Автор: Никитина Людмила Викторовна
Должность: методист
Учебное заведение: МБОУ ДО Дом детского творчества
Населённый пункт: город Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: Методический мастер-класс
Тема: Объект и предмет исследования
Раздел: дополнительное образование
Методический мастер-класс по теме
«Объект и предмет исследования»
(в рамках городского семинара «Краеведческий компонент в проектной
и исследовательской деятельности учащихся»)
Никитина Людмила Викторовна,
методист,
МБОУ ДО Дом детского творчества
г. Новый Уренгой, ЯНАО
Цель: повышение профессиональной компетенции педагогических работников и
трансляция
опыта
работы
образовательных
организаций
по
созданию
условий
для
интеллектуального
развития,
поддержки
одаренных
детей
и
вовлечения
учащихся
в
исследовательскую деятельность в области краеведения.
Задачи:
- рассмотреть теоретические основы определения объекта и предмета исследования;
- показать на конкретных примерах определение объекта и предмета исследования;
- закрепить знания в практической работе.
I.
Теоретическая часть
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я предлагаю Вам принять участие в
мастер-классе по теме «Объект и предмет исследования».
- В основе современного деятельностного подхода в обучении лежит личностное
включение учащегося в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются
и контролируются. Основным методом всех технологий развивающего обучения является
исследовательская деятельность учащихся – совокупность действий поискового характера,
ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов
деятельности.
- В настоящее время учебно-исследовательская деятельность учащихся становится
популярной
формой
учебной
работы
и
необходимым
средством
развития
самостоятельного
творческого
подхода
учащихся
к
современной
жизни.
Одной
из
важнейших
задач,
стоящих
перед
образовательными
организациями
сегодня
является
подготовка
ребенка-исследователя,
владеющего
современными
методами
поиска,
способного творчески подходить к решению проблем и пополнять свои знания путем
самообразования.
- На столах у Вас лежит раздаточный материал, можете опираться на него в
практической работе.
- Учебно-исследовательская деятельность предполагает наличие основных этапов,
характерных для исследования в научной сфере.
- Пожалуй, наиболее важными элементами исследовательской деятельности можно
считать
объект
и
предмет
исследования
– своеобразную
«систему
координат»
исследования. Об этом мы сегодня и поговорим.
- В настоящее время существует множество самых разнообразных подходов к
определению данных понятий. Обратите внимание, у вас на столах лежат определения
понятий лексикографов и лингвистов Владимира Ивановича Даля и Сергея Ивановича
Ожегова,
а
также доктора
психологических
и
педагогических
наук,
профессора
Александра Ильича Савенкова и
кандидата психологических наук, доцента Алексея
Сергеевича Обухова, с которыми вы можете ознакомиться.
- Как же определяется объект и предмет исследования? Попробуем разобраться в
этом!
- Один и тот же объект может изучаться многими науками, каждая из которых имеет
свой особый предмет познания. Например, общество как объект изучается историей,
1
социологией, демографией, при этом каждая из наук имеет свой предмет изучения. То есть
объект фиксирует существование явлений, их свойств, связей и законов развития, а
предмет определяет границы, в которых изучается данный объект: т.е.
что именно в
свойствах, связях и законах развития изучаемого объекта будет исследовано в конкретной
работе.
Например,
объектом
исследования
может
быть
технология,
а
предметом
—
её
специфические особенности. Объект — сложная система, предмет — закономерности ее
организации. Объект — стол, предмет — характеристики его устойчивости. У одного
объекта
может
быть
несколько
предметов
изучения,
но
учащемуся
необходимо
остановиться только на одном из них.
- Необходимо подчеркнуть, что объект и предмет исследования, так же как и его
цели и задачи, зависят не только от выбранной темы, но и от замысла исследователя.
1.1. Объект исследования
Объект исследования — это определенный процесс или явление, порождающее
проблемную
ситуацию. Объект — это своеобразный носитель проблемы, то, на что
направлена исследовательская деятельность.
В
исследовательской
деятельности
объектом
исследования
является
не
всегда
предмет или живое существо, это может быть процесс или явление действительности.
Обычно
название
объекта
исследования
содержится
в
ответе
на
вопрос: что
рассматривается?
Например, Объект исследования: игрушки детей коренного населения Ямала.
- С понятием «объекта» тесно связано понятие «предмета» исследования.
1.2. Предмет исследования
Предмет исследования это конкретная часть объекта, внутри которой ведётся
поиск. Предметом могут быть процессы, явления, отношения, проблемы, закономерности,
зависимости
и
т.п.
Другими
словами,
происходит
уточнение
объекта
или
его
конкретизация.
Именно предмет исследования определяет тему работы;
устанавливает границы
научного
поиска;
включает
только
те
связи
и
отношения,
которые
подлежат
непосредственному изучению в работе; определяет цель и задачи самого исследования.
Обычно название предмета исследования содержится в ответе на вопрос: что
конкретно изучается?
Например, Предмет исследования: ненецкие куклы «Нухуко».
- Первичным является объект исследования (более широкое понятие), вторичным
—
предмет
исследования,
в
котором
выделяется
определенное
свойство
объекта
исследования.
- Объект исследования формулируется кратко, предмет – расширенно. И объект, и
предмет должны быть обязательно отражены в названии темы исследования.
- А сейчас я предлагаю Вам перейти непосредственно к практической части нашего
мастер-класса.
II.
Практическая часть
Работа малыми группами.
Практическое задание № 1:
Педагогам
предлагается т е м а исследовательской
работы,
из
которой
необходимо
вычленить объект и предмет исследования.
1) .
Тема:
«Игрушки
коренных
народов
Ямала
в
интеллектуальном
развитии
ребенка».
Пример 1, Объект исследования: … игрушки коренных народов Ямала.
Предмет исследования: … интеллектуальное развитие ребенка.
2
2). Тема: «Традиции и обычаи народов ханты и ненцы».
Пример 2, Объект исследования: …уклад жизни и традиции народов ханты и ненцы.
Предмет исследования: … особенности традиций и обычаев народов ханты и ненцы.
Обсуждение.
Практическое задание № 2:
Педагогам
предлагается объект
и предмет исследования - необходимо сформулировать
тему исследовательской работы.
1). Тема: «Лекарственные свойства северных ягод».
Пример 1, Объект исследования: северные ягоды.
Предмет исследования: лекарственные свойства ягод.
2). Тема: «Ямал – заполярная жемчужина России».
Пример 2, Объект исследования: Ямало-Ненецкий автономный округ.
Предмет исследования: природные особенности Ямала.
Обсуждение.
III.
Подведение итога мастер-класса. Обобщение информации
- Из всего сказанного выше, можно сделать следующие выводы:
1) Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и
взятое
исследователем
для
изучения. Предмет —
это
то,
что
находится
в
рамках,
в
границах объекта.
2) Объект и предмет
соотносятся
меду
собой
как общее и частное. Объект
исследования всегда шире, чем предмет; предмет же, в свою очередь, находится «внутри»
объекта и является сосредоточением пристального внимания исследователя, определяя,
конкретизируя тему работы, выявляя главные, существенные признаки объекта,— исходя
из выбранного направления исследования.
3) Определение объекта и предмета исследования – не формальность, так как с их
помощью исследователь задаёт рамки и объём своей работы.
-
Выделение
объекта
и
предмета
исследования
по-настоящему
содержательно,
поскольку помогает исследователю ещё в начале работы определить прямую дорогу к
поставленной цели и сосредоточить внимание на главном направлении.
- Благодарю за внимание и совместную работу!
Источники информации:
1. Алексеев Н.Г. О целях обучения школьников исследовательской деятельности // VII
юношеские чтения им. В.И. Вернадского: Сб. методических материалов. - М., 2000. – С. 5.
2.
Карпенко
К.А.,
Королева
Е.Л.,
Недялкова
Г.М.,
Соколова
И.И.
Опыт
организации
учебно-исследовательской
деятельности
//
Журнал
«Исследовательская
работа
школьников». №1, 2002. -С.130-134.
3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И.
Савенков. – Самара: Учебная литература, 2004.
4 . Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. –
Москва Педагогический университет «Первое сентября», 2007
5.
Шумакова
Н.Б
Развитие
исследовательских
умений
младших
школьников
/
Н.Б.
Шумакова, Н.И. Авдеева, Е.В. Климанова. –М.: Просвещение, 2011.
6. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка
в
пространство
культуры
//
Развитие
исследовательской
деятельности
учащихся:
Методический сборник. – М., 2001.
3
Приложение 1
Объект
исследования
Предмет
исследования
- Это то, что изучают.
-
Это
определённая
совокупность
свойств
и
отношений, которая существует объективно в теории и
практике
и
служит
источником
необходимой
для
исследователя информации.
-
Это
явление
или
предмет,
существующий
в
материальном
мире,
независимо
от
сознания
человека, и на которое направлено его познание или
деятельность.
- Это та часть всего научного познания, с которой
работает исследователь, т.е. это то, что будет взято
учащимся для изучения и исследования.
- Это свойство объекта, подверженное изучению.
-
Это особая проблема, отдельные стороны
объекта, его свойства и особенности, которые, не
выходя
за
рамки
исследуемого
объекта,
будут
исследованы в работе.
Отвечает на вопрос:
Что именно рассматривается в исследовании?
Отвечает на вопрос:
Что конкретно изучается? Как рассматривается
объект, какие отношения в нём, какие свойства,
аспекты, функции оно раскрывает?
Пример, тема исследовательской работы: «Магические числа ненцев»
Объект исследования: магические числа.
Предмет исследования: числа 3,5,7,9.
Приложение 2
Основными
этапами
исследовательской
работы
являются
следующие
положения:
Определение проблемы – т.е. что надо изучать?
Формулировка темы – как это назвать?
Выявление актуальности – почему эту проблему нужно изучать?
Постановка цели исследования – какой результат предполагается получить?
Определение объекта и предмета исследования.
Выдвижение рабочей гипотезы исследования (или нескольких гипотез).
Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально?
Поиск и изучение литературы по теме исследования – что уже известно по этой
проблеме?
Выбор методов исследования и практическое овладение ими – как и что
исследовали?
Самостоятельное исследование – сбор собственных данных и обработка информации
по теме исследования.
Анализ, обработка и обобщение полученных результатов исследования.
Формулирование собственных выводов – краткие ответы на поставленные задачи.
Проверка гипотезы - подтверждение или не подтверждение её.
Подготовка отчета о проделанной работе – презентация и защита результатов
исследования.
4
Приложение 3
Определения понятий
объекта и предмета
1. Владимир Иванович Даль в своем Толковом словаре трактует понятие объекта и предмета
следующим образом: «Объект, предмет, субъект. Объективные признаки, кои могут быть наблюдаемы
зрителем; субъективные чувствуются самим предметом». «Предмет – всё, что представляется чувствам».
«Предмет сочинения – основа, смысл его».
2.
Несколько
отличное
определение
указанных
научных
понятий
предлагает
Сергей
Иванович
Ожегов:
«Объект.
1.
То,
что
существует
вне
нас
и
независимо
от
нашего
сознания,
внешний
мир,
материальная действительность. 2. Явление, предмет, на который направлена какая-нибудь деятельность.
Объект изучения». «Предмет. 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, что
составляет его содержание или на что направлено какое-то действие».
3.
Александр
Ильич
Савенков,
доктор
психологических
и
педагогических
наук,
профессор
и
Алексей Сергеевич Обухов, кандидат психологических наук, доцент трактуют эти понятия следующим
образом: «Объект» науки и «предмет» науки — понятия близкие, но при этом принципиально различные.
Объектом науки обычно называют философскую категорию, выражающую то, что противостоит субъекту в
его предметно-практической и познавательной деятельности. Объект существует независимо от субъекта,
как некая данность — объективная реальность. В качестве объектов научного исследования могут выступать
самые разные явления и процессы — живая и неживая природа, человек, общество, космос и др. Каждый
объект, в силу своей многогранности, может одновременно изучаться разными науками. … Но при изучении
объекта каждая из наук изучает его со своей стороны, то есть имеет свой предмет. С точки зрения
науковедения предметом науки является то, что она изучает в объекте».
Приложение 4
Тема исследовательской работы
«Игрушки коренных народов Ямала
в интеллектуальном развитии ребенка»
Объект исследования:
_____________________________________________________________________________________________
_______________________
Предмет исследования:
_____________________________________________________________________________________________
_______________________
Тема исследовательской работы
«Традиции и обычаи народов ханты и ненцы»
Объект исследования:
_____________________________________________________________________________________________
_______________________
Предмет исследования:
_____________________________________________________________________________________________
_______________________
5
Приложение 5
Объект исследования: северные ягоды
Предмет исследования: лекарственные свойства ягод
Тема исследовательской работы
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Объект исследования: Ямало-Ненецкий автономный округ
Предмет исследования: природные особенности Ямала
Тема исследовательской работы
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
6