"Управление образовательным учреждением как воспитательной системой"
Автор: Карасева Людмила Егоровна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МКОУ "Перелазовская СШ" Населённый пункт: х. Перелазовский, Клетского района, Волгоградской области Наименование материала: статья Тема: "Управление образовательным учреждением как воспитательной системой" Раздел: полное образование
как воспитательной системой
Управление воспитательной системой в школе носит диалоговый
характер, и главной управляющей силой становятся отношения. Сегодня
источник власти не в должности, а в человеческой поддержке. Важнейшей
задачей руководителя является привлечение к общественной управленческой
деятельности возможно большего числа людей (педагогов и детей),
стимулирования, максимальной самомотивации, самоконтроля.
Анализируя структуру управления на предмет достаточности
элементов, можно определить ее как оптимальную для школы, поскольку она
отражает основные элементы управления.
В иерархии структуры управления воспитательной системой мы выделяем
следующие уровни:
первый
–
стратегический, включающий директора, педагогический совет,
общешкольный родительский комитет, которые отвечают за стратегическое
направление развития школы: ежегодно на заседании педагогического совета
в августе утверждается план работы на год, а затем планы работы на каждый
месяц в течение года;
второй – тактический, включающий заместителей директоров по учебной и
воспитательной работе, методические объединения классных руководителей
и предметников, которые разрабатывают и реализуют тактику развития
школы, отвечают за организацию конкретных действий по основным
направлениям функционирования школы; планируется работа по основным
ключевым делам школы, разрабатываются и утверждаются мероприятия
тематических месячников;
третий - оперативный, включающий классных руководителей, учителей
предметников, социально-педагогическую и психологическую службы,
секции классных руководителей, которые включают в себя непосредственных
исполнителей стратегии и тактики функционирования школы,
разрабатывается методическое и другое обеспечение проведения конкретных
мероприятий, корректируется план работы;
четвертый - самоуправление – это учащиеся, которые являются конечным
звеном в цепочке управления, для которых и должна эффективно
функционировать система управления .
Основополагающей частью системы планирования процесса
воспитания является школьная целевая комплексная программа воспитания
«Школа – дорога в жизнь». Программа рассчитана на 5 лет и
предусматривает 3 этапа ее реализации.
Этапы построения воспитательной системы.
В процессе построения воспитательной системы школы можно выделить 3
этапа:
1. Этап - проектный ( 2014 -2015 г.г.).
•
выявление проблемы, обоснование её актуальности;
•
создание творческой группы по разработке модели
воспитательной системы;
•
определение приоритетного направления в организации учебно-
воспитательного процесса;
•
определение концептуальных положений и диагностических
средств для мониторинга за развитием личности учащегося;
•
ознакомление педагогов с теоретическими и методическими
основами личностно ориентированного обучения и воспитания
школьников;
•
разработка программы деятельности;
•
прогнозирование отдельных положительных результатов.
2. Этап - практический (2015-2018 гг.).
•
обеспечение условий для реализации программы деятельности;
•
поиск и коррекция инновационных технологий, форм и способов
обучения и воспитания;
•
апробация и использование в учебно-воспитательном процессе
личностно ориентированных технологий, приёмов, методов обучения и
воспитания;
•
организация
социально-психологической
поддержки
личности
учащегося в процессе развития;
•
осуществление
опытно-педагогической
деятельности
по
моделированию и построению воспитательных систем классов;
•
проведение
мониторинга
развития
личности
и
формирования
коллективов;
•
моделирование системы ученического самоуправления.
3. Этап - обобщающий (2018-2019 гг.).
•
обработка и интерпретация данных за время действия программы;
•
соотношение результатов реализации программы деятельности с
целями и задачами:
•
обобщение
опыта
инновационной
деятельности
педагогов,
принявших участие в разработке программы;
•
разработка перспективы развития образовательного учреждения.
Для выполнения данной программы, а так же основных направлений
деятельности воспитательной работы школы разработана четкая система
планирования, которая включает в себя:
индивидуальные
планы
воспитательной
работы
классных
руководителей;
план работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди
несовершеннолетних;
план работы по профилактике злоупотребления психоактивными
веществами;
план работы по профилактике детского дорожно-транспортного
травматизма;
план работы школьного педагога-психолога;
план работы детского объединения «Маяк»;
Организация
управления
воспитанием
в
школе
строится
на
функционировании
саморазвивающейся
системы
«Педагог
-
Ученик
–
Родитель».
Работа с педагогическими кадрами.
1. Методическая работа с классными руководителями осуществляется
через МО, лекции, дискуссии, открытые внеклассные мероприятии,
обобщение опыта и др. Основным содержанием данной работы является
управление воспитательным процессом в классном коллективе, освоение
современных технологий и методик, планирование и разработка
коллективных творческих дел, развитие ученического самоуправления,
психолого-педагогическое сопровождение в классе, а так же диагностический
анализ в воспитании личности учащихся.
2. Инструктивно-методическая работа с педагогами осуществляется через
совещания, педагогические советы, анализ, наблюдения, отчеты. Данная
работа включает в себя разъяснение нормативных актов и документов,
организацию взаимодействия общешкольного коллектива, анализ
проделанной работы. Это позволяет классным руководителям своевременно
скорректировать и устранить недостатки в работе, скоординировать и
согласовать дальнейшие действия.
3. Работа с молодыми классными руководителями состоит в оказании
молодым специалистам помощи в практической деятельности: определение
целей и задач, планировании воспитательной работы с классом, умение
анализировать и прогнозировать результаты деятельности.
Работа с ученическим коллективом.
1. Организация коллективного творческого дела осуществляется через
совместное планирование, организацию и проведение коллективных
творческих дел, что позволяет удовлетворить интересы учащихся, развивать
их организаторские способности.
2. Работа органов ученического самоуправления предполагает выбор форм
работы, планирование, исполнение решений и организуется через
общешкольное собрание, заседания Совета школы, тренинги, анализ и
самоанализ. Данный вид жизнедеятельности школьного коллектива
способствует демократизации отношений, укреплению и приумножению
школьных традиций.
Работа с внешними организациями.
На протяжении ряда лет школа тесно взаимодействует с
общественными и социальными организациями. Основным содержанием
работы является организация дополнительного образования учащихся,
совместная организация и проведение внеклассных мероприятий, помощь в
организации семейного воспитания и профилактической работе.
Контроль.
Этот структурный элемент воспитательной системы составляет основу
управленческой деятельности, эффективность которой зависит от умения
планировать, организовывать, диагностировать, прогнозировать
образовательный и воспитательный процесс, принимая верные
управленческие решения.
Контроль за воспитательным процессом реализуется через различные
формы: анализ, посещение внеклассных мероприятий и классных часов,
наблюдение, собеседование, проверка документации. Аналитическая работа
позволяет выявить закономерности, проблемы, положительные и
отрицательные тенденции, определить уровень и динамику развития.
Ожидаемые результаты
Ожидаемый результат воспитательной системы – успешные в решении
жизненных и профессиональных проблем выпускники, сохранившие интерес
к знаниям, способные соизмерять свои возможности и пожелания с реалиями
и ожиданиями общества, осознающие свой гражданский статус,
связывающие свои жизненные цели и планы с целями развития общества,
государства, цивилизации, владеющие представлениями об истинных
культурных и социальных ценностях, готовые к их сохранению, умножению,
культурному обмену.
Воспитательная система в контексте заданных целей рассматривается
как дружественная для всех участников педагогического процесса,
культуроемкая, компетентная эффективная среда активной
жизнедеятельности, в которой происходит обучение, воспитание и
социализация личности. исходя из этих положений нами разработана модель
выпускника школы.