Автор: Вахромеева Екатерина Семеновна
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: МОУ Дмитровская средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов
Населённый пункт: Московская область, город Дмитров
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формы работы социального педагога.
Раздел: среднее образование
Формы работы социального педагога.
Удивительный дом – школа! Здесь всё перемешалось: детство и юность, романтика и
реальная жизнь, наука и искусство, мечты и зрелость. В этом доме радость, и слёзы, которые
зачастую быстро высыхают, встречи и расставания, первая любовь и горечь разочарований.
Школа живёт тревожной жизнью и, как в капле воды, в ней отражаются все процессы,
происходящие в обществе. Одно лишь неизменно – познание нового и таинство учения.
Люди, однажды пришедшие сюда по зову сердца, никогда не покинут этот прекрасный, вечно
молодой дом знаний. Две центральные фигуры в этом доме: ученик и учитель, которые не
могут друг без друга. Первый впитывает всю мудрость жизни, второй, несмотря ни на что,
каждый день с удвоенной энергией открывает детям простые чудеса. Учитель помогает и
направляет ученика, способствует воспитанию достойного подрастающего поколения.
Быть педагогом, потому что педагог – «это проявляющий заботу о заботе ученика» (Сократ),
то есть взаимодействующий с рефлексией ученика, а рефлексия это процесс познания.
Педагог – ведущий ребёнка к знаниям.
Заповеди учителя.
1.Люби детей! Защити их любовью и правдой.
2.Не повреди.
3.Ищи в детях хорошее.
4.Научи детей думать и любить.
5.Всё без принуждения.
6.Ни дня без новизны.
7.Учитель – друг и помощник ученика в его развитии и самосовершенствовании.
8.Воспитывай, опираясь на природу ученика.
9.Учитель – автор своей программы, системы, методов, своего класса.
10.Учитель учит других до тех пор пока учится сам.
А каждый ученик должен тоже соблюдать заповеди, должен быть человеком, жить в ладу с
самим собой, обдуманно совершать все принимаемые решения и выполнять следующее:
Заповеди ученика
1.Делай добро.
2.Бойся обидеть человеку.
3.Люби и прощай людей.
4.Поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы он поступил по
отношению к тебе.
5.Береги честь смолоду.
6.Познай себя и мир.
7.Найди свою цель в жизни.
8.Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям.
9.Лучше отдай всё, чем возьмёшь чужое.
Самое главное надо любить ту профессию, которую ты выбрал и отдавать всю полноту
знаний и умений, которыми ты владеешь. Слова М.Горького «Всякое дело надо любить,
чтобы его хорошо делать» очень верные.
Формы работы социального педагога.
1. Работа с учащимися и их родителями.
ДЕТОСТРОЙ.
Цель: связь родителей и школы в воспитании детей, прививать у детей любовь к школе,
доброе уважительное отношение родителей к школе, способствовать воспитанию чувства
коллективизма и отдельной личности.
Атрибуты: записи с песнями о родительском доме, родителях, выставка книг и журналов о
воспитании в семье, круглый стол с чаепитием.
Содержание: даётся предварительное задание (например: найти пословицы, загадки о семье).
На чаепитие к круглому столу приглашаются родители и дети. Начинается беседа. На
примере рассказов, сказок («Косточка», «Два друга», «Айога») ставится проблема. А потом
ведётся обсуждение. Выясняется отношение к проблеме детей и взрослых. Может быть
использован рассказ о воспитании детей в разное время. Разбираются совместные проблемы.
ДРЕВО ЖИЗНИ.
Цель: разбудить у ребёнка интерес к истории своей семьи, воспитывать чувство гордости к
своей семье. Уважение традиций семьи, связь поколений.
Атрибуты: музыкальное сопровождение и художественное оформление класса, приглашены
старейшие члены семей, дети, их родители.
Содержание:
1.Создание генеалогических деревьев каждой семьи. Перед классным часом учитель
знакомит детей с историей генеалогического древа, с особенностями его создания
2.Защита гербов и девизов семей.
3.Беседа об этических нормах и этических отношений в семье.
4.Конкурс «Знаю ли я своих родных?»
5.Мини-концерт.
ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ ПОБЛИЖЕ.
Цель: установить контакт с родителями, связь семьи и школы.
Содержание: В начале учебного года проводится длительная экскурсия на природу классного
руководителя, детей и их родителей. Проводятся всевозможные конкурсы, игры, беседа.
2. Работа со старшеклассниками.
ВСЁ ОБО МНЕ, Я ОБО ВСЕХ.
Цель: стимулировать самооценку, самосознание, самокритичность.
Атрибуты: комната со свечами, тихая музыка.
Содержание: Ребята садятся по кругу. Каждый по очереди садится в круг и слушает мнение о
себе других, составляет свой социальный портрет. В круг садятся по желанию. Хорошо, если
одним из первых в круг садится учитель.
3. Работа с младшими школьниками.
ЗАЩИТА ЗЕЛЁНОГО ДРУГА.
Цель: экологическое воспитание детей.
Атрибуты: записи с голосами птиц, картины леса, создание в классе атмосферы леса,
лесовичок.
Содержание: Проводится путешествие в гости к лесовику, с конкурсами и подарками. В
конце путешествия. Подарки сделаны детьми на уроках труда и их родителями, могут быть
использованы следующие конкурсы:
Загадайка – загадки связаны с природой.
Назови меня – по картинкам птицы, цветы.
Цветная полянка – названия цветов, растений и их предназначение.
Прости Земля – страницы из Красной Книги.
БЕЗ УЧЕБНИКОВ, ДРУЗЬЯ, НАМ ПРОЖИТЬ НИКАК НЕЛЬЗЯ.
Цель: прививать интерес к учёбе, школе, чувство взаимовыручки, сплочение классного
коллектива.
Атрибуты: декорации, музыкальная обработка, костюмы.
Содержание: проходит в виде спектакля по сценарию. Сценарий заключается в том, что два
лодыря начинают путешествовать по Волшебной стране, попадая в разные ситуации.
Выбраться из ситуаций помогают зрители, друзья и школьные знания. В конце они
понимают, что без школы прожить нельзя.
5. Работа с родителями.
Тест для родителей «Каков Ваш стиль общения с ребёнком.
Цель тестирования: Помочь родителям определить понимают ли они своих детей, каков их
стиль общения с детьми, уютно ли детям в собственной семье.
Тест можно использовать как и в индивидуальной беседе с родителями так и в групповой
работе (родительское собрание, Совет отцов).
Содержание теста:
Как часто Вы употребляете данные фразы Вов время общения с собственным ребёнком
(отвечать «да» или «нет»).
1.Сколько раз тебе повторять
2.Посоветуй мне, пожалуйста
3.Не знаю, чтобы я без тебя делал /а/
4.И в кого ты только уродился
5.Какие у тебя замечательные друзья
6.Ну на кого ты похож
7.Я в твоё время
8.Ты мне опора и помощник
9.Ну что за друзья у тебя
10.О чём ты только думаешь
11.Какой /ая/ ты у меня умница
12.А как ты считаешь, доченька /сынок/
13.У всех дети как дети, а ты
14.Какой ты у меня сообразительный /ая/
По два балла ставится за фразы с ответом «да»: 1,4,7,10,13
По одному баллу ставится за фразы с ответом «да»: 3, 6, 9, 14
Итог проссумировать.
Менее 9 баллов: Вы живёте с ребёнком душа в душу, у Вас полная совместимость. Он
искренне Вас любит и уважает. Ваши отношения способствуют становлению личности
ребёнка.
9 – 10 балов: Вы непоследовательны в отношении с ребёнком, он уважает Вас, хотя и не
совсем с Вами откровенен. Его развитие подтверждено влиянию случайных обстоятельств.
11 – 12 баллов: Вам необходимо быть к ребёнку повнимательнее. Вы пользуетесь у него
авторитетом, но авторитет. Согласитесь, не заменит любви. Развитие Вашего ребёнка больше
зависит от случая, чем от Вас.
13 – 14 баллов: Наверное Вы и сами чувствуете, что идёте по неверному пути. Между Вами и
ребёнком существует недоверие. Пока не поздно постарайтесь побольше уделять внимания
ребёнку, постарайтесь прислушаться к его словам и услышать.
6. Работа с учащимися.
Анкета «Какой я сын? Какая я дочь?»
Цель анкетирования: Способствовать развитию чувств взаимопонимания, любви и заботы
между детьми и родителями.
Содержание анкеты:
1.Если тебе приходится неожиданно задержаться в школе, а у товарища или внезапно
уйти из дома, сообщаешь ли ты об этом родителям /запиской, по телефону, через
товарищей/?
2.Бывают ли случаи, когда родители заняты какой-то большой работой /генеральной
уборкой, стиркой, ремонтом/, а ты уходишь на улицу, в кино, чтобы «не крутиться под
ногами»?/
3.Отложи на минутку книгу и осмотри квартиру не своими, а мамиными глазами. Нет
ли в комнате вещей, которые не на месте?
4.Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей,
бабушек и дедушек, братьев и сестёр?
5.Свои нужды /купить коньки, мяч, джинсы…/ ты, наверное, знаешь хорошо, а
известно ли тебе, какая вещь нужна срочно маме и папе, бабушке и дедушке, брату,
сестре, и когда они собираются приобрести её?
6.Случается ли, что помимо маминого поручения, ты выполняешь какую-нибудь
работу «от себя», по своей инициативе?
7.Мама угощает тебя пирожным, апельсином, конфетой. Всегда ли ты проверяешь,
досталось ли вкусное взрослым?
8.У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в театр.
Выражаешь ли ты своё нежелание остаться дома /просишь их не уходить, требуешь
взять с собой, сидишь молча с кислым и недовольным видом/?
9.У Вас дома взрослые гости. Приходится ли тебе напоминать, что надо заняться
каким-нибудь тихим делом, не мешать взрослым, не вмешиваться в их разговоры?
10.Стесняешься ли ты дома, в гостях, в театре, в музее, в магазине, на улице подать
маме руку, взять сумку, подать пальто или оказать другие знаки внимания?
Итог: Если ты хороший сын /дочь/, то должно получиться + - - + + + + - - -.
Если знаки получились противоположные, то тебе всерьёз надо заняться самовоспитанием.
Если некоторые знаки не совпадают, ты не огорчайся – придумай себе несколько правил и
работай над ними
7. Основные направления и формы работы .
1) Взаимодействия с классным руководителем:
Семинары;
Консультации;
Педсоветы;
Выступления на родительском собрании.
2) Работа с неблагополучными семьями:
Посещения на дому;
Консультации;
Индивидуальные беседы.
3) Работа с учащимися девиантного поведения:
Индивидуальные беседы;
Посещение на дому;
Посещение уроков.
4) Работа с семьями опекаемых детей:
Обследование материально-бытовых условий;
Организация летнего отдыха.
5) Работа с учащимися:
Беседы;
Посещение уроков;
Анкетирование;
Классные часы;
Общешкольные мероприятия.
6) Методическая работа:
Семинары;
Совещания;
Работа с СМИ.