Напоминание

Конспект открытого урока по математике в 5 классе


Авторы: Микова Людмила Николаевна, Шушунова Елена Викторовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: г.Лебедянь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект открытого урока по математике в 5 классе
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект открытого урока по математике в 5 классе

«Единицы длины»

Учитель математики: Микова Людмила Николаевна

Цель урока:

Повторить современные единицы длины, познакомиться со старинными единицами длины, применять разные единицы

длины в решении задач.

Задачи:

Создать условия для развития мышления, логики, познавательного интереса, способности к конструктивному

творчеству, аккуратности, преодолению трудности, раскрытию способностей учащихся.

Воспитать целеустремленность при достижении поставленной цели, ответственность за результаты своего труда,

уважать мнения товарищей, доверительного отношения, чувства взаимопомощи, поддержки.

Воспитать интерес к математическим занятиям.

Развивать мыслительную активность, умение анализировать, делать выводы.

Учебное оборудование: экран, компьютер, проектор, сантиметровые ленты, школьные принадлежности, рабочие листы,

карточки с домашним заданием, памятка.

Структура и

ход урока.

Этап урока

Задачи этапа

Содержание

учебного

материала

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Формируемые УУД

1.

Организационн

ый этап

Создать

благоприятны

й

психологичес

кий настрой

на работу

- Здравствуйте ребята! Повернулись назад!

Поприветствуйте гостей!

- Вы любите сказки?

Отрывок из сказки: видеоролик

В те поры война была

Царь Салтан, с женой простяся

На добра коня садяся,

Ей наказывал себя

Поберечь, его любя.

Между тем как он далеко

Бьется долго и жестоко

Наступает срок родин

Сына Бог им дал в аршин.

Приветствие,

проверка

подготовленности к

учебному занятию,

организация внимания

детей.

Включаются в

деловой ритм

урока.

Коммуникативные:

планирование

учебного

сотрудничества с

учителем и

сверстниками.

Регулятивные:

организация своей

учебной деятельности

Личностные:

мотивация учения

- Как вы думаете, каким ростом родился

будущий князь Гвидон? (ответ ребят).

2. Постановка

цели и задач

урока.

Мотивация

учебной

деятельности

учащихся.

Обеспечение

мотивации

учения

детьми,

принятие ими

целей урока.

- А сейчас ребята помогите мне собрать

слова, высыпанные из мешка.

(Метр, сантиметр, миллиметр, километр,

дециметр, шаг, локоть, фут, пядь, верста,

косая сажень, маховая сажень, аршин).

- Подумайте, по какому признаку мы их

можем объединить?

- Назовите тему урока (Слайд 3)

- Правильно, тема урока: «Единицы

длины» (Слайд 4)

- Ребята давайте положим в мешок, те

единицы длины, которыми мы пользуемся

в наше время.

- Что же мы положим в наш мешочек?

Почему?

- Как вы думаете, о чѐм сегодня на уроке

мы будем говорить?

- Какие слова остались? (шаг, локоть, фут,

пядь, верста, косая сажень, маховая

сажень, аршин)

- Знакомы ли вам эти слова?

- А они не случайно сегодня высыпались

из мешка, они также относятся к единицам

длины.

Мотивирует

учащихся, вместе с

ними определяет тему

и цель урока;

акцентирует внимание

учащихся на

значимость темы.

Помогают

собрать слова,

которые

высыпались из

мешочка по

определѐнном

у признаку.

Определяют

тему и цель

урока.

Отвечают на

вопросы,

поставленные

учителем.

Познавательные:

умение осознанно и

произвольно строить

речевое высказывание

в устной форме.

Личностные:

самоопределение.

Регулятивные:

целеполагание.

Коммуникативные:

умение вступать в

диалог, участвовать в

коллективном

обсуждении вопроса.

3.

Актуализация

знаний

Актуализация

опорных

знаний и

способов

действий.

Ребята давайте вспомним, о чѐм мы

говорили на предыдущем уроке.

- Молодцы!

«Математическая разминка»

Организация устного

счета и повторения

пройденного

материала.

Участвуют в

работе по

повторению: в

беседе с

учителем

отвечают на

поставленные

вопросы.

Познавательные:

структурирование

собственных знаний.

Коммуникативные:

организовывать и

планировать учебное

сотрудничество с

учителем и

сверстниками.

Регулятивные:

контроль и оценка

процесса и

результатов

деятельности.

Личностные:

оценивание

усваиваемого

материала.

4. Этап

повторения и

закрепления

пройденного

материала

- И так, ребята современные единицы

длины мы повторили.

А теперь, мы будем знакомиться со

старинными единицами длины работая в

парах, правила работы вы уже знаете.

Выполним первое задание: Соедините

старинные меры длины с современными

используя данные на слайде.

2. Выполним второе задание: Выполните

замеры и запишите:

Единицы

измерения

Собственные

значения

измерений

Значения

измерений из

памятки

Аршин

Пядь

Локоть

Дюйм

Организация и

контроль за

процессом решения

задач.

отвечают на

поставленные

вопросы.

Познавательные:

формирование

интереса к данной

теме.

Личностные:

формирование

готовности к

самообразованию.

Коммуникативные:

уметь оформлять свои

мысли в устной

форме; слушать и

понимать речь других.

Регулятивные:

планирование своей

деятельности для

решения

поставленной задачи

и контроль

полученного

результата.

1 пядь

1 дюйм

1локоть

локоть

1 аршин

1 вершок

17см 8мм

25мм

44 см

71 см

4 см

Вершок

Дети выполняют измерения и заполняют

таблицу.

- Какие измерения у вас получились?

- Одинаковые получились результаты?

(нет)

- Какими мерами длины удобно измерять?

- Старинными или метрическими? Какие

более точные?

- Удобно ли пользоваться старинными

мерами длины?

- Ребята, какой вывод можно сделать?

(Что у всех разные показатели, поэтому

существуют метрические единицы длины

для более точного измерения.)

- А теперь давайте вернёмся к нашему

отрывку из Сказки о царе Салтане.

- Каким ростом родился будущий князь

Гвидон? (1 аршин=71см)

Следующая задача от сказочного героя

(прочитайте ее):

Что ж он видит? -- Прекрасивых

Двух коней золотогривых

Да игрушечку-конька

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.

Из какой сказки это четверостишие? Кто

автор? (Петр Павлович Ершов, «Конек-

Горбунок»)

- Какого роста был конёк?

оценивают

себя и ставят

себе баллы

Решение:

4 · 3=12 см

Ответ: 12 см рост конька

-Какой длины уши у конька? (длина ушей

71 см)

Решите задачу из 4 пункта рабочего листа.

Определите “рост” человека, о котором

говорят “от горшка два вершка, а уже

указчик” (высоту горшка считать 25 см).

РЕШЕНИЕ:

1) 2

×

4 = 8 (см)- 2 вершка

2) 8 + 25 = 33 (см) – рост человека

Ответ: 33 см

5.

Физкультмину

тка

Смена

деятельности.

- А теперь ребята, на зарядку становись!

Сменить

деятельность,

обеспечить

эмоциональную

разгрузку учащихся.

6. Контроль

усвоения,

обсуждение

допущенных

ошибок и их

коррекция.

Дать

качественную

оценку

работы класса

и отдельных

обучаемых.

- Итак, мы сегодня с вами

познакомились со старорусскими

мерами длины. Ими пользовались

наши прабабушки, прадедушки…

Однако, мы отказались от них.

Давайте еще раз вспомним,

почему?

- Верно, все старорусские меры

были относительными. Ведь, все

люди разные: одни высокие,

другие низкие… Именно поэтому

у нас получились разные

измерения. В итоге пришли к

новой системе измерений.

Выявляет качество и

уровень усвоения

знаний, а также

устанавливает

причины выявленных

ошибок.

Учащиеся

анализируют

свою работу,

выражают

вслух свои

затруднения и

обсуждают

правильность

решения

задач.

Работают в

рабочих

листах.

Личностные:

формирование

позитивной

самооценки

Коммуникативные:

Регулятивные: умение

самостоятельно

адекватно

анализировать

правильность

выполнения действий

и вносить

необходимые коррект

7. Рефлексия

(подведение

итогов урока)

Дать

количественн

ую оценку

- Что вам на уроке больше всего

запомнилось?

- Ребята вы на уроке работали активно,

Подводит итоги

работы пар и класса в

целом.

Учащиеся

сдают рабочие

листы

Регулятивные:

оценивание

собственной

работы

учащихся

дружно. Молодцы!

- А сейчас я предлагаю вам оценить урок.

На слайде выберите одно предложение и

закончите его.

(самооцениван

ие, подсчет

баллов)

деятельности на уроке

8. Информация

о домашнем

задании

Обеспечение

понимания

детьми

содержания и

способов

выполнения

домашнего

задания

Карточки:

Обязательно выполнить №1, 2.

1. Найдите названия старинных мер длины

и их значения, которые не рассматривали

на уроке.

2. В каком году появилась метрическая

система измерения, с чем это связано и что

это такое?

№3, 4 для желающих.

3. Найдите в литературе пословицы,

поговорки, крылатые выражения,

высказывания из сказок, где упоминаются

старинные русские меры.

4. Где в наше время встречаются и

используются старинные меры. Какие это

меры?- Спасибо вам, ребята, за активное

участие на уроке.

Урок окончен. До свидания!

Дает комментарий к

домашнему заданию

Учащиеся

записывают в

дневники

задание.

Рабочий лист

Ф.И.___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Тема урока _______________________________________________________________

Работа на уроке

Балл

1.

Разминка.

1. Выбери и подчеркни правильный вариант ответа.

10 км 15 м = 10015 м 10 км 15 м = 1015 м 10 км 15 м = 10150 м

2. Выразите в сантиметрах:

8 дм 6 см = _______ см 40 мм = _________ см 3 м 5 см = ________ см

Выразите в метрах:

3 км 300м = _______ м 7 км 90 м = _________ м

3. Выразите: 80 дм = ______ мм 80 дм =_______ м 80 дм = _______ см

____

____

____

2.

Работа в парах:

1. Соедините старинные меры длины с современными.

2. Выполните замеры и запишите:

Единицы

измерения

Собственные значения

измерений

Значения измерений из

памятки

Аршин

Пядь

Локоть

Дюйм

Вершок

3.

Задача от сказочного героя:

Что ж он видит? -- Прекрасивых

Двух коней золотогривых

Да игрушечку-конька

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.

Какого роста был конёк?

Какой длины уши у конька?

Решение:

_____________________________

_____________________________

_____________________________

Ответ: __________________

_____________________________

_____________________________

____

4.

Определите “рост” человека, о котором

говорят “от горшка два вершка, а уже указчик”

(высоту горшка считать 25 см).

Решение:

_____________________________

_____________________________

_____________________________

Ответ: __________________

____

Итого баллов:

____

Оценка

____

1 пядь

1 дюйм

1локоть

локоть

1 аршин

1 вершок

17см 8мм

25мм

44 см

71 см

4 см



В раздел образования