Автор: Ефанова Надежда Николаевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУДО ЦЕНТР ТУРИЗМА, ЭКОЛОГИИ И КРАЕВЕДЕНИЯ
Населённый пункт: город Георгиевск, Ставропольский край
Наименование материала: Статья
Тема: «Основы развития навыков межличностного общения в туристских объединениях»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное учреждение дополнительного образования
ЦЕНТР ТУРИЗМА, ЭКОЛОГИИ И КРАЕВЕДЕНИЯ
Статья: «Основы развития навыков межличностного общения
в туристских объединениях».
Автор: Ефанова Надежда Николаевна,
педагог дополнительного
образования МУДО ЦТЭК
Ставропольский край
г. Георгиевск
2019
Исторически
сложившаяся
пожизненная
зависимость
людей
друг
от
друга
помещает
проблему
человеческих
взаимоотношений
в
самую
сердцевину
существования человека. Люди имеют сильнейшую потребность входить с другими
людьми в продолжительные тесные взаимоотношения, гарантирующие позитивные
переживания и результаты. Найдя, например, родственную душу – человека, который
поддерживает
нас,
и
которому
мы
можем
довериться,
мы
чувствуем
себя
счастливыми, защищенными, жизнестойкими.
Тема
зарождения
и
становления
межличностных
отношений
чрезвычайно
актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений в последнее
время
все
чаще
и
чаще
наблюдается
среди
молодёжи
(жестокость,
повышенная
агрессивность, отчуждённость и пр.). Это побуждает обратиться к рассмотрению
отношений
детей
друг
с
другом
в
самых
разных
видах
деятельности
и
целенаправленно развивать межличностные отношения в позитивном ключе.
Одной
из
задач
всех
моих
занятий
с
детьми
является развития
навыков
межличностного общения: выработка норм, правил поведения по отношению друг к
другу. Эти нормы – важнейший признак групповой целостности. Однако, чтобы эти
нормы
выполнялись
и
стали
бы
внутренними
мотивами
поведения,
следует
подготовить почву для их усвоения. Такая почва наилучшим образом создается путем
организации практики взаимоотношений детей в процессе участия в туристских
походах.
Поход - самое «богатое» мероприятие по многообразию видов деятельности. Здесь
присутствуют такие виды, как совместный труд, обучение, свободное общение детей
и педагога с детьми, соревнования, творческие задания, игры.
Совместный труд в походе это - установка и свертывание бивака, приготовление
пищи на костре, заготовка дров и уборка территории. Постоянная опека старшими
опытными ребятами новичков.
Во время тренировочных занятий по ориентированию, дети объединяются в пары
«ученик – учитель», которые достаточно продолжительное время работают вместе.
Достаточно часто провожу практическое занятие, которое очень нравится детям -
«Поиск
на
местности
условно
заблудившегося»,
где
реализация
общей
цели
совместной деятельности цементируют группу в одно целое.
По моим наблюдениям, усвоение морально-нравственных понятий высшего уровня
таких,
как
«порядочность»,
«ответственность»,
«сочувствие»,
обеспечивающих
благоприятные межличностные отношения, происходит у участников похода намного
быстрее, естественнее, чем обычно.
2
Да и родственную душу намного проще встретить на соревнованиях, в походах – в
объединении занимаются ребята с уже сформировавшимся общим интересом.
Особое
внимание
хочется
уделить
играм.
Как
утверждают
отечественные
педагоги,
игровое
взаимодействие
детей
влияет
на
их
взаимоотношения,
на
формирование межличностных отношений и гуманных качеств личности ребенка.
Игра
-
это
специфический
вид
межличностных
отношений
и
вырабатывает
необходимые
навыки
социального
взаимодействия,
умения
подчиняться
коллективной
инициативе
и
в
то
же
время
отстаивать
свои
права,
соотносить
личностные интересы с общественными.
Игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей: в игровой деятельности
формируются
многие
положительные
качества
ребенка,
интерес
и
готовность
к
предстоящему обучению, развиваются познавательные способности, шире становятся
навыки и умения общения со сверстниками.
Так как игра оказывает сильное влияние на развитие личности и способствует
созданию
близких
отношений
между
участниками
группы,
она
снимает
напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет
проверить
себя
в
различных
ситуациях
общения,
снимая
опасность
социально
значимых последствий.
Самостоятельность детей в игре не отрицает педагогического руководства. Нельзя
учить детей правильным взаимоотношениям, как обучают навыкам счёта или письма.
Педагог здесь выступает не столько в роли обучающего, сколько в роли организатора.
Направляя игру, воспитатель учит детей простым нравственным нормам, которые,
будучи усвоены, становятся регуляторами коллективных взаимоотношений, помогают
справедливо решать возникающие споры.
Я не называю и не привожу описания игр – их достаточно и в литературе и в
Интернете. Здесь важно учитывать возраст детей и этичность некоторых игр. Сейчас
в сети Интернет можно найти игры, в которые не совсем прилично играть с детьми –
они
для
взрослых,
и
педагог
точно
должен
видеть
границы
допустимого.
Есть
замечательные новые или давно забытые старые игры. Например, не так давно у нас
появилась
игра
идеально
подходящая
для
детского
коллектива
в
условиях
многодневного
туристского
похода.
Называется
она
«Добрый
Дух».
Жребием
назначаются пары, где один – «Добрый Дух», а второй – «опекаемый» (взрослые
играют вместе с детьми).В течении оговоренного времени (1 час, 1 день, может быть
все дни похода), «Добрый Дух» оказывает своему подопечному всевозможные знаки
внимания (угощение «вкусненьким», помощь в дежурствах, приготовлении пищи и
т.д.).
По
истечении
заданного
времени,
«опекаемый»
должен
отгадать
своего
«Доброго Духа».
3
Перед
педагогом
стоит
задача
подобрать
и
адаптировать
игры
на
развитие
межличностных отношений для каждой конкретной группы.
Педагогическая работа по развитию межличностных отношений у разновозрастной
группы детей будет эффективна, если:
– включать игры, способствующие развитию навыков общения и взаимодействия
детей;
– использовать разные формы коллективной деятельности.
Цели игр могут быть самыми разнообразными, можно даже сказать «на все случаи
жизни» - от знакомства с базовыми навыками общения до развития умений и навыков
работать в команде.
Цель игры:
знакомство с базовыми навыками общения;
развить умение повнимательнее посмотреть на другого, приглядеться друг к
другу;
сплочение группы, развитие навыков группового взаимодействия;
развить умение охарактеризовать в человеке положительные черты характера
и поступков;
создание
психологически
защищенной
ситуации,
для
личностного
самораскрытия участников игры;
развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;
развитие умения слушать партнера;
развитие умения выражать собственные чувства и эмоции;
закрепление у детей навыков межличностных отношений;
развитие умений и навыков работать в команде.
В своей работе я использую различные технологии развития межличностных
отношений:
неформальное
доверительное
общение
с
детьми,
коллективный
труд, творческие задания, игры, участие в соревнованиях и туристских походах.
Таким
образом,
первостепенную
важность
приобретает
правильная
организация,
выбор
средств
и
коллективное
взаимодействие,
которые
будут
способствовать как развитию личности, так и межличностных отношений и
высшей
степени
их
развития
–
взаимодействия,
взаимопонимания,
взаимовосприятия.
4