НОД по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи "Поиски Нолика"
Автор: Варенцова Наталья Владимировна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 1 Населённый пункт: город Балаково, Саратовская область Наименование материала: методическая разработка Тема: НОД по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи "Поиски Нолика" Раздел: дошкольное образование
"Поиски Нолика"
Эта НОД для подготовительной к школе группы по лексической теме:
"Электроприборы" по формированию лексико-грамматических категорий и
связной речи. В основу положен российский анимационный мультсериал для
всей семьи "Фиксики", созданный по мотивам повести Эдуарда Успенского
"Гарантийные человечки".
Цель: актуализировать знания детей по теме "Электроприборы".
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму и множественное
число существительных, согласовывать числительные с существительными;
- учить составлять слово из перепутанных букв, видеть и читать его в
непрерывной цепочке слов с опорой на картинки;
- формировать навык употребления существительных в предложном падеже.
Коррекципонно-развивающие:
- развивать познавательный интерес, логическое мышление посредством
отгадывания загадок;
- развивать зрительный гнозис через нахождение "зашумлённых
изображений", диалогическую речь, слуховое внимание, память.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать культуру ведения диалога;
- формировать умение внимательно слушать собеседника.
Оборудование: предметные картинки по теме; медиапрезентация с
заданиями от Фиксиков, медиаоборудование, аудиозапись для
физкультминутки, "мяч-ёжик", напольная картинка-пазл из 9 частей,
"рюкзачок-помогатор" с электроприборами и предметами, связанными с
электричеством, дорожка-ходилка с разноцветными кругами и цифрами.
Создание позитивного эмоционального настроя:
I. Мотивация:
(Логопед приветствует детей, стоящих полукругом.)
Придумано кем-то просто и мудро
при встрече здороваться: - Доброе утро!
- Доброе утро солнцу и птицам!
- Доброе утро улыбчивым лицам!
Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, ведь вы
сегодня узнаете что-то новое, интересное, будете играть и с вами произойдёт
что-то необыкновенное, я в этом уверена!
- Ребята! Сегодня такое доброе утро, а у меня произошёл сбой в работе
ноутбука, звучит только музыка. Вот послушайте.
(звучит музыка из мультфильма "Фиксики")
- Ребята, вам знакома эта мелодия? (ответы детей)
- Ребята, а кто такие фиксики? Где они находятся и что делают? А вы знаете
их имена?
(ответы детей: Нолик, его старшая сестра Симка. Их родителей зовут Папус
(папа) и Мася (мама). Самый мудрый фиксик - Дедус, друзья Симки - Файер,
Игрек, Шпуля, Верта.)
(на экране появляются изображения Фиксиков, кроме самого маленького -
Нолика.)
II. Основная часть:
- А вот и они. Ребята, а кого не хватает среди фиксиков?
Дети: Нолика!
- Он спрятался где-то здесь, а его семья и друзья придумали для вас задания.
Чтобы найти Нолика, надо собрать пазл, который укажет нам место, куда он
спрятался. Первая часть пазла у меня уже есть...
1. Отгадывание загадок:
- Чтобы получить вторую часть пазла, нужно выполнить задание Симки -
отгадать загадки.
- Поиски мы начинаем - все загадки отгадаем.
(перед каждым заданием на экране появляется изображение фиксика -
появляется Симка).
(логопед загадывает загадки, на экране появляются картинки с изображением
названных электроприборов.)
Летом папа наш привёз
в белом ящике мороз.
И теперь мороз седой
дома летом и зимой.
Бережёт продукты:
мясо, рыбу, фрукты. (Холодильник)
Гладит всё, чего касается,
а дотронешься - кусается.
(Утюг)
Он с хоботом резиновым,
С желудком парусиновым,
Как загудит его мотор,
Глотает он и пыль и сор.
(Пылесос)
Это чудо-аппарат,
Постирает всё подряд.
Он помощник для хозяйки,
Что за чудо, отгадай-ка.
(Стиральная машина)
- Ребята, а как одним словом назвать все отгаданные предметы?
Дети: Это электроприборы.
(за правильные ответы дети получают от логопеда вторую часть пазла)
2. Беседа по теме:
- Поиски мы продолжаем, задание Дедус предлагает.
- Дедус приготовил для нас вопросы. Ответив на них, мы сможем получить
ещё одну часть пазла.
(дети стоят полукругом, логопед бросает мяч каждому ребёнку и задаёт
вопросы)
- Мяч ловите, ответы на вопросы говорите, правильно отвечайте, и мне в
руки мяч бросайте.
- Для чего нужен каждый электроприбор? Подберите слова-действия..
(пылесос, чтобы пылесосить, чистить ковёр, холодильник - чтобы хранить и
замораживать продукты, утюг - чтобы гладить одежду, отпаривать, миксер -
чтобы взбивать, измельчать продукты, фен - чтобы сушить волосы, делать
укладку, лампа - чтобы освещать комнату, чтобы читать, микроволновка -
разогревать еду, размораживать продукты, электрочайник – кипятить воду,
электроплита – готовить еду, разогревать еду, телефон - чтобы звонить,
передавать информацию, магнитофон - чтобы слушать музыку, проигрывать
диски и.т.д.)
- Почему все эти приборы называют бытовыми?
Дети: потому что их используют в быту, в повседневной жизни.
- Для чего нужны бытовые электроприборы? (Домашние электроприборы —
это наши помощники, они облегчают жизнь современного человека. С
помощью таких электроприборов можно быстро выполнить любую
домашнюю работу и не уставать.)
- Что служит источником питания для электроприборов? (электрический ток)
- Какие правила безопасности нужно соблюдать при пользовании
электроприборами? ( Не включать мокрыми руками; следить за исправностью
вилок, шнуров, розеток; не пользоваться электроприборами во время грозы;
не пользоваться электроприборами без присмотра родителей, уходя из дома,
выключать свет и все электроприборы и. т.д.)
(дети отвечают по очереди, получают третью часть пазла, садятся на стулья)
3. Дидактическая игра "Назови ласково"
- Поиски Нолика продолжаются, следующее задание предлагается.
- Ребята, что у меня в руках? (рюкзак), А как он называется у фиксиков? А
для чего он нужен?
- Ребята, а вот задание от Шпули. Рюкзак-помогатор друг другу передавайте,
предмет из него вынимайте и ласково называйте.
(дети выполняют задание: утюг-утюжок, розетка - розеточка, магнитофон -
магнитофончик, провод - проводок - проводочек, электрочайник -
электрочайничек, лампа - лампочка, дистанционный пульт - пультик,
батарейка - батареечка, телефон - телефончик, вилка - вилочка, кнопка -
кнопочка, флешка - флешечка)
(дети получают четвёртую часть пазла)
4. Физкультминутка с музыкальным сопровождением "Помогатор"
- Ребята, чтобы дальше нам с заданиями справляться, надо энергии набраться.
Давайте отдохнём вместе с Вертой.
(получают пятую часть пазла)
(дети встают полукругом)
5. Дидактическая игра "Весёлый счёт до 5" (с картинками на столе)
- Задание от Файера. (задание выполняют 4 детей, остальные садятся). Себе
дорожку выбирайте, по цифрам от 1 до 5 шагайте, и количество предметов
называйте.
(дети встают около дорожек, затем шагают по дорожке с цифрами и называют
количество электроприборов с числами от 1 до 5: 1 пылесос, 2 пылесоса,...5
пылесосов, электрочайник, стиральная машина, холодильник, компьютер,
телефон, фен, люстра, утюг.
(дети получают шестую часть пазла)
6. Дидактическая игра "Четвёртый лишний"
(дети выполняют задание стоя)
- Игрек приготовил для вас непростое задание. Ребята, картинки рассмотрите,
в каждом ряду лишние предметы назовите:
электрочайник, утюг, ножницы, фен
компьютер, стул, вентилятор, настольная лампа
кастрюля, чашка, тарелка, микроволновая печь
(Дети получают седьмую часть пазла)
7. Задание "Зашумлённые приборы"
- Мася просит вас проявить внимание и выполнить следующее задание. На
экран посмотрите и все электроприборы назовите.
(Дети выполняют задание, узнавая по контурам электроприборы, и получают
восьмую часть пазла.)
(дети садятся на стулья)
8. Гимнастика для глаз (логопед сидит на стуле)
- Чтобы поиски нам продолжать, глазам отдых нужно дать.
- Ребята, головою не вертите, только глазками водите.
Раз, два, три, четыре, пять, - будем Верту мы искать. (зажмуривание глаз)
Поиграть она хотела, и наверх вдруг полетела. (открывают глаза и следят за
фигуркой)
Раз – налево,
Два – направо,
Три – наверх,
Четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрит, чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше, тренируя мышцы глаз.
Видеть скоро будем лучше,
убедитесь вы сейчас
.
(закрывают глаза, а затем моргают.)
9. Работа со стихотворением (выполняют стоя)
- Папус предлагает стихотворение прочитать, движения руками выполнять, а
потом электроприборы все назвать,
Есть помощники у нас, движения выполняются по показу
не бросают в трудный час. логопеда в соответствии с текстом
Если мама вся в заботах,
мы берёмся за работу.
Вот по просьбе: "Помоги!"
гладим платья,
гладим брюки,
всё умеют наши руки.
Громко пылесос шумит.
Наш ковёр, как снег, блестит.
Про бельё мы не забыли,
постирали, прокрутили.
А потом прополоскали,
наши руки не устали.
Просушили наши вещи,
чистотой одежда блещет.
На минутку мы присели,
телевизор посмотрели.
Слышим, телефон звонит,
кто-то в гости к нам спешит.
Чайник на плиту поставим,
напоим гостей всех чаем.
Полон музыки наш дом.
в нём танцуем и поём.
Как вести себя в быту,
мы научимся в саду.
- О чём шла речь в стихотворении? Скажите, о каких электроприборах шла
речь в этом стихотворении?
Стройте свой ответ правильно.
Дети отвечают: об утюге, о пылесосе, о стиральной машине, о телевизоре, о
телефоне, об электрочайнике, о магнитофоне.
(дети получают девятую часть пазла.)
III Рефлексия
- Ребята, какие вы молодцы, все элементы пазла получили, и что теперь мы
узнаем?
(ответы детей).
(дети собирают на полу пазл, у них получается картинка с изображением
компьютерной мыши, на экране появляется изображение Нолика).
- Вы замечательно справились со всеми заданиями фиксиков! Что же нам
пришлось проделать, чтобы найти Нолика? (ответы детей)
Ребята, вы знаете, что у фиксиков есть вот такой знак - ручка-растопырка.
Ладонь с тремя растопыренными пальцами. Иногда - это жест приветствия,
но чаще всего это знак хорошо проделанной работы. Это победный клич
фиксиков: раз - найди, два - пойми, три - исправь! Мы с вами нашли Нолика,
поняли все задания и выполнили их? Тогда я предлагаю каждому из вас
оценить свою работу.
Логопед благодарит всех детей.