Напоминание

"Использование компьютерных технологий при коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста"


Автор: Пягай Маргарита Закиевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида № 6" г. Тобольска
Населённый пункт: Тобольск
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование компьютерных технологий при коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад





ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ КОРРЕКЦИИ

РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Аннотация:
В статье рассматривается опыт работы по использованию компьютерных технологий в коррекционно-образовательном процессе при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые

слова:
Компьютерные технологии, коррекция, общее недоразвитие речи.
Актуальность
В условиях информатизации дошкольного образования открываются новые возможности для развития методов и организационных форм обучения и воспитания детей. Компьютерные технологии стали перспективным средством коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Целенаправленное использование компьютерной технологии в процессе логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста позволяет оптимизировать процесс коррек ц и и звукопроизносительной и просодической сторон их речи и в целом содействуют гармонизации развития.
Цель:
Создание у ребенка более высокой, по сравнению с традиционными методами, мотивационной готовности к обучению, заинтересованности детей к логопедическим занятиям в современных условиях.
Задачи:
• Формирование правильных речевых навыков. • Активизация словаря. • Развитие мелкой моторики руки.
• Развитие и коррекция психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия. • Создание положительного эмоционального фона. В последние годы отмечена тенденция на увеличение количества детей с общим недоразвитием речи, в связи с чем, возникает необходимость поиска наиболее эффективных путей обучения данной категории детей. Общее недоразвитие речи, проявляющееся в нарушении формирования всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте, характеризуется сложной структурой [3, с. 318]. В связи с этим, процесс его коррекции имеет длительную и сложную динамику. Поэтому применение специализированных компьютерных технологий позволяет улучшить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи, а, следовательно, снизить риск социальной дезадаптации младших школьников [1, с. 47]. На коррекционных занятиях дошкольники работают не с компьютером, а с электронным логопедом, который «приходит» к ним в конце занятия. Определенным стимулом для детей является необходимо сть положительных результатов работы в первой половине занятия, только тогда с ними готов общаться электронный помощник логопеда. В процессе данной работы у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью. Работа по коррекции общего недоразвития речи, а также контроль над результатами деятельности дошкольников проводится с опорой на зрительное и слуховое восприятие. Визуализация информации происходит на экране монитора в виде доступных для детей мультипликационных образов и символов. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной опоры на слух (воспроизведение заданного ритма). Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и
визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. Компьютерная технология позволяет взаимосвязано работать над коррекцией и развитием следующих характеристик: звукопроизношением, просодическими компонентами устной речи, фонематическими процессами, лексическими и грамматическими средствами языка, артикуляционной моторикой, обратными речевыми кинестезиями, мелкой моторикой пальцев рук (работа с манипулятором «мышь», клавиатурой), слуховым и зрительным восприятием, вниманием, вербальной и зрительной памятью, эмоционально- волевой и мотивационными сферами, словесно-логическим мышлением детей. Компьютерная программа предусматривает возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития ребенка и индивидуальной настройки параметров программы. Структура и содержание программы «Игры для Тигры» позволяют использовать полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному. Задания предъявляются детям в игровой форме. Ведущая роль в обучении принадлежит педагогу, однако решение поставленных задач, в рамках деятельности компьютерной средой доступными для него средствами, осуществляет ребенок. Исключена отрицательная оценка для того, чтобы создать ситуацию успеха и положительного настроя детей на преодоление затруднений, возникших в процессе выполнения задания. Общение с компьютерным героем Тигрой и специально подобранные задания позволяют развивать у детей коммуникативные навыки путем моделирования ситуации общения. В рамках системного подхода к коррекции речевых нарушений программа «Игры для Тигры» включает в себя серии упражнений различной сложности. Они объединены в четыре блока: «Звукопроизношение», «Просодика», «Фонематика» «Лексика». Коррекционно-образовательное содержание каждого блока позволяет организовать логопедическую работу в соответствующем направлении. Названия блоков соответствуют названиям областей сказочной
страны Звуков и Слов, карта которой представляет собой главное меню программы [2, с. 23]. Каждое занятие с использованием компьютерных технологий является комплексным, т.е. представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения. Оно включает в себя 3 основных этапа: 1. Подготовительный - ребенок вводится в проблемную ситуацию. 2. Основной - решаются поставленные коррекционно-образовательные задачи, отвечающие целям занятия. 3. Заключительный - оценка результатов деятельности, снятие зрительного, эмоционального и мышечного напряжения. Занятия проводятся индивидуально 2 раза в неделю. Продолжительность разовой работы на компьютере составляет 10 минут. Таким образом, использование специализированной компьютерной технологии «Игры для Тигры» в коррекционно-образовательном процессе при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста способствует коррекции, формированию и развитию: 1. Длительности и силы речевого выдоха. 2. Громкости и тембра голоса. 3. Темпо - ритмической организации. 4. Интонационной выразительности. 5. Четкости и разборчивости речи. 6. Эфферентного и афферентного звеньев речевой системы. 7. Неречевого и речевого слухового гнозиса. 8. Звукового анализа и синтеза. 9. Грамматического значения слова. 10.Коммуникативных навыков детей.
Литература
1. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. – 1994. - № 5. 2. Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции бщего недоразвития речи «Игры для Тигры»: Учебно-мтодическое
пособие /Изд. 2 доп. И перераб. – Пермь.: Идательство «ОТ и ДО», 2015. – 60 с. 3. Логопедия: Учеб. Для студ. дефектол. фак. Педвузов /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 680 с.


В раздел образования