Напоминание

«Основы развития навыков межличностного общения в туристских объединениях»


Автор: Ефанова Надежда Николаевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУДО ЦЕНТР ТУРИЗМА, ЭКОЛОГИИ И КРАЕВЕДЕНИЯ
Населённый пункт: город Георгиевск, Ставропольский край
Наименование материала: Статья
Тема: «Основы развития навыков межличностного общения в туристских объединениях»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное учреждение дополнительного образования

ЦЕНТР ТУРИЗМА, ЭКОЛОГИИ И КРАЕВЕДЕНИЯ

Статья: «Основы развития навыков межличностного общения

в туристских объединениях».

Автор: Ефанова Надежда Николаевна,

педагог дополнительного

образования МУДО ЦТЭК

Ставропольский край

г. Георгиевск

2019

Исторически

сложившаяся

пожизненная

зависимость

людей

друг

от

друга

помещает

проблему

человеческих

взаимоотношений

в

самую

сердцевину

существования человека. Люди имеют сильнейшую потребность входить с другими

людьми в продолжительные тесные взаимоотношения, гарантирующие позитивные

переживания и результаты. Найдя, например, родственную душу – человека, который

поддерживает

нас,

и

которому

мы

можем

довериться,

мы

чувствуем

себя

счастливыми, защищенными, жизнестойкими.

Тема

зарождения

и

становления

межличностных

отношений

чрезвычайно

актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений в последнее

время

все

чаще

и

чаще

наблюдается

среди

молодёжи

(жестокость,

повышенная

агрессивность, отчуждённость и пр.). Это побуждает обратиться к рассмотрению

отношений

детей

друг

с

другом

в

самых

разных

видах

деятельности

и

целенаправленно развивать межличностные отношения в позитивном ключе.

Одной

из

задач

всех

моих

занятий

с

детьми

является развития

навыков

межличностного общения: выработка норм, правил поведения по отношению друг к

другу. Эти нормы – важнейший признак групповой целостности. Однако, чтобы эти

нормы

выполнялись

и

стали

бы

внутренними

мотивами

поведения,

следует

подготовить почву для их усвоения. Такая почва наилучшим образом создается путем

организации практики взаимоотношений детей в процессе участия в туристских

походах.

Поход - самое «богатое» мероприятие по многообразию видов деятельности. Здесь

присутствуют такие виды, как совместный труд, обучение, свободное общение детей

и педагога с детьми, соревнования, творческие задания, игры.

Совместный труд в походе это - установка и свертывание бивака, приготовление

пищи на костре, заготовка дров и уборка территории. Постоянная опека старшими

опытными ребятами новичков.

Во время тренировочных занятий по ориентированию, дети объединяются в пары

«ученик – учитель», которые достаточно продолжительное время работают вместе.

Достаточно часто провожу практическое занятие, которое очень нравится детям -

«Поиск

на

местности

условно

заблудившегося»,

где

реализация

общей

цели

совместной деятельности цементируют группу в одно целое.

По моим наблюдениям, усвоение морально-нравственных понятий высшего уровня

таких,

как

«порядочность»,

«ответственность»,

«сочувствие»,

обеспечивающих

благоприятные межличностные отношения, происходит у участников похода намного

быстрее, естественнее, чем обычно.

2

Да и родственную душу намного проще встретить на соревнованиях, в походах – в

объединении занимаются ребята с уже сформировавшимся общим интересом.

Особое

внимание

хочется

уделить

играм.

Как

утверждают

отечественные

педагоги,

игровое

взаимодействие

детей

влияет

на

их

взаимоотношения,

на

формирование межличностных отношений и гуманных качеств личности ребенка.

Игра

-

это

специфический

вид

межличностных

отношений

и

вырабатывает

необходимые

навыки

социального

взаимодействия,

умения

подчиняться

коллективной

инициативе

и

в

то

же

время

отстаивать

свои

права,

соотносить

личностные интересы с общественными.

Игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей: в игровой деятельности

формируются

многие

положительные

качества

ребенка,

интерес

и

готовность

к

предстоящему обучению, развиваются познавательные способности, шире становятся

навыки и умения общения со сверстниками.

Так как игра оказывает сильное влияние на развитие личности и способствует

созданию

близких

отношений

между

участниками

группы,

она

снимает

напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет

проверить

себя

в

различных

ситуациях

общения,

снимая

опасность

социально

значимых последствий.

Самостоятельность детей в игре не отрицает педагогического руководства. Нельзя

учить детей правильным взаимоотношениям, как обучают навыкам счёта или письма.

Педагог здесь выступает не столько в роли обучающего, сколько в роли организатора.

Направляя игру, воспитатель учит детей простым нравственным нормам, которые,

будучи усвоены, становятся регуляторами коллективных взаимоотношений, помогают

справедливо решать возникающие споры.

Я не называю и не привожу описания игр – их достаточно и в литературе и в

Интернете. Здесь важно учитывать возраст детей и этичность некоторых игр. Сейчас

в сети Интернет можно найти игры, в которые не совсем прилично играть с детьми –

они

для

взрослых,

и

педагог

точно

должен

видеть

границы

допустимого.

Есть

замечательные новые или давно забытые старые игры. Например, не так давно у нас

появилась

игра

идеально

подходящая

для

детского

коллектива

в

условиях

многодневного

туристского

похода.

Называется

она

«Добрый

Дух».

Жребием

назначаются пары, где один – «Добрый Дух», а второй – «опекаемый» (взрослые

играют вместе с детьми).В течении оговоренного времени (1 час, 1 день, может быть

все дни похода), «Добрый Дух» оказывает своему подопечному всевозможные знаки

внимания (угощение «вкусненьким», помощь в дежурствах, приготовлении пищи и

т.д.).

По

истечении

заданного

времени,

«опекаемый»

должен

отгадать

своего

«Доброго Духа».

3

Перед

педагогом

стоит

задача

подобрать

и

адаптировать

игры

на

развитие

межличностных отношений для каждой конкретной группы.

Педагогическая работа по развитию межличностных отношений у разновозрастной

группы детей будет эффективна, если:

– включать игры, способствующие развитию навыков общения и взаимодействия

детей;

– использовать разные формы коллективной деятельности.

Цели игр могут быть самыми разнообразными, можно даже сказать «на все случаи

жизни» - от знакомства с базовыми навыками общения до развития умений и навыков

работать в команде.

Цель игры:

знакомство с базовыми навыками общения;

развить умение повнимательнее посмотреть на другого, приглядеться друг к

другу;

сплочение группы, развитие навыков группового взаимодействия;

развить умение охарактеризовать в человеке положительные черты характера

и поступков;

создание

психологически

защищенной

ситуации,

для

личностного

самораскрытия участников игры;

развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;

развитие умения слушать партнера;

развитие умения выражать собственные чувства и эмоции;

закрепление у детей навыков межличностных отношений;

развитие умений и навыков работать в команде.

В своей работе я использую различные технологии развития межличностных

отношений:

неформальное

доверительное

общение

с

детьми,

коллективный

труд, творческие задания, игры, участие в соревнованиях и туристских походах.

Таким

образом,

первостепенную

важность

приобретает

правильная

организация,

выбор

средств

и

коллективное

взаимодействие,

которые

будут

способствовать как развитию личности, так и межличностных отношений и

высшей

степени

их

развития

взаимодействия,

взаимопонимания,

взаимовосприятия.

4



В раздел образования