Напоминание

Развитие творческого мышления на кружке «Умелые руки»


Автор: Наталья Павловна Гащенко
Должность: ГБУ ДО БелОЦД(Ю)ТТ
Учебное заведение: ГБУ ДО БелОЦД(Ю)ТТ
Населённый пункт: г.Белгород
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие творческого мышления на кружке «Умелые руки»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Развитие творческого мышления на кружке «Умелые руки»

Педагог дополнительного образования ГБУ ДО БелОЦД(Ю)ТТ

Гащенко Наталья Павловна

В последнее время реформой общеобразовательной и профессиональной

школы предусматривается широкое развитие дополнительного образования,

которое призвано вместе со школой осуществлять всестороннее развитие

учащихся,

совершенствовать

их

трудовое

обучение

и

эстетическое

воспитание.

Особая

роль

отводится

развитию

кружков

технического

и

художественного

творчества,

которые

помогают

раскрывать

творческие

возможности учащихся, вести психологическую и практическую подготовку

их к трудовой деятельности.

Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности

ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему

способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто

новое для себя и других. Это индивидуальные психологические особенности

ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в

детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на

окружающую действительность.

Все

культурные

ценности,

накопленные

человечеством

-

результат

творческой

деятельности

людей.

И

то,

насколько

продвинется

вперед

человеческое

общество

в

будущем,

будет

определяться

творческим

потенциалом подрастающего поколения.

Очень

часто

в

обыденном

сознании

творческие

спо собно сти

отождествляются

со

способностями

к

различным

видам

художественной

деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и

т.п.

Что

такое

творческие

способности

на

самом

деле?

Очевидно,

что

рассматриваемое

нами

понятие

тесным

образом

связано

с

понятием

"творчество", "творческая деятельность".

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей

выглядит так: творческие способности - это индивидуальные особенности

качества

человека,

которые

определяют

успешность

выполнения

им

творческой деятельности различного рода.

Так

как

элемент

творчества

может

присутствовать

в

любом

виде

человеческой

деятельности,

то

справедливо

говорить

не

только

о

художественных творческих способностях, но и о технических творческих

способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

Можно спросить так: а зачем вообще это развитие творчества в ребёнке?

Ведь

для

того,

чтобы

состояться

как

личность

и

впоследствии

найти

подходящую работу надо совсем другое – просто хорошо усвоить школьные

предметы,

сдать

экзамены,

поступить

в

институт…

Те,

кто

думают,

что

обучение ребёнка творчеству – только напрасная трата времени, на мой

взгляд, заблуждаются.

Совместным творчеством с детьми можно и нужно начинать заниматься

с тех самых пор, как малыш сможет держать в ручках предмет. Творческие

возможности человека проявляются очень рано. Самый интенсивный период

его развития – 2-5 лет. В этом возрасте закладывается фундамент личности, и

она уже проявляет себя. Первичное проявление способностей выражается в

непреодолимой,

непроизвольной

тяге

к

различным

сферам

деятельности.

Дело

родителей,

воспитателей,

учителей

-

поддержать

эти

стремления

ребенка.

Младший школьный возраст — период впитывания, накопления и

усвоения

знаний.

Успеху

этого

процесса

способствуют

характерные

особенности

детей

этого

возраста:

доверчивое

подчинение

авторитету,

повышенная

восприимчивость,

впечатлительность,

наивно-игровое

отношение

ко

многому

из

того,

с

чем

они

сталкиваются.

У

младших

школьников

каждая

из

перечисленных

способностей

выражена,

главным

образом, своей положительной стороной, и в этом заключается неповторимое

своеобразие

данного

возраста.

Некоторые

из

особенностей

младших

школьников в последующие годы сходят на нет, другие во многом изменяют

свое

значение.

Сложно

оценить

действительное

значение

проявляемых

в

детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее

развитие.

Нередко

обнаруживается,

что

яркие

проявления

способностей

ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, вовсе не

открывают пути к действительным, социально значимым достижениям в

будущем. Но ранние признаки способностей у детей родителям и педагогам

не

следует

оставлять

без

внимания,

ведь

они

могут

указывать

на

предпосылки подлинного таланта.

Активная работа кружка «Умелые руки» способствует воспитанию

эстетической

культуры

и

трудолюбия

учащихся,

расширению

их

политехнического

кругозора,

развитию

способности

воспринимать

и

чувствовать прекрасное.

Работа кружка художественного творчества проходит в неразрывной связи

с деятельностью учащихся в школе на уроках технологии, изобразительного

искусства, окружающего мира, литературного чтения и во внеурочное время.

Она является одним из звеньев учебно-воспитательной работы и

решает

единые с ней педагогические задачи.

Дети учатся фантазировать и воображать, что необходимо для

гармоничного развития мозга.

Творчество во всех его видах позволяет ненавязчиво развивать у детей

такие нужные функции как внимание, память, мышление, мелкую моторику

рук,

интеллект.

И

это

будет

особенно

заметно

в

дальнейшей

учебной

деятельности.

Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное

уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.

Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми

и

внутренними

органами.

Поэтому

тренировка

рук

стимулирует

саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и

других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта.

Даже

простейшие

ручные

работы

требуют

постоянного

внимания

и

заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует

совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение

определённых

движений.

Это

позволяет

работать

над

развитием

практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать

ход его выполнения.

Практическая деятельность детей направлена на решение и воплощение в

различном материале задач, связанных с изготовлением вначале простейших,

затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На занятиях в кружке детям предлагается выполнять индивидуальные

работы и

изделия, которые помогают

развить устойчивый, длительный

интерес

к

конкретным

видам

практической

трудовой

деятельности:

конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ,

одновременно

прививая

аккуратность

и

точность

в

работе,

умение

обращаться с рабочими инструментами.

Дети используют художественно-

технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для их

возраста.

С первых занятий дети приучаются к аккуратности в работе, они

начинают понимать, что данный вид деятельности не терпит торопливости,

неряшливости и даже небольшие дефекты могут испортить внешний вид и

качество

изделия.

Важным

показателем

работы

является

и

время,

затраченное на изготовление изделия.

Наряду с выполнением индивидуальных работ большое внимание

уделяется коллективным проектным

работам, общий результат которых

всегда богаче по содержанию и красочнее по цветовому решению.

Наиболее часто применяемая мной форма коллективных проектных работ

состоит

в

том,

что

каждый

ребенок

выполняет

порученное

ему

задание

индивидуально, а затем все части объединяются в единую композицию. На

мой взгляд, ценность коллективных работ состоит в том, что они объединяют

детей, т.к. всем предлагается одна

цель работы, и дети заинтересованы в

общем

положительном результате. А выставки детских творческих работ

развивают

у

детей

ощущение

своей

значимости,

ценности,

личных

способностей и умений

Развитие творческих способностей учащихся, привлечение их к

творческой деятельности именно во внеурочное время в некоторой степени

уберегает

школьников

от

моральной

деградации.

Ведь

не

секрет,

что

подростки, которые лишены возможности самовыражения, более склонны к

правонарушениям.

В наше сложное время сама жизнь диктует новые формы кружковой работы:

это, прежде всего, создание игровых ситуаций. Именно в игре, которая всегда

требует творчества и непринужденности, увлекает ребенка и дает простор

для развития фантазии, ребенок реализует свои природные возможности,

учиться общаться и правильно выражать свои эмоции.

В воспитании чувств и творческого развития ребенка кружок играет

незаменимую роль. Кружок способен перенести маленького человека в мир

творчества, в какой-то степени приобщить к сокровищам художественной

культуры. Он может принести ребенку первую творческую радость, а радость

творчества - одна из самых больших радостей на земле, победы над собой,

утверждение

маленькой

личности

в

мире

разнообразия

красок,

звуков,

нравственных чувств.

Список литературы:

1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные

опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

2. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с

дошкольниками.

М., 2002.

3. Дыбина О. В. Что было до…: Игры – путешествия в

прошлое предметов. М.1999.

4. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М:

Линка-Пресс, 2004.

5. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой

природой. Природопользование в детском саду. – М.:

Педагогическое общество России, 2003. – 80с.

6. Организация экспериментальной деятельности

дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.:

АРКТИ, 64с.

7. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты.

Екатеринбург, 1995.

8. Поддьяков Н. Н. Новые подходы к исследованию

мышления дошкольников. // Вопросы психологии. 1985,

№2.



В раздел образования