Автор: Ефанова Надежда Николаевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУДО ЦЕНТР ТУРИЗМА, ЭКОЛОГИИ И КРАЕВЕДЕНИЯ
Населённый пункт: город Георгиевск, Ставропольский край
Наименование материала: Статья
Тема: «Творчество как универсальный механизм развития личности».
Раздел: дополнительное образование
1
Муниципальное учреждение дополнительного образования
ЦЕНТР ТУРИЗМА, ЭКОЛОГИИ И КРАЕВЕДЕНИЯ
Статья: «Творчество как универсальный механизм
развития личности».
Автор: Ефанова Надежда Николаевна,
педагог дополнительного
образования МУДО ЦТЭК
Ставропольский край
г. Георгиевск
2019
В должностных обязанностях педагога дополнительного образования написано:
«…Выявляет творческие способности воспитанников, способствует их развитию…»
Система
дополнительного
образования
(в
данном
случае
занятия
туризмом,
краеведением и спортивным ориентированием) даёт неограниченные возможности
для развития творческих способностей. В самом деле, многое из того, что изучается
в
школе,
со
временем
неизбежно
забудется,
но
то
прекрасное,
к
которому
прикоснулась детская мысль, оставит след в его душе, и те творческие способности,
которые раскрылись, останутся на всю жизнь, украшая и облагораживая жизнь
человека.
Из педагогического наследия мы знаем, «что для воспитания детей «вообще » не
существует и каждый ребёнок конкретен». Что значит это для меня? Работая с
детьми
из
года
в
год,
я
вижу,
что
детей
привлекают
абсолютно
разные
виды
творческой деятельности. Моя задача вовремя рассмотреть пристрастия детей, дать
им возможность работать в этом направлении, и здесь индивидуальный подход к
каждому ребёнку просто необходим.
Я
занимаюсь
детьми
по
программам
«Юные
туристы»
и
«Спортивное
ориентирование». Это учебно - тренировочные сборы и соревнования на местности,
туристские походы. И здесь просто – таки необъятный простор для творчества
детей.
Например, в походах многие участники ведут дневники. Записи в них – яркое
свидетельство потребности в творчестве. Эту потребность надо развивать. Умение
творить словом, воплощать в художественный образ мысли, чувства, переживания
нужно
не
только
писателю,
но
и
каждому
культурному
человеку.
Константин
Паустовский сказал «Все вокруг нас полно поэзии, ищите ее».
Творчество
начинается
там,
где,
изображая
лес,
горы,
степь,
реку,
ребёнок
выражает свои чувства. Такое творчество обогащает духовную жизнь. В рюкзаке у
меня всегда лежит пакет с бумагой, карандашами, красками. В конце каждого похода
мы проводим выставку поделок из природного материала и выставку рисунков. С
каким энтузиазмом ребята творят! Их изобретательности нет предела! Как они
2
гордятся своими творениями! Свои поделки дети несут домой показать родным,
даже если это весьма громоздкие сооружения.
В
каждом
походе,
на
экскурсии
есть
дети,
которые
с
удовольствием
фотографируют. Они делают снимки полюбившихся мест, неповторимых пейзажей
родной
страны,
своих
друзей.
Постоянно
совершенствуя
это
мастерство,
несут
красоту
своим
друзьям
и
близким.
Мы
делаем
альбомы,
стенды.
Участвуем
в
фотоконкурсах.
При
подготовке
к
различным
конкурсам,
при
условии
предоставления
детям
самостоятельности и при индивидуальном подходе раскрываются и развиваются
их познавательные и творческие способности.
Я расскажу о некоторых конкурсах туристов – краеведов:
Стенгазета. Воспитанники сочиняют стихи, придумывают представление команды,
девиз, эмблему, пишут статьи на туристско – краеведческую тему, рисуют. Сами
оформляют всю газету.
Экспозиция –
подготовка выставки начинается с выбора темы. Дети сами
выбирают тему ту, которая интересна. Вместе намечаем план и начинается работа.
Поиск в музеях, библиотеках, беседы с людьми, работа на местности. В процессе
работы дети приобретают навыки общения с людьми, а это тоже своего рода
искусство.
Например,
воспитанники
изучали
историю
названий
улиц
для
организации экскурсий по историческим местам нашего города. Беседовали со
старожилами, работали в музее, в библиотеке и «родилась» экспозиция «История
города в названиях улиц».
Конкурс
экскурсоводов. Это один из интереснейших конкурсов. Дети должны
продемонстрировать
грамотность
речи,
эмоциональность,
артистизм,
умение
пользоваться материалами выставки. И я считаю основными причинами успеха,
во-первых,
участие
экскурсовода
во
всей
работе
по
сбору
материала
и
его
оформлению. И, во-вторых, то, что весь текст для экскурсии они сочиняют сами.
Детям
оказывается
незначительная
помощь,
но
в
основном
текст
-
творение
самого экскурсовода.
3
Исследовательские работы – всем известно, что новые знания можно получать
от
других
в
готовом
виде,
а
можно
добывать
самостоятельно.
Причем
знания,
добытые в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов, обычно
прочнее, чем сведения, которые получены путем выучивания. Поэтому проектно-
исследовательская
деятельность
-
«богатая
нива»
для
развития
творческих
и
познавательных способностей, становления личности.
И, занимаясь теперь в большей степени спортивным ориентированием, я и в этой,
сугубо
спортивной
области,
нахожу
возможность
организовать
для
детей
всевозможные творческие конкурсы: стихов, фотографий, названий к интересным
сюжетным фотографиям, афоризмов о спорте, пословиц и поговорок о здоровом
образе жизни, рассказов и очерков об интересных событиях на тренировках и
соревнованиях
и
т.д.
И
это
естественным
образом
сказывается
на
результатах
соревнований.
Влюбленные
в
этот
вид
спорта
дети
–
на
соревновательных
дистанциях «творят чудеса».
«Лес. Золотой листопад. Тишина. И я с компасом и картой этого леса…
В лесу расставлены красно – белые призмы, и на карте обозначены места, где они
стоят. Моя задача – найти как можно быстрее их. Я – один на один с природой.
Узнали?
Это
спортивное
ориентирование
–
необыкновенно
интересный
и
интеллектуальный вид спорта. Ведь каждый контрольный пункт на дистанции – это
абсолютно новая задача, решить которую нужно очень быстро и рационально. В
любую погоду, в любом возрасте. И необходимо – то всего: компас и
карта. А
многогранность
задачи
выбора
пути
движения
превращает
ориентирование
в
действительно любимое занятие, которое никогда не надоест».
Это выдержка из статьи «Зелеными маршрутами» о любителях спортивного
ориентирования.
Написала
ее
моя
воспитанница.
А
ребята,
которые
уже
стали
горячими поклонниками лесного спорта, шутят: «Ориентирование – это не спорт и
даже не образ жизни, это – судьба!».
Я убеждена, что одна из главных задач учителя – развитие познавательных и
творческих способностей воспитанников. И сегодня творчество рассматривается как
универсальный механизм развития личности
.
4
5