Автор: Наталья Павловна Гащенко
Должность: ГБУ ДО БелОЦД(Ю)ТТ
Учебное заведение: ГБУ ДО БелОЦД(Ю)ТТ
Населённый пункт: г.Белгород
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие творческого мышления на кружке «Умелые руки»
Раздел: дополнительное образование
Развитие творческого мышления на кружке «Умелые руки»
Педагог дополнительного образования ГБУ ДО БелОЦД(Ю)ТТ
Гащенко Наталья Павловна
В последнее время реформой общеобразовательной и профессиональной
школы предусматривается широкое развитие дополнительного образования,
которое призвано вместе со школой осуществлять всестороннее развитие
учащихся,
совершенствовать
их
трудовое
обучение
и
эстетическое
воспитание.
Особая
роль
отводится
развитию
кружков
технического
и
художественного
творчества,
которые
помогают
раскрывать
творческие
возможности учащихся, вести психологическую и практическую подготовку
их к трудовой деятельности.
Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности
ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему
способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто
новое для себя и других. Это индивидуальные психологические особенности
ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в
детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на
окружающую действительность.
Все
культурные
ценности,
накопленные
человечеством
-
результат
творческой
деятельности
людей.
И
то,
насколько
продвинется
вперед
человеческое
общество
в
будущем,
будет
определяться
творческим
потенциалом подрастающего поколения.
Очень
часто
в
обыденном
сознании
творческие
спо собно сти
отождествляются
со
способностями
к
различным
видам
художественной
деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и
т.п.
Что
такое
творческие
способности
на
самом
деле?
Очевидно,
что
рассматриваемое
нами
понятие
тесным
образом
связано
с
понятием
"творчество", "творческая деятельность".
Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей
выглядит так: творческие способности - это индивидуальные особенности
качества
человека,
которые
определяют
успешность
выполнения
им
творческой деятельности различного рода.
Так
как
элемент
творчества
может
присутствовать
в
любом
виде
человеческой
деятельности,
то
справедливо
говорить
не
только
о
художественных творческих способностях, но и о технических творческих
способностях, о математических творческих способностях, и т.д.
Можно спросить так: а зачем вообще это развитие творчества в ребёнке?
Ведь
для
того,
чтобы
состояться
как
личность
и
впоследствии
найти
подходящую работу надо совсем другое – просто хорошо усвоить школьные
предметы,
сдать
экзамены,
поступить
в
институт…
Те,
кто
думают,
что
обучение ребёнка творчеству – только напрасная трата времени, на мой
взгляд, заблуждаются.
Совместным творчеством с детьми можно и нужно начинать заниматься
с тех самых пор, как малыш сможет держать в ручках предмет. Творческие
возможности человека проявляются очень рано. Самый интенсивный период
его развития – 2-5 лет. В этом возрасте закладывается фундамент личности, и
она уже проявляет себя. Первичное проявление способностей выражается в
непреодолимой,
непроизвольной
тяге
к
различным
сферам
деятельности.
Дело
родителей,
воспитателей,
учителей
-
поддержать
эти
стремления
ребенка.
Младший школьный возраст — период впитывания, накопления и
усвоения
знаний.
Успеху
этого
процесса
способствуют
характерные
особенности
детей
этого
возраста:
доверчивое
подчинение
авторитету,
повышенная
восприимчивость,
впечатлительность,
наивно-игровое
отношение
ко
многому
из
того,
с
чем
они
сталкиваются.
У
младших
школьников
каждая
из
перечисленных
способностей
выражена,
главным
образом, своей положительной стороной, и в этом заключается неповторимое
своеобразие
данного
возраста.
Некоторые
из
особенностей
младших
школьников в последующие годы сходят на нет, другие во многом изменяют
свое
значение.
Сложно
оценить
действительное
значение
проявляемых
в
детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее
развитие.
Нередко
обнаруживается,
что
яркие
проявления
способностей
ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, вовсе не
открывают пути к действительным, социально значимым достижениям в
будущем. Но ранние признаки способностей у детей родителям и педагогам
не
следует
оставлять
без
внимания,
ведь
они
могут
указывать
на
предпосылки подлинного таланта.
Активная работа кружка «Умелые руки» способствует воспитанию
эстетической
культуры
и
трудолюбия
учащихся,
расширению
их
политехнического
кругозора,
развитию
способности
воспринимать
и
чувствовать прекрасное.
Работа кружка художественного творчества проходит в неразрывной связи
с деятельностью учащихся в школе на уроках технологии, изобразительного
искусства, окружающего мира, литературного чтения и во внеурочное время.
Она является одним из звеньев учебно-воспитательной работы и
решает
единые с ней педагогические задачи.
Дети учатся фантазировать и воображать, что необходимо для
гармоничного развития мозга.
Творчество во всех его видах позволяет ненавязчиво развивать у детей
такие нужные функции как внимание, память, мышление, мелкую моторику
рук,
интеллект.
И
это
будет
особенно
заметно
в
дальнейшей
учебной
деятельности.
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное
уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми
и
внутренними
органами.
Поэтому
тренировка
рук
стимулирует
саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и
других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта.
Даже
простейшие
ручные
работы
требуют
постоянного
внимания
и
заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует
совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение
определённых
движений.
Это
позволяет
работать
над
развитием
практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать
ход его выполнения.
Практическая деятельность детей направлена на решение и воплощение в
различном материале задач, связанных с изготовлением вначале простейших,
затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На занятиях в кружке детям предлагается выполнять индивидуальные
работы и
изделия, которые помогают
развить устойчивый, длительный
интерес
к
конкретным
видам
практической
трудовой
деятельности:
конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ,
одновременно
прививая
аккуратность
и
точность
в
работе,
умение
обращаться с рабочими инструментами.
Дети используют художественно-
технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для их
возраста.
С первых занятий дети приучаются к аккуратности в работе, они
начинают понимать, что данный вид деятельности не терпит торопливости,
неряшливости и даже небольшие дефекты могут испортить внешний вид и
качество
изделия.
Важным
показателем
работы
является
и
время,
затраченное на изготовление изделия.
Наряду с выполнением индивидуальных работ большое внимание
уделяется коллективным проектным
работам, общий результат которых
всегда богаче по содержанию и красочнее по цветовому решению.
Наиболее часто применяемая мной форма коллективных проектных работ
состоит
в
том,
что
каждый
ребенок
выполняет
порученное
ему
задание
индивидуально, а затем все части объединяются в единую композицию. На
мой взгляд, ценность коллективных работ состоит в том, что они объединяют
детей, т.к. всем предлагается одна
цель работы, и дети заинтересованы в
общем
положительном результате. А выставки детских творческих работ
развивают
у
детей
ощущение
своей
значимости,
ценности,
личных
способностей и умений
Развитие творческих способностей учащихся, привлечение их к
творческой деятельности именно во внеурочное время в некоторой степени
уберегает
школьников
от
моральной
деградации.
Ведь
не
секрет,
что
подростки, которые лишены возможности самовыражения, более склонны к
правонарушениям.
В наше сложное время сама жизнь диктует новые формы кружковой работы:
это, прежде всего, создание игровых ситуаций. Именно в игре, которая всегда
требует творчества и непринужденности, увлекает ребенка и дает простор
для развития фантазии, ребенок реализует свои природные возможности,
учиться общаться и правильно выражать свои эмоции.
В воспитании чувств и творческого развития ребенка кружок играет
незаменимую роль. Кружок способен перенести маленького человека в мир
творчества, в какой-то степени приобщить к сокровищам художественной
культуры. Он может принести ребенку первую творческую радость, а радость
творчества - одна из самых больших радостей на земле, победы над собой,
утверждение
маленькой
личности
в
мире
разнообразия
красок,
звуков,
нравственных чувств.
Список литературы:
1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные
опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
2. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с
дошкольниками.
М., 2002.
3. Дыбина О. В. Что было до…: Игры – путешествия в
прошлое предметов. М.1999.
4. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М:
Линка-Пресс, 2004.
5. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой
природой. Природопользование в детском саду. – М.:
Педагогическое общество России, 2003. – 80с.
6. Организация экспериментальной деятельности
дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.:
АРКТИ, 64с.
7. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты.
Екатеринбург, 1995.
8. Поддьяков Н. Н. Новые подходы к исследованию
мышления дошкольников. // Вопросы психологии. 1985,
№2.