Напоминание

"Военно-патриотическое воспитание учащихся 10-11 классов"


Автор: Газиков Мухарбек Дмитриевич
Должность: преподаватель обж
Учебное заведение: ГАОУ "Гимназия №1
Населённый пункт: Город Назрань,Республика Ингушетия
Наименование материала: План-конспект
Тема: "Военно-патриотическое воспитание учащихся 10-11 классов"
Раздел: полное образование





Назад





М.Д.

Газиков

План-конспект

Военно-патриотическое

воспитание
Военно-патриотическое воспитание учащихся 10-11 классов пред- ставляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие школьника с целью формирования у него высоких нравственных принци- пов, выработки норм поведения, должной физической и практической готовности для безупречного выполнения священного долга по защите Отечества. Эффективность военно-патриотического воспитания на занятиях по военной службе зависит от того, насколько руководитель допризывной подготовки широко использует воспитывающую функцию обучения, це- леустремленно и организованно осуществляет педагогическое руково- дство процессом формирования личности будущего воина. Остановимся на этом более подробно. Обучение, как известно, выполняет в отношении школьника не только образовательную и развивающую функцию, но и воспитывающую. Воспитывающая функция обучения, благодаря общению и деятель- ности учащихся, способствует формированию у них норм нравственного поведения. При этом вырабатывается, например, чувство коллективизма, значение которого для жизни и деятельности человека, особенно воина, трудно переоценить. Благодаря воспитывающей функции обучения про- исходит осмысление учащимися своей причастности к деяниям народа и к такому великому по значимости общественному делу, как защита Оте- чества. Чтобы сформировать у школьника постоянную готовность к защите Родины, необходимо высокое мастерство преподавания предмета, заклю- чающееся не только в овладении передовой методикой, но и в умении отбирать соответствующие факты, доказательства, примеры, создавать на
занятии ситуации, которые лучше всяких слов объясняли бы то или иное положение военного дела. Особенно большую роль играют такие качества преподавателя, как идейность, справедливость, строгость, твердость характера, чуткость к твоим ученикам, выдержка, педагогический такт и уважительность. Основная задача военно-патриотического воспитания при изучении программы
«Уставы

Вооруженных

Сил

Российской

Федерации»
со- стоит в том, чтобы воспитать в каждом учащемся чувство глубочайшего уважения к уставам вооруженных сил, РФ как закону жизни войск, без которого Армия и Флот не могут существовать, быть боеспособными и находиться в постоянной боеспособности. На всех занятиях следует формировать дисциплинированность, убе- жденность учащихся в необходимости сознательно соблюдать и поддер- живать четкий воинский порядок, развивать исполнительность, правди- вость, инициативность и другие качества, которых требует военная служ- ба. Так. при изучении 1-ой темы «Военнослужащие и взаимоотношения между ними» роль беседы будет главной. В ходе беседы следует привести примеры образцового выполнения уставных требований воинами Вооруженных Сил, рассказать учащимся о героических подвигах со - ветских воинов в мирное и военное время. В начале первого занятия следует опереться на знакомый учащимся материал и напомнить, что уставы - это один из важнейших элементов советского законодательства. Первый из русских уставов относится к 1571 году («Устав сторо- жевой и станичной службы» воеводы М. И. Воротынского). Он определял порядок несения службы и дисциплины в русских войсках, обороняющих Российское государство с юга. Нарушение этого порядка и самовольный уход с наблюдательного поста карался по уставу смертной казнью. В 1716 году Петр I издал «Устав воинский» и «Артикул воинский...»,
где сказано, чтобы всякий чин знал свою должность и ...своим поведением никто не оговаривался... Указания А. В. Суворова по ведению боя, сведенные в известную «Науку побеждать», обогатили русское военное искусство и были про- тотипом нынешних боевых уставов. Три суворовских «воинских искус- ства» - глазомер, быстрота, натиск - стали заповедью действий солдат того времени. Уставы совершенствовались на протяжении последующего существования русской армии. Общевоинские и боевые уставы периодически перерабатываются. Так, уставы, вышедшие сразу после Великой Отечественной войны, были переработаны в 60-х. годах и 3 975 году с учетом нового уровня развития Вооруженных, Сил и военного искусства. Познакомив старшеклассников с общей системой воинских уставов, руководитель допризывной подготовки должен подробно рассмотреть
Устав

внутренней

службы
. Статьи Устава, излагающие общие обязан- ности военнослужащих, содержат в себе требования к идейно- политическим, моральным, волевым и другим качествам, которые необ- ходимы для выполнения священного долга по защите Отечества. Каждый молодой человек, готовящийся к службе в армии и на флоте, должен воспитывать в себе преданность Родине, мужество, храбрость и другие качества. Надо взять за правило завершать разбор статей Устава короткими советами учащимся, как воспитывать в себе правдивость, честность, дис- циплинированность и другие отмеченные в Уставе качества воина, и из- ложением примеров, характеризующих безупречное выполнение Устава в боевой обстановке и мирное время. Качества воина, как известно, форми- руются и совершенствуются не сразу. Важно привлечь внимание учащих- ся к тому, что все эти качества воспитываются с детства. Для убедитель- ности можно сослаться на свидетельство трижды Героя Советского Сою- за И. Н. Кожедуба, выказанное в обращении к молодым солдатам:
«Храбрость, мужество, бесстрашие не даются с рождения. Эти качества постепенно воспитываются в человеке, и при этом очень многое зависит от него самого, от его сознания, настойчивости. В упорном труде надо выковывать в себе волю, совершенствовать характер» . Будет очень хорошо, если учитель ОВС подскажет учащимся кон- кретные пути и методы развития воли, воспитания характера, посоветует, как специально тренировать себя, например, чтобы вырабатывать в себе мужество признавать допущенные ошибки и активно исправлять их по- следствия. В Уставе рекомендуется один из нравственных путей самовос- питания настойчивости, воли и стремления помочь товарищам, который заключается в том, чтобы «удерживать их товарищей от недостойных поступков». Для иллюстрации положений ст. 1 Устава, в которой говорится, что военнослужащий должен не щадить своих воздушных таранов Б. Ковзана. Он - единственный в мире летчик, совершивший во время войны с фашистами четыре тарана вражеских самолетов. Четыре раза советский воин шел почти на верную смерть! Какой храбростью, мужеством, силой воли, готовностью пожертвовать жизнью для победы должен обладать такой человек. На третий день войны 24 июня 1941 года 19-летний Борис Ковзан вступил в бой и-сбил первый самолет противника над городом Гомель. Первый таран Ковзан совершил 29 октября 1941 года. Возвращаясь с успешной штурмовки танковой колонны врага, летчик заметил вражеский бомбардировщик, летевший на Москву. Ковзан сделал разворот и зашел фашисту в хвост. Первой пулеметной очередью был убит фашистский стрелок-радист. Но тут у Ковзана кончились патроны, горючее также было на исходе. Чтобы сбить самолет врага, советский летчик решил его таранить. Борис умелым маневром подошел к «мессершмидту» сзади и винтом отрубил
ему хвостовое оперение. От страшного удара самолет Ковзана перевер- нулся, но продолжал лететь, а фашистский самолет, охваченный пламенем, стал падать, рассыпаюсь на куски. Борис благополучно совершил посадку, а через два дня его самолет снова витал в строй. Второй таран истребитель совершил 22 февраля 1942 года, прикрывая шоссе Москва-Ленинград, третий - над Вал даем около села Демянска. Последний таран Ковзан сделал в схватке с пятью вражескими истреби- телями. Самолет изрешетили пули. Летчик был ранен в голову, лишился глаза и почти оглох. Огонь проник в кабину. Тогда зажатый накрепко сверху и снизу четырьмя самолетами врага пылающий «Як» пошел на- встречу пятому и таранил его. Оба самолета разлетелись на куски. Борис потерял сознание. Падая, он на мгновение очнулся и выдернул вытяжное кольцо парашюта... Герой пришел в себя через несколько дней на боль- ничной койке. Переломы обеих рук и ног, ключицы и челюсти надолго разлучили его с небом. После выздоровления Ковзан, опять витал в боевой строй. Он сразил еще шесть фашистских стервятников. Общий счет сбитых самолетов был доведен до 28, из них четыре Ковзан уничтожил тараном... Ему было присвоено звание-Герой Советского Союза. В числе таранивших была и женщина, летчик - истребитель Е. И. Зеленко. В своем последнем воздушном бою, будучи атакованной семью фашистскими самолетами, она смело вступила с ними в схватку. Один вражеский самолет был сбит ею пулеметным огнем, второй - тараном. Нужно рассказать о подвигах ингушских летчиков в годы Великой Отечественной войны. Костоев Ширвани Устарханович (1923-1949) - Герой Российской Федерации. В годы Великой Отечественной войны мужественно и герой- ски сражался с фашистами, летчиком-истребителем в 64-м штурмовом авиаполку. За время войны был трижды подбит фашистами, совершил более сотни боевых вылетов. Награжден орденами Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды и Боевого Красного Знамени. После окон-
чания войны он испытывал новые самолеты для советской авиации. В 1949 году Ш. У. Костоев геройски погиб при испытании самолета. Мальсагов Ахмет Татарханович (1912-1942) - выпускник Сталин- градской авиашколы. В годы Великой Отечественной войны мужественно сражался с врагами командиром звена бомбардировщиков. При обороне г. Запорожье (Украина) летчик старший лейтенант А. Т. Мальсагов за несколько дней боевых вылетов уничтожил 5 зенитных установок, 27 ав- томашин, 10 танков и более 100 фашистов. Награжден орденом Боевого Красного Знамени. 24 сентября 1942 года А. Т. Мальсагов геройски погиб, выполняя боевое задание командования, Оздоев Мурад Ахмедович (1922-1999) - Герой Российской Федера- ции. В годы Великой Отечественной войны мужественно сражался с вра- гами летчиком-истребителем в 431-м авиаполку. Совершил более 248 боевых вылетов, сбил 8 фашистских самолетов. Награжден орденами Боевого Красного Знамени. Красной Звезды и Отечественной войны. Был представлен к званию Героя Советского Союза. Награду получил лишь спустя 50 лет - в мае 1995 года. Занимался активной общественной дея- тельностью и военно-патриотическим воспитанием молодежи. Ахриев Рашид Бек-Чахаевич - первый летчик на Северном Кавказе. В 1916 году окончил Гатчинскую летную школу. Участник Великой Оте- чественной войны. Геройски погиб при обороне Ленинграда. Может быть рекомендован и такой пример мужественных и самоот- верженных действий. Военный летчик-снайпер, мастер спорта СССР по высшему' пилота- жу на реактивных самолетах - Осканов Суламбек Сусаркиевич (1943- 1992). Герой Российской Федерации, генерал-майор. Выпускник Качинского Высшего военно-авиационного училища. В 1974 году окончил военно-политическую академию им. В. И. Ленина. Совершил более 4 тысяч вылетов на современных истребителях. В последнее время являлся начальником Липецкого гарнизона. 7 февраля 1992 года геройски погиб,
ценою собственной жизни предотвратив падение самолета на населенный пункт. Отважный летчик погиб, но спас жизнь многих людей. Этот подвиг мирного времени, мирной жизни. Приводя примеры, следует подчеркнуть учащимся, что подвиг во имя Родины - это норма поведения советских и российских воинов в бою.


В раздел образования