Автор: Тарабукин Прокопий Иванович
Должность: преподаватель народного отделения
Учебное заведение: МБУ ДО "ДДШИ им.А.В.Посельской" МО "Чурапчинский улус (район)" Республики Саха (Якутия)
Населённый пункт: село Диринг
Наименование материала: статья
Тема: Приобщение подрастающего поколения к музыке, посредством организации оркестра народных инструментов, в рамках реализации Республиканского проекта « Музыка для всех».
Раздел: дополнительное образование
Приобщение подрастающего поколения к музыке, посредством
организации оркестра народных инструментов, в рамках реализации
Республиканского проекта « Музыка для всех».
Занятия музыкой играют большую роль как в формировании духовной
культуры, нравственных качеств личности, так и в художественно - эстетическом
развитии подрастающего поколения.
Изучение различных видов музыкального искусства способствует осмыслению
и
восприятию
детьми
окружающей
действительности.
На
современном
этапе
нельзя
преуменьшать
значимость
и
ценность
музыкального
образования
для
подрастающего поколения. Музыкальная культура являет собой одну из важнейших
граней
в
понятии
культурного
человека.
направлено
на
развитие
мотивации
личности
к
самопознанию
и
творчеству,
приобщение
учащихся
к
ценностям
мировой культуры.
В
рамках
реализации
проекта
первого
прездента
Якутии
М.Николаева в
ноябре 2013 года стартовал республиканский проект духовного развития общества
через мир искусства «Музыка для всех».
Как отметил М.Е.Николаев, «важнейшим этапом развития в Якутии
музыкального образования стало создание в 1993 году Высшей школы музыки,
которая сегодня является платформой для преподавания классической музыки на
элитном уровне. Это произошло благодаря огромной работе множества людей,
специалистов высочайшего класса из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и
д р у г и х
р о с с и й с к и х
о б р а з о в а т е л ь н ы х
у ч р е ж д е н и й . »
Основной целью проекта является воспитание гармонично развитой личности,
необходимо
сделать
классическую
музыку
не
привилегией,
а
правом
каждого
молодого человека республики. Согласно концепции проекта, каждый ребенок по
окончанию школы должен знать азы музицирования на классическом музыкальном
и н с т р у м е н т е
и
в л а д е т ь
х о р о в ы м
п е н и е м .
Благоприятная творческая атмосфера в педагогическом коллективе ДШИ –
залог
успешной
творческой
деятельности
педагога.
Организация
творческой
группы
народных
инструментов
–кропотливая
и
сложная
деятельность,
требующего от педагога подготовки, знаний и умений общей методики.
В июне 2016 года на базе Диринской школы искусств имени А.В.Посельской
начал рабочий сезон творческого лагеря « Оркестр». Руководителями работали –
директор ДШИ Новгородов А.П. и преподаватель ДШИ по классу баяна Тарабукин
П.И. Набор в группу проводился по личному заявлению родителей учащихся.
Собран пакет документов : заявление, медсправка, справка о доходах родителей 2
НДФЛ, справка о составе семьи.
В лагере занимались 15 детей , из них 2 мальчика и 13 девочек.
Возраст: 9 лет- 3 детей,
10 лет- 3, 11 лет- 4, 12лет- 4, 13лет- 1. Учащихся
начальных классов- 8, четверо которых перешли в 5 класс. 7 учащихся – учащиеся
среднего звена.
Цель обучения: ознакомление с инструментами народного оркестра – освоить
начальные
навыки
игры
на
музыкальных
инструментах
народного
оркестра,
формировать
у
детей
музыкальный
вкус,
приобщить
их
к,
произведениям
современных композиторов, народному музыкальному творчеству.
За время обучения педагог должен дать общее понятие :
1. Элементарным навыкам игры на инструменте
2. Чтению нот с листа
3. Игре в ансамбле или оркестре
4. Освоению необходимых технических приемов игры
5. Свободной и естественной посадке, правильной постановке рук.
6. Качественно извлекать звук.
В начале обучения педагог рассказывает об инструменте, даёт представление о
назначении частей инструмента. Показывает правильную посадку исполнителя за
инструмент.
Объясняет,
что
качество
исполнения
зависит
от
собранности,
подтянутости, органичной слитности исполнителя с инструментом.
Постановка
рук
–
важнейший
компонент
формирования
качества
звука,
правильного звукоизвлечения.
Педагог кропотливо работает над развитием музыкальных способностей детей,
воспитывать у них любовь к музыке, поддерживать их творческую инициативу.
Учащийся во время обучения
приобретает исполнительские навыки игры на
музыкальных инструментах народного оркестра.
Занятие в этом лагере является основной формой воспитательной работы,
формирование единого детского коллектива, дружеское отношение к друг другу,
уважительное и доброжелательное взаимодействие педагога и воспитанников
.
Важнейшим условием воспитания учащихся является дисциплина.
Проведены прослушивания художественных произведений:
1.В. Иванников «Паучок»
2. М.Красев « Топ –топ »
3.Р.н.п. «У ворот, ворот»
4. Р.н.п. «Во поле берёза стояла»
5. М. Красев «Елочка»
6.И.Иорданский «У дороги чибис»
7.В.Калинников « Тень-тень»
8.Р.н.п. «Как пошли наши подружки»
9.Р.н.п. «Во саду ли, в огороде»
10.Р.н.п. «Как под горкой под горой»
11.А. Дорожкин «Ходит зайка по саду»
12. Р.н.п. «Как на тоненький ледок»
13 . О. Гравитис «Детская песенка »
14. Р.н.п. «Во саду ли, в огороде»
Учащиеся обладают разными музыкальными способностями и физическими
данными. Например, Первое, с чего начинается работа ансамбля, - это подбор
участников коллектива, равных по своей музыкальной подготовке и владению
инструментом. Учитывая музыкальные и технические возможности учащихся, они
распределяются по инструментам и занимают свое место в ансамбле.
Васильев Дьулус, , Тарабукин Мирослав, Габышева Айза, Тарабукина Настя
знают
музыкальную
грамоту,
они
занимаются
в
ДМШ
по
классу
баяна
и
фортепиано.
Аммосова Вика, Аммосова Уйгу, Новгородова Марьяна, Новгородова Дарьяна
занимаются в хореографическом классе.
Макарова Майя, Павлова Милена – художественный класс.
Дьячковская Вера, Заровняева Алёна, Софронова Эмилия, Софронова Вилена,
Романова Айаана – ранее в музыкальном кружке не занимались , но имеют
музыкальный слух.
Распределение инструментов:
1)
Аммосова Вика- балалайка.
2)
Аммосова Уйгу- балалайка.
3)
Васильев Дьулус- баян.
4)
Габышева Айза- домра.
5)
Дьячковская Вера-балалайка.
6)
Заровняева Алёна- балалайка.
7)
Макарова Майя- домра.
8)
Новгородова Дарьяна- бубен.
9)
Новгородова Марьяна- маракас.
10)
Софронова Вилена- балалайка.
11)
Софронова Эмилия- домра.
12)
Тарабукин Мирослав- бас домра.
13)
Тарабукина Настя- треугольник.
14)
Павлова Милена- балалайка.
15)
Романова Айаана- балалайка.
На репетиции необходимо создать радостную, приятную атмосферу,
обеспечивающую учащимся психологический комфорт, уверенность в своих силах
и возможностях.
Каждый участник ансамбля должен быть расположен таким образом, чтобы
иметь возможность слышать и видеть участников ансамбля (обычно это полукруг).
Размещение ансамблистов должно быть стабильным, не изменяться в зависимости
от помещения, в котором приходится репетировать и выступать, - напротив, от
расположения ансамбля зависит, какая комната должна быть избрана для репетиций
и
как
нужно
оборудовать
сцену
для
выступления.
Расстояние
между
исполнителями должно обеспечивать слитное, цельное звучание и в то же время
свободу игровых движений каждого участника ансамбля.
Педагог может использовать ударные инструменты: треугольники, трещотки,
ложки, металлофон, бубен и др. Воспитывая в детях
бережное отношение к
имуществу класса (инструментам, пультам, подставкам, нотной литературе и т.д.),
нужно продумать о приспособлениях для содержания и хранения инструментов (на
стеллажах, полках, столиках, в шкафу и т.д.), учитывая определенную степень
влажности воздуха в помещении.
Деятельность по дням.
№
Дата
Кол.-
во
детей
Чем занимались
1
06.06
15
Лекция инструктаж по ПБ и ТБ .Плановая беседа.
2
07.06
15
Общее
знакомство
с
музыкой.
Прослушивание
произведений якутских композиторов.
3
08.06
15
Знакомство с инструментами народного оркестра.
4
09.06
15
Освоение игры на инструментах. Знакомство с их
устройствами.
Открытие
сезона.
Игра
«Угадай
мелодию».
5
10.06
15
Основы музыкальной грамоты и сольфеджирование.
6
13.06
15
Правила и приёмы игры на инструментах.
7
14.06
15
Разборка русской народной песни « Светит месяц»
8
15.06
15
Работа
над
метром
и
ритмом
музыкального
произведения. Игра « Музыкальный ринг»
9
16.06
15
Разборка произведения« Марш» М.Жиркова.
10
17.06
15
Навыки подбора по слуху пьес.
11
20.06
15
Ансамблевое
исполнение
произведений
«
Светит
месяц», « Марш».
12
21.06
15
Ансамблевое
исполнение
произведений
«
Светит
месяц», « Марш». Музыкальная викторина .
13
22.06
15
Ансамблевое
исполнение
произведений
«
Светит
месяц», « Марш».
14
23.06
15
Ансамблевое
исполнение
произведений
«
Светит
месяц», « Марш». Игра « Угадай мелодию»
15
24.06
15
Ансамблевое
исполнение
произведений
«
Светит
месяц», « Марш». Закрытие сезона.
Список детей.
№
Ф.И.
Возраст
Класс
школа
1
Аммосова Вика
12
6
Диринская СОШ
2
Аммосова Уйгу
12
6
Диринская СОШ
3
Васильев Дьулус
13
6
Диринская СОШ
4
Габышева Айза
12
6
Диринская СОШ
5
Дьячковская Вера
10
4
Чурапчинская СОШ
6
Заровняева Алёна
11
6
Чурапчинская СОШ
7
Макарова Майя.
9
2
Диринская СОШ
8
Новгородова Дарьяна
9
2
Диринская СОШ
9
Новгородова Марьяна
9
2
Диринская СОШ
10
Софронова Вилена
10
3
Диринская СОШ
11
Софронова Эмилия
11
4
Диринская СОШ
12
Тарабукин Мирослав
12
6
Диринская СОШ
13
Тарабукина Настя
11
4
Диринская СОШ
14
Павлова Милена
11
4
Диринская СОШ
15
Романова Айаана
10
3
Чурапчинская СОШ
Интерес к оркестровому исполнительству привлекает всё новых участников.
Помимо учащихся , к оркестру присоединились и родители. А преподаватели
данной школы являются основным составом оркестра. Наш коллектив активно
участвует
на
мероприятиях,
конкурсах
муниципального,
регионального,
республиканского, всероссийского, международного уровня.
Достижения оркестра:
2015 году победитель улусного гранта 50.000 «Сила живой музыки» создание
оркестра народных инструментов.
2016 Республиканкий конкурс по проекту «Музыка для всех» оркестр народ-
ных инструментов преподавателей, родителей, учащихся. Лауреаты 2 ст.
2016 конкурс «Воспитание музыкой» МДФ «Дети Саха-Азия» 250. 000 руб. )
2017Республиканкий конкурс по проекту «Музыка для всех» оркестр
народных инструментов учащихся. Лауреат 3 ст г. Якутск.
(2017 грант МКиДР для ДШИ, ДМШ, ДХШ 150.00 руб.,
2017 Республиканский конкурс исполнителей народных инструментов
посвященной А.П.Киселевой «Таланты народные.г. Якутск. Дипломант
2017 Улусный фестиваль «Чурапчы, айхаллан!» оркестр народных
инструментов - Лауреат
2018 Межрегиональный фестиваль –конкурс «Балалайка-душа России» для
оркестров народных инструментов г. Алдан Дипломант (Дальний восток)
2018 Республиканский конкурс исполнителей народных
инструментов«Таланты народные». г. Якутск. Дипломант
2018 Улусный фестиваль – «Айар талааннар» оркестр народных
инструментов- Лауреат