Напоминание

"Управление образовательным учреждением как воспитательной системой"


Автор: Карасева Людмила Егоровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Перелазовская СШ"
Населённый пункт: х. Перелазовский, Клетского района, Волгоградской области
Наименование материала: статья
Тема: "Управление образовательным учреждением как воспитательной системой"
Раздел: полное образование





Назад





Управление образовательным учреждением

как воспитательной системой
Управление воспитательной системой в школе носит диалоговый характер, и главной управляющей силой становятся отношения. Сегодня источник власти не в должности, а в человеческой поддержке. Важнейшей задачей руководителя является привлечение к общественной управленческой деятельности возможно большего числа людей (педагогов и детей), стимулирования, максимальной самомотивации, самоконтроля. Анализируя структуру управления на предмет достаточности элементов, можно определить ее как оптимальную для школы, поскольку она отражает основные элементы управления. В иерархии структуры управления воспитательной системой мы выделяем следующие уровни:
первый
– стратегический, включающий директора, педагогический совет, общешкольный родительский комитет, которые отвечают за стратегическое направление развития школы: ежегодно на заседании педагогического совета в августе утверждается план работы на год, а затем планы работы на каждый месяц в течение года;
второй
– тактический, включающий заместителей директоров по учебной и воспитательной работе, методические объединения классных руководителей и предметников, которые разрабатывают и реализуют тактику развития школы, отвечают за организацию конкретных действий по основным направлениям функционирования школы; планируется работа по основным ключевым делам школы, разрабатываются и утверждаются мероприятия тематических месячников;
третий -
оперативный, включающий классных руководителей, учителей предметников, социально-педагогическую и психологическую службы, секции классных руководителей, которые включают в себя непосредственных исполнителей стратегии и тактики функционирования школы, разрабатывается методическое и другое обеспечение проведения конкретных мероприятий, корректируется план работы;
четвертый
- самоуправление – это учащиеся, которые являются конечным звеном в цепочке управления, для которых и должна эффективно функционировать система управления
.
Основополагающей частью системы
планирования процесса

воспитания
является школьная целевая комплексная программа воспитания «Школа – дорога в жизнь». Программа рассчитана на 5 лет и предусматривает 3 этапа ее реализации.
Этапы построения воспитательной системы.
В процессе построения воспитательной системы школы можно выделить 3 этапа: 1. Этап - проектный ( 2014 -2015 г.г.).
• выявление проблемы, обоснование её актуальности; • создание творческой группы по разработке модели воспитательной системы; • определение приоритетного направления в организации учебно- воспитательного процесса; • определение концептуальных положений и диагностических средств для мониторинга за развитием личности учащегося; • ознакомление педагогов с теоретическими и методическими основами личностно ориентированного обучения и воспитания школьников; • разработка программы деятельности; • прогнозирование отдельных положительных результатов. 2. Этап - практический (2015-2018 гг.). • обеспечение условий для реализации программы деятельности; • поиск и коррекция инновационных технологий, форм и способов обучения и воспитания; • апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно ориентированных технологий, приёмов, методов обучения и воспитания; • организация социально-психологической поддержки личности учащегося в процессе развития; • осуществление опытно-педагогической деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов; • проведение мониторинга развития личности и формирования коллективов; • моделирование системы ученического самоуправления. 3. Этап - обобщающий (2018-2019 гг.). • обработка и интерпретация данных за время действия программы; • соотношение результатов реализации программы деятельности с целями и задачами: • обобщение опыта инновационной деятельности педагогов, принявших участие в разработке программы; • разработка перспективы развития образовательного учреждения. Для выполнения данной программы, а так же основных направлений деятельности воспитательной работы школы разработана четкая система планирования, которая включает в себя:  индивидуальные планы воспитательной работы классных руководителей;  план работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;
 план работы по профилактике злоупотребления психоактивными веществами;  план работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;  план работы школьного педагога-психолога;  план работы детского объединения «Маяк»; Организация управления воспитанием в школе строится на функционировании саморазвивающейся системы «Педагог - Ученик – Родитель».
Работа с педагогическими кадрами.
1. Методическая работа с классными руководителями осуществляется через МО, лекции, дискуссии, открытые внеклассные мероприятии, обобщение опыта и др. Основным содержанием данной работы является управление воспитательным процессом в классном коллективе, освоение современных технологий и методик, планирование и разработка коллективных творческих дел, развитие ученического самоуправления, психолого-педагогическое сопровождение в классе, а так же диагностический анализ в воспитании личности учащихся. 2. Инструктивно-методическая работа с педагогами осуществляется через совещания, педагогические советы, анализ, наблюдения, отчеты. Данная работа включает в себя разъяснение нормативных актов и документов, организацию взаимодействия общешкольного коллектива, анализ проделанной работы. Это позволяет классным руководителям своевременно скорректировать и устранить недостатки в работе, скоординировать и согласовать дальнейшие действия. 3. Работа с молодыми классными руководителями состоит в оказании молодым специалистам помощи в практической деятельности: определение целей и задач, планировании воспитательной работы с классом, умение анализировать и прогнозировать результаты деятельности.
Работа с ученическим коллективом.
1. Организация коллективного творческого дела осуществляется через совместное планирование, организацию и проведение коллективных творческих дел, что позволяет удовлетворить интересы учащихся, развивать их организаторские способности. 2. Работа органов ученического самоуправления предполагает выбор форм работы, планирование, исполнение решений и организуется через общешкольное собрание, заседания Совета школы, тренинги, анализ и самоанализ. Данный вид жизнедеятельности школьного коллектива способствует демократизации отношений, укреплению и приумножению школьных традиций.
Работа с внешними организациями.

На протяжении ряда лет школа тесно взаимодействует с общественными и социальными организациями. Основным содержанием работы является организация дополнительного образования учащихся, совместная организация и проведение внеклассных мероприятий, помощь в организации семейного воспитания и профилактической работе.
Контроль.
Этот структурный элемент воспитательной системы составляет основу управленческой деятельности, эффективность которой зависит от умения планировать, организовывать, диагностировать, прогнозировать образовательный и воспитательный процесс, принимая верные управленческие решения. Контроль за воспитательным процессом реализуется через различные формы: анализ, посещение внеклассных мероприятий и классных часов, наблюдение, собеседование, проверка документации. Аналитическая работа позволяет выявить закономерности, проблемы, положительные и отрицательные тенденции, определить уровень и динамику развития.
Ожидаемые результаты
Ожидаемый результат воспитательной системы – успешные в решении жизненных и профессиональных проблем выпускники, сохранившие интерес к знаниям, способные соизмерять свои возможности и пожелания с реалиями и ожиданиями общества, осознающие свой гражданский статус, связывающие свои жизненные цели и планы с целями развития общества, государства, цивилизации, владеющие представлениями об истинных культурных и социальных ценностях, готовые к их сохранению, умножению, культурному обмену. Воспитательная система в контексте заданных целей рассматривается как дружественная для всех участников педагогического процесса, культуроемкая, компетентная эффективная среда активной жизнедеятельности, в которой происходит обучение, воспитание и социализация личности. исходя из этих положений нами разработана модель выпускника школы.


В раздел образования