Напоминание

Воспитание без наказания


Автор: Долинина Елена Дмитриевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДШИ"
Населённый пункт: г. Бакал, Саткинский район, Челябинская область
Наименование материала: Методический доклад
Тема: Воспитание без наказания
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

образования «Детская школа искусств» г. Бакала

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

по теме:

«Воспитание без наказания »

в рамках общешкольного методического семинара

«Психологические особенности развития детей дошкольного возраста»

Преподаватель специального фортепиано

высшей категории:

Долинина Елена Дмитриевна

г. Бакал

2019 г.

«То, что человек думает о самом себе, определяет или, скорее,

направляет его судьбу».Г.Торо

Как часто взрослые люди обижают детей в силу своего душевного невежества,

непонимания, что ребенок — человек, личность, а не нечто близкое щенку, что

воспитание ребенка никак нельзя сопоставлять с дрессировкой собаки.

Одним — веселье, другим — слезы

Посмеяться

над

собой

или

быть

высмеянным

другими

крайне

противоположные

воздействия.

Высмеивание,

насмешка

самое

сильное

наказание, оставляющее глубокий, крайне негативный след. Поэтому я отношу его

к серии запрещенных приемов. К моему глубокому сожалению, «высмеивание»

довольно часто используется преподавателями, которые чаще всего не понимают,

что

происходит

на

самом

деле

и

как

это

может

отразиться

на

ребенке

в

дальнейшем,

а

считают

это

очень

хорошим

методом

воспитания.

Высмеивая

одного и веселя таким образом остальных учеников, преподавателю кажется, что

он оживляет урок, умеет неплохо пошутить и даже считает себя человеком с

чувством юмора. Но если и можно назвать это юмором, то только «черным». Все

смеются, а один готов расплакаться — разве это удачная шутка, и юмор ли это?

Насмешка бывает часто признаком скудости ума; она является на помощь,

когда недостаёт хороших доводов.Фр. Ларошфуко

Записным насмешником бывает обычно мелочный ум и дурной характер.

Б

.Шоу

Насмешники оставляют в душе смертельные уколы, когда они основаны на

правде. Тацит

Один маленький мальчик написал сказку, которую я приведу, но с большими

сокращениями, без описания внешности, одежды, интерьеров и т.п., так как в

полном виде она занимает четыре страницы рукописного текста.

«У прекрасной королевы родился сынок. Но он оказался не королевичем, а

простым мальчиком. Всё, что он делай, не нравилось королеве, она сердилась и

ругалась, и спрашивала его: "Когда же ты нормальным королевичем станешь?"

Мальчик старался, старался, а у него все не так

— то упадет и джинсы на

коленках порвет. то шапку потеряет, то тарелку разобьет. А один раз играл в

мячик,

а

он

отскочил

от

пола

и

попал

прямо

на

накрытый

для

гостей

праздничный

стол.

Что

тут

было!

Все

попадало,

поразбивалось.

Королева

заплакала: "Что за сын, что за Божье наказание, что мы гостям скажем?!" Тут

пришел король и закричал: "Нам не нужен такой сын, нам нужен хороший. Марш

в свою комнату. А твой день рождения мы отмечать не будем, подарка не

получишь и гостей не пригласишь. Так мы тебя накажем". Мальчик плакал и

думал, раз он родился простым мальчиком, значит, не стать ему настоящим

королевичем. А такой — я им не нужен. Стало ему очень жалко королеву, и он

ушел жить в лес. А у королевы кончились все беды, и вскоре у нее родился

настоящий королевич, хороший. И все жили долго и счастливо».

Как часто родители, рассердившись за какой-либо, даже незначительный

проступок, могут обронить следующие слова: «Нам такой грязнуля (грубиян,

плакса, непослушник) не нужен». Или: «Будешь так дальше делать, в детский дом

сдадим (в джунгли к обезьянам отправим)».

Родителям забавно наблюдать, как напуган малыш, как он искренне боится и

верит вашим угрозам. Они пошутили и забыли, а начнет ребенок опять что-то

делать, могут еще раз припугнуть, даже сцену разыграть, как выгоняют ребенка из

дома. Родители играют понарошку, а ребенок воспринимает всё серьезно. У него

складывается примерно такое понимание: «Меня любят только тогда, когда я

делаю так, как нужно родителям. Я должен постоянно угождать, чтобы меня не

выгнали, не отдали. Я могу делать то, что мне нравится, но родители не должны

об этом знать, это опасно для меня. Надо умело всё скрывать, врать им. Надо в их

глазах быть таким, каким они хотят меня видеть».

Страх — сильное чувство, пагубное состояние, которое ведет к психическим

расстройствам и, как следствие, к потере физического здоровья. Совсем не важно,

чем вызвано это чувство — серьезными наказаниями или насмешками. Более того,

серьезное наказание приводит к менее негативным последствиям, так как не

вызывает

чувства

постоянного

страха.

Насмешки

же

вызывают

чувство

постоянного страха, напряжения, повышенного контроля за собой, так как могут

последовать

неожиданно

за

любой

незначительный

промах

или

даже

за

личностные

качества.

Такие

индивидуальные

особенности

детей,

как

заторможенность, гиперактивность, рассеянность, неуклюжесть и многие другие

служат вечной мишенью, находятся под прицелом шутников, являются их легкой

добычей.

Учителя

и

родители

не

всегда

задумываются,

что

не

решают,а

усугубляют проблемы детей.

Жестоко! Ведь решение этих проблем больше зависит от психоневрологов,

которые могут найти причину, постараются устранить её или при необходимости

посоветуют других специалистов.

Само

ожидание

насмешки

держит

ребенка

в

постоянном

стрессовом

состоянии, которое периодически приводит к срывам. А как часто такой срыв

принимается за недостойную выходку, плохое поведение, неуважение к взрослым,

и

вместо

необходимой

помощи

ребенок

опять-таки

получает

наказание.

Подумайте

каково

ему?

Не

тяните

постоянно

одеяло

на

себя,

прикройте

ребенка!

Эгоцентризм родителей проявляется и в высказываемых ребенку претензиях:

«Мне стыдно, что на тебя жалуются...», «Мне неприятно слышать твои капризы.

Перестань плакать, я сейчас не выдержу...», «Перестань скакать, у меня от тебя

уже голова разболелась...». «Как меня раздражает твоя медлительность...», «Я не

могу видеть, как ты...», «Сколько ты мне создаешь проблем, то одно, то другое!»

Перечислю возможные последствия, которые помогут задуматься взрослых

шутников:

1.Взращиваются ожесточенность, озлобленность, злорадство В коллективе,

где никто не чувствует своей личной ответственности, нс задумывается над тем,

хорошо

поступает

или

плохо.

Он

делает

как

все.

«Как

все»

это

значит

общепринято?

2.Возникает страх (дети хотя и смеются, но прекрасно понимают, что при

любом своем промахе могут оказаться на таком же позорном месте).

3. Засевший в подсознании страх быть высмеянным, приводит ко многим

комплексам,

которые

мешают

и

порой

приводят

к

неудачам

в

жизни:

неуверенность в себе, боязнь высказывать, тем более отстаивать собственное

мнение, занижение своих достоинств.

Отсюда стремление подражать другим и не выделяться, быть как все, не

думать самому, а высказывать общепринятые вещи, идти куда угодно, главное в

ногу с коллективом. Это, в свою очередь, приводит к блокировке, а значит, к

резкому снижению темпов развития ребенка и личностному становлению.

4. Боязнь насмешек приводит к замкнутости,

которая

выражается

или

в

подавленном, или в вызывающем поведении ребенка, и зачастую приводит к

нежеланию посещать школу.

Потом мы удивляемся, откуда берутся вруны, подхалимы, необязательные,

двуличные, ведущие двойную жизнь. Эта одна форма поведения. Есть и другая.

Дети, подрастая лет до 14—16, стремятся уйти из дома или находят себе «новую

семью»

в

виде

неформальных

молодежных

объединений

(рокеры,

фанаты

музыкальных групп) или псевдорелигиозных сект.

В сектах главной приманкой служат слова о том, что, каким бы ты не был.

Бог любит тебя и всегда простит. И мы любим и понимаем тебя, ты нам нужен и

дорог со всеми своими недостатками, мы не откажемся от тебя и всегда простим.

Так Бог делает и нам велит.

Когда

ребенок

уходит,

то

трудно

ему

доказать

да

и

как

объяснить,

что

родителям он тоже нужен и дорог, тысячу раз дорог. Ребенку трудно поверить и

понять, почему раньше не нужен был, а теперь вдруг нужен. Значит опять на мою

свободу претендуют или еще чего-то от меня хотят. Нет уж, хватит!

Маленькие

дети

практически

не

умеют

выражать

словом

то,

что

они

чувствуют,

переживают,

в

каком

состоянии

находятся,

так

как

в

детской

литературе таких текстов просто нет. Сказки, особенно мультфильмы, строятся на

быстрой смене действий. Только в литературе для старших классов появляются

описания

внутренних

переживаний,

сомнений,

сложных

эмоциональных

состояний

О воспитании без наказания - В жизни детей с раннего возраста чувства и

переживания присутствуют в огромном количестве. Да и искусство дает детям

множество эмоциональных ощущений, но не дает образцов речи на эту тему.

Родители также не говорят с детьми на подобные темы, упорно считая, что

область чувств — вещь для взрослых, детям она недоступна. Не для маленьких!

Может быть, они думают, что ребенок не способен чувствовать?

Ребенок

начинает

чувствовать

и

показывать

свои

чувства

с

момента

рождения. Не умея говорить, он выражает их плачем, смехом, мимикой, жестами.

Мы не всегда можем понять нашего малыша, мучаемся, ждем с нетерпением,

когда же он заговорит и сможет ясно объяснить, чем вызваны его капризы, его

поведение. И наконец, речевой аппарат готов, созрел, а мы забываем или не

задумываемся, что настало то долгожданное время, когда можно объясниться с

ребенком, используя речь. Забываем, что надо научить его пользоваться ею не

только для решения бытовых проблем, но и душевных.

Время идет, ему уже пять, шесть... лет, он все «капризничает» или находит

выход своим состояниям в каких-либо других проявлениях. Родители сердятся,

повышают голос, наказывают, возмущаются, шлепают или надеются, что ничего

страшного, мол перерастет... Но упорно не учат ребенка выражать свои чувства

словами, чтобы наконец-то объясниться — выслушать и понять малыша, объ-

яснить ему себя, разобраться в нем. помочь в психическом взрослении.

Взаимоотношения

в

семье

приобретают

совсем

иной

характер,

чем

представлялось,

когда

ребенок

сидел

в

коляске.

Возникает

масса

ненужных

конфликтов,

появляются

комплексы...

И

новая

родительская

надежда

поговорим по душам, может все наладится, ведь ребенку уже четырнадцать,

совсем взрослый, наверное, сможет понять.

Как вы думаете, получится вот так, вдруг — ни с того, ни с сего? Твердое

убеждение, что по душам, т.е. о состоянии души, о личном, сокровенном надо

разговаривать с того, «колясочного» возраста. Только тогда между вами будут

искреннее

взаимопонимание,

любовь,

сочувствие,

дружба

и

много

других

чувственных связей.

Небольшие советы сначала родителям, а потом преподавателям: «Доктор

Cузуки рассказывал мне об одной маме, у которой были очень плохие

отношения с ребенком, и она, бывало, восклицала в полном отчаянии: "За что

бог послал мне этого ужасного ребенка?" На это доктор Сузуки сказал ей

однажды: "Это все из-за того, что вы его постоянно ругаете. Он у вас

постоянно насторожен. Ваш малыш будет вас лучше слушаться и уважать, если

время от времени вы тоже признаете свои ошибки". Некоторое время спустя эта

мама пришла к доктору Сузуки очень довольная и рассказала, что проявив

смирением она наладила свои отношения с сынишкой.

Добросовестные мамы часто жалуются, что их требовательность встречает

недовольство. "Тебе хорошо говорить, тебе самой не нужно это делать". И дети

правы? Приказание - не лучший способ воспитания. Если детям приходится

напрягать все силы, в то время как взрослые делают десятую часть или даже

половину того, что они могли бы сделать как родители, то ничего хорошего из

этого не выйдет. Родители должны найти способ показать ребенку, что они тоже

стараются, например, делают что-то вместе.

Приказания типа: "Сделай это!', "Выучи это!'', в то время как сам отец сидит

в кресле с газетой - это метод ленивого человека. Воспитывать ребенка - это

значит все время воспитывать и самого себя.»

Перед тем, как высказать ребенку свои претензии или свои положительные

отзывы, или перед тем, как приступить к какой-либо деятельности, объясните

детям свои чувства, побудивших вас к этому. Говорите как можно больше о своих

чувствах, обсуждайте чувства героев книг и кинофильмов, вспомните о своих

знакомых, не забудьте о друзьях ребенка, о школьных проблемах с этой же по-

зиции: вот их действия, а вот чувства, которые привели к этим действиям. Ребенку

необходимо

овладеть

той

эмоционально чувственной

частью

речи,

которая

позволит ему разобраться в своих переживаниях, определить свое внутреннее

состояние, позволит понимать причины, как своих поступков, так и чем вызваны

действия окружающих его людей, развивать и обогащать себя через понимание

произведений искусства как отражение человеческой культуры и культуры чувств.

Для наглядности приведу несколько обычных бытовых ситуаций. Ребенок не

хочет убирать свои игрушки или очень расшалился, настолько возбужден, что не

может остановиться. Вы, придя с работы, видите, что ребенок не выполнил

никаких своих дел (ни уроков, ни обязанностей по дому), а в коридоре валяются

роликовые коньки, и он играет в компьютерные игры или смотрит телевизор.

Начните с того, что объясните ребенку, что вы чувствуете, видя эту картину, и

спросите, как он думает, какие действия могут быть вызваны этими чувствами?

Один раз сын ответил так: «Я понял, действий не нужно, я лучше попробую

изменить твои чувства». Мы оба рассмеялись, и он быстро принялся за дела.

В другой раз ответ был иной: «А я чувствую ... (объяснил что), и они готовы

тоже вылиться, я не знаю во что, но я очень раздражен! Пнуть или сломать чего-

нибудь хочется». Наступила моя очередь. «Ну, раз у нас у обоих такое скверное

настроение, то надо постараться ею изменить, так как в плохом настроении ничего

хорошего сделать невозможно».

Несколько проверенных вариантов начального этапа выхода из конфликтной

ситуации. Выберите по ситуации наиболее подходящую первую фразу:

-Давай разберемся, чем вызваны наши настроения, и оценим, достойна ли

причина того, чтобы так отравлять нам жизнь? Может легче устранить причину,

чем так мучиться?

-Давай объяснимся, но каждую фразу будем начинать так:

— Я очень люблю тебя, но... (высказать претензии).

Я очень люблю тебя, но... (высказать объяснения или ответные претензии)

Мы же с тобой понимаем, что эта фраза выражает самое важное в наших

взаимоотношениях, а всё остальное — просто житейские мелочи.

Давай

возьмём

тайм-аут

для

обдумывания

ситуации

и

нахождения

оптимального её решения (удовлетворяющего всех) и через пять минут обсудим,

чей вариант удачнее. Начнём действовать по лучшему варианту.

Далее, ищете решение его проблемы -

Е с л и

ОН

не

организован, т

о займитесь

воспитанием

этого

качества:

используйте приемы и упражнения, которые учат организованности, собранности.

Если у него маловато воли, то можно и так, шутя, начинать: "Тебе мешает

твоя лень? Она у всех людей есть, но с ней можно успешно бороться. Чем могу

помочь

тебе

в

твоей

трудной

борьбе?

Надо

начинать

заниматься

развитием

волевых качеств, а это длительный, последовательный процесс.

Если ребенок пожалуется на свою невнимательность, усталость, сонливость,

то задумайтесь о причине: авитаминоз или нервное истощение и что, например,

привело

к

последнему:

неправильный

режим

дня

или

плохие

отношения

со

сверстниками ?

Если скажет, что не понимает, о чем говорят на уроке, не может справиться с

заданиями

учителя, то тогда вам станет ясно, почему он вертится и мешает

заниматься

другим

детям,

ведь

в

такой

ситуации

его

поведение

является

естественным. Подумайте, почему ребенок не справляется? Возможно, что на

прошлой неделе он пропустил занятие, на котором была начата новая тема, и

теперь

никак

не

сообразит,

почему

все

дети

понимают,

а

он

такой

тупой

и

непонятливый. Стесняясь этого, боится обратиться к учителю. (Простое решение

проблемы — здесь можно справиться самим.)

Если ребенок, когда его спрашивают, волнуется, теряется, не может хорошо

ответить,

хотя

дома

учил, то в этом случае, наверное, придется обратиться к

психологу или всевозможными способами внушать ему любовь и уважение к себе,

которые дадут ему уверенность.

«То, что человек думает о самом себе, определяет или, скорее, направляет его

судьбу».Г.Торо

Если ребенок шалит, так как ему в силу его характера надо утвердиться в

коллективе, а другого способа он не знает, если вы тоже не знаете этих способов

(они непросты!), то обратитесь к педагогической литературе или к специалисту:

учителю или психологу (психоаналитику).

Если случилось уже так, что ребенок просто ненавидит школу (не сложились

отношения с учителем или лидирующая группа в классе постоянно «задирает» его

или есть другие причины), то надо серьезно заняться этой проблемой. При этом

учтите, что ребенка уже раздражает все, что связано со школой, в том числе и

домашние уроки. На подсознательном уровне он избегает всего, что напоминает о

школе. Его организм защищается от негативных эмоций. Поверьте, это лучше,

когда, придя домой, он отключается, забывает неприятное, занявшись делом,

которое

может

его

отвлечь,

чем

постоянная

изнуряющая

боль.

Думаю,

вы

догадываетесь, к чему она может привести?!Теперь, всем понятно:

«Если...» —

надо

выяснять,

а

над «то...» — хорошо подумать. Да! Это,

конечно, посложнее, чем отвесить подзатыльник или накричать.

Мы все понимаем, что вылечить болезнь невозможно, не устранив причин,

вызывающих её. Медицина давно это поняла.

А педагогика?

Точно

так

же

и

нам

надо:

найти

причину

и

решать

проблему

через

её

устранение. Надо всегда помнить: просто так — ничего не бывает!

Взрослым порой трудно держать себя в руках. А как вы понимаете, начинать надо

только с себя.

Если ты хочешь, чтобы жизнь улыбалась тебе, подари ей сначала хорошее

настроение. Спиноза

Самый лучший способ подбодрить себя — это подбодрить кого- нибудь. М.

Твен

Можно пользоваться народными советами:

Ссору быстрее всего потушить шуткой.

Кто собой не управляет, тот и другого на разум не наставит.

Лучше ссоры избежать, чем её прекращать.

Взрослым необходимо усвоить правила:

Что вы чувствуете? Беспокойство, огорчение, досаду. Почему они возникают?

Потому

что

хотите,

чтобы

он

рос

трудолюбивым,

культурным,

разумным...

Беспокоитесь

потому,

что

любите

его,

желаете

ему

счастья.

Вот

и

начните

разговор с этого признания. И когда почувствуете, что ребенок доверился вам,

готов поделиться с вами своей неприятностью (всем хочется разделить с кем-

нибудь

свою

боль,

переживание,

неудачу),

то

спросите

о

его

чувствах,

раз-

беритесь, почему так получилось, какие причины, обстоятельства привели к этому

и помогите понять, как избавиться или справиться с ними. Ни в коем случае не

надо заводить общепринятую песню: «Что ты такой-сякой. С сегодняшнего дня я

лишаю тебя того и этого». Это малоэффективные приемы — кроме скрытности,

страха и желания обмануть вас, чтобы не лишиться «того и этого» — они ничего

не воспитывают. Правда, они удобны, просты, легки в применении, потому что не

занимают

у

родителей

много

времени,

на

них

не

надо

тратить

ни

ума,

ни

душевных сил, и совесть чиста: я же шумел, наказывал, воспитывал — в общем,

оказал ребенку должное внимание!

И теперь, когда ребенок расскажет вам о своих переживаниях, может быть,

вашим первым желанием будет «не воспитывать», а успокоить и приласкать его.

Главное, всегда помнить о таком законе: если ребенок открыл вам свою душу, то

вы можете в мягкой форме убеждать его, вместе решать, как исправить ситуацию,

но нельзя наказывать (даже если он виноват), упрекать, напоминать не к месту (с

целью задеть, унизить), делиться вашей общей тайной с кем-либо еще. Выглядит

это как предательство. Ребенок никогда, ни на одну минуту не должен пожалеть,

что был откровенен с вами.

XXI век будут строить те, кто доверяет другим

В сегодняшнем мире первое, что бросается в глаза, это дефицит доверия между

людьми,

что

вызывает

хаос

в

обществе,

насилие,

экологические

проблемы.

Никакие богатства и удобства жизни не принесут нам мира и счастья, если не

будет доверия между людьми.

Каждый

знает,

что

людям

следует

доверять,

однако

понимать

-

это

одно,

а

воплощать прекрасные принципы в жизнь - совсем другое. Это разногласие, к

сожалению, очень свойственно человеческой натуре.

Если принцип доверия к людям впитан ребенком с молоком матери, ребенок

вырастет личностью, способной принять на себя ответственность за будущее

общества.

Даже если ребенок умнее других, но не доверяет людям, он не сумеет многого

добиться в жизни.

Современная система образования придает слишком много значения экзаменам и

отметкам, но игнорирует и никак не поощряет доверия к людям. Поэтому тем

более важно, чтобы это качество воспитывалось в раннем возрасте. Это главная

задача дошкольного воспитания.

« Снег тает

на ветке дерева,

где голубь воркует.

Смотри, маленький котенок

мягко ступает

по опавшим осенним листьям.

Ползает и смеется ребенок,

ему исполнилось два года

этим утром.

Это традиционное японское стихотворение - хайку, написанное Иссой Кобаяни»

Список используемой литературы:

1.

Смирнова Т.И. Воспитание искусством или искусство

воспитанияюг.Москва,2001.

2.

Масару Ибука. После трех уже поздно: Пер. с англ. - М.: РУССЛИТ, 1991.

3.

Мадорский Л.Р., Зак А.З. Музыкальное воспитание ребёнка. г.Москва, 2011г.

4. Федина А.В. Ребёнок и музыка. г.Челябинск, 2007г.



В раздел образования