Напоминание

Методические рекомендации по развитию вербальных ассоциаций как компонента лексической системы


Автор: Степанова Анастасия Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №12 "Ёлочка"
Населённый пункт: город Валдай Новгородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методические рекомендации по развитию вербальных ассоциаций как компонента лексической системы
Раздел: дошкольное образование





Назад




1
Методические рекомендации по развитию вербальных ассоциаций

как компонента лексической системы у детей старшего дошкольного

возраста
При планировании, организации и определении содержания работы были использованы методики по формированию словарного запаса у дошкольников Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой, И. О, Соловьевой, Е.И. Тихеевой, Т. Б. Филичевой, Е.А. Флериной [4], [9], [10], [13], [14]. Содержание работы включает в себя игры и упражнения, предложенные Н.С. Жуковой, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, Е.Н. Краузе, Е.М. Мастюковой, Н.В. Новоторцевой, Н.А. Седых, О.С. Ушаковой, Г.С. Швайко [2], [3], [6], [5], [7], [11], [15]. Развитие вербальных ассоциаций необходимо осуществлять, опираясь на систему общедидактических и специальных принципов, в основе которых лежит общность основных закономерностей развития детей с нормальным речевым развитием и детей с нарушениями речи. Общедидактические принципы: - принцип систематичности и последовательности предполагает логическое построение, как содержания, так и самого процесса обучения и воспитания. Специфическая реализация данного принципа при планировании работы с детьми с нарушениями речи, заключается в связи нового материала с ранее усвоенными знаниями и опытом детей, при обеспечении повторения усвоенных знаний и навыков в разнообразных видах игр и деятельности; - принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, в том числе общего и речевого, и подготовленности детей; - принцип сознательности и активности предполагает активное участие детей в процессе овладения знаниями и умение применить полученные знания на практике;
2 - принцип наглядности предполагает опору на чувственный опыт ребенка в процессе его обучения и воспитания; - принцип научности предполагает усвоение детьми знаний, отражающих реальную действительность; - принцип воспитывающего обучения предполагает воспитывающий характер обучающей деятельности педагога, в ходе которой вырабатывается произвольность поведения и психических процессов, а также происходит овладение навыками общения; - принцип развивающего обучения предполагает учет потенциальных возможностей ребенка; Кроме общедидактических необходимо использовать ряд специальных принципов, учитывающих основные подходы и требования к обучению и воспитанию детей с нарушениями речи: - деятельностный принцип предполагает формирование лексики только через собственную деятельность ребенка. Речь является условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности. Ребенок постепенно овладевает речью, развивается в многоплановой по своему характеру совместной деятельности с взрослыми и сверстниками. - принцип коррекционной направленности воспитания и обучения предполагает осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку на основе учета структуры и выраженности его нарушений, а также потенциальных возможностей. - принцип системного подхода. В сложном строении речевой деятельности различаются проявления, составляющие звуковую, произносительную сторону речи, фонематические процессы, лексику и грамматический строй. Нарушения речи могут затрагивать различные компоненты речевой деятельности. Одни недостатки касаются только произносительных процессов и выражаются в нарушениях внятности речи, без каких-либо сопутствующих проявлений. Другие затрагивают фонематическую систему родного языка и выражаются не только в дефектах
3 произношения, но и в недостаточном овладении звуковым составом слова, влекущим за собой нарушения чтения и письма. Существуют нарушения, охватывающие как фонетико-фонематическую, так и лексико- грамматическую систему, что выражается в общем недоразвитии речи. Многообразие упомянутых дефектов речи отражает сложное строение речевой деятельности. Характер дефекта зависит от того, какие компоненты речевой системы оказываются нарушенными. - принцип дифференцированного подхода осуществляется на основе учета этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. В процессе коррекции нарушений лексики учитываются общие и специфические закономерности развития детей с ОНР. - принцип индивидуального подхода предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности ребенка, а также условий его жизнедеятельности. Индивидуальный подход определяется своеобразием каждой конкретной личности: сочетанием интегративных качеств, задатками, дарованиями, способностями, сильными сторонами характера, типом темперамента, самоуправлением, поведением и деятельностью, отношением к себе. Индивидуальный подход должен учитывать интересы каждого ребенка, особенности характера и темперамента, уровень физического и психического развития, условия его воспитания и развития в семье, отношения с окружающими, в частности со сверстниками в коллективе. В работе должны учитываться требования программы детского сада, последовательность предлагаемого лексического материала, общие этапы логопедической работы с детьми с ОНР. Содержание работы по созданию образа слова с применением метода ассоциативных связей может осуществляться последовательно в 4 этапа: 1 этап. Расширение объёма словаря. 2 этап. Уточнение значения слова.
4 3 этап. Развитие лексической системности и семантических полей. 4 этап. Развитие речевых ассоциаций.
Первый этап
включает в себя следующие направления работы: 1) Обогащение словаря синонимов. 2) Развитие атрибутивного словаря. 3) Развитие номинативного словаря. 4) Обогащение словаря антонимов. 5) Развитие предикативного словаря. 6) Развитие словаря обобщающих слов. Основной задачей словарной работы является уточнение имеющегося словаря и его обогащения. Дети должны не просто запомнить новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться. Коррекционно-педагогическая работа по развитию лексики тесно связана с формированием представлений об окружающей действительности и познавательной деятельности ребенка. Планомерное расширение словаря идет за счет незнакомых и сложных слов вместе с ознакомлением с окружающим миром. Принципы: 1. Работа над развитием словаря должна проводиться на активной познавательной деятельности. 2. Тесная связь развития словаря с развитием мыслительной деятельности, логических операций классификации, сериации, анализа, синтеза, сравнения. 3. Все задания проводятся в определенной последовательности. Основными задачами словарной работы являются: а) обогащение словаря - накопление слов необходимых для речевого общения с окружающими. Идет за счет существительных, прилагательных, глаголов, наречий. б) уточнение - помощь в усвоении слов и их запоминании.
5 в) активизация словаря - использование слов, понимание которых не вызывает затруднения. г) устранение не литературных слов (Ушакова Т. Н.) [11]. Среди многочисленных приемов словарной работы, которые могут быть использованы на логопедических занятиях, О. Ю. Филимонова выделяет следующие: 1. Показывание и называние нового предмета и его действий. Показ должен сопровождаться пояснением, которое помогает понять сущность предмета. Новое слово обязательно проговаривается хором и индивидуально. Для лучшего понимания и запоминания это слово включается в знакомый ребенку контекст. Далее проводятся различные упражнения на закрепление его правильного произношения и употребления. 2. Объяснение значение данного слова. 3. Употребление расширенного значения уже изве стных словосочетаний 4. Постановка разных по форме вопросов, которые носят сначала характер подсказывающих (чайник стоит или лежит?), а затем требуют самостоятельных ответов. Вопросы должны быть краткими, точными, доступными по содержанию. Необходимо также обучать детей и самостоятельной постановке вопросов. 5. Подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам. 6. Составление предложений по опорным словам [12]. Работа над новым словом включает следующие этапы: 1. Уточнение связи звукового образа слова со зрительным, слуховым и другим образом действия. На этом этапе широко используется разнообразная наглядность (предметные и сюжетные картинки, игрушки, предметы, муляжи, выполнение реальных действий и др.); 2. Уточнение звукового образа слова, звуковой анализ слова; 3. Выделение семантических признаков данного слова;
6 4. Введение данного слова в определенное семантическое поле и уточнение парадигматических связей внутри семантического поля; 5. Закрепление значения данного слова в контексте (словосочетании, предложении), закрепление синтагматических связей данного слова. Для повышения эффективности коррекционно-педагогического воздействия необходимо организовать взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя. НОД (непосредственная образовательная деятельность) строится с учетом очередной темы, и их задачи соотносятся с задачами логопедического занятия. Основную словарную работу проводит учитель- логопед, воспитатель же формирует у детей необходимый уровень знаний по словарной теме во время прогулок, на уроках рисования, лепки и конструирования. Воспитатель учит детей понятно выражать свои просьбы, желания, отвечать на вопросы красивым полным предложением. При наблюдении за объектами действительности он знакомит детей с новыми словами, уточняет их значение, способствует их повторению в разных ситуациях, активизации их в собственной речи детей. Эта работа одновременно является и основной для проведения речевых упражнений на логопедических занятиях и способствует совершенствованию имеющихся у детей речевых навыков. Учитель-логопед в тесной взаимосвязи с воспитателями работает над ознакомлением детей с новыми словами, уточнением их значений и активизацией, подбирает лексический материал по теме. Воспитатель всем содержанием своей работы обеспечивает полное практическое знакомство с предметами, с применением их в быту по назначению. Учитель-логопед на своих занятиях углубляет словарную работу, формирует у детей лексико- грамматические категории, а в ходе специальных упражнений обеспечивает их осознанное применение в речевом общении. Во второй половине дня воспитатель работает, согласуясь со своей сеткой занятий, по закреплению произносимых навыков и развитию речи.
7 Желательно планировать фронтальные занятия по развитию речи и познавательному развитию во второй половине дня. Во время режимных моментов, самообслуживания, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях воспитатель осуществляет также коррекционную работу, значимость которой в том, что она предоставляет возможность практики речевого общения детей и закрепления речевых навыков в их жизнедеятельности.
Второй этап
включает в себя работу по формированию структуры значения слова: 1) Формирование денотативного аспекта значения слова (то есть представлений о конкретных признаках предмета). 2) Формирование понятийного аспекта значения слова (то есть обобщения существенных признаков предметов). 3) Формирование контекстуального аспекта значения слова (то есть употребления слова в зависимости от контекста). При уточнении денотативного компонента значения слова принимаются во внимание различные признаки (си туати вн ые, функциональные, отношения «часть – целое» и др.) Особое внимание необходимо уделять понятийному компоненту, формирование которого значительно задерживается у дошкольников с ОНР. При формировании структуры значения слова дети учатся дифференцировать значение слов на основе признаков противопоставления, сходства, аналогии и др. Одним их направлений логопедической работы является уточнение контекстуального значения слова, работа над его многозначностью. Уточнение многозначности слова проводится как при определении значения прилагательных и особенно глаголов (бежит мальчик, бежит ручей, бежит время). На начальных этапах отрабатываются наиболее продуктивные конкретные значения слова (например, бежит мальчик). Затем уточняются контекстуальные значения, менее продуктивные (например, бежит ручей), далее переносные значения (бежит время).
8
Третий

этап
включает в себя работу по развитию лексической системности и семантических полей. От того, насколько у дошкольника сформированы семантические поля, то есть насколько слова сгруппированы между собой по смыслу, зависит успешность употребления слов в устной речи, а также точность употребления слов. Организация семантических полей и лексической системности осуществляется за счёт укрепления родовидовых отношений между словами одного поля (развитие понятийного аспекта значения слова). На начальном этапе работы проводится группировка, объединение слов по тематическим признакам. В дальнейшем осуществляется дифференциация слов внутри семантического поля, выделение ядра, периферии, установление парадигматических связей на основе противопоставления, аналогии. При овладении каждым новым словом оно вводится в определенное семантическое поле, уточняются его связи с другими словами данного семантического поля, обращается внимание на то, почему это слово объединялось с другими словами. Дети знакомятся с различными способами словообразования. Уточняются знания детей о различных материалах и их свойствах, продуктах, растениях, животных. Привлекается внимание детей к образованию новых слов с помощью суффиксов, при этом подчеркиваются звуковые и смысловые различия между ними. Развитие лексической системности предполагает параллельную работу по развитию логических операций классификации, сериации, анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Формирование синтагматических связей предполагает точное употребление слова в речевом потоке, в словосочетаниях, в предложениях. Коррекционная работа над словосочетанием направлена на закрепление двухкомпонентных глагольных и именных словосочетаний и включает упражнения над следующими конструкциями: - существительное + прилагательное (круглый мяч);
9 - существительное в именительном падеже + существительное в косвенном падеже (уши зайца); - глагол + существительное в винительном падеже без предлога (рассказывает сказку); - глагол + существительное в косвенном падеже без предлога (ест ложкой, рад подарку); - глагол + предложно-падежная конструкция (рисует в альбоме). Н. А. Солдатова предложила использовать технологии семантических полей в развитии связной речи у детей с общим недоразвитием речи. В своей работе на занятиях она применяла словесные игры: «семантические абсурды» и «ассоциативные игры». Детям предлагается найти несоответствие между текстом и иллюстрацией к нему. Например: Весна Теплое солнце греет землю. Побежали ручейки. (Иллюстрация: с деревьев опадают листья.) Прилетели птицы. (Семантические абсурды.) Ассоциативные игры направлены на актуализацию процесса отбора слов из долговременной памяти в словарь ребенка. Например, логопед просит ребенка подобрать к заданному слову близкие по смыслу слова или слова с противоположным значением, или объединенные тематическим признаком, или одной лексико-грамматической группой и т.д. Проведение словесных игр имеет особое значение для формирования семантических полей. Далее вводится модель формирования семантических полей. Эта работа строится по принципу от простого к сложному. На начальных этапах работы предлагаются семантические поля, состоящие из ядра и двух концентров (рис. 2). В ядре расположено название елочной игрушки (шарик). Первый концентр — слова-признаки (стеклянный, прозрачный, блестящий, маленький и т.д.). Второй концентр — слова-действия (блестит, висит, горит, сверкает и др.).
10 От понимания семантики слова можно идти к составлению простого предложения, затем его распространению и, наконец, к составлению рассказа-описания. Затем увеличивается смысловая нагрузка концентров. Семантические поля выглядят следующим образом (рис. 3): Рис. 2 Условные обозначения: 1- слова-предметы; 2- слова-признаки; 3- слова-действия. Рис. 3
11 Условные обозначения: 1- родственные слова; 2- клубочек связи. В ядре оказывается слово хлеб, в первом концентре — родственные слова, которые дети должны выбирать из стихотворения: В поле рос на тонком стебле Желтый колос, колос... (хлебный). Убирает, вяжет в сноп Этот колос... (хлебороб). Хлеб машины мчат. И вот на пути... (хлебозавод). Каравай в печи окреп. Испекли душистый... (хлеб). Покупайте, дедушка, Пышный, свежий... (хлебушко). Славен стол волшебницей, Что зовется... (хлебницей). Затем задание усложняется: нужно добавить слова, связанные со словом хлеб по ситуации (это будут и существительные, и прилагательные, и глаголы). Далее предлагаются семантические поля, состоящие из ядра и четырёх концентров. В ядре оказывается слово-предмет; первым концентром являются родственные слова; второй — это слова-антонимы; к третьему относятся слова-синонимы; а к четвертому — слова, связанные по ситуации (клубочек связи). Например (рис. 4):
12 Рис. 4 Условные обозначения (рис. 4): 1- родственные слова; 2- антонимы; 3- синонимы; 4- клубочек связи. От понимания семантики слова можно идти к составлению простого предложения, затем его распространению и, наконец, к составлению рассказа-описания [8].
Четвёртый этап
включает в себя развитие вербальных (речевых) ассоциаций. Услышанное ребёнком слово вызывает у него ассоциации, в памяти ребёнка всплывают слова, имеющие какую – либо связь с названным. Применение метода ассоциативных связей может состоять в следующем: 1. Начинается исследование слова с анализа его звукового состава. 2. Разбиваем слово на звуки (слоги). 3. Затем к каждому звуку или слогу подбираем слова, ассоциативно связанные с представлением о слове. Наиболее эффективна подгрупповая форма работы (Сад – созревают,
13 аппетитные, дары, ночь – небо, очень, чёрное) (В.М.Акименко) [1]. Ассоциации должны идти сплошным потоком, удачные и не удачные, педагог выбирает наиболее удачные слова. Работа должна идти быстро, фиксируются все «выплывшие» слова, проводится их анализ, и выбираются те из них, которые раскрывают понимание этого слова. Общий смысл выражения и создаёт образ слова. Рабочую цепочку можно представить следующим образом: Слово – звуки – слова – образ слова. Так же, при работе над словарём дошкольников можно применить метод «Синквейн». Он является одним из эффективных методов в работе над ассоциативными связями, позволяет быстро получить результат. «Синквейн» - создание нерифмованного стихотворения. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Этот метод целесообразней использовать при обобщении каждой лексической темы, как итог работы над словарём. Правила составления синквейна: - первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею; - вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; - третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; - четвёртая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме; - пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы. Так как дети, как правило, предлагают большое количество слов, можно не всегда придерживаться последовательности количества слов в стихотворении. В конце изучения лексических тем вместе с детьми можно «издавать» книжки – малышки со стихами по методу синквейн [1].
14 Метод обучения свободным ассоциациям может осуществляться следующим путём: 1) Педагог показывает пример ассоциативных связей слов и объясняет, почему выбрал каждое слово. 2) Педагог задаёт вопросы и направляет ребёнка. Например: Тема: «Птицы» - Каких птиц ты знаешь? (Ворона, воробей, синица, сорока, ласточка и другие) - Расскажи строение птиц. (Голова, тело, лапы, хвост, клюв, перья и так далее) -Что птицы могут делать? (Летать, порхать, сидеть, улетать, прилетать, вить гнёзда, кормить птенцов, высиживать яйца и так далее) - На чём птицы могут сидеть? (На дереве, на ветке, на проводах, на скамейке, на крыше, на земле, на траве и так далее) - Как птицы могут летать? (Быстро, медленно, высоко, низко и так далее) - Какие птенцы у птиц? (Маленькие, глупые, беззащитные и так далее) - От кого нужно защищать птенцов? (От кошек, собак, хищных птиц и других) - Где можно увидеть много птиц? (В лесу, в деревне, на поле и так далее) - Какая птица тебе больше запомнилась? - Где ты её видел? - Что она в этот момент делала? - Кто с тобой в этот момент был? - Что ты сделал, когда увидел птицу?
15 - Какое у тебя в этот момент было настроение? Вопросов может быть много, и они могут быть разнообразными. Необходимо нацелить ребёнка на то, чтобы он отвечал одним словом. Примерное планирование работы по развитию вербальных ассоциаций представлено в таблице 3.
16 Таблица 3
Планирование работы по развитию вербальных ассоциаций у детей старшего дошкольного возраста с общим

недоразвитием речи
Этап Период Направление Задачи Содержание работы Оборудование
Первый этап:
Расширение объёма словаря Сентябрь -декабрь Обогащение словаря синонимов Развитие и актуализация синонимии. Развитие слухового внимания и памяти Игра «Подбери слово» [3]. Игра «Солнышко» [6]. Игра «Как сказать?»[3]. Выбрать из 3 слов 2 слова-«приятеля» [4]. Придумать слова-«приятели» к данным словам [4]. Мяч. Солнце, лучи. Обогащение атрибутивного словаря Обогащение словаря прилагательных. Развитие словесно- логического мышления. Развитие слухового внимания и памяти. «Назови лишнее слово»[9]. Отгадывание по картинкам загадок-описаний [9]. Отгадывание названия предмета по описанию его дифференциальных признаков [4]. Игра «Какой?», «Какая?», «Какие?» [4]. Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» [4]. Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» по темам «Осень» (ранняя, поздняя), «Зима», «Весна», «Лето» [4]. Игра с мячом «Расскажи про зайчика» [4]. Подбор соответствующих картинок к словам [4]. Мяч, сюжетные картинки по теме «Времена года», к а р т и н к и к загадкам- описаниям.
17 Развитие номинативног о словаря Развитие номинативного словаря. Развитие слухового внимания и памяти. Актуализация и обогащение словаря существительных. Развитие словесно- логического мышления. Проговаривание наименований предмета [11] Игра «Угадай, кто так делает?» [6]. Игра «Чудесный мешочек» [1]. Игра «Лишнее» [4]. Догадайтесь, каким будет четвертое слово (смысловые ряды) [4]. Игра «Кто исчез? Что исчезло?»[15]. Изображения по изучаемой лексической теме. Мяч. Мешочек с набором предметов. Развитие словаря антонимов Развитие и актуализация антонимии. Развитие словесно- логического мышления. Развитие слухового внимания. Выбрать из трех слов два слова – «неприятеля» [4]. Игра «Закончи предложение» [6]. Игра «Сравни!» [6]. Игра с мячом «Скажи наоборот» [3]. Слова – «неприятели» [3]. Выбрать из 3 или 4 слов одно, противоположное по смыслу [4]. Мяч.
18 Развитие предикативног о словаря Развитие предикативного словаря. Развитие словесно- логического мышления. Развитие зрительного и слухового внимания и памяти. Актуализация и обогащения словаря глаголов. Развитие тактильной чувствительности . Лото «Кто быстрее принесет картинку» [4]. Игра «Найди приятеля» [7]. Игра «Кто как кричит?» [4]. Игра «Назови лишнее слово» [15]. Лото «Кто как передвигается?» [4]. Подобрать как можно больше слов, которые отвечают на вопрос «что делает?», к названиям животных [4]. К названиям животных подобрать слова, которые отвечают на вопросы: «Как голос подает?», «Как двигается?», «Как ест?» [4]. Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Что делает?», «Что делают?» по теме «Времена года» [4]. Игра «Назови действия» [4]. Мяч. Лото. Сюжетные картинки по теме «Времена года». Картинки по лексическим темам.
19 Развитие словаря обобщающих слов. Обогащение словаря обобщающих слов. Развитие зрительного и слухового внимания и памяти. Актуализация обобщений. Развитие словесно- логического мышления. Классификация предметов по картинкам [5]. Выделить из серии слов [3]. Игра «Назови лишнее слово» [3]. «Назови одним словом» [3]. «Что общего?» [3]. Картинки по лексическим темам.
Второй этап
Уточнение значения слова Январь - февраль 1) Формир ование денотативного аспекта значения слова. 2) Формир ование понятийного аспекта значения слова. 3) Формир ование контекстуальн о го а с п е к т а Расширение объёма словаря наименованиями частей предмета, формирование представлений о предметах. Развитие денотативного аспекта значения слова, развитие ассоциативной памяти. Развитие умения выделять существенные Игра «Укрась платье» [6]. Игра «Слово напомнит картинку» [6]. Игра «Отгадай предмет по названию его частей». Игра «Что из чего» [5]. Определи, применительно к каким предметам используются слова [4]. Найди в стихотворениях слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение [4]. Игра «Что можно назвать этим словом» [4]. Ширма, несколько изображений цветных платьев, листы б у м а г и с изображением контура платья, цветные карандаши. Предметные картинки.
20 значения слова. признаки предмета. Развитие логического мышления.
Третий этап.
Развитие лексической системности и семантически х полей Март- апрель Развитие синтагматичес к и х и парадигматиче ских связей. Развитие логического мышления, памяти. Развитие лексической системности. Развитие семантических полей. Игра «Классификации» [1]. Игра «Два из трёх» [1]. Игра «Вырастим поле слов» [1]. Классификация предметов по картинкам [4] . Подбор действий к названию предмета [4]. Подбор максимального количества слов к названию действия [4]. Подбор максимального количества с л о в , отвечающих на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?»[4]. Игра «Третий лишний» («Четвертый лишний») [3]. Предметные картинки по лексическим темам.
Четвёртый

этап.
Развитие речевых (вербальных) ассоциаций май Развитие речевых (вербальных) ассоциаций. Развитие ассоциативного мышления. Развитие объёма словаря. Игра «Собери бусы из слов» [1]. Игра « Ассоциации» [4]. Игра «Свободные ассоциации» [1]. «Синквейн» [1]. «Поиск недостающих ассоциаций» [1]. «Подходящие ассоциации» [1]. «Необычные ассоциации» [1]. «Нелогичные ассоциации» [1]. «Нелогичные парные ассоциации» [1]. «Последовательные слова» [1]. Ш н у р о к и бусины. Мяч.
21 Таким образом, в организации коррекционно-педагогической работы по развитию вербальных ассоциаций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи можно выделить следующие особенности: 1. На первом этапе должна активно вестись работа по расширению объёма словаря детей. Работа должна представлять собой целенаправленный, организованный, поэтапный процесс. Воздействие строится на основе онтогенетической по следовательно сти формирования лексики: от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, от продуктивных форм к непродуктивным, от ситуации к контексту и т.д. 2. На втором этапе уточняется значение слов. Необходимым условием уточнения и расширения словаря детей - практическое усвоение наиболее распространенных случаев многозначности слов. 3. На третьем этапе работа ведётся по развитию лексической системности и семантических полей. Развитие лексической системности осуществляется на основе усвоения структуры значения слова, овладения парадигматическими связями слов. 4. На четвёртом этапе включает в себя развитие речевых (вербальных) ассоциаций. Развитию вербальных ассоциаций как лексической системы способствуют показ и название предметов, игрушек, их действий в процессе дидактических игр; беседы и рассказы с иллюстрацией; объяснение и повторение; соотнесение словосочетаний, фраз, предложений с картинками; речевые игры и упражнения; загадки; драматизации, подвижные игры с речевым сопровождением; игры и упражнения направленные на усвоение обобщающих понятий, видородовых отношений, слов, обозначающих части предмета, части тела. В процессе проведения различных упражнений и игр каждое слово вводится в семантическое поле, определяются его связи с другими словами
22 этого семантического поля, повторяется многократно, в различных ситуациях, на протяжении многих занятий.
Литература
1. Акименко В.М. Развивающие лексико-грамматические занятия. – Ростов на Дону, 2010. 2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи. – М., 1990. 3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. – М., 2010. 4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). — СПб., 1999. 5. Новоторцева Н.В. Развитие речи дошкольников и коррекция ее недостатков в детском саду / Н.В. Новоторцева. – Ярославль, 2012. 6. Практическая логопедия: Конспекты занятий по развитию речи у детей дошкольного возраста / Е. Н. Краузе. – СПб., 2008. 7. Седых Н.А. Воспитание правильной речи. – Донецк, 2005. 8. Солдатова Н.А. Использование технологии семантических полей в развитии связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 3- го уровня // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2003. - №5. 9. Соловьева, О. И. Методика развития речи обучение родному языку в детском саду. / И. О. Соловьева. – М., 1966. 10.Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М., 1981 11.Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника – М., 2008. 12.Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх. – СПб., 2007.
23 13.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 1993. 14.Флерина Е.А. Развитие речи. // Дошкольная педагогика. / Под ред. Е.А.Флериной. – М., 1946. 15.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: (Из опыта) / Под ред. В.В. Гербовой. – М., 1983. Приложение 1
Игры и упражнения, направленные на обогащение словаря синонимов
1) Игра "Подбери слово". Содержание: Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен придумать "слово - приятель" к названному, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду. Если слово подобрано верно, ребёнок делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто быстрее
24 подойдёт к условной линии, на которой находится логопед. Этот ребёнок продолжает игру придумывая свои слова. Друг - (товарищ, приятель); дом - (здание, жилище); дорога - (путь, шоссе); солдат - (боец, воин); труд - (работа); мудрость - (ум); бежать - (мчаться, нестись); смотреть - (глядеть); трудится - (работать); печалиться - (грустить); смелый - (храбрый); алый - (красный, багряный). Оборудование – мяч. 2) Игра «Солнышко». Содержание: Логопед даёт задание: Кто ответит на вопрос, тот может прикрепить к солнышку лучик. Подбери близкое по смыслу слово к слову "смелый". (отважный, храбрый, решительный). Заяц трусливый. Как можно еще сказать про него? (боязливый, нерешительный, пугливый). Подбери близкое по смыслу слово к слову "беседовать". (говорить, разговаривать). Оборудование: солнышко, лучики. 3) Игра «Как сказать?». Содержание: Как сказать, если листья опадают с деревьев? (Опускаются, падают, валятся.) О плохой погоде? (Пасмурная, облачная, дождливая, холодная.) Как сказать, если что - то или кто - то движется по кругу? (Кружится, вьётся, вращается, вертится, крутится.) 4) Выбрать из 3 слов 2 слова-«приятеля». Дом, солдат, маршал. Конь, собака, лошадь. Дом, улица, здание. Грустный, печальный, глубокий. Храбрый, звонкий, смелый. Веселый, крепкий, прочный. Слабый, неловкий, неуклюжий. Большой, красивый, огромный.
25 Взять, схватить, идти. Думать, ехать, соображать. Торопиться, спешить, ползти. Радоваться, веселиться, наряжаться. 5) Придумать слова-«приятели» к данным словам: здание— (дом), хворостина — (прут), печаль — (грусть), конь — (лошадь), солдат — (боец), Отчизна — (Родина), приятель — (друг), идти — (шагать), льется — (течет), глядеть — (смотреть), торопиться — (спешить), крошечный — (маленький), смелый — (храбрый), прежде — (раньше). Приложение 2
Игры и упражнения направленные на обогащение атрибутивного

словаря
1. «Назови лишнее слово». Содержание: Детям предлагается выбрать из ряда слов лишнее и объяснить почему. Грустный, печальный, унылый, глубокий. Храбрый, звонкий, смелый, отважный. Слабый, ломкий, долгий, хрупкий.
26 Крепкий, далекий, прочный, надежный. Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий. 2. Отгадывание по картинкам загадок-описаний. Содержание: предлагается несколько картинок животных, из которых надо выбрать нужную. Например: Я высокий, с тонкой шеей, пятнистый (жираф). Я низкий, толстый и серый (бегемот). Я маленький, серенький, с длинным хвостиком (мышонок). Я грозный, большой, с длинной гривой (лев). Я горбатый, с длинной шеей и тонкими ногами (верблюд). 3. Отгадывание названия предмета по описанию его дифференциальных признаков. Содержание: Предлагается отгадать предмет по его описанию.
27 Например: Это овощ. Он круглый, красный, вкусный. Что это? (Помидор) 4. Игра: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» Содержание: Логопед называет слово, обозначающее предмет. Дети должны подобрать к нему как можно больше слов, отвечающих на данные вопросы. Например: трава (она какая?) – зелёная, мягкая, высокая, шелковистая, густая, изумрудная, сухая, мокрая, скользкая и другие. Солнце (какое?) – яркое, блестящее, красное, большое, весёлое и так далее. 5. Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «Какой?», «Какая?», «»Какое?», «Какие?». Содержание: подобрать как можно больше слов отвечающих на данные вопросы. Например: Взошло (какое?) солнце. Вырос (какой?) цветок. 6. Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Какая?», «Какой?», «Какое?», «Какие?» по теме «Осень» (ранняя, поздняя). Солнце (какое?) … Дождь… Небо… Ветер… Облака… Листья… Земля… Трава… При этом детям предлагается картинка «Осень».
28 7. Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Какая?», «Какой?», «Какое?», «Какие?» по теме «Зима». Солнце (какое?)… Ветер… Небо… Иней… Снег… Узоры… Снежинки… День… Погода… Мороз… Воздух… При выполнении задания детям предлагается картинка «Зима».
29 8. Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Какая?», «Какой?», «Какое?», «Какие?» по теме «Весна» (ранняя, поздняя). Солнце (какое?)… Сосулька… Небо… Ручей… Облака… Листочки… Снег… День…
30 9. Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Какая?», «Какой?», «Какое?», «Какие?» по теме «Лето». Солнце (какое?)… Воздух… Небо… Погода… Облака… Дождь… Трава… Листья… День… 10.Игра с мячом: «Расскажи про зайчика». На доске картинка «Заяц». Логопед даёт задание детям придумать слова, описывающие внешний вид зайца, его повадки, настроение, «характер».
31 Логопед бросает мяч одному из детей. Ребёнок, поймавший мяч, говорит одно слово, отвечающее на вопрос «Какой заяц?» и бросает его обратно логопеду. В процессе игры вопросы меняются. - Какой заяц? - Какая шубка у зайца? - Какое у зайца может быть настроение? - Какие зайчата у зайца? 11.Подбор соответствующих картинок к словам. - Высокий, тонкий, пятнистый. - Лохматый, косолапый. - Голодный, серый, злой. - Маленькая, быстрая, проворная. - Хищный, сильный, полосатый. - Серый, колючий.
32 Приложение 3
Игры и упражнения, направленные на развитие номинативного словаря
1. Проговаривание наименований предметов. Содержание: Используются предметы или их изображения по изучаемой лексической теме. При ознакомлении с новым словом взрослый просит детей повторить его вместе хором. Затем взрослый задает вопрос о предмете каждому ребенку: "Скажи, что это?" 2. Игра: «Угадай, кто так делает?». Содержание: Дети встают в круг. Логопед бросает мяч одному из детей и предлагает угадать: Воркует кто? Жужжит кто? Жалит кто? И так далее. 3. Игра: «Чудесный мешочек». Содержание: Каждый ребёнок, закрыв глаза, достаёт один из предметов и угадывает название. 4. Игра: «Лишнее». кукла, песок, юла, ведерко, мяч; стол, шкаф, ковер, кресло, диван; пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа; слива, яблоко, помидор, абрикос, груша; волк, собака, рысь, лиса, заяц; лошадь, корова, олень, баран, свинья; роза, тюльпан, фасоль, василек, мак; автобус, комбайн, трамвай, велосипед, мотоцикл; зима, апрель, весна, осень, лето; мама, подруга, папа, сын, бабушка; море, озеро, река, мост, пруд; круг, квадрат, карандаш, треугольник, прямоугольник;
33 Николай, Саша, Иванов, Миша, Петр; Москва, Новгород, площадь, Петербург, Псков; молоток, топор, ложка, пила, клещи; Илья, Федор, Петров, Андрей, Женя; сыр, будка, мороженое, масло, творог; бутылка, банка, сковородка, кувшин, стакан; молоко, сливки, сыр, сало, сметана; дом, сарай, изба, хижина, здание; береза, сосна, дерево, дуб, ель; книга, альбом, блокнот, краски, тетрадь; кисточка, карандаш, лист, краски, картина; торт, портфель, сумка, рюкзак, чемодан; месяц, день, год, небо, час; гнездо, кора, муравейник, курятник, берлога; молоток, гвоздь, топор, клещи, долото; минута, секунда, час, вечер, сутки; грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение. 5. Догадайтесь, каким будет четвёртое слово (смысловые ряды). Гвоздь — молоток, шуруп... Дом — крыша, книга... Квадрат — куб, круг... Птица — яйцо, растение... Огонь — пожар, вода... Зерно — амбар, деньги... Электричество — выключатель, вода... Школа — обучение, больница... Человек — ребенок, собака... Резина — шина, сталь... Птица — гнездо, человек... Пальто — пуговица, ботинок...
34 Утро — ночь, зима... Слова для справок: отвертка, обложка, шар, семя, наводнение (потоп), кошелек (или банк), кран, лечение, щенок, обод, дом, шнурок, осень. Огурец — овощ, ромашка... Помидор — огород, яблоко... Часы — время, градусник... Машина — мотор, лодка... Стол — скатерть, пол... Молоток — гвоздь, нож... Костюм — ткань, дом... Стул — дерево, булка... Окно — дом, глаз… Телефон — ухо, телевизор… Шапка — голова, сапог… Шерсть — овца, молоко… Гвоздь — молоток, шуруп… Ручка — пенал, тетрадь… Кошка — котенок, курица… Трамвай — троллейбус, стол… Курица — петух, кошка... Машина — шофер, самолет... Чтение — буква, счет… 6. Игра « Кто исчез? Что исчезло?». Содержание: Взрослый просит детей закрыть глаза ("Раз, два, три, не смотри!"), прячет и задает вопрос: "Где автобус?" Дети ищут предмет по подсказке взрослого: "Холодно. Холоднее. Теплее. Еще теплее. Горячо". Подсказка может быть дана в записках, разложенных по группе (зачитывает взрослый): "Ищите автобус рядом с книжной полкой"; "Ищи автобус там, где много есть воды"; "Ищи автобус под елкой"; "Ищи автобус там, где много машин".
35 Игра с поиском исчезнувшего предмета помогает детям запомнить новое слово. Приложение 4
Игры и упражнения, направленные на развитие словаря антонимов
1. Выбрать из трёх слов два слова-«неприятеля». Друг, печаль, враг. Высокий, большой, низкий. Ночь, сутки, день. Длинный, большой, короткий. Радость, радостный, печаль. Большой, низкий, маленький. Поднимать, опускать, брать. Белый, длинный, черный. Давать, продавать, брать. Тяжелый, длинный, легкий. Покупать, продавать, отдавать. Короткий, маленький, длинный Говорить, идти, молчать. Хороший, светлый, плохой. 2. Игра: «Закончи предложение». Содержание: Детям предлагается закончить предложение. Слон большой, а комар… Камень тяжёлый, а перо… Золушка добрая, а мачеха… Сахар сладкий, а горчица… Дерево высокое, а куст… Дедушка старый, а внук… Суп горячий, а сок… Сажа чёрная, а снег…
36 Лев смелый, а заяц… Молоко жидкое, а сметана ... Река широкая, а ручеек ... Работать трудно, а отдыхать ... Днем светло, а ночью ... Сегодня мне весело, а вчера было ... Заяц скачет быстро, а черепаха ползает ... Переходя улицу, сначала посмотри налево, а потом ... Кричат громко, а шепчут ... Я больна, но скоро буду ... Я живу близко от реки, а мой друг ... Продавец продает, а покупатель ... Друзья часто ссорятся, но легко ... Легко заболеть, но трудно ... Воспитатель спрашивает, а дети ... Утром дети приходят в детский сад, а вечером... Сначала гостей встречают, а потом ... При встрече здороваются, а при расставании ... Вечером ложатся в кровать, а утром ... 3. Игра: «Сравни!». По вкусу: горчицу и мед. По цвету: снег и сажу. По высоте: дерево и цветок. По толщине: канат и нитку. По ширине: дорогу и тропинку. По возрасту: юношу и старика. По весу: гирю и пушинку. По размеру: дом и шалаш. 4. Игра с мячом «Скажи наоборот».
37 Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду. Одеть — (раздеть), поднять — (опустить), бросить — (поймать), спрятать — (найти), положить — (убрать), дать — (взять), купить — (продать), налить — (вылить). 5. Слова-«неприятели» К данным словам нужно придумать слова-«неприятели». 1) День — утро — восход — весна — зима — добро — друг — грязь — жара — мир — правда — радость — вдох — выдох — юг — польза — грязь — великан— богач — трусость — 2) Войти — говорить — взял — нашел — забыл — уронил — насорил — ложиться — одеваться — мириться — опускать — помогать — смеяться — залетать — закрывать — включить — входить — хвалить — заснуть — разрешить — 3) Большой - белый — высокий — веселый — темный — горький — добрый — здоровый — новый — молодой — острый — толстый — широкий — сухой — смелый — твердый — чистый — яркий — красивый — хороший — 4) Близко — редко — медленно — рано — темно — низко — легко — можно —
38 трудно — радостно — много — плохо — сухо — широко — ярко — высоко — чисто — мокро — светло — быстро —
6. Выбрать из 3 или 4 слов одно, противоположное по смыслу. Холодильник (мороженое, плитка, лампа, альбом). Карандаш (тетрадь, ручка, резинка, альбом). Клей (ножницы, кисточка, бумага, карандаш). Душ (мыло, полотенце, мочалка, ведро с водой). Сахар (чай, арбуз, лимон, чайник). Микрофон (утюг, наушники, гитара, магнитофон). Молоток (топор, клещи, рубанок, гвоздь). Обогреватель (или печка) (сумка, пылесос, вентилятор, утюг). Спички (свечка, сковородка, огнетушитель, плита).
Приложение 5
Игры и упражнения, направленные на развитие предикативного словаря
1. Лото «кто быстрее принесёт картинку?». Содержание: На столе разложены карточки с изображением действий. Логопед вызывает двоих детей. Чётко произносит, кому какую картинку необходимо принести. Дети подбегают к столу, быстро разыскивают среди разложенных картинок нужную и относят её логопеду. Отдавая картинку, ребёнок отвечает на вопросы: «Кто (что) это? Что он (она) делает?». 2. Игра: «Найди приятеля». Содержание: Выбрать из трёх слов два слова – «приятеля». Взять, схватить, идти. Думать, ехать, соображать. Торопиться, спешить, ползти. Радоваться, веселиться, наряжаться. 3. Игра: «Кто как кричит?». Содержание: В ящике сложены разные игрушки (лягушка, собака, курица, гусь, корова, лошадь, утка, кошка и т.д.) вызванный ребёнок, доставая игрушку, не видя её, на ощупь определяет, кто это, и называет игрушку вместе с действием. 4. Игра: «Назови лишнее слово». Думать, ехать, размышлять, соображать; бросился, слушал, ринулся, помчался; ненавидеть, презирать, наказывать; приехал, прибыл, убежал, прискакал; пришел, явился, смотрел; выбежал, вошел, вылетел, выскочил; налил, насорил, вылил; подбежал, вошел, подошел. 5. Лото: «Кто как передвигается?».
Содержание: На карточках изображены звери, птицы, рыбы, насекомые, пресмыкающиеся. Ребёнок по заданию логопеда находит у себя картинку, называет кто изображён и как передвигается. 6. Подобрать как можно больше слов, которые отвечают на вопрос «Что делает?» к названиям животных. Курица кудахчет, квохчет, клюет, кормит, созывает, несется. Собака лает, рычит, ласкается, кусается, бегает, сторожит, охраняет, спасает, скачет, грызет. Кошка царапается, мурлычет, трется, мяукает, ловит, царапается, играет, облизывается, крадется. 7. К названиям животных подобрать слова, которые отвечают на вопросы: «Как голос подаёт?», «Как двигается?», «Как ест?». Например, кошка мяукает, мурлычет, крадется, прыгает, лазает, лакает. Собака лает, рычит, бежит, прыгает, кусает, бросается, грызет. 8. Придумать как можно больше слов отвечающих на вопросы: «Что делает?», «Что делают?» по теме «Времена года». По теме «Осень»: ранняя, поздняя: Солнце (что делает?) ... трава ... облака .., листья .., дождь .., птицы .., ветер .., деревья ... По теме «Зима»: Снег (что делает?)…, ветер.., снежинки ..,
птицы .., мороз .., люди .., иней .., дети .., узоры ... По теме «Весна» (ранняя, поздняя): Солнце (что делает?) .., птицы .., трава .., деревья .., сады .., яблони .., дети ... снег .., сосульки .., ручьи .., почки .., листья .., По теме «Лето»: Солнце (что делает?) .., птицы .., облака .., фрукты, овощи .., трава .., дети .., листья .., вода в реке ...
При выполнении задания используются картинки на тему «Времена года». 9. Игра: «Назови действия». Педагог предлагает ребёнку взять предмет (например, самолёт) и показать, что может делать этот предмет. Ребёнок совершает действия и называет их. Педагог показывает детям предметную картинку, на которой, например, изображено дерево и спрашивает детей: «Что делает дерево?». Приложение 6

Игры и упражнения, направленные на развитие словаря обобщающих

слов
1. Классификация предметов по картинкам. Содержание: Детям дается задание разложить картинки на две группы (при этом критерий классификации не называется). Рекомендуются следующие группы слов: Помидор, яблоко, груша, репа, огурцы, апельсин. Стол, чашка, диван, тарелка, стул, блюдце. Лиса, кошка, собака, медведь, заяц, корова. Синица, бабочка, снегирь, воробей, стрекоза, пчела. 2. Выделить из серии слов. Содержание: Детям дается задание выделить из серии слов: а) Только названия домашних животных: Лиса, волк, собака, заяц. Лошадь, теленок, лось, медведь. Белка, кошка, петух. б) Только названия транспорта: Грузовик, метро, самолет, скамейка. Автобус, дорога, вертолет, пассажир. Поезд, купе, пароход, якорь. Трамвай, водитель, троллейбус. 3. Игра «Назови лишнее слово». Содержание: Логопед называет ряд слов и предлагает детям определить среди них лишнее слово, а затем объяснить, почему это слово лишнее. Кукла, песок, ведро, юла, мяч. Стол, шкаф, ковер, кресло, диван. Пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа. Бутылка, банка, сковорода, кувшин, стакан. 4. Игра: «Назови одним словом».
Содержание: Назвать обобщающее слово по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, обозначаемый этим словом. Например: Как назвать одним словом то, что растет на грядке в огороде, используется в пище? (Овощи) Как назвать одним словом то, что растет на деревьях в саду, очень вкусные и сладкие? (Фрукты) Как назвать одним словом то, что мы надеваем на тело, на голову, на ноги? (Одежда) 5. Игра: «Что общего?». Содержание: Объяснить, что общего у предметов. Например: У двух предметов: огурец, помидор (овощи), ромашка, тюльпан (цветы), слон, муравей (животные), репа, цыпленок (желтые), комар, жук (насекомые), чайка, самолет (летают). Приложение 7

Игры и упражнения, направленные на уточнение значения слов
1. Игра: «Укрась платье». Содержание: Два ребёнка садятся друг напротив друга, между ними ставится ширма. У одного ребёнка лист бумаги с изображением контура платья и цветные карандаши, у другого цветное изображение платья. Ребёнок, у которого цветное изображение платья говорит: «Спинка, полочка и рукава платья красного цвета». Второй ребёнок закрашивает красным цветом полочку и рукава. Первый ребёнок говорит: «На подоле платья чёрная оборка, манжеты на рукавах и воротник платья тоже чёрного цвета, у платья чёрный пояс». Второй ребёнок внимательно слушает и закрашивает у своего платья оборку, манжеты, воротник, и пояс в чёрный цвет. (Детали могут добавляться и быть разных цветов. Предметы тоже могут быть разные.) 2. Игра: «Слово напомнит картинку». Содержание: В игре используется 5 картинок. Взрослый демонстрирует детям картинку и называет её словом, обозначающим признак изображённого предмета. Взрослый показывает огурец, говорит: «Пупырчатый. Почему я показала огурец, а сказала слово «пупырчатый»?» Ребёнок: «Потому что огурец весь в пупырышках». Дети объясняют связь слова с предметом, актуализируя в активной речи новые слова. 3. Игра: «Отгадай предмет по названию его частей». Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик). Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево). Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля). Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль). Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом). Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет). Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо). Рукава, воротник, манжеты (рубашка). Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова). Пол, стены, потолок (комната).
Подоконник, рама, стекло (окно). 4. Игра: «Что из чего». Оборудование: Карты, разделённые пополам. В верхней половине карты – картинка, нижняя часть разделена на 4 пустых квадрата. Карта № 1: овца. Картинки: свитер, шапка, варежки, шарф. Карта № 2: колосья. Картинки: хлеб, вафли, булочка, торт. Карта №3: дерево. Картинки: стол, стул, матрёшка, карандаш. Содержание: Взрослый просит детей назвать, что нарисовано на картинке, а так же то, что люди изготавливают из молока, шерсти, дерева, зёрен. На этом этапе игры хорошо провести соревнование: кто больше назовёт деревянных, шерстяных предметов, мучных и молочных продуктов. 5. Определить, применительно к каким предметам используются слова. Предлагаются вопросы: «У кого?», «У чего?». Например: Ручка — у человека, у двери, у чемодана, у сумки. Язычок — у человека, у ботинка. Глазок — у ребенка, у двери. Горлышко — у ребенка, у бутылки. Ножка — у стула, у ребенка, у гриба. 6. Найти в стихотворениях слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение. а)В чужой стране, в чудной стране, Где не бывать тебе и мне, Ботинок черным язычком С утра лакает молочко. И целый день в окошко *** Глядит глазком картошка. Бутылка горлышком поет, Концерты вечером дает. И стул на гнутых ножках Танцует под гармошку.
(И. Токмакова) б)Много есть ключей: Ключ — родник среди камней, Ключ скрипичный, завитой, И обычный ключ дверной. (Д. Лукич) в)Шел я с сумкой за плечом. Вижу: бьет в овраге ключ. Наклонившись над ключом. Уронил я в воду ключ. (В. Лившиц) г) Не хочет косой косить косой. Говорит: «Коса, коса!» Бегут минуты и часы. Им точный счет ведут часы. (В. Кремнев) д) Под кустом ореха норка. Проживает в норке норка. (С. Косенко) 7. Игра: «Что можно назвать этим словом». Содержание. Педагог называет слово – ножка, и спрашивает у детей: «Что можно назвать словом ножка? Какие ножки вы знаете?». Дети должны назвать всё, что можно назвать словом ножка – ножка ребёнка, стула, гриба и т. д. Если дети затрудняются ответить, педагог может задавать наводящие вопросы, или показывать предметные картинки. По каждому многозначному слову составляются таблицы, где сами дети схематично обозначают все слова. Приложение 8

Игры и упражнения, направленные на развитие лексической

системности и семантических полей
1. Игра: «Классификации». Оборудование: Близкие по смыслу предметы (их изображения): тапки, туфли, ботинки, футболка, колготки, носки. Содержание: Дети рассматривают, называют предметы, и раскладывают на две группы. Выигрывает тот, кто правильно и быстрее всех выполнил задание. 2. Игра: «Два из трёх». Содержание: Взрослый называет три слова и просит ребёнка выбрать из них два слова – приятеля, два слова – неприятеля. - судно – волна – корабль; - дрова – пламя – огонь; - старушка – бабушка – дедушка; - стрельба – война – обстрел; - страх – смех – ужас. - взлёт – падение – высота; - веселье – грусть – музыка; - весна – осень – год; - свет – фонари - темнота; - широкий – узкий – маленький. 3. Игра: «Вырастим поле слов». Оборудование: «Поле» для слов – обозначающих предмет, признак, действие, др., фишки с условным обозначением частей речи. Содержание: Взрослый выкладывает картинку. Например – собака. Дети называют слова и закрывают соответствующей части речи фишкой определённое место на поле. Например: животное, лапы, уши, голова, туловище, глаза, морда, пасть, клыки, шерсть, кость, прыгает, бегает, грызёт, лакает, сидит, стоит, умная, ловкая, быстрая, злая, добрая и т.д. 4. Классификации предметов по картинкам.
Детям предлагаются картинки и дается задание разложить их на две группы (критерий классификации не называется). Можно предложить серии картинок, включающие две группы предметов. Например: а) Овощи и фрукты. б) Домашние и дикие животные. в) Домашние и дикие птицы г) Посуда и мебель. д) Одежда и обувь. е) Птицы и насекомые. 5. Подбор действий к названию предмета.
Помидор (что делает?) – краснеет, алеет, растёт, наливается, зреет, поспевает, падает, гниёт, висит, свешивается, пахнет, сочится. Берёза (что делает?) – растёт, зеленеет, шелестит, клонится, кудрявится, изгибается, осыпается, желтеет. 6. Подбор максимального количества слов к названию действия. Краснеет (кто? что?) – помидор, яблоко, клубника, лист, человек, небо. Растёт (кто? что?) – растение, человек, животное, чувство. Висит (кто? что?) – плод, спортсмен, обезьяна, флаг, новогодний шар. Шелестит (кто? что?) Дёргают (что?) Срезают (что?) Срывают (что?) Варят (что?) Жарят (что?) Солят (что?) Растёт (как?) Пахнет (как?) 7. Подбор максимального количества слов, отвечающих на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?». Лиса (Какая?): рыжая, огненная, яркая, красивая, пушистая, хитрая, коварная, ловкая, грациозная, изящная, проворная, быстрая, шустрая. Аналогично: медведь, волк, заяц и др. 8. Игра: «Третий лишний» («Четвёртый лишний»). Содержание: Логопед, бросая мяч ребенку, называет три или четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например:  Голубой, красный, спелый. Кабачок, огурец, лимон.  Пасмурно, ненастно, ясно. Осень, лето, суббота, зима.  Понедельник, вторник, лето, воскресенье.  День, ночь, утро, весна. Дети, бросая мяч обратно, называют лишнее слово.
Приложение 9
Игры и упражнения, направленные на развитие речевых (вербальных)

ассоциаций
1. Игра: «Собери бусы из слов»
Оборудование: Толстая нитка, бусины с широким отверстием. Содержание: Ребёнку предлагается слово – стимул, на которое он должен назвать слова – реакции. За каждое слово – реакцию ребёнок получает бусину и нанизывает на нитку. Чем больше слов назвал ребёнок, тем больше и красивее бусы. 2. Игра: «Ассоциации». Логопед дает детям следующую инструкцию: «Я буду называть слова, а вы в ответ назовите первое слово, какое припомните (или какое придет в голову)». Слова называются по одному. Примерный перечень слов: Стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, смелость, цвет. Стоит, говорит, освещается, расти, петь, смеяться, падать, слезать. Желтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий, деревянный. Быстро, высоко, весело, два, летящий. Можно задать вопрос: «Как вы думаете, а почему припомнилось именно это слово?» 3. «Свободные ассоциации». Оборудование: Набор картинок по изучаемой лексической теме, мяч. Содержание: Педагог показывает ребёнку предметную картинку и просит назвать все слова, которые ассоциируются у него с данным словом. Например, птица – воробей, синица, голубь, крылья, перья, клюв, дерево, гнездо, небо, высоко, чирикает, летает, клюёт, поёт и др. Можно в игре использовать мяч. Педагог называет слово и бросает мяч ребёнку, когда ребёнок назовёт все свои слова – ассоциации, то бросает мяч обратно взрослому. 4. «Синквейн». Правила составления синквейна: - первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
- вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; - третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; - четвёртая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме; - пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы. Примеры стихов по методу синквейна: Насекомые - Быстрые, шустрые, маленькие. -Ползают, летают, прыгают, жужжат, кусают. - Насекомые приносят большую пользу. - Лето, лес, поляна, цветы, трава. Дождь - Осенний, холодный, моросящий. - Льётся, идёт, капает, стучит. - Под дождём гулять мы не будем. - Тучи, лужи, вода, зонты. 5. «Поиск недостающих ассоциаций». Выберите два любых слова или словосочетания, которые должны иметь как можно меньше общего. Постарайтесь построить ассоциацию, которая бы соединяла эти два слова. Например, для слов «утро» и «еда» элементом, дополняющим ассоциативный ряд, будет слово «завтрак». Попробуйте найти недостающее звено для слов: фильм и сон, лифт и автомобиль, цветок и небоскреб. 6. «Подходящие ассоциации». Выберите два слова, и постарайтесь назвать ассоциации, подходящие одновременно для каждого из этих слов. Например, для слов «белый» и
«легкий» можно назвать такие ассоциации: снег, пух, перо и т.д. Для усложнения упражнения можете выбрать не два, а три или даже больше слов. 7. «Необычные ассоциации». Для развития ассоциативного мышления в целях наилучшего запоминания полезно уметь искать наиболее яркие и нестандартные ассоциации. В этом случае образ будет лучше закреплен в памяти. Для выполнения упражнения можно взять популярные слова или словосочетания, например, фрукт, домашнее животное, дерево, солнце. 8. «Нелогичные ассоциации». Дайте детям несколько слов, логически не связанных между собой. Книга Цветок Сосиска Мыло Предложите им попробовать найти ассоциации, которые бы связывали эти слова. Пусть они фиксируют первые пришедшие на ум ассоциации. Постарайтесь дать простор их воображению, не ограничивайте их рамками логичных ассоциаций. В результате должна получиться маленькая история. 9. «Нелогичные парные ассоциации». В этом упражнении требуется объединить в воображении два предмета, не имеющих ничего общего друг с другом, т.е. не связанных между собой естественными ассоциациями. "Попробуйте создать в уме образ каждого предмета. А теперь мысленно объедините оба предмета в одной четкой картинке. Предметы могут объединяться по любой ассоциации, дайте волю своему воображению. Пусть, например, даны слова "волосы" и "вода"; почему бы не вообразить волосы, промокшие под дождем, или волосы, которые моют? Постарайтесь нарисовать как можно более яркую картинку". Примерные пары для тренировки: Горшок - коридор Солнце - палец Ковер - кофе Двор - ножницы Кольцо - лампа Котлета - песок
Ноготь - книга Обезьяна - пальто Жук - кресло Зубной врач - туалет Сначала пускай дети потренируются вслух, рассказывая друг другу свои картинки, затем поработают самостоятельно. На следующих занятиях продиктуйте им по одному слову из каждой пары - они должны вспомнить и записать второе. Обратите их внимание на полученный результат. 10. «Последовательные слова». Называем несколько слов и пытаемся подобрать слова, подходящие к каждому слову отдельно. Например, слова: карандаш, стол, лампа; цветы, деревья, трава.


В раздел образования