Автор: Смирнова Ирина Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО
Населённый пункт: город Ковылкино
Наименование материала: открытый урок
Тема: "Линейно-конструктивный рисунок натюрморта из трех гипсовых геометрических тел с введением легкого тона"
Раздел: дополнительное образование
МБУДО «Ковылкинская детская школа искусств»
План-конспект
урока по рисунку
«Линейно-конструктивный рисунок
натюрморта из трех гипсовых геометрических
тел с введением легкого тона»
Преподаватель:
Смирнова И.М.
Ковылкино, 2019 г.
План - конспект
урока по рисунку в четвёртом классе:
Вид урока:
Комбинированный урок конструктивного учебного рисунка.
Тема урока:
Линейно-конструктивный
рисунок
натюрморта
из
трех
гипсовых геометрических тел с введением легкого тона.
Цели урока:
Познавательные:
1.
Расширить
представление
о
линейном
рисунке
и
выразительной
особенности.
2.
Формировать
умения
и
навыки
владения
графическим
материалом.
Дать представление о линии (напомнить).
3.
Совершенствовать знания о композиционном решении изображения.
Развивающие:
1.
Развивать умение анализировать форму предметов;
2.
Развитие умения вести последовательную работу над рисунком:
Компоновка натюрморта на листе;
Построение больших и малых форм;
Тональный набор натюрморта;
Обобщение рисунка.
3.
Осваивать законы изобразительной грамоты;
4.
Формировать пространственное мышление.
Воспитывающие:
1.
Развивать внимание, наблюдательность и усидчивость.
Задачи урока:
изобразить
простым
карандашом
линейно-конструктивный
рисунок
натюрморта;
сформировать у учащихся конкретное представление о геометрическом
теле;
передать в рисунке конструкцию, пропорцию, объём, пространственное
расположение, перспективное сокращение объектов;
развивать
творческие
способности
и
навыки
в
работе
простым
карандашом.
2
Оборудование урока:
Для учителя:
Методические
таблицы
«Последовательная
работа
над
рисунком», «Конструктивное рисование гипсовых тел»;
Образцы детских рисунков;
Для учащихся:
Лист белой бумаги формата А2;
Простые карандаши ТМ, М, 2М;
Ластик;
Точилка, наждачная бумага;
Рамка видоискателя.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ /12 часов/:
1. Объяснение новой темы с разъяснением задач, поставленных перед
учащимися в процессе работы над рисунком.
2.Показ
последовательности
работы
над
длительным
рисунком
по
методическим таблицам.
3.Предварительная зарисовка натюрморта /эскиз/. /1 час/.
4.Общая компоновка всей группы предметов на листе нужного формата
А2 /2 часа/.
5.Построение каждого предмета в отдельности. Обобщение построенного
натюрморта /6 час/.
6.Введение легкого тона, обобщение работы /3 час/.
7.Подведение итогов занятия. Просмотр и анализ рисунков.
ПЛАН УРОКА:
1. Организационная часть – 2 мин.
2. Объяснение новой темы с разъяснением задач, поставленных перед
учащимися в процессе работы над рисунком – 18 мин.
3. Практическая работа: предварительная зарисовка натюрморта – 20 мин.
4. Анализ эскизов – 5 мин.
ХОД УРОКА:
3
I.
Организационный момент.
Эмоциональный настрой коллектива. Проверка степени готовности к уроку.
II.
Объяснение нового материала.
Рисунок – есть основа
и живописи, и скульптуры,
и архитектуры
Микеланджело
Рисунок
–
ведущая
дисциплина
в
проце ссе
о бу ч е н и я
изобразительному искусству. И это понятно, вед он лежит в основе любого
изображения.
Именно
в
рисунке
раскрывается
с од е рж а ние
художественного
произведения,
его
центральная
мысль.
Изображение
предмета на бумаге должно вызвать зрительные ощущения, аналогичные
тем,
какие
вызывает
предмет,
когда
мы
смотрим
на
него
в
действительности
с
определённой
точки
зрения
и
при
определённых
условиях
освещения.
Только
тогда
зритель
будет
воспринимать
изображение
как
правдивое,
соответствующее
опыту
его
зрительного
восприятия , здравому смыслу. Рисунок в этом случае будет обладать
качествами художественной изобразительности.
Поэтому, прежде чем приступить к длительному рисунку натюрморта,
нужно повторить последовательность работы над учебным рисунком:
Учебный
рисунок
делится
на
этапы
в
соответствии
с
основными
программными положениями над рисунком: «от общего к частному и от
частного к общему, с последующим синтезом того и другого». Итак:
I этап – это компоновка, т.е. размещение будущего рисунка на листе. Этот
этап надо рассмотреть более подробно, т .к. задача сегодняшнего урока
заключается
именно
в
нахождении
лучшего
эскиза
компоновки
поставленного натюрморта. Итак, приступая к работе над натюрмортом из
нескольких предметов, нужно рассматривать его как единое целое. На
первоначальном
этапе
компоновки
нужно
найти
общее
очертание
постановки
по
выступающим
точкам.
Далее
определить
пропорции,
местоположение
предметов
и
деталей
относительно
друг
друга
и
пространства листа. Так же надо учитывать зрительный центр, симметрию
или
асимметрию
композиции,
ритм,
силуэт,
графическую
структуру
светлых и тёмных пятен. Компоновку можно считать завершенной , когда
трудно что-то изменить без нарушения всего строя работы.
Неплохо начинать рисунок с маленького эскиза. Сделав 2-3
варианта,
утверждённый
эскиз
переносится
на
большой
формат.
Для
уточнения
границ
предметов
можно
воспользоваться
рамкой
видоискателя, сделанного из бумаги. При его помощи легко установить
линию пересечения картинной и предметной плоскостей. При компоновке
объекта, его основание следует рисовать выше нижнего края листа с тем,
4
чтобы
внизу
послужило
оставленное
свободное
место
введения
в
композицию.
Наметив общие размеры предметов, их соотношение, обозначают
линию
горизонта
/
или
имеют
её
в
виду/.
Иногда
одновременно
с
первоначальной разметкой, намечают светотеневые отношения. Однако
надо помнить, что свет и тени нельзя брать произвольно , их нужно в
рисунке сначала найти, т.е. построить. Складки также надо строить как и
любую другую форму, т.е. линейно пространственно.
II этап - /построение формы/ также предполагает определённый порядок
работы : от большего к меньшему, от общего к деталям. Общими задачами
для любого построения будут: нахождение линии горизонта, точек схода и
линий их пересечений, определение плоскостей, лежащих параллельно
картинной плоскости, и плоскостей, уходящих в глубину , и т. д. , т. е.
всего,
что
относится
к
наглядной
перспективе,
а
так
же
уточнение
размеров отношений объемов.
III этап - /выявление формы/ требует полного тонального разбора натуры.
Тон
прокладывается
постепенно,
начиная
с
самых
темных
мест.
Накладывая форму, ученик лепит форму, учитывая при этом не только
углы отражения света, но и расстояние данной поверхности от источника
света, а также её окрашенность. Работа тоном ведётся одновременно по
всей форме, которая вылепляется до её видимых границ. Одновременно
разрабатывается и пространство , окружающее форму /фон/.
IV этап - /обобщение/завершение рисунка. Работа на этом этапе основана
на способности ученика отделять главное от второстепенного. До сих пор
ученик вёл работу от общего к частному, теперь перед учеником стоит
задача собрать весь рисунок в одно целое, в порядке обобщения.
На всех этапах ведения рисунка необходима проверка ранее взятых
пропорций и тональных отношений. Рисунок, контролируемый с этих
позиций, приобретает большую убедительность. Правильное построение
предметов, тщательная прорисовка предметов на переднем плане, тоновое
различие
отдельных
предметов
–
обязательное
условие
длительного
рисунка. Сущность длительного рисунка заключается в том , что бы в
конце работы привести рисунок в соответствии с общим зрительным
впечатлением, которое мы получаем при цельном восприятии натуры.
III. Самостоятельная работа учащихся.
Зная
все
эти
правила
и
особенности
работы
над
длительным
рисунком, на первом уроке ребята делают небольшие эскизы натюрморта
для последующего размещения его на листе формата А2.
Итак, на уроке вам нужно решить такие задачи:
5
расположение композиции рисунка;
перспективное построение каждой отдельной геометрической формы;
правильная передача взаимного расположения в пространстве;
правильное изображение пропорций геометрических тел.
1-й этап. Решение расположения листа вертикально или горизонтально.
Начинают
рисунок
группы
геометрических
тел
с
обобщённого
наброска всей группы без выделения отдельных предметов.
Вначале короткими отрезками определяют конечные точки группы тел
по горизонтали и по вертикали.
Затем
они
соединяются
в
своеобразную
геометрическую
фигуру,
очерчивающую основные границы всей группы.
Первые карандашные засечки (линии) определяют и композиционное
расположение рисунка всей группы, и её пространственное расположение, т.
е. лист для рисования располагается горизонтально или вертикально.
2-й
этап.
Прорисовка
линиями
общих
размеров
и
очертаний
каждого
геометрического тела.
Сравнивать объёмные отношения одного тела по отношению к другому,
уточняются пропорции тел по высоте, ширине.
Определить уровень горизонта (он находится на уровне глаз) и уровень
перспективного
сокращения
плоскости,
на
которой
расположена
изображаемая
группа
предметов.
Отсюда
зависят
пространственные
отношения
между
предметами,
степень
перспективного
сокращения
их
плоскостей (оснований, боковых граней), углы расположения ближайших
задних граней.
Все
предметы
изображаются,
как
будто
они
прозрачны
или
сделаны
из
проволоки. Для этого прорисовываются и те грани и рёбра, которые не видны
в натуре. Проверяем нижние основания геометрических тел, чтобы не было
проникновения их друг в друга.
Всё
построение
ведётся
тонкими
линиями
со
слабым
нажимом.
Одновременно
стираются
вспомогательные
линии,
линии
построения.
Отделяем
линией
горизонтальную
плоскость
стола
от
вертикальной
плоскости стены.
Следите
за
тем,
чтобы
формы
и
размеры
предметов,
а
также
их
расположение относительно друг друга, были нанесены правильно. Особое
внимание уделите овалам. Описывая изгибы, держите карандаш дальше от
грифеля и проводите эти линии плавным движением руки от запястья.
IV.
Анализ работ.
По завершении урока провожу анализ и оценку эскизов, выбирая
самые выразительные работы и указывая на возможные ошибки.
ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ УРОКА:
6
1. НАТЮРМОРТ – это рисование неживых предметов с натуры.
2 . КОМПОЗИЦИЯ
(от
латинского
слова
compositio)
—
составление,
соединение.
2. КОМПОЗИЦИЯ НАТЮРМОРТА – это цельное объединение всех частей
натюрморта в единую композицию для наиболее яркого изображения его
содержания.
3. ГАРМОНИЯ (harmonia) - созвучие, согласие. Это согласие, созвучие в
композиции между теми частями, которые мы составляем и соединяем.
4. ПРОПОРЦИЯ (proportio) — соотношение, соразмерность. Соотношение
размеров отдельного элемента и всего произведения в целом.
5.
ПЕРСПЕКТИВА
–
это
правила
и
закономерности
изображения
предметов
и
объектов
в
пространстве.
Перспектива
разделяется
на
фронтальную, угловую, воздушную.
Фронтальная - означает прямое расположение предмета одной из
своих сторон по отношению к рисующему.
Угловая – означает расположение объекта к рисующему под углом.
Воздушная – означает изменение резкости очертания цветной
окраски предметов по мере их удаления от рисующего.
6. СВЕТОТЕНЬ – это градации светлого и тёмного, соотношения света и
тени на форме. Светотень показывает степень освещенности поверхности
предмета, помогает выявит форму и объём предметов.
МЕТОДЫ ПОСТРОЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ В
ПРОСТРАНСТВЕ:
Куб
Куб
является
самой
первой
и
важной
геометрической
фигурой,
с
которой сталкивается любой, кто начинает учиться рисовать. Лучшей модели
для развития объемно-пространственного мышления не существует. Рисунок
куба
формирует
видение
перспективы,
является
важнейшим
источником
знаний
и
умений
рисования.
В
основе
будущих
проектных
решений
дизайнера почти всегда лежит куб или комбинация из кубов.
Главное в рисунке куба - задать трехмерность, построить его основание
с
учетом
перспективного
сокращения
и
ракурса.
А
далее
просто
почти
механически построить все грани, соблюдая пропорции и перспективную
параллельность линий, сходящихся в точке на линии горизонта. Конечно, для
того, чтобы все это выполнить, рисунок куба должен выглядеть конструкцией
или, другими словами, прозрачным каркасом. Итак, рисуем каркас куба.
К
сожалению,
для
некоторых
начинающих
куб
является
неким
неинтересным, простым и бесполезным для рисования предметом. Позже
часть таких «рисовальщиков» осознает объем собственной трагедии и будет
затрачивать
колоссальное
количество
энергии,
чтобы
заново
научиться
видеть законы перспективы. А другие так никогда и не увидят собственной
слепоты. Потому что начинается все с рисунка обычного кубика.
Шестигранная призма
7
Шестигранная
призма
представляет
собой
геометрическое
тело
(с
одной стороны, сечение этой формы выглядит как четырехугольник, а с
другой
стороны,
это
шестиугольник,
причем
вписывающийся
в
круг).
Выполнить
конструктивный
рисунок
этого
геометрического
примитива
в
пространстве очень сложно, если не увидеть в его конструктивной основе
четырехгранную
призму
(«кирпич»
),
конструкция
которой
схожа
с
конструкцией куба и которую вы уже умеете рисовать.
Обратите
внимание,
что,
выполняя
рисунок
этого
геометрического
примитива, мы уже стараемся понять его конструкцию как сумму более
простых примитивов, таких как четырехгранная призма и две трехгранных
призмы.
Выражение
«если
не
увидеть»
очень
точно
отражает
суть
конструктивного рисунка.
Выполните
каркасный
рисунок
«кирпича»
(то
есть
четырехгранной
призмы) в пространстве, соблюдая пропорциональные отношения высоты,
ширины
и
глубины.
На
торцевых
поверхностях
«кирпича»
проведите
диагонали. В месте пересечения диагоналей мы получим две точки, которые
будут
находиться
в
центре
торцевых
поверхностей
и
через
которые
мы
сможем построить перпендикулярное сечение. Оно будет проходить через
фигуру четырехгранной призмы.
Проведем отрезки из вершин четырехгранной призмы, практически
повторяющие
направление
диагоналей,
до
пересечения
с
секущей
плоскостью
и
получим
еще
четыре
вершины
шестигранной
призмы.
Соединим
вершины
между
собою
при
помощи
линий
и
получим
конструктивный (каркасный) рисунок шестигранной призмы.
Если
рисунок
окажется
не
совсем
верным,
ищите
причину
в
пропорциональных отношениях сторон четырехгранной призмы.
Шар
Шар является геометрическим примитивом. Он трехмерен, имеет все
стороны
трехмерного
пространства,
вписывается
в
куб.
Вершины
шара,
вписанного в куб, находятся в центре поверхностей сторон куба (ил. 10).
Самый простой способ конструктивного построения шара выполняется
так.
Проведите
две
осевые
линии,
вертикальную
и
горизонтальную.
От
центра
пересечения
осевых
линий
-
согласно
пропорциональным
отношениям шара с другими геометрическими предметами (если они есть) -
отложите одинаковые отрезки на осевых линиях и постройте окружность.
Получится двухмерная поверхность в виде круга, но она не является
шаром, потому что у нее отсутствует третье измерение, то есть глубина.
Чтобы
создать
объем,
надо
горизонтальную
осевую
линию
раскрыть
до
состояния квадратной плоскости в перспективе. Положение этой плоскости в
пространстве будет зависеть от вашей точки зрения на этот предмет. Круг
должен вписываться в квадрат: постройте окружность (сечение), которая
будет в виде эллипса, через четыре точки. Таким образом, мы получили
конструктивный рисунок шара в пространстве.
Можно
развернуть
и
вертикальную
осевую
линию
до
состояния
плоскости. Тогда конструктивный рисунок шара будет нас информировать не
8
только о том, как мы воспринимаем геометрическую фигуру сверху или
снизу, но и о том, как воспринимаем ее справа или слева. И, конечно,
существует в этом еще один значительный плюс: мы получим две вершины
шара. Одна вершина укажет на самую высокую точку шара в пространстве, а
другая - на точку опоры, если шар находится на плоскости.
Цилиндр
Цилиндр
также
является
геометрическим
примитивом.
Форма
цилиндра образуется прямоугольным сечением, повернутым в пространстве
на 360 градусов вокруг оси. Функцию оси выполняет одна из сторон этого
прямоугольного сечения. Если рассмотреть формы сечения цилиндра (а их
две), то одна из них представляет собой прямоугольник, а другая - круг.
Чтобы построить цилиндр у находящийся вертикально, надо провести
вертикальную
осевую
линию,
отложить
на
осевой
пропорциональный
отрезок,
равный
высоте
цилиндра.
Затем
через
крайние
точки
отрезка
провести
две
горизонтальные
осевые
линии,
строго
перпендикулярные
вертика льной.
На
горизонт а льных
о с евых
линиях
о тл ож и т е
пропорциональные
отрезки,
равные
ширине
цилиндра,
так,
чтобы
вертикальная осевая линия делила эти отрезки поровну. Соедините крайние
точки
горизонтальных
отрезков
между
собой.
Получите
двухмерную
прямоугольную
фигуру
с
отношениями
сторон,
подобными
сторонам
цилиндра.
Создайте
третье
измерение.
Постройте
два
эллипса
(окружность
в
перспективе)
через
четыре
точки.
Верхний
эллипс
будет
уже
нижнего
эллипса, так как находится в большем перспективном сокращении.
Основная проблема при построении цилиндра состоит не в создании
эллипсов,
а
в
их
осевых
линиях,
потому
что
к
их
построению
—
по
неопытности
—
серьезно
не
относятся.
Нарушение
в
построении
вертикальной осевой линии приводит к асимметрии и неустойчивости формы
цилиндра.
Нарушение
же
в
построении
горизонтальной
осевой
линии
приводит
к
невозможности
нарисовать
правильный
эллипс.
А
ведь
все
просто:
вертикальная
осевая
линия
рисунка
соответствует
вертикальной
стороне листа рисунка, то же можно сказать и про горизонтальные осевые
линии.
Особую сложность в конструктивном построении представляет форма
цилиндра, лежащего на боковой поверхности. Круглое сечение цилиндра
вписывается
в
квадрат
(который
относительно
легко
можно
построить
в
пространстве) по четырем точкам. Значит, нам легче сначала построить в
пространстве четырехгранную призму, соответствующую пропорциональным
отношениям сторон цилиндра, а затем вписать в нее цилиндр.
Как найти осевую линию, равную ширине цилиндра, в этом ракурсе?
Построив в пространстве четырехгранную призму, найдите в ней срединную
линию, проведите линию под прямым углом к срединной линии через центр
боковой поверхности. На этой прямой находится отрезок, равный ширине
цилиндра в этом ракурсе. Получается, что боковая поверхность цилиндра
строится по шести точкам.
9
Почему мы так много говорим о построении цилиндра? Потому что вы
с ним будете сталкиваться на каждом шагу, будет ли это предмет быта,
драпировка,
голова
человека
или
фигура
человека.
Несмотря
на
все
возрастающую сложность заданий по рисунку, вам придется абстрагировать
сложные пластические формы до простых понятий, если вы, конечно, хотите
их передать в рисунке.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
Г.В.Беда. «Основы изобразительной грамоты», Москва
«Просвещение», 1989г.
2.
В.С.Кузин, Э.И. Кубышкина «Изобразительное искусство в
начальной школе», Москва «Дрофа» 2000г.
3.
Журналы: «Юный художник» №7 1986 г.
«Юный художник» № 3 1986 г.
«Юный художник» №11 1985 г.
10