"Использование компьютерных технологий при коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста"
Автор: Пягай Маргарита Закиевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида № 6" г. Тобольска Населённый пункт: Тобольск Наименование материала: Статья Тема: "Использование компьютерных технологий при коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ КОРРЕКЦИИ
РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Аннотация: В статье рассматривается опыт работы по использованию
компьютерных
технологий в
коррекционно-образовательном
процессе
при
коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые
слова:
Компьютерные
технологии,
коррекция,
общее
недоразвитие речи.
Актуальность
В
условиях
информатизации
дошкольного
образования
открываются
новые
возможности
для
развития
методов
и
организационных форм обучения и воспитания детей. Компьютерные
технологии
стали
перспективным
средством
коррекционно-
развивающей
работы
с
детьми,
имеющими
нарушения
речи.
Целенаправленное
использование
компьютерной
технологии
в
процессе логопедической работы с детьми старшего дошкольного
возраста
позволяет
оптимизировать
процесс
коррек ц и и
звукопроизносительной и просодической сторон их речи и в целом
содействуют гармонизации развития.
Цель:
Создание
у
ребенка
более
высокой,
по
сравнению
с
традиционными методами, мотивационной готовности к обучению,
заинтересованности детей к логопедическим занятиям в современных
условиях.
Задачи:
•
Формирование правильных речевых навыков.
•
Активизация словаря.
•
Развитие мелкой моторики руки.
•
Развитие и коррекция психических процессов: памяти,
внимания, воображения, мышления, восприятия.
•
Создание положительного эмоционального фона.
В последние годы отмечена тенденция на увеличение количества детей с
общим недоразвитием речи, в связи с чем, возникает необходимость поиска
наиболее эффективных путей обучения данной категории детей.
Общее недоразвитие речи, проявляющееся в нарушении формирования
всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и
смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте,
характеризуется сложной структурой [3, с. 318]. В связи с этим, процесс его
коррекции
имеет
длительную
и
сложную
динамику.
Поэтому
применение
специализированных
компьютерных
технологий
позволяет
улучшить
эффективность
коррекционного
обучения,
ускорить
процесс
подготовки
дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных
расстройств
письменной
речи,
а,
следовательно,
снизить
риск
социальной
дезадаптации младших школьников [1, с. 47].
На коррекционных занятиях дошкольники работают не с компьютером, а
с электронным логопедом, который «приходит» к ним в конце занятия.
Определенным
стимулом
для
детей
является
необходимо сть
положительных результатов работы в первой половине занятия, только тогда с
ними готов общаться электронный помощник логопеда.
В процессе данной работы у детей формируются правильные речевые
навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.
Работа по коррекции общего недоразвития речи, а также контроль над
результатами деятельности дошкольников проводится с опорой на зрительное и
слуховое
восприятие.
Визуализация
информации
происходит
на
экране
монитора
в
виде
доступных
для
детей
мультипликационных
образов
и
символов. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена
возможность
дополнительной
опоры
на
слух
(воспроизведение
заданного
ритма). Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и
визуально-аудиальные
условно-рефлекторные
связи
центральной
нервной
системы.
Компьютерная
технология
позволяет
взаимосвязано
работать
над
коррекцией
и
развитием
следующих
характеристик:
звукопроизношением,
просодическими
компонентами
устной
речи,
фонематическими
процессами,
лексическими
и
грамматическими
средствами
языка,
артикуляционной
моторикой, обратными речевыми кинестезиями, мелкой моторикой пальцев рук
(работа
с
манипулятором
«мышь»,
клавиатурой),
слуховым
и
зрительным
восприятием, вниманием, вербальной и зрительной памятью, эмоционально-
волевой и мотивационными сферами, словесно-логическим мышлением детей.
Компьютерная
программа
предусматривает
возможность
объективного
определения
зон
актуального
и
ближайшего
развития
ребенка
и
индивидуальной настройки параметров программы.
Структура
и
содержание
программы
«Игры
для
Тигры»
позволяют
использовать полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя
от простого к сложному. Задания предъявляются детям в игровой форме.
Ведущая
роль
в
обучении
принадлежит
педагогу,
однако
решение
поставленных задач, в рамках деятельности компьютерной средой доступными
для него средствами, осуществляет ребенок. Исключена отрицательная оценка
для того, чтобы создать ситуацию успеха и положительного настроя детей на
преодоление
затруднений,
возникших
в
процессе
выполнения
задания.
Общение с компьютерным героем Тигрой и специально подобранные задания
позволяют развивать у детей коммуникативные навыки путем моделирования
ситуации общения.
В рамках системного подхода к коррекции речевых нарушений программа
«Игры для Тигры» включает в себя серии упражнений различной сложности.
Они
объединены
в
четыре
блока:
«Звукопроизношение»,
«Просодика»,
«Фонематика» «Лексика». Коррекционно-образовательное содержание каждого
блока
позволяет
организовать
логопедическую
работу
в
соответствующем
направлении. Названия блоков соответствуют названиям областей сказочной
страны
Звуков
и
Слов,
карта
которой
представляет
собой
главное
меню
программы [2, с. 23].
Каждое занятие с использованием компьютерных технологий является
комплексным, т.е. представляет собой оптимальную комбинацию традиционных
и компьютерных средств коррекционного обучения. Оно включает в себя 3
основных этапа:
1. Подготовительный - ребенок вводится в проблемную ситуацию.
2. Основной - решаются поставленные коррекционно-образовательные задачи,
отвечающие целям занятия.
3. Заключительный
-
оценка
результатов
деятельности,
снятие
зрительного,
эмоционального и мышечного напряжения.
Занятия проводятся индивидуально 2 раза в неделю. Продолжительность
разовой работы на компьютере составляет 10 минут.
Таким
образом,
использование
специализированной компьютерной
технологии «Игры для Тигры» в коррекционно-образовательном процессе при
коррекции
речевых
нарушений
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
способствует коррекции, формированию и развитию:
1.
Длительности и силы речевого выдоха.
2.
Громкости и тембра голоса.
3.
Темпо - ритмической организации.
4.
Интонационной выразительности.
5.
Четкости и разборчивости речи.
6.
Эфферентного и афферентного звеньев речевой системы.
7.
Неречевого и речевого слухового гнозиса.
8.
Звукового анализа и синтеза.
9.
Грамматического значения слова.
10.Коммуникативных навыков детей.
Литература
1.
Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы,
поиски, подходы //Дефектология. – 1994. - № 5.
2.
Лизунова
Л.Р.
Компьютерная
технология
коррекции
бщего
недоразвития
речи
«Игры
для
Тигры»:
Учебно-мтодическое
пособие /Изд. 2 доп. И перераб. – Пермь.: Идательство «ОТ и ДО»,
2015. – 60 с.
3.
Логопедия: Учеб. Для студ. дефектол. фак. Педвузов /Под ред. Л.С.
Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 680 с.