Напоминание

Приобщение подрастающего поколения к музыке, посредством организации оркестра народных инструментов, в рамках реализации Республиканского проекта « Музыка для всех».


Автор: Тарабукин Прокопий Иванович
Должность: преподаватель народного отделения
Учебное заведение: МБУ ДО "ДДШИ им.А.В.Посельской" МО "Чурапчинский улус (район)" Республики Саха (Якутия)
Населённый пункт: село Диринг
Наименование материала: статья
Тема: Приобщение подрастающего поколения к музыке, посредством организации оркестра народных инструментов, в рамках реализации Республиканского проекта « Музыка для всех».
Раздел: дополнительное образование





Назад




Приобщение подрастающего поколения к музыке, посредством

организации оркестра народных инструментов, в рамках реализации

Республиканского проекта « Музыка для всех».

Занятия музыкой играют большую роль как в формировании духовной

культуры, нравственных качеств личности, так и в художественно - эстетическом

развитии подрастающего поколения.

Изучение различных видов музыкального искусства способствует осмыслению

и

восприятию

детьми

окружающей

действительности.

На

современном

этапе

нельзя

преуменьшать

значимость

и

ценность

музыкального

образования

для

подрастающего поколения. Музыкальная культура являет собой одну из важнейших

граней

в

понятии

культурного

человека.

направлено

на

развитие

мотивации

личности

к

самопознанию

и

творчеству,

приобщение

учащихся

к

ценностям

мировой культуры.

В

рамках

реализации

проекта

первого

прездента

Якутии

М.Николаева в

ноябре 2013 года стартовал республиканский проект духовного развития общества

через мир искусства «Музыка для всех».

Как отметил М.Е.Николаев, «важнейшим этапом развития в Якутии

музыкального образования стало создание в 1993 году Высшей школы музыки,

которая сегодня является платформой для преподавания классической музыки на

элитном уровне. Это произошло благодаря огромной работе множества людей,

специалистов высочайшего класса из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и

д р у г и х

р о с с и й с к и х

о б р а з о в а т е л ь н ы х

у ч р е ж д е н и й . »

Основной целью проекта является воспитание гармонично развитой личности,

необходимо

сделать

классическую

музыку

не

привилегией,

а

правом

каждого

молодого человека республики. Согласно концепции проекта, каждый ребенок по

окончанию школы должен знать азы музицирования на классическом музыкальном

и н с т р у м е н т е

и

в л а д е т ь

х о р о в ы м

п е н и е м .

Благоприятная творческая атмосфера в педагогическом коллективе ДШИ –

залог

успешной

творческой

деятельности

педагога.

Организация

творческой

группы

народных

инструментов

–кропотливая

и

сложная

деятельность,

требующего от педагога подготовки, знаний и умений общей методики.

В июне 2016 года на базе Диринской школы искусств имени А.В.Посельской

начал рабочий сезон творческого лагеря « Оркестр». Руководителями работали –

директор ДШИ Новгородов А.П. и преподаватель ДШИ по классу баяна Тарабукин

П.И. Набор в группу проводился по личному заявлению родителей учащихся.

Собран пакет документов : заявление, медсправка, справка о доходах родителей 2

НДФЛ, справка о составе семьи.

В лагере занимались 15 детей , из них 2 мальчика и 13 девочек.

Возраст: 9 лет- 3 детей,

10 лет- 3, 11 лет- 4, 12лет- 4, 13лет- 1. Учащихся

начальных классов- 8, четверо которых перешли в 5 класс. 7 учащихся – учащиеся

среднего звена.

Цель обучения: ознакомление с инструментами народного оркестра – освоить

начальные

навыки

игры

на

музыкальных

инструментах

народного

оркестра,

формировать

у

детей

музыкальный

вкус,

приобщить

их

к,

произведениям

современных композиторов, народному музыкальному творчеству.

За время обучения педагог должен дать общее понятие :

1. Элементарным навыкам игры на инструменте

2. Чтению нот с листа

3. Игре в ансамбле или оркестре

4. Освоению необходимых технических приемов игры

5. Свободной и естественной посадке, правильной постановке рук.

6. Качественно извлекать звук.

В начале обучения педагог рассказывает об инструменте, даёт представление о

назначении частей инструмента. Показывает правильную посадку исполнителя за

инструмент.

Объясняет,

что

качество

исполнения

зависит

от

собранности,

подтянутости, органичной слитности исполнителя с инструментом.

Постановка

рук

важнейший

компонент

формирования

качества

звука,

правильного звукоизвлечения.

Педагог кропотливо работает над развитием музыкальных способностей детей,

воспитывать у них любовь к музыке, поддерживать их творческую инициативу.

Учащийся во время обучения

приобретает исполнительские навыки игры на

музыкальных инструментах народного оркестра.

Занятие в этом лагере является основной формой воспитательной работы,

формирование единого детского коллектива, дружеское отношение к друг другу,

уважительное и доброжелательное взаимодействие педагога и воспитанников

.

Важнейшим условием воспитания учащихся является дисциплина.

Проведены прослушивания художественных произведений:

1.В. Иванников «Паучок»

2. М.Красев « Топ –топ »

3.Р.н.п. «У ворот, ворот»

4. Р.н.п. «Во поле берёза стояла»

5. М. Красев «Елочка»

6.И.Иорданский «У дороги чибис»

7.В.Калинников « Тень-тень»

8.Р.н.п. «Как пошли наши подружки»

9.Р.н.п. «Во саду ли, в огороде»

10.Р.н.п. «Как под горкой под горой»

11.А. Дорожкин «Ходит зайка по саду»

12. Р.н.п. «Как на тоненький ледок»

13 . О. Гравитис «Детская песенка »

14. Р.н.п. «Во саду ли, в огороде»

Учащиеся обладают разными музыкальными способностями и физическими

данными. Например, Первое, с чего начинается работа ансамбля, - это подбор

участников коллектива, равных по своей музыкальной подготовке и владению

инструментом. Учитывая музыкальные и технические возможности учащихся, они

распределяются по инструментам и занимают свое место в ансамбле.

Васильев Дьулус, , Тарабукин Мирослав, Габышева Айза, Тарабукина Настя

знают

музыкальную

грамоту,

они

занимаются

в

ДМШ

по

классу

баяна

и

фортепиано.

Аммосова Вика, Аммосова Уйгу, Новгородова Марьяна, Новгородова Дарьяна

занимаются в хореографическом классе.

Макарова Майя, Павлова Милена – художественный класс.

Дьячковская Вера, Заровняева Алёна, Софронова Эмилия, Софронова Вилена,

Романова Айаана – ранее в музыкальном кружке не занимались , но имеют

музыкальный слух.

Распределение инструментов:

1)

Аммосова Вика- балалайка.

2)

Аммосова Уйгу- балалайка.

3)

Васильев Дьулус- баян.

4)

Габышева Айза- домра.

5)

Дьячковская Вера-балалайка.

6)

Заровняева Алёна- балалайка.

7)

Макарова Майя- домра.

8)

Новгородова Дарьяна- бубен.

9)

Новгородова Марьяна- маракас.

10)

Софронова Вилена- балалайка.

11)

Софронова Эмилия- домра.

12)

Тарабукин Мирослав- бас домра.

13)

Тарабукина Настя- треугольник.

14)

Павлова Милена- балалайка.

15)

Романова Айаана- балалайка.

На репетиции необходимо создать радостную, приятную атмосферу,

обеспечивающую учащимся психологический комфорт, уверенность в своих силах

и возможностях.

Каждый участник ансамбля должен быть расположен таким образом, чтобы

иметь возможность слышать и видеть участников ансамбля (обычно это полукруг).

Размещение ансамблистов должно быть стабильным, не изменяться в зависимости

от помещения, в котором приходится репетировать и выступать, - напротив, от

расположения ансамбля зависит, какая комната должна быть избрана для репетиций

и

как

нужно

оборудовать

сцену

для

выступления.

Расстояние

между

исполнителями должно обеспечивать слитное, цельное звучание и в то же время

свободу игровых движений каждого участника ансамбля.

Педагог может использовать ударные инструменты: треугольники, трещотки,

ложки, металлофон, бубен и др. Воспитывая в детях

бережное отношение к

имуществу класса (инструментам, пультам, подставкам, нотной литературе и т.д.),

нужно продумать о приспособлениях для содержания и хранения инструментов (на

стеллажах, полках, столиках, в шкафу и т.д.), учитывая определенную степень

влажности воздуха в помещении.

Деятельность по дням.

Дата

Кол.-

во

детей

Чем занимались

1

06.06

15

Лекция инструктаж по ПБ и ТБ .Плановая беседа.

2

07.06

15

Общее

знакомство

с

музыкой.

Прослушивание

произведений якутских композиторов.

3

08.06

15

Знакомство с инструментами народного оркестра.

4

09.06

15

Освоение игры на инструментах. Знакомство с их

устройствами.

Открытие

сезона.

Игра

«Угадай

мелодию».

5

10.06

15

Основы музыкальной грамоты и сольфеджирование.

6

13.06

15

Правила и приёмы игры на инструментах.

7

14.06

15

Разборка русской народной песни « Светит месяц»

8

15.06

15

Работа

над

метром

и

ритмом

музыкального

произведения. Игра « Музыкальный ринг»

9

16.06

15

Разборка произведения« Марш» М.Жиркова.

10

17.06

15

Навыки подбора по слуху пьес.

11

20.06

15

Ансамблевое

исполнение

произведений

«

Светит

месяц», « Марш».

12

21.06

15

Ансамблевое

исполнение

произведений

«

Светит

месяц», « Марш». Музыкальная викторина .

13

22.06

15

Ансамблевое

исполнение

произведений

«

Светит

месяц», « Марш».

14

23.06

15

Ансамблевое

исполнение

произведений

«

Светит

месяц», « Марш». Игра « Угадай мелодию»

15

24.06

15

Ансамблевое

исполнение

произведений

«

Светит

месяц», « Марш». Закрытие сезона.

Список детей.

Ф.И.

Возраст

Класс

школа

1

Аммосова Вика

12

6

Диринская СОШ

2

Аммосова Уйгу

12

6

Диринская СОШ

3

Васильев Дьулус

13

6

Диринская СОШ

4

Габышева Айза

12

6

Диринская СОШ

5

Дьячковская Вера

10

4

Чурапчинская СОШ

6

Заровняева Алёна

11

6

Чурапчинская СОШ

7

Макарова Майя.

9

2

Диринская СОШ

8

Новгородова Дарьяна

9

2

Диринская СОШ

9

Новгородова Марьяна

9

2

Диринская СОШ

10

Софронова Вилена

10

3

Диринская СОШ

11

Софронова Эмилия

11

4

Диринская СОШ

12

Тарабукин Мирослав

12

6

Диринская СОШ

13

Тарабукина Настя

11

4

Диринская СОШ

14

Павлова Милена

11

4

Диринская СОШ

15

Романова Айаана

10

3

Чурапчинская СОШ

Интерес к оркестровому исполнительству привлекает всё новых участников.

Помимо учащихся , к оркестру присоединились и родители. А преподаватели

данной школы являются основным составом оркестра. Наш коллектив активно

участвует

на

мероприятиях,

конкурсах

муниципального,

регионального,

республиканского, всероссийского, международного уровня.

Достижения оркестра:

2015 году победитель улусного гранта 50.000 «Сила живой музыки» создание

оркестра народных инструментов.

2016 Республиканкий конкурс по проекту «Музыка для всех» оркестр народ-

ных инструментов преподавателей, родителей, учащихся. Лауреаты 2 ст.

2016 конкурс «Воспитание музыкой» МДФ «Дети Саха-Азия» 250. 000 руб. )

2017Республиканкий конкурс по проекту «Музыка для всех» оркестр

народных инструментов учащихся. Лауреат 3 ст г. Якутск.

(2017 грант МКиДР для ДШИ, ДМШ, ДХШ 150.00 руб.,

2017 Республиканский конкурс исполнителей народных инструментов

посвященной А.П.Киселевой «Таланты народные.г. Якутск. Дипломант

2017 Улусный фестиваль «Чурапчы, айхаллан!» оркестр народных

инструментов - Лауреат

2018 Межрегиональный фестиваль –конкурс «Балалайка-душа России» для

оркестров народных инструментов г. Алдан Дипломант (Дальний восток)

2018 Республиканский конкурс исполнителей народных

инструментов«Таланты народные». г. Якутск. Дипломант

2018 Улусный фестиваль – «Айар талааннар» оркестр народных

инструментов- Лауреат



В раздел образования