Напоминание

Практика сопровождения семьи


Автор: Эдуард Анатольевич Струков
Должность: директор
Учебное заведение: ГБУ КО Калужский СРЦН
Населённый пункт: г. Калуга, Калужская область
Наименование материала: статья
Тема: Практика сопровождения семьи
Раздел: дополнительное образование





Назад




Практика сопровождения семьи

Э.А.Струков, директор ГБУ КО

Калужский СРЦН «Надежда»

В нашем Центре традиционно проводится мероприятие ко Дню матери. Когда

мы готовимся, воспитатели рассказывают детям, что праздник будет проходить

совместно с родителями. Чаще всего соглашаются не все родители.

Однажды, когда мы готовились ко Дню матери в этом году, детям предложили

самим пригласить мам на праздник. И что тут началось! Почти все дети начали

говорить о том, что их мамы никуда не ходят и к нам не придут. Особенно мне

запомнился один мальчик, который до последнего был уверен, что его мама точно,

ну все 1000% не придет. Он с отчаянием утверждал, что нет, не ждите, не придет.

Мне было очень горько и грустно от его слов. Но его мама дала согласие и даже

была рада приглашению. Когда ей сказали, что сын уверил нас, что она не придет,

она была огорчена. Она не понимала, почему он так решил.

Наступил день праздника. Все гости уже собрались. Ко мне подходит этот

мальчик и говорит: «Ну, вот видите, я же говорил! Моя мама не придёт!». Тут

заходит его мать, и я говорю ему: «А это кто?». Если бы в эту минуту можно было

измерить уровень радости и счастья ребенка, то этот показатель находился бы на

самом высоком уровне.

Кстати сказать, на этом празднике с каждым ребенком

была рядом его мама.

В нашем центре находятся дети от 7 до 18 лет. Родители детей от 7 до 14 лет

более

охотно

идут

на

контакт,

приходят

на

праздники,

мастер-классы,

индивидуальные беседы. Родители более старших детей (от 14 до 18) почти всегда

остаются для меня неизвестными. Они не приходят.

Весной 2019 года в Инновационном культурном центре состоялась премьера

спектакля «Вдох-выдох» (режиссер Л. Клец,

Мастерская творческих инициатив

им.

Б. Плетнева), посвященного теме взаимоотношения подростков, буллингу,

отношению

родителей

и

детей.

Основной

мыслью

спектакля,

на

мой

взгляд,

является то, что рядом с ребенком должен находиться взрослый родитель, тот, на

кого можно опереться, тот, кто поддержит и поймет.

Этот

спектакль

посмотрели

и

воспитанники

отделения

«Социальная

гостиница» с группой дневного пребывания. Когда шел спектакль, мы наблюдали

за ребятами, как они оценивают те или иные реплики, что вызывает у них смех, а

что

слезы.

После

спектакля

было

обсуждение.

Воспитатель

Центра

встала

со

своего места, взяла микрофон. Напротив её сидит Ира. Слезы текут по ее щекам.

Пока педагог говорила, она смотрела в одну точку и плакала. Она понимала, что

такой поддержки у нее нет! Рядом с ней нет взрослого родителя, и теперь она сама

за себя. Да еще и за мамку надо думать, справится ли она.

В настоящее время

огромное количество литературы, тренингов, мастер-

классов,

посвящено

успешному

и

эффективному

взаимодействию

родителей

и

детей. Значит, в этом есть потребность, значит родители, действительно, не знают,

как

общаться

с

ребенком.

Одна

из

книг

психолога

Л.

Петрановской

так

и

называется

«Общаться

с

ребенком.

Как?».

Как

понять

что

нужно

маленькому

человеку в тот или иной период его жизни.

Казалось бы, почему возникают эти вопросы? Когда оборвалась та связь,

которая всегда существовала между родителем и ребенком? Почему родители и

дети

все

чаще

оказываются

по

разные

стороны

разделяющей

их

линии

противоборства?

По большому счету, здесь один ответ на все эти вопросы. Рядом с ребенком

должен быть взрослый родитель. Это не про возраст. Это касается нравственных

качеств

человека,

уверенности,

сильного

характера,

внутреннего

стержня,

и,

конечно, любви и мудрости.

Весной мне попалась книга, которая называлась «Трудные взрослые – трудные

дети.

О

домашнем

насилии

и

подростковых

правонарушениях».

Какое

точное

название для родителей наших воспитанников. Почти все они так и не смогли

повзрослеть, а соответственно не смогли стать опорой своим детям. Особенно это

касается эмоциональной поддержки ребенка, его принятия таким какой он есть,

понимая его природных особенностей. Родителям подчас самим тяжело справится

со своими эмоциями, проблемами, отношениями, а еще надо думать и о ребенке, да

еще помогать ему, быть примером. Очень часто приходится наблюдать, как мать

уже на знает, куда отправить ребенка. Когда он оказывается у нас, она испытывает

невероятное облегчение.

Борьба. Противостояние. Кто кого. Ребёнок или родитель. Так происходит

сегодня чаще всего. Однако природа устроила все не так. Человек сам нарушил эту

гармонию,

сам

оборвал

ту

нить,

которая

связывала

родителя

и

ребенка.

Это

касается

всех

казенных

детских

учреждений,

от

детского

сада

до

приютов

и

детских домов.

В настоящее время удалось наладить успешное сотрудничество с родителями

воспитанников. Проходят совместные мастер-классы для детей и родителей, где

главной

задачей

становится

установление

эмоционального

контакта,

более

глубокое понимание друг друга. Мы уделяем внимание каждому, что позволяет

сделать ограниченное количество группы дневного пребывания.

Однажды за одним мальчиком пришли родители. До этого проходило занятие

по рисованию. Рисунок получился отличный. Мальчишка несет маме и папе свою

работу. Он счастлив! Когда они уходили, я услышал, как мать говорила отцу: «Надо

же какой он у нас талантливый!». Она была искренне впечатлена от работы сына.

Лучше понять, узнать друг друга. Это может быть в совместной деятельности

и творчестве. Работа педагогов, а в частности педагогов-организаторов строится на

этом.

Просто

помочь

родителям

и

детям

лучше

узнать

друг

друга,

заново

познакомится. Наш век очень быстрый, все происходит на огромной скорости. Мы

даем

возможность

семье

провести

время

вместе:

поиграть,

порисовать,

спеть

песню, смастерить поделку. Это самое ценное, что есть у человека. Особенно это

важно для ребенка. Хотя иногда мне кажется, что родителям наших воспитанников

это намного полезнее, чем их детям. Они получают те эмоции, которые не смогли

им дать их родители. Забывают о проблемах, заботах, о шалостях своих детей,

становятся более спокойными.

Всегда дети – продолжение родителей. Иногда история семьи превращается в

замкнутый круг. Родитель был такой и ребенок выбирает такую же жизнь. Мне

очень хочется верить, что когда-нибудь этот круг разорвется, что дети выберут свой

путь, что они станут взрослыми родителями и смогут обеспечить и себе и ребенку

всю необходимую поддержку.



В раздел образования