"Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников (на материале занятий народными промыслами по дополнительной общеобразовательной программе "Радость творчества")"
Автор: Черкасова Ирина Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 67 Населённый пункт: город Балаково Саратовская область Наименование материала: статья Тема: "Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников (на материале занятий народными промыслами по дополнительной общеобразовательной программе "Радость творчества")" Раздел: дошкольное образование
(на материале занятий народными промыслами по дополнительной
общеобразовательной программе «РАДОСТЬ ТВОРЧЕСТВА»
(автор Соломенникова О.А.)_)».
В дошкольной педагогике в последнее время возросло внимание к вопросам теории
и практики художественно-эстетического воспитания. Сегодня мы говорим о
необходимости возрождения в обществе духовности культуры, что непосредственно
связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.
Однако в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов
материальной народной культуры оказались утрачены, кроме того остро стоит
проблема преемственности поколений, когда подрастающее поколение не только не
готово перенимать опыт старых мастеров, оно не проявляет к этому интереса.
Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время
лишиться ценнейшего достояния народной художественной культуры и тем самым
окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями.
В связи с этим особую актуальность приобретает проблема приобщения уже на
этапе дошкольного образования детей к народному творчеству, в частности к
народным промыслам, формирования у них на этом ценнейшем материале
художественного вкуса, творческих умений, воспитания чувства гордости за свой
народ.
Вместе с тем в рамках обязательной части образовательной программы дошкольного
учреждения не представляется возможным решить эту проблему, однако в части,
формируемой участниками образовательных отношений, могут быть представлены
выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных
отношений программы, направленные на развитие детей в тех или иных
образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках.
Все
вышеназванное и обусловило выбор темы моего доклада, в котором, хотелось бы,
ответить на несколько вопросов:
1 . Особенности нравственно-эстетического воспитания дошкольников.
2. Организация занятий народными промыслами в рамках дополнительного
образования в ДОУ.
Искусство народных промыслов предстает перед нами как сложное, богатое по
декоративным возможностям, глубокое по образному содержанию явление
современной культуры. Прекрасные образцы декоративно-прикладного искусства
помогают воспитывать у детей уважение и любовь к культуре своего народа, Родине,
своему краю. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир
ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью и
рассматривается, как часть материальной культуры. Нравственно-эстетическое
воспитание имеет свои специальные задачи, которые направлены на формирование
нравственного отношения к окружающему миру. При этом предусматривается
развивать у ребенка-дошкольника умения видеть красоту в природе, поступках,
искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в
познании прекрасного, а так же формирование у него художественных умений в
области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию.
Народное искусство – великая сила, которая связывает прошлое, настоящее,
будущее. Сохранение исторических и национальных корней зависит от того, научим
ли мы понимать и ценить те духовные и нравственные традиции, которые достались
нам в наследство от предыдущих поколений. Но чтобы обрести это богатство,
необходимо обладать чуткой душой и отзывчивым сердцем. Мы убеждены, что
родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом
порождающим личность. Уважение к искусству своего народа надо воспитывать
терпеливо и тактично.
Познание человеком достижений народной культуры, по мнению Л. Н. Толстого,
является важным моментом в нравственном и духовном развитии личности. К. Д.
Ушинский, развивая взгляды Л. Н. Толстого, считал, что у всех великих народов
имеется своя национальная система воспитания, что чувство народности сильно в
каждом человеке, и образовательные системы определяются национально
неповторимыми идеями народа. Осознание значимости педагогической культуры
народа возможно при обращении к его историческому прошлому, к богатому
наследию духовных идеалов и ценностей [1]. Мы, воспитатели, должны помнить,
что воспитание духовно-нравственных качеств – процесс длительный и сложный.
Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно
достичь только систематической работой.
Перехожу ко второму вопросу
. Дополнительное образование детей
дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения
становится актуальным и все более, социально востребованным. Оно по праву
рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, как
образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие
личности ребенка, наиболее открытое и свободное от стандартного подхода.
Для углубленной работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с
народным и декоративно-прикладным искусством нами была разработана программа
дополнительного образования - «Радость творчества» (автор – Соломенникова О.А.)
В МАДОУ детский сад № 67 г. Балаково Саратовской области реализуется в рамках
части, формируемой участниками образовательного процесса дополнительная
общеобразовательная авторская.
Система работы построена на основе концепции эстетического воспитания и
развития дошкольников, разработанной Т.С.Комаровой.
Цель программы — развитие художественно-творческих способностей детей 5-7 лет
средствами народного и декоративно-прикладного искусства с учетом их
индивидуальных возможностей.
Программа основана на интеграции различных видов детской деятельности:
художественно-речевой, музыкальной, игровой, изобразительной, театрализованной;
в основе которой лежит ознакомление с искусством, как классическим, так и
народным.
Программа для детей 5-6 лет включает 8 тем: «Знакомство с работой студии»,
«Народное искусство», «Волшебная Дымка», «Русские народные потешки»,
«Филимоновские свистульки», «Рисуем отгадки к народным загадкам», «Городецкие
цветы» и «Русские народные сказки».
Программа для детей 6-7 лет включает 11 тем «Русская народная песня», «Русская
вышивка», «Русский народный костюм», «Голубая Гжель», «Русские народные
игры».
При организации занятий необходимо посещать музеи и выставки изобразительного
и декоративно-прикладного искусства, организовывать театрализованные
представления, досуги и т.д. В конце каждой темы рекомендуется организовывать
выставку детских работ.
В нашей ДОО существует хорошая традиция участия
родителей в тематических выставках совместной деятельности детей и родителей
.Яркое впечатление производит на детей участие родителей в занятиях мастер-класса
по декоративно — прикладному искусству. Приятно услышать из уст ребенка: "Это
мои мама и папа сделали!" или "Это мы вместе смастерили!". Совместно с
родителями, педагогами групп, музыкальным работником проводим викторины и
развлечения:
«Путешествие в страну ИЗО»
, «Дымковская игрушка»
, «Город
мастеров». Хорошо налаженный контакт с родителями, их заинтересованность и
активное участие — залог успеха всей такой трудной, но такой необходимой работы.
Ведь воспитание любви к Отечеству выстраивается от любви к своим родным, дому,
детскому саду, улице, городу до любви к родной стране.
Наша гордость – это созданная нашими усилиями в группе развивающая среда на
материале художественной культуры.
В уголке расположены изделия русского
народного декоративно-прикладного искусства. В зоне самостоятельной
художественно-творческой деятельности детей находятся альбомы по декоративно-
прикладному искусству, которые дети часто и с удовольствием рассматривают и
используют, как образец в своих работах. В свободном доступе здесь глина,
пластилин, мел, гуашь, бумага, кисти и все, необходимое для детского творчества. К
концу года ребенок может:
различать и называть виды народного декоративно-
прикладного искусства (дымковская, филимоновская игрушка, городецкий
промысел); называть характерные особенности народной росписи;
лепить игрушки
из глины; украшать глиняные игрушки дымковской и филимоновской росписью;
композиционно располагать рисунок на листе бумаги;
выполнять декоративные
элементы городецкой росписи;
закрашивать рисунок, не заходя за контур;
смешивать краски на палитре.
Результативность своей работы, вижу в достижениях своих воспитанников, которые
успешно участвуют и побеждают в конкурсах различного уровня.
Заключение .
1.Народное творчество благотворно влияет на детей, развивает их творчество,
обогащает знаниями, «несет детям красоту».
Знакомство детей с народными
промыслами России, мастерством народных умельцев позволит нашим детям
почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну,
богатую славными традициями, воспитать нравственные чувства, такие как:
трудолюбие, усидчивость, умение довести начатое дело до конца, доброжелательное
отношение к товарищам.
3.Реализация дополнительных образовательных услуг в ДОУ способствует
позитивным изменениям, направленным на обеспечение доступности, равных
возможностей в получении дополнительного образования детей, наиболее полного
удовлетворения образовательных потребностей граждан на основе государственных
гарантий.
Литература:
1.Егоров С. Ф. К. Д. Ушинский. М., 1977. С. 76-77.