Автор: Истомина Надежда Ивановна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ЦПМСС Красносельского района города Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Определяющее социальной защиты в работе с неблагополучными семьями
Раздел: дополнительное образование
Определяющее социальной защиты в работе с неблагополучными
семьями
Определяющее значение в обеспечении жизнедеятельности семей имеет
государственная экономическая и социальная политика, от которой зависят занятость
населения в сферах общественного труда, благосостояние и доходы семей.
К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной
помощи семьям, имеющим детей:
1) денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и
воспитанием детей (пособия и пенсии);
2) трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы
семьям с детьми, родителям и детям;
3) бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и
обувь, питание беременным женщинам и др.);
4) социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической,
юридической, педагогической помощи, консультирование и т.д.).
В России все больше людей нуждаются в помощи государства. Старение
населения также увеличивает число получателей пенсий. Тяжелыми
демографическими и социальными последствиями грозят увеличение числа
неполных семей, расширение масштабов социального сиротства, преступности,
алкоголизма, наркомании, проституции.
В связи с этим основными задачами социальной защиты являются:
1) реализация установленных законом социальных прав и минимальных
социальных гарантий гражданам, прежде всего в области пенсионного обеспечения,
социального обслуживания, материальной поддержки семей с детьми и др.;
1
2) адаптация системы социальной защиты к изменяющимся социально-
экономическим условиям, включая развитие сети учреждений социального
обслуживания, расширение перечня предоставляемых населению социальных услуг,
поддержку негосударственных форм социальной помощи, подготовку кадров
социальных работников;
3) совершенствование организации социальной защиты на основе
формирования законченных социальных технологий, дифференцированного подхода
к различным категориям населения истинам семей, адресной социальной помощи,
непосредственно связанной с конкретными потребностями получателя;
4) широкое использование активных форм социальной поддержки семьи
(социальная и психологическая реабилитация и адаптация населения, содействие
самореализации и самообеспечению, профессиональной ориентации и т.д.);
Основными принципами в работе с семьей являются:
приоритет прав и интересов ребенка, всестороннее развитие и уважение его
человеческого достоинства;
уважение прав родителей, объективная и компетентная оценка ситуации в семье
со стороны социальных служб;
соблюдение конфиденциальности со стороны социальных работников при
работе с семьей при условии отсутствия риска насилия над детьми;
обоснованное использование власти и контроля;
учет неблагоприятных факторов в семье, возможные риски и т.д.
Большое значение в социальной защите семьи имеет совершенствование
соответствующей нормативно-правовой базы. Разработаны и приняты следующие
законы: "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", "О порядке
2
назначения и выплаты ежемесячных компенсаций женщинам, имеющим детей в
возрасте до трех лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений".
В работе с семьями разного типа наиболее полно раскрываются
профессиональные качества социального педагога, педагога-психолога, классного
руководителя. Реальная помощь семье может быть оказана только при сочетании
социальной и психологической работы. Социальный педагог должен уметь
психологически грамотно вести прием, беседу, тактично оказывать помощь и
ориентировать семью на самопомощь, а также осуществлять первичную
психологическую поддержку. Для этого ему необходимы знания психологических
особенностей социальной работы с различными категориями семей и
психологических возможностей по устранению возникающих у них проблем, умение
оценить уровень благополучия конкретной семьи, ее психологического здоровья.
Социальный педагог должен не только помогать семье преодолевать трудности,
привлекать средства благотворителей, наблюдать за справедливым распределением
государственной и гуманитарной помощи, но и учить членов семьи самопониманию,
поддержки, взаимопомощи, которые помогут им обеспечить себе достойную жизнь.
Было бы наивно полагать, что осуществление коррекционной работы можно
провести силами только одного социального педагога. В оказании помощи семье
необходимо объединение организаций. Управление образования, Управление
здравоохранения, Управление внутренних дел, Управление социальной защиты
населения, КДН и ЗП, инспекция по делам несовершеннолетних, Центры занятости,
социально-психологические и реабилитационные центры и т.д. Их специалисты:
учителя, социальные педагоги, психологи, врачи, инспектора, педагоги
дополнительного образования смогут оказать помощь и поддержку неблагополучной
семье. По опыту работы надо отметить, что только тогда можно увидеть
положительный результат, когда между ними будет налажена чёткая договоренность
о том, кто, когда, какую помощь им оказывает. Специалисты должны составить общий
3
план комплексного сопровождения неблагополучной семьи, чтобы не дублировать
друг друга, а дополнять и оказывать конкретную помощь.
Успех в работе с семьей ученика будет тогда, когда отношения с родителями
будут строиться на высоком уважении интересов семьи, родительского авторитета, на
всемерном содействии семье в ее духовном обогащении и, тем самым, в ее
культурном и моральном влиянии на детей.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Образ жизни групп населения, находящихся в трудной жизненной ситуации: Материалы
Международной научно-практической конференции 7—8 апреля 2005 г. — М.: ГОУВПО «МГУС»,
2005.
2. Государственная социальная политика (научная школа профессора Г.И. Климантовой). —
М.: МГСУ, 2004.
3. Хрестоматия. Семья: история и современность: Учеб, пособие / Сост., коммент. и вступ. ст.
Г.И. Климантовой. — М.: Изд-во РГСУ, 2005.
4. Шеляг Т.В. Мир семьи и социальная работа. — 2-е изд., доп. и пере- раб. - М.: МГСУ, 2004.
5. Пациорковский В., Пациорковская В. Большая семья в демографической ситуации //
СОЦИС. 2009. № 3.
4
5