой.

Назови меня – по картинкам птицы, цветы.

Цветная полянка – названия цветов, растений и их предназначение.

Прости Земля – страницы из Красной Книги.

БЕЗ УЧЕБНИКОВ, ДРУЗЬЯ, НАМ ПРОЖИТЬ НИКАК НЕЛЬЗЯ.

Цель: прививать интерес к учёбе, школе, чувство взаимовыручки, сплочение классного

коллектива.

Атрибуты: декорации, музыкальная обработка, костюмы.

Содержание: проходит в виде спектакля по сценарию. Сценарий заключается в том, что два

лодыря начинают путешествовать по Волшебной стране, попадая в разные ситуации.

Выбраться из ситуаций помогают зрители, друзья и школьные знания. В конце они

понимают, что без школы прожить нельзя.

5. Работа с родителями.

Тест для родителей «Каков Ваш стиль общения с ребёнком.

Цель тестирования: Помочь родителям определить понимают ли они своих детей, каков их

стиль общения с детьми, уютно ли детям в собственной семье.

Тест можно использовать как и в индивидуальной беседе с родителями так и в групповой

работе (родительское собрание, Совет отцов).

Содержание теста:

Как часто Вы употребляете данные фразы Вов время общения с собственным ребёнком

(отвечать «да» или «нет»).

1.Сколько раз тебе повторять

2.Посоветуй мне, пожалуйста

3.Не знаю, чтобы я без тебя делал /а/

4.И в кого ты только уродился

5.Какие у тебя замечательные друзья

6.Ну на кого ты похож

7.Я в твоё время

8.Ты мне опора и помощник

9.Ну что за друзья у тебя

10.О чём ты только думаешь

11.Какой /ая/ ты у меня умница

12.А как ты считаешь, доченька /сынок/

13.У всех дети как дети, а ты

14.Какой ты у меня сообразительный /ая/

По два балла ставится за фразы с ответом «да»: 1,4,7,10,13

По одному баллу ставится за фразы с ответом «да»: 3, 6, 9, 14

Итог проссумировать.

Менее 9 баллов: Вы живёте с ребёнком душа в душу, у Вас полная совместимость. Он

искренне Вас любит и уважает. Ваши отношения способствуют становлению личности

ребёнка.

9 – 10 балов: Вы непоследовательны в отношении с ребёнком, он уважает Вас, хотя и не

совсем с Вами откровенен. Его развитие подтверждено влиянию случайных обстоятельств.

11 – 12 баллов: Вам необходимо быть к ребёнку повнимательнее. Вы пользуетесь у него

авторитетом, но авторитет. Согласитесь, не заменит любви. Развитие Вашего ребёнка больше

зависит от случая, чем от Вас.

13 – 14 баллов: Наверное Вы и сами чувствуете, что идёте по неверному пути. Между Вами и

ребёнком существует недоверие. Пока не поздно постарайтесь побольше уделять внимания

ребёнку, постарайтесь прислушаться к его словам и услышать.

6. Работа с учащимися.

Анкета «Какой я сын? Какая я дочь?»

Цель анкетирования: Способствовать развитию чувств взаимопонимания, любви и заботы

между детьми и родителями.

Содержание анкеты:

1.Если тебе приходится неожиданно задержаться в школе, а у товарища или внезапно

уйти из дома, сообщаешь ли ты об этом родителям /запиской, по телефону, через

товарищей/?

2.Бывают ли случаи, когда родители заняты какой-то большой работой /генеральной

уборкой, стиркой, ремонтом/, а ты уходишь на улицу, в кино, чтобы «не крутиться под

ногами»?/

3.Отложи на минутку книгу и осмотри квартиру не своими, а мамиными глазами. Нет

ли в комнате вещей, которые не на месте?

4.Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей,

бабушек и дедушек, братьев и сестёр?

5.Свои нужды /купить коньки, мяч, джинсы…/ ты, наверное, знаешь хорошо, а

известно ли тебе, какая вещь нужна срочно маме и папе, бабушке и дедушке, брату,

сестре, и когда они собираются приобрести её?

6.Случается ли, что помимо маминого поручения, ты выполняешь какую-нибудь

работу «от себя», по своей инициативе?

7.Мама угощает тебя пирожным, апельсином, конфетой. Всегда ли ты проверяешь,

досталось ли вкусное взрослым?

8.У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в театр.

Выражаешь ли ты своё нежелание остаться дома /просишь их не уходить, требуешь

взять с собой, сидишь молча с кислым и недовольным видом/?

9.У Вас дома взрослые гости. Приходится ли тебе напоминать, что надо заняться

каким-нибудь тихим делом, не мешать взрослым, не вмешиваться в их разговоры?

10.Стесняешься ли ты дома, в гостях, в театре, в музее, в магазине, на улице подать

маме руку, взять сумку, подать пальто или оказать другие знаки внимания?

Итог: Если ты хороший сын /дочь/, то должно получиться + - - + + + + - - -.

Если знаки получились противоположные, то тебе всерьёз надо заняться самовоспитанием.

Если некоторые знаки не совпадают, ты не огорчайся – придумай себе несколько правил и

работай над ними

7. Основные направления и формы работы .

1) Взаимодействия с классным руководителем:

Семинары;

Консультации;

Педсоветы;

Выступления на родительском собрании.

2) Работа с неблагополучными семьями:

Посещения на дому;

Консультации;

Индивидуальные беседы.

3) Работа с учащимися девиантного поведения:

Индивидуальные беседы;

Посещение на дому;

Посещение уроков.

4) Работа с семьями опекаемых детей:

Обследование материально-бытовых условий;

Организация летнего отдыха.

5) Работа с учащимися:

Беседы;

Посещение уроков;

Анкетирование;

Классные часы;

Общешкольные мероприятия.

6) Методическая работа:

Семинары;

Совещания;

Работа с СМИ.



В раздел образования