Напоминание

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ К ШКОЛЕ


Авторы: Бугаёва Татьяна Александровна, Долганина Вера Васильевна
Должность: Кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии и социальной работы
Учебное заведение: Ставропольский Государственный Педагогический Институт
Населённый пункт: Город Ставрополь
Наименование материала: Статья
Тема: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ К ШКОЛЕ
Раздел: начальное образование





Назад




ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

К ШКОЛЕ

Аннатация: в сатье рассмотрены задачи педагогов психологов при работе

с детьми с ОВЗ в школе. Проанализированы основные этапы психологического

сопровождения детей с ОВЗ. Выделена мотивация ребенка на каждом возрастном

этапе,

характеризующаяся

стремлениями

такого

ребенка.

Сформулированы

выводы.

Ключевые

слова:

ребенок,

ОВЗ,

школа,

п е д а го г - п с и хо л о г,

психологическое сопровождение, школьное обучение.

Актуальность темы исследования заключается в том, что психологическое

сопровождение

детей

с

ограниченными

возможностями

в

образовательном

учреждении осуществляется с первого дня пребывания ребенка в школе. Работа

педагогов-психологов происходит в тесном взаимодействии между собой. Дети

из «группы риска» отслеживаются с раннего возраста.

С самых первых дней пребывания ребенка в школе перед психологами

стоит

задача

обеспечить

его

психологическое

сопровождение

для

успешной

адаптации. Рассмотрим некоторые возможности реализации данной задачи:

1.

Сбор

анамнестических

данных

детей

при

поступлении

в

образовательные учреждения.

2.

Взаимодействие

с

родителями

и

специалистами

на

всех

этапах

сопровождения ребенка.

3.

Создание

благоприятных

психологиче ских

условий

д л я

первоклассников.

4.

Обеспечение коррекционно-развивающего процесса в психологическом

сопровождении детей, обучающихся в начальной школе [2].

В

настоящее

время

большое

внимание

уделяется

проблемам

деток

с

ограниченными

возможностями

здоровья.

Статус

«ребенок

с

ОВЗ»

устанавливается

психолого-медико-педагогической

комиссией.

Установленный

статус

может

быть

изменен,

если

у

ребенка

наблюдается

положительная

динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.

В начале этапа школьного обучения и перехода от условий воспитания

ребенка

в

семье

и

ДОУ

меняется

его

образ

жизни.

Это

является

важным

фактором

в

процессе

прохождения

адаптационного

периода,

которому

необходимо уделять особое внимание. При этом ребенок учится решать новые,

более сложные для него задачи. Данные задачи относятся как к его физическим,

так и к эмоциональным возможностям. На этом этапе, основная задача педагога –

не

допустить

несоответствие

в

личностном,

психологическом

и

психофизиологическом статусах ребенка тем условиям, которые существуют в

школьном учреждении.

В своей работе с детьми для коррекции школьной дезадаптации и низкой

мотивации

к

обучению

педагоги-психологи

важно

использовать

следующие

методы: наблюдение, работу в сенсорной комнате, различные виды арт-терапии,

дыхательные и релаксационные упражнения, кинесиологию, игры, упражнения

для развития высших функций головного мозга и другое [4].

В

совместной

работе

с

педагогами,

родителями,

специалистами

необходимо

проводить

психолого-педагогические

беседы

по

вопросам

воспитания и развития, различные консультации, семинары, тренинги, круглые

столы, конференции, консилиумы и другое.

Психологическое

сопровождение

детей

с

ОВЗ

можно

разделить

на

несколько этапов:

1.

Этап психологического сопровождения детей 7-9 лет.

I этап – подготовительные мероприятия для поступления ребенка в школу.

Данный

этап

начинается

еще

в

ДОУ

в

подготовительных

группах

и

заканчивается в сентябре в школе. Работа в этом направлении включает в себя

следующее:

-

взаимодействие

ребенка

и

родителей

со

специалистами

(неврологом,

ортопедом,

логопедом,

дошкольными

психологами),

а

также

знакомство

с

рекомендациями ПМПК;

-

психолого-диагностическая

диагностика,

определяющая

степень

готовности ребенка к школе, получение индивидуальной карты развития ребенка;

- участие в ПМПК, с целью определения образовательного маршрута в

школе;

- участие в районной ПМПК для уточнения диагноза;

- проведение собраний с родителями выпускников ДОУ, как групповых, так

и индивидуальных совместно с педагогами-психологами.

II этап – происходит первичная адаптация детей к школе. В этой связи с

сентября по январь. Работа в этом направлении включает в себя следующее:

-

взаимодействие

со

специалистами

(врачом-неврологом,

врачом-

ортопедом, логопедом, инструктором ЛФК);

-

консультирование

родителей

первоклассников,

ознакомление

их

с

результатами

диагностики

детей,

основными

трудностями,

с

котрыми

сталкиваются дети, правилами общения и как правильно оказывать помощь

детям на этапе адаптации к школе;

- диагностика (психолого-педагогическая), с целью определения уровня

адаптации первоклассника;

- проведение консультации по результатам диагностики, выбор единого

оптимального подхода к конкретному ребенку и общих требований к классу для

обеспечения успешной адаптации к школе;

-

методическая

работа

педагогов,

для

снижения

тревожности,

дезадаптации,

построения

учебного

процесса

с

учетом

индивидуального

подхода;

-

групповая

работа

с

детьми,

направленная

на

психологическую

адаптацию, создание благоприятных положительных взаимоотношений детей в

классе;

-

проведение

ПМП(к)

по

результатам

диагностики,

целью

которого

является определение дальнейшей коррекционной работы с детьми «группы

риска», разработка индивидуальных коррекционных программ.

III этап – коррекционно-развивающая работа с первоклассниками в период

адаптации и после. Работа в этом направлении включает в себя следующее:

-

психолого-педагогическая

диагностика

для

выявления

группы

школьников, которые испытывают трудности в обучении, общении с педагогами

и сверстниками;

- просвещение и консультирование педагогов, специалистов, родителей по

вопросам

обучения

и

общения

с детьми

данного

возраста

в

целом

для

выявления и устранения тех моментов в учебном процессе, которые могут

вызвать различные школьные трудности;

- индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми, которые

испытывают различные трудности в обучении и общении. Данные фиксируются

в индивидуальной карте развития ребенка;

- групповая коррекционная работа с первоклассниками;

- аналитическая деятельность, направленная на осмысление результатов

коррекционной

работы

в

период

адаптации

детей,

работы

с

педагогами,

родителями в течение года.

IV

этап

коррекционно-развивающая

работа

с

учащимися

2

класса,

направленная на развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер. Работа

в этом направлении включает в себя следующее:

-

проведение

психолого-педагогической

диагностики,

направленной

на

выявление групп школьников, испытывающих трудности в школьном обучении,

общении с педагогами и сверстниками;

- просвещение и консультирование педагогов, специалистов, родителей по

вопросам воспитания, обучения и общения с детьми данного возраста;

- организация

индивидуальной

коррекционно-развивающей

работы

с

детьми, испытывающими различные трудности в обучении и поведении с учетом

данных психодиагностики;

-организация

групповой

коррекционной

работы

«Развитие

внутреннего

мира», целью которой является создание условий для развития индивидуально-

личностных способностей;

- аналитическая

деятельность,

направленная

на

осмысление

итогов

коррекционной работы с детьми, педагогами, родителями в течение года [1].

Далее, рассмотрим этапы психологического сопровождения детей 9-11 лет.

Одной из основных задач в этот возрастной период является обеспечение

механизма готовности к переходу в среднюю школу и профилактика возможных

негативных осложнений в среднем звене.

Мотивация

ребенка

на

этом

возрастном

этапе

характеризуется

следующими его стремлениями:

– к самостоятельному познавательному поиску при решении поставленных

задач;

– к самостоятельной постановке и осмыслению цели и плана деятельности;

– к освоению и самостоятельному осуществлению контрольно-оценочных

действий;

– к инициативности при осуществлении социальных контактов [3].

Перед

педагогом-психологом стоит

задача

помочь

ребенку

раскрыть

имеющейся потенциал в достижении его стремлений.

I

э т а п –

характеризуется

коррекционно-развивающей

работой,

направленной

на

развитие

познавательной,

эмоционально-волевой

сфер,

коммуникативных навыков. Работа осуществляется в течение всего 3 класса и I

полугодия 4 класса и предполагает следующие мероприятия:

-

взаимодействие

со

специалистами

(врачом-неврологом, врачом-

ортопедом, логопедом, инструктором ЛФК);

-

проведение

психолого-педагогической

диагностики,

направленной

на

выявление групп школьников, испытывающих трудности в школьном обучении,

а также общении с педагогами и сверстниками;

- индивидуальное и групповое консультирование, тренинги и просвещение

родителей по результатам диагностики;

- просвещение и консультирование педагогов, специалистов по вопросам

обучения и общения с детьми 9-11 лет. Основной целью данной работы является

обучение педагогов, специалистов способам выявления у детей потребностей в

саморазвитии, самоизменении, побуждения их к последующей самореализации;

-

организация

индивидуальной

коррекционно-развивающей

работы

с

детьми, испытывающими различные трудности в обучении и поведении с учетом

данных психодиагностики. Коррекционную работу с детьми 9-11 лет педагог-

психолог

проводит

в

сенсорной

комнате

или

кабинете

психологической

разгрузки.

Обстановка

в

комнате

способствует

нормализации

психического,

психологического

и

эмоционального

состояния,

снимает

усталость,

стрессы.

Специальное оборудование, установленное в сенсорной комнате, воздействует на

все органы чувств человека;

-

организация

групповой

коррекционной

работы,

направленной

на

создание

условий

для

развития

учебно-познавательных

мотивов,

снижения

уровня

школьной и

личностной

тревожности

и

повышения

самооценки,

повышения

культуры

коммуникативных

навыков,

создание

условий

для

самоизменений в максимально безопасной атмосфере;

-

аналитическая

деятельность,

направленная

на

осмысление

итогов

коррекционной работы с детьми, педагогами, родителями в течение года.

II этап – психолого-педагогическое сопровождение детей 9-11 лет в период

подготовки к переходу в среднее звено. Работа осуществляется в 4 классе во II

полугодии и предполагает следующие мероприятия:

-

проведение

психолого-педагогической

диагностики,

направленной

на

выявление групп школьников, испытывающих трудности в школьном обучении,

общении с педагогами и сверстниками;

- индивидуальное и групповое консультирование, тренинги и просвещение

родителей

по

результатам

диагностики,

по

основным

проблемам

в

период

перехода и адаптации к среднему звену основной массовой школы;

- просвещение и консультирование педагогов по вопросам общения с

детьми данного возрастного периода;

-

организация

индивидуальной

коррекционно-развивающей

работы

с

младшими школьниками по результатам психодиагностики;

-

организация

групповой

коррекционной

работы,

направленной

на

создание

условий

для

раскрытия

собственного

«Я»,

осознания

причин

и

последствий

своего

поведения

и

других

людей,

осознание

достоинств

собственных и других людей;

-

аналитическая

деятельность,

направленная

на

осмысление

итогов

коррекционной работы с детьми, педагогами, родителями в течение полугодия и

года в целом [2].

Внедрение

достижений

современной

психологии

в

практику

обучения,

воспитания детей младшего школьного возраста, применяя современные научно-

обоснованные

методы

диагностической,

развивающей,

коррекционной,

психопрофилактической работы влечет за собой психологическое воздействие,

направленное

на

эффективное

развитие

личности

ребенка,

его

социальной

активности, адаптации, формирование адекватных межличностных отношений,

развитие познавательных процессов.

Психопрофилактическая работа с педагогами, родителями и детьми по

предупреждению

негативных

проявлений

при

воспитании

и

обучении,

при

взаимодействии

детей

со

сверстниками,

по

улучшению

коммуникативных

навыков

осуществляется

через

единый

подход

семьи

и

образовательного

учреждения,

реализующий

качественное

выполнение

психолого-медико-

педагогических

коррекционных

задач

в

работе

с

детьми

с

особыми

познавательными потребностями [4].

На основании вышеизложенного выявлено, что в период адаптации детей с

ОВЗ происходит в несколько этапов. Успешная психологическая адаптация детей

с ОВЗ к школе возможна при оказании помощи и поддержки в физическом,

психологическом и личностном развитии ребенка.

Список используемой литературы:

1.

Александровская,

Э.М.,

Кокуркина,

Н.И.,

Куренкова,

Н.В.

Психологическое

сопровождение

школьников

/

Э.М.

Александровская,

Н.И.

Кокуркина, Н.В. Куренкова. - М.: Академия, 2017. - 208 c.

2.

Битянова, М.Р., Азарова, Т.В., Афанасьева, Е.И. Работа психолога в

начальной школе / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева. - М.: НОРМА-

ИНФРА, 2019. - 352 с.

3.

Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика,

профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2019.

4.

Сборник статей «Общие вопросы применения метода БОС». –СПб.:

ЗАО «Биосвязь», 2017.



В раздел образования