Напоминание

Определяющее социальной защиты в работе с неблагополучными семьями


Автор: Истомина Надежда Ивановна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ЦПМСС Красносельского района города Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Определяющее социальной защиты в работе с неблагополучными семьями
Раздел: дополнительное образование





Назад




Определяющее социальной защиты в работе с неблагополучными

семьями

Определяющее значение в обеспечении жизнедеятельности семей имеет

государственная экономическая и социальная политика, от которой зависят занятость

населения в сферах общественного труда, благосостояние и доходы семей.

К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной

помощи семьям, имеющим детей:

1) денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и

воспитанием детей (пособия и пенсии);

2) трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы

семьям с детьми, родителям и детям;

3) бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и

обувь, питание беременным женщинам и др.);

4) социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической,

юридической, педагогической помощи, консультирование и т.д.).

В России все больше людей нуждаются в помощи государства. Старение

населения также увеличивает число получателей пенсий. Тяжелыми

демографическими и социальными последствиями грозят увеличение числа

неполных семей, расширение масштабов социального сиротства, преступности,

алкоголизма, наркомании, проституции.

В связи с этим основными задачами социальной защиты являются:

1) реализация установленных законом социальных прав и минимальных

социальных гарантий гражданам, прежде всего в области пенсионного обеспечения,

социального обслуживания, материальной поддержки семей с детьми и др.;

1

2) адаптация системы социальной защиты к изменяющимся социально-

экономическим условиям, включая развитие сети учреждений социального

обслуживания, расширение перечня предоставляемых населению социальных услуг,

поддержку негосударственных форм социальной помощи, подготовку кадров

социальных работников;

3) совершенствование организации социальной защиты на основе

формирования законченных социальных технологий, дифференцированного подхода

к различным категориям населения истинам семей, адресной социальной помощи,

непосредственно связанной с конкретными потребностями получателя;

4) широкое использование активных форм социальной поддержки семьи

(социальная и психологическая реабилитация и адаптация населения, содействие

самореализации и самообеспечению, профессиональной ориентации и т.д.);

Основными принципами в работе с семьей являются:

приоритет прав и интересов ребенка, всестороннее развитие и уважение его

человеческого достоинства;

уважение прав родителей, объективная и компетентная оценка ситуации в семье

со стороны социальных служб;

соблюдение конфиденциальности со стороны социальных работников при

работе с семьей при условии отсутствия риска насилия над детьми;

обоснованное использование власти и контроля;

учет неблагоприятных факторов в семье, возможные риски и т.д.

Большое значение в социальной защите семьи имеет совершенствование

соответствующей нормативно-правовой базы. Разработаны и приняты следующие

законы: "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", "О порядке

2

назначения и выплаты ежемесячных компенсаций женщинам, имеющим детей в

возрасте до трех лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений".

В работе с семьями разного типа наиболее полно раскрываются

профессиональные качества социального педагога, педагога-психолога, классного

руководителя. Реальная помощь семье может быть оказана только при сочетании

социальной и психологической работы. Социальный педагог должен уметь

психологически грамотно вести прием, беседу, тактично оказывать помощь и

ориентировать семью на самопомощь, а также осуществлять первичную

психологическую поддержку. Для этого ему необходимы знания психологических

особенностей социальной работы с различными категориями семей и

психологических возможностей по устранению возникающих у них проблем, умение

оценить уровень благополучия конкретной семьи, ее психологического здоровья.

Социальный педагог должен не только помогать семье преодолевать трудности,

привлекать средства благотворителей, наблюдать за справедливым распределением

государственной и гуманитарной помощи, но и учить членов семьи самопониманию,

поддержки, взаимопомощи, которые помогут им обеспечить себе достойную жизнь.

Было бы наивно полагать, что осуществление коррекционной работы можно

провести силами только одного социального педагога. В оказании помощи семье

необходимо объединение организаций. Управление образования, Управление

здравоохранения, Управление внутренних дел, Управление социальной защиты

населения, КДН и ЗП, инспекция по делам несовершеннолетних, Центры занятости,

социально-психологические и реабилитационные центры и т.д. Их специалисты:

учителя, социальные педагоги, психологи, врачи, инспектора, педагоги

дополнительного образования смогут оказать помощь и поддержку неблагополучной

семье. По опыту работы надо отметить, что только тогда можно увидеть

положительный результат, когда между ними будет налажена чёткая договоренность

о том, кто, когда, какую помощь им оказывает. Специалисты должны составить общий

3

план комплексного сопровождения неблагополучной семьи, чтобы не дублировать

друг друга, а дополнять и оказывать конкретную помощь.

Успех в работе с семьей ученика будет тогда, когда отношения с родителями

будут строиться на высоком уважении интересов семьи, родительского авторитета, на

всемерном содействии семье в ее духовном обогащении и, тем самым, в ее

культурном и моральном влиянии на детей.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Образ жизни групп населения, находящихся в трудной жизненной ситуации: Материалы

Международной научно-практической конференции 7—8 апреля 2005 г. — М.: ГОУВПО «МГУС»,

2005.

2. Государственная социальная политика (научная школа профессора Г.И. Климантовой). —

М.: МГСУ, 2004.

3. Хрестоматия. Семья: история и современность: Учеб, пособие / Сост., коммент. и вступ. ст.

Г.И. Климантовой. — М.: Изд-во РГСУ, 2005.

4. Шеляг Т.В. Мир семьи и социальная работа. — 2-е изд., доп. и пере- раб. - М.: МГСУ, 2004.

5. Пациорковский В., Пациорковская В. Большая семья в демографической ситуации //

СОЦИС. 2009. № 3.

4

5



В раздел образования