Напоминание

Ансамбль – творческая свобода исполнителя


Автор: Долинина Елена Дмитриевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО
Населённый пункт: г. Бакал, Саткинский район, Челябинская область
Наименование материала: Открытый урок
Тема: Ансамбль – творческая свобода исполнителя
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» г. Бакала

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого урока по предмету : Ансамбль

Тема: «Ансамбль – творческая свобода исполнителя»

Преподаватель специального фортепиано

высшей категории,

зав. фортепианным отделением

Долинина Елена Дмитриевна

г.Бакал

25.01.2018г

Учебная дисциплина: ансамбль

Специальность: фортепиано

К л а с с : 6

класс

Чепурнова

Ира,

Субботина

Софья

фортепианное отделение

Тема урока: «Ансамбль – творческая свобода исполнителя»

Вид занятия: обобщающий

Форма проведения занятия:

открытый урок

Продолжительность занятия: 40 минут

Место проведения: Фортепианный класс преподавателя Долининой Е.Д. ДШИ г.

Бакала

Цели занятия:

Обучающая: обобщить и углубить знания учащихся, закрепить навык игры в ансамбле,

анализировать

исполняемые

произведения

в

соответствии

с

эпохой

и

стилем

композитора.

Развивающая:

развитие

творческой

свободы

учащихся

через

освоение

различных

видов

совместного

музицирования;

развитие

концертных

навыков;

развитие

и

углубление общего кругозора учащихся.

Воспитательная: воспитание чувства ответственности учащихся за качество освоения

собственной партии, взаимной поддержки, привитие творческой свободы в совместном

музицировании.

Междисциплинарные связи:

Звук

рояля

может

быть

бесконечно

разнообразным,

как

на

уроках

специального

фортепиано, так и на уроках ансамбля.

Учебное оборудование (оснащение) занятия:

1.

Пианино – 2 (фортепиано)

2.

Нотная литература:

3.

Музыкальный центр (фонограммы)

План урока (хронометраж):

1.

Организационная часть - 5 минут.

-

вводная информация учителя

2.

Беседа по основному предмету – 15 минут

Диалог учителя с учащимися.

- исполнение пьес

3.Работа в классе над конкретными пьесами, задачами - 15 минут.

- исполнение пьес в стиле барокко, работа и показ учителя на фортепиано

4.Заключительная

часть

урока

– 5

минут.

-

Подведение итогов

Ход урока

1.Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Известно, что ансамблевая игра значительно расширяет музыкальный кругозор, развивает

такие

качества,

необходимые

музыканту,

как

умение

слушать

общее

звучание

всей

музыкальной ткани пьесы; а когда это необходимо; активизирует фантазию и творческое

начало; заостряет ощущение звукового колорита; повышает чувство ответственности за

знание

своей

партии,

ибо

совместное

исполнительство

требует

свободного

владения

текстом.

Особенностью

ансамблевого

музицирования

является

воспитание

чувства

ответственности за качество освоения собственной партии, достижение исполнителями

точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, агогике, специфике тембрового звучания,

что способствует созданию единства и целостности музыкально-художественного образа

исполняемого произведения.

2. Беседа по основному предмету

– Итак, тема нашего урока – работа над навыками ансамблевой игры. Ансамбль –

это по-французски, а по-русски – вместе.

Считается, что ансамбль – слово, прежде всего музыкальное, а уж потом – всякое другое.

Потому, что нигде так дорого не ценится то, что делается и происходит вместе, как в

музыке. Итак, если уж вместе, то давайте подумаем, кто и чем занимается вместе?

Например: Вокально-инструментальный ансамбль (вокалист – значит певец). Название

говорит: (Ответ учащихся) музыканты будут петь, и играть на инструментах.

Ансамбль

скрипачей.

По

названию

понятно:

(Ответ

учащихся)

будут

играть

лишь

скрипачи.

Ансамбль песни и пляски. Всем ясно: (Ответ учащихся)

в этом ансамбле певцы и

танцоры.

На

протяжении

всех

лет

обучения

учащиеся

изучают

искусство

совместной

игры,

занимаясь

фортепианным

ансамблем.

Этот

жанр

имеет

свою

многолетнюю

историю.

Фортепианный

дуэт

начал

интенсивно

развиваться

во

второй

половине

18

века

с

появлением

молоточкового

фортепиано

и

его

новыми

возможностями:

расширенный

диапазон, способность постепенного увеличения и уменьшения звучности, добавочный

резонатор педали. Этот инструмент таил в себе особые возможности при игре двух

пианистов. Значительно возрастала полнота и сила его звучания, открывались неведомые

регистровые краски – а новый гомофонный стиль музыки в этом очень нуждался. К началу

19 века фортепианный ансамбль утвердился как полноправная самостоятельная форма

музицирования. Возникла богатая и разнообразная литература. Для фортепиано в четыре

руки

писали

почти

все

композиторы

19

и

20

столетия.

Многие

ансамбли

являлись

переложением популярнейших мелодий.

- Исполнение пьесы:Т. Карамиа «По кукурузному полю»

Девочки

имеют

уже

некоторый

опыт

ансамблевой

игры,

владеют

элементарными

навыками совместного исполнения. Ансамблевая техника выдвигает перед исполнителями

особые требования. Главная трудность – это умение слушать не только то, что играешь

сам, а одновременно общее звучание обеих партий, сливающихся в органически единое

целое. Основная задача каждого из исполнителей выявить, осмыслить и создать в своём

представлении ясный звуковой образ всего произведения. При исполнении ансамблевого

сочинения, так же как и сольной пьесы, необходимо вдумчивое, детальное изучение

авторского текста с точки зрения мелодии, ритма, гармонии, формы, принципов развития.

Необходимо определить смысловую роль каждой партии, регистровые соотношения. И на

любом этапе работы внимание каждого партнёра должно быть обращено на выработку

умения слышать весь звуковой комплекс, находить верные звуковые соотношения.

Исполнение пьесы: П.И. Чайковский «Колыбельная в бурю»

В этом произведении особую сложность представляет как бы «вокализация» мелодии. Для

этого предлагаю прослушать запись фонограммы Б.Лемешева Чайковский «Колыбельная

в бурю»

Как слышно из фонограммы – первая партия в ансамбле является главной, ведущей,

представляющей голос. Для исполнения требуется особенно тонкая нюансировка и работа

не

только

кистью,

но

и

подушечками

пальцев.

Попробуем

«вокализировать»

первую

партию, а второй партии отдать роль оркестра.

Сейчас я хочу обратить внимание на динамикУ исполнения. Наиболее распространенный

недостаток

ученического

исполнения

динамическое

однообразие.

Все

играется

по

существу mf и f. А p и pp вообще можно услышать очень редко. Надо объяснить

учащимся, что динамический диапазон 4-х ручного исполнения должен быть никак не

уже,

а

шире,

чем

при

сольной

игре,

так

как

ансамбль

пианистов

позволяет

полнее

использовать клавиатуру. Надо объяснить, что f играть всегда с «запасом», а не на

«пределе». Форте не должно быть жестким, резким. Не от кисти, не от локтя, а от плеча.

Такой

недостаток

в

ансамбле

особенно

заметен.

Конечно,

сразу

добиться

нужных

результатов не удастся, потому что работа над звуком – это огромный труд. Рассмотрим

динамику

этого

произведения

и

попробуем

сыграть

более

ярко

(показ

учителя

за

инструментом),работа с учащимися.

Исполнителю второй партии необходимо заострить внимание на гармоническом анализе и

опираясь

на

гармонию

нужно

учиться

мысленно

слышать

всю

музыкальную

ткань

произведения. Кроме этого исполнитель второй партии должен педализировать, потому

что

вторая

партия

служит

фундаментом

произведения.

При

этом

второй

партии

необходимо очень внимательно следить за тем, что происходит в соседней партииОбщее

звучание

обеих

партий

сливающихся

в

единое

целое

-

основа

совместного

исполнительства.

Полезно

бывает

предложить

учащемуся,

исполняющему

вторую

партию, ничего не играя, только педализировать во время исполнения другим пианистом

первой партии. При этом сразу обнаруживается насколько это непривычно и требует

особого внимания и навыка. (Разбор педализации)

- Исполнение пьесы Дж. Пьерпонт «Колокольчики звенят»

Этот ансамбль интересен своим звуковым сочетанием, как для учащихся, так и для

слушателей. В данном случае – это готовый концертный номер. Концертные выступления

детских ансамблей пользуются успехом у слушателей. Эти выступления способствуют

приобретению уверенности, чувства сценической свободы, прививают вкус и любовь к

публичным выступлениям.

3.Работа над конкретными задачами

- Исполнение пьесы И.С.Бах «Шутка»

Репертуар для фортепианных ансамблей можно подразделить на специально созданные

оригинальные

сочинения

и

переложения,

ставящие

своей

целью

популяризацию

симфонической музыки, вот и это произведение было переложением скерцо из сюиты №2

И.С. Баха где изначально главную партию исполняла флейта. Дыхание.… А ведь именно

так

в

переводе

с

немецкого

языка

называется

этот

музыкальный

инструмент.

Познакомьтесь, флейта!(прослушивание произведения в записи) Действительно, для того

чтобы запел этот инструмент, надо в него подуть. Флейту можно назвать внучкой свирели.

На протяжении всей своей жизни флейта постоянно менялась, у неё появилось красивое,

сверкающее,

металлическое

одеяние,

множество

клапанов

и

рычажков.

Бах

Иоганн

Себастьян

(1685—1750),

немецкий

композитор

и

органист,

родился

в

эпоху

(Ответ

учащихся) барокко. Для глубокого понимания смыслового мира музыки Баха, безусловно,

необходимо знать об эпохе, в которой жил композитор. Эпоха барокко - название условное,

продолжалась

полтора

века

и

охватила

все

страны

и

все

искусства.

Барокко –

художественный стиль в европейском искусстве и литературе конца XVI – 1-й половины

XVIII века.

С у щ е с т в у е т

н е с к о л ь к о

в е р с и й

п р о и с х о ж д е н и я

э т о г о

т е р м и н а :

о т

и т а л я н с ко г о

b a r o c c o

п р и ч уд л и в ы й ,

в ы ч у р н ы й ,

с т р а н н ы й .

от

португальского

perola

barocco

-

жемчужина

неправильной

формы;

• от имени итальянского художника Ф. Бароччи (1528 -1612).

Посмотрите на картины художников. Творцы эпохи барокко отразили в своём искусстве

представления о сложности, многообразии и изменчивости всего сущего. Появляются

произведения больших размеров, но размером поразить не так уж сложно, труднее создать

что-то

неожиданное,

непредсказуемое.

Для

этого,

композиторы

того

времени

используют импровизацию - обязательный элемент записи и исполнения музыки барокко.

Каждый

музыкант

обязан

был

варьировать

музыку

разными

способами.

В

ход

пошли мелизмы -

условные

значки,

которыми

обозначались

наборы

дополнительных

звуков(показ учителя за инструментом). Формально существовали правила употребления

мелизмов.

Но

фактически

каждый

музыкант

играл

их

самыми

разными

способами.

Музыкант

барокко

просто

был

обязан

сочинять,

а

значит,

он

оказывался

не

только

исполнителем,

но

ещё

и

композитором.

Целью

импровизации

было

удивление,

«поражение» слушателей неожиданностью и изобретательностью исполнителя.

(Прослушивание

фонограммы

«Шутка»

И.С.

Бах

в

исполнение

симфонического

оркестра)

-Работа с учащимися над стилем барокко в пьесе И.С.Баха «Шутка» (мелизмы на четверти

в первой партии).

4.Заключительная часть.

-

Подведение

итогов: ансамблевая игра является неотъемлемой частью учебного

процесса в детской музыкальной школе, делает его более интересным и увлекательным,

помогая учащимся приобрести важные, разнообразные и полезные умения и навыки, и

приобрести творческую свободу.

Коллективный

характер

работы

при

разучивании,

работе

и

исполнении

произведений, общие цели и задачи, формирование сознательного отношения к делу и

чувство ответственности делают класс ансамбля увлекательной и эффективной формой

учебно-воспитательного процесса.

Список литературы:

1.Статьи: Готлиб А. Первые уроки фортепианного ансамбля.

2.Либерман М. О некоторых задачах обучения будущего пианиста.

3.Коган Г. Работа пианиста. М., 1979.

4.Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1982.

5.Сорокина Е. Фортепианный дуэт. М.: Музыка, 1988.

6.Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984.



В раздел образования