Напоминание

Объект и предмет исследования


Автор: Никитина Людмила Викторовна
Должность: методист
Учебное заведение: МБОУ ДО Дом детского творчества
Населённый пункт: город Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: Методический мастер-класс
Тема: Объект и предмет исследования
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методический мастер-класс по теме

«Объект и предмет исследования»

(в рамках городского семинара «Краеведческий компонент в проектной

и исследовательской деятельности учащихся»)

Никитина Людмила Викторовна,

методист,

МБОУ ДО Дом детского творчества

г. Новый Уренгой, ЯНАО

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогических работников и

трансляция

опыта

работы

образовательных

организаций

по

созданию

условий

для

интеллектуального

развития,

поддержки

одаренных

детей

и

вовлечения

учащихся

в

исследовательскую деятельность в области краеведения.

Задачи:

- рассмотреть теоретические основы определения объекта и предмета исследования;

- показать на конкретных примерах определение объекта и предмета исследования;

- закрепить знания в практической работе.

I.

Теоретическая часть

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я предлагаю Вам принять участие в

мастер-классе по теме «Объект и предмет исследования».

- В основе современного деятельностного подхода в обучении лежит личностное

включение учащегося в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются

и контролируются. Основным методом всех технологий развивающего обучения является

исследовательская деятельность учащихся – совокупность действий поискового характера,

ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов

деятельности.

- В настоящее время учебно-исследовательская деятельность учащихся становится

популярной

формой

учебной

работы

и

необходимым

средством

развития

самостоятельного

творческого

подхода

учащихся

к

современной

жизни.

Одной

из

важнейших

задач,

стоящих

перед

образовательными

организациями

сегодня

является

подготовка

ребенка-исследователя,

владеющего

современными

методами

поиска,

способного творчески подходить к решению проблем и пополнять свои знания путем

самообразования.

- На столах у Вас лежит раздаточный материал, можете опираться на него в

практической работе.

- Учебно-исследовательская деятельность предполагает наличие основных этапов,

характерных для исследования в научной сфере.

- Пожалуй, наиболее важными элементами исследовательской деятельности можно

считать

объект

и

предмет

исследования

– своеобразную

«систему

координат»

исследования. Об этом мы сегодня и поговорим.

- В настоящее время существует множество самых разнообразных подходов к

определению данных понятий. Обратите внимание, у вас на столах лежат определения

понятий лексикографов и лингвистов Владимира Ивановича Даля и Сергея Ивановича

Ожегова,

а

также доктора

психологических

и

педагогических

наук,

профессора

Александра Ильича Савенкова и

кандидата психологических наук, доцента Алексея

Сергеевича Обухова, с которыми вы можете ознакомиться.

- Как же определяется объект и предмет исследования? Попробуем разобраться в

этом!

- Один и тот же объект может изучаться многими науками, каждая из которых имеет

свой особый предмет познания. Например, общество как объект изучается историей,

1

социологией, демографией, при этом каждая из наук имеет свой предмет изучения. То есть

объект фиксирует существование явлений, их свойств, связей и законов развития, а

предмет определяет границы, в которых изучается данный объект: т.е.

что именно в

свойствах, связях и законах развития изучаемого объекта будет исследовано в конкретной

работе.

Например,

объектом

исследования

может

быть

технология,

а

предметом

её

специфические особенности. Объект — сложная система, предмет — закономерности ее

организации. Объект — стол, предмет — характеристики его устойчивости. У одного

объекта

может

быть

несколько

предметов

изучения,

но

учащемуся

необходимо

остановиться только на одном из них.

- Необходимо подчеркнуть, что объект и предмет исследования, так же как и его

цели и задачи, зависят не только от выбранной темы, но и от замысла исследователя.

1.1. Объект исследования

Объект исследования — это определенный процесс или явление, порождающее

проблемную

ситуацию. Объект — это своеобразный носитель проблемы, то, на что

направлена исследовательская деятельность.

В

исследовательской

деятельности

объектом

исследования

является

не

всегда

предмет или живое существо, это может быть процесс или явление действительности.

Обычно

название

объекта

исследования

содержится

в

ответе

на

вопрос: что

рассматривается?

Например, Объект исследования: игрушки детей коренного населения Ямала.

- С понятием «объекта» тесно связано понятие «предмета» исследования.

1.2. Предмет исследования

Предмет исследования это конкретная часть объекта, внутри которой ведётся

поиск. Предметом могут быть процессы, явления, отношения, проблемы, закономерности,

зависимости

и

т.п.

Другими

словами,

происходит

уточнение

объекта

или

его

конкретизация.

Именно предмет исследования определяет тему работы;

устанавливает границы

научного

поиска;

включает

только

те

связи

и

отношения,

которые

подлежат

непосредственному изучению в работе; определяет цель и задачи самого исследования.

Обычно название предмета исследования содержится в ответе на вопрос: что

конкретно изучается?

Например, Предмет исследования: ненецкие куклы «Нухуко».

- Первичным является объект исследования (более широкое понятие), вторичным

предмет

исследования,

в

котором

выделяется

определенное

свойство

объекта

исследования.

- Объект исследования формулируется кратко, предмет – расширенно. И объект, и

предмет должны быть обязательно отражены в названии темы исследования.

- А сейчас я предлагаю Вам перейти непосредственно к практической части нашего

мастер-класса.

II.

Практическая часть

Работа малыми группами.

Практическое задание № 1:

Педагогам

предлагается т е м а исследовательской

работы,

из

которой

необходимо

вычленить объект и предмет исследования.

1) .

Тема:

«Игрушки

коренных

народов

Ямала

в

интеллектуальном

развитии

ребенка».

Пример 1, Объект исследования: … игрушки коренных народов Ямала.

Предмет исследования: … интеллектуальное развитие ребенка.

2

2). Тема: «Традиции и обычаи народов ханты и ненцы».

Пример 2, Объект исследования: …уклад жизни и традиции народов ханты и ненцы.

Предмет исследования: … особенности традиций и обычаев народов ханты и ненцы.

Обсуждение.

Практическое задание № 2:

Педагогам

предлагается объект

и предмет исследования - необходимо сформулировать

тему исследовательской работы.

1). Тема: «Лекарственные свойства северных ягод».

Пример 1, Объект исследования: северные ягоды.

Предмет исследования: лекарственные свойства ягод.

2). Тема: «Ямал – заполярная жемчужина России».

Пример 2, Объект исследования: Ямало-Ненецкий автономный округ.

Предмет исследования: природные особенности Ямала.

Обсуждение.

III.

Подведение итога мастер-класса. Обобщение информации

- Из всего сказанного выше, можно сделать следующие выводы:

1) Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и

взятое

исследователем

для

изучения. Предмет

это

то,

что

находится

в

рамках,

в

границах объекта.

2) Объект и предмет

соотносятся

меду

собой

как общее и частное. Объект

исследования всегда шире, чем предмет; предмет же, в свою очередь, находится «внутри»

объекта и является сосредоточением пристального внимания исследователя, определяя,

конкретизируя тему работы, выявляя главные, существенные признаки объекта,— исходя

из выбранного направления исследования.

3) Определение объекта и предмета исследования – не формальность, так как с их

помощью исследователь задаёт рамки и объём своей работы.

-

Выделение

объекта

и

предмета

исследования

по-настоящему

содержательно,

поскольку помогает исследователю ещё в начале работы определить прямую дорогу к

поставленной цели и сосредоточить внимание на главном направлении.

- Благодарю за внимание и совместную работу!

Источники информации:

1. Алексеев Н.Г. О целях обучения школьников исследовательской деятельности // VII

юношеские чтения им. В.И. Вернадского: Сб. методических материалов. - М., 2000. – С. 5.

2.

Карпенко

К.А.,

Королева

Е.Л.,

Недялкова

Г.М.,

Соколова

И.И.

Опыт

организации

учебно-исследовательской

деятельности

//

Журнал

«Исследовательская

работа

школьников». №1, 2002. -С.130-134.

3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И.

Савенков. – Самара: Учебная литература, 2004.

4 . Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. –

Москва Педагогический университет «Первое сентября», 2007

5.

Шумакова

Н.Б

Развитие

исследовательских

умений

младших

школьников

/

Н.Б.

Шумакова, Н.И. Авдеева, Е.В. Климанова. –М.: Просвещение, 2011.

6. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка

в

пространство

культуры

//

Развитие

исследовательской

деятельности

учащихся:

Методический сборник. – М., 2001.

3

Приложение 1

Объект

исследования

Предмет

исследования

- Это то, что изучают.

-

Это

определённая

совокупность

свойств

и

отношений, которая существует объективно в теории и

практике

и

служит

источником

необходимой

для

исследователя информации.

-

Это

явление

или

предмет,

существующий

в

материальном

мире,

независимо

от

сознания

человека, и на которое направлено его познание или

деятельность.

- Это та часть всего научного познания, с которой

работает исследователь, т.е. это то, что будет взято

учащимся для изучения и исследования.

- Это свойство объекта, подверженное изучению.

-

Это особая проблема, отдельные стороны

объекта, его свойства и особенности, которые, не

выходя

за

рамки

исследуемого

объекта,

будут

исследованы в работе.

Отвечает на вопрос:

Что именно рассматривается в исследовании?

Отвечает на вопрос:

Что конкретно изучается? Как рассматривается

объект, какие отношения в нём, какие свойства,

аспекты, функции оно раскрывает?

Пример, тема исследовательской работы: «Магические числа ненцев»

Объект исследования: магические числа.

Предмет исследования: числа 3,5,7,9.

Приложение 2

Основными

этапами

исследовательской

работы

являются

следующие

положения:

Определение проблемы – т.е. что надо изучать?

Формулировка темы – как это назвать?

Выявление актуальности – почему эту проблему нужно изучать?

Постановка цели исследования – какой результат предполагается получить?

Определение объекта и предмета исследования.

Выдвижение рабочей гипотезы исследования (или нескольких гипотез).

Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально?

Поиск и изучение литературы по теме исследования – что уже известно по этой

проблеме?

Выбор методов исследования и практическое овладение ими – как и что

исследовали?

Самостоятельное исследование – сбор собственных данных и обработка информации

по теме исследования.

Анализ, обработка и обобщение полученных результатов исследования.

Формулирование собственных выводов – краткие ответы на поставленные задачи.

Проверка гипотезы - подтверждение или не подтверждение её.

Подготовка отчета о проделанной работе – презентация и защита результатов

исследования.

4

Приложение 3

Определения понятий

объекта и предмета

1. Владимир Иванович Даль в своем Толковом словаре трактует понятие объекта и предмета

следующим образом: «Объект, предмет, субъект. Объективные признаки, кои могут быть наблюдаемы

зрителем; субъективные чувствуются самим предметом». «Предмет – всё, что представляется чувствам».

«Предмет сочинения – основа, смысл его».

2.

Несколько

отличное

определение

указанных

научных

понятий

предлагает

Сергей

Иванович

Ожегов:

«Объект.

1.

То,

что

существует

вне

нас

и

независимо

от

нашего

сознания,

внешний

мир,

материальная действительность. 2. Явление, предмет, на который направлена какая-нибудь деятельность.

Объект изучения». «Предмет. 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, что

составляет его содержание или на что направлено какое-то действие».

3.

Александр

Ильич

Савенков,

доктор

психологических

и

педагогических

наук,

профессор

и

Алексей Сергеевич Обухов, кандидат психологических наук, доцент трактуют эти понятия следующим

образом: «Объект» науки и «предмет» науки — понятия близкие, но при этом принципиально различные.

Объектом науки обычно называют философскую категорию, выражающую то, что противостоит субъекту в

его предметно-практической и познавательной деятельности. Объект существует независимо от субъекта,

как некая данность — объективная реальность. В качестве объектов научного исследования могут выступать

самые разные явления и процессы — живая и неживая природа, человек, общество, космос и др. Каждый

объект, в силу своей многогранности, может одновременно изучаться разными науками. … Но при изучении

объекта каждая из наук изучает его со своей стороны, то есть имеет свой предмет. С точки зрения

науковедения предметом науки является то, что она изучает в объекте».

Приложение 4

Тема исследовательской работы

«Игрушки коренных народов Ямала

в интеллектуальном развитии ребенка»

Объект исследования:

_____________________________________________________________________________________________

_______________________

Предмет исследования:

_____________________________________________________________________________________________

_______________________

Тема исследовательской работы

«Традиции и обычаи народов ханты и ненцы»

Объект исследования:

_____________________________________________________________________________________________

_______________________

Предмет исследования:

_____________________________________________________________________________________________

_______________________

5

Приложение 5

Объект исследования: северные ягоды

Предмет исследования: лекарственные свойства ягод

Тема исследовательской работы

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Объект исследования: Ямало-Ненецкий автономный округ

Предмет исследования: природные особенности Ямала

Тема исследовательской работы

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

6



В раздел образования