Напоминание

"Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников (на материале занятий народными промыслами по дополнительной общеобразовательной программе "Радость творчества")"


Автор: Черкасова Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 67
Населённый пункт: город Балаково Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников (на материале занятий народными промыслами по дополнительной общеобразовательной программе "Радость творчества")"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Черкасова Ирина Александровна, г. Балаково

«Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников

(на материале занятий народными промыслами по дополнительной

общеобразовательной программе «РАДОСТЬ ТВОРЧЕСТВА»

(автор Соломенникова О.А.)_)».
В дошкольной педагогике в последнее время возросло внимание к вопросам теории и практики художественно-эстетического воспитания. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. Однако в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказались утрачены, кроме того остро стоит проблема преемственности поколений, когда подрастающее поколение не только не готово перенимать опыт старых мастеров, оно не проявляет к этому интереса. Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишиться ценнейшего достояния народной художественной культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема приобщения уже на этапе дошкольного образования детей к народному творчеству, в частности к народным промыслам, формирования у них на этом ценнейшем материале художественного вкуса, творческих умений, воспитания чувства гордости за свой народ. Вместе с тем в рамках обязательной части образовательной программы дошкольного учреждения не представляется возможным решить эту проблему, однако в части, формируемой участниками образовательных отношений, могут быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений программы, направленные на развитие детей в тех или иных образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках. Все вышеназванное и обусловило выбор темы моего доклада, в котором, хотелось бы, ответить на несколько вопросов:
1
.
Особенности нравственно-эстетического воспитания дошкольников.

2. Организация занятий народными промыслами в рамках дополнительного

образования в ДОУ.

Искусство народных промыслов предстает перед нами как сложное, богатое по декоративным возможностям, глубокое по образному содержанию явление современной культуры. Прекрасные образцы декоративно-прикладного искусства помогают воспитывать у детей уважение и любовь к культуре своего народа, Родине, своему краю. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью и рассматривается, как часть материальной культуры. Нравственно-эстетическое воспитание имеет свои специальные задачи, которые направлены на формирование нравственного отношения к окружающему миру. При этом предусматривается развивать у ребенка-дошкольника умения видеть красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного, а так же формирование у него художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию. Народное искусство – великая сила, которая связывает прошлое, настоящее, будущее. Сохранение исторических и национальных корней зависит от того, научим ли мы понимать и ценить те духовные и нравственные традиции, которые достались нам в наследство от предыдущих поколений. Но чтобы обрести это богатство, необходимо обладать чуткой душой и отзывчивым сердцем. Мы убеждены, что родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом порождающим личность. Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо и тактично. Познание человеком достижений народной культуры, по мнению Л. Н. Толстого, является важным моментом в нравственном и духовном развитии личности. К. Д. Ушинский, развивая взгляды Л. Н. Толстого, считал, что у всех великих народов имеется своя национальная система воспитания, что чувство народности сильно в каждом человеке, и образовательные системы определяются национально неповторимыми идеями народа. Осознание значимости педагогической культуры народа возможно при обращении к его историческому прошлому, к богатому наследию духовных идеалов и ценностей [1]. Мы, воспитатели, должны помнить, что воспитание духовно-нравственных качеств – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой.

Перехожу ко второму вопросу
. Дополнительное образование детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения становится актуальным и все более, социально востребованным. Оно по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, наиболее открытое и свободное от стандартного подхода. Для углубленной работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народным и декоративно-прикладным искусством нами была разработана программа дополнительного образования - «Радость творчества» (автор – Соломенникова О.А.) В МАДОУ детский сад № 67 г. Балаково Саратовской области реализуется в рамках части, формируемой участниками образовательного процесса дополнительная общеобразовательная авторская. Система работы построена на основе концепции эстетического воспитания и развития дошкольников, разработанной Т.С.Комаровой. Цель программы — развитие художественно-творческих способностей детей 5-7 лет средствами народного и декоративно-прикладного искусства с учетом их индивидуальных возможностей. Программа основана на интеграции различных видов детской деятельности: художественно-речевой, музыкальной, игровой, изобразительной, театрализованной; в основе которой лежит ознакомление с искусством, как классическим, так и народным. Программа для детей 5-6 лет включает 8 тем: «Знакомство с работой студии», «Народное искусство», «Волшебная Дымка», «Русские народные потешки», «Филимоновские свистульки», «Рисуем отгадки к народным загадкам», «Городецкие цветы» и «Русские народные сказки». Программа для детей 6-7 лет включает 11 тем «Русская народная песня», «Русская вышивка», «Русский народный костюм», «Голубая Гжель», «Русские народные игры». При организации занятий необходимо посещать музеи и выставки изобразительного и декоративно-прикладного искусства, организовывать театрализованные представления, досуги и т.д. В конце каждой темы рекомендуется организовывать выставку детских работ. В нашей ДОО существует хорошая традиция участия
родителей в тематических выставках совместной деятельности детей и родителей .Яркое впечатление производит на детей участие родителей в занятиях мастер-класса по декоративно — прикладному искусству. Приятно услышать из уст ребенка: "Это мои мама и папа сделали!" или "Это мы вместе смастерили!". Совместно с родителями, педагогами групп, музыкальным работником проводим викторины и развлечения: «Путешествие в страну ИЗО» , «Дымковская игрушка» , «Город мастеров». Хорошо налаженный контакт с родителями, их заинтересованность и активное участие — залог успеха всей такой трудной, но такой необходимой работы. Ведь воспитание любви к Отечеству выстраивается от любви к своим родным, дому, детскому саду, улице, городу до любви к родной стране. Наша гордость – это созданная нашими усилиями в группе развивающая среда на материале художественной культуры. В уголке расположены изделия русского народного декоративно-прикладного искусства. В зоне самостоятельной художественно-творческой деятельности детей находятся альбомы по декоративно- прикладному искусству, которые дети часто и с удовольствием рассматривают и используют, как образец в своих работах. В свободном доступе здесь глина, пластилин, мел, гуашь, бумага, кисти и все, необходимое для детского творчества. К концу года ребенок может: различать и называть виды народного декоративно- прикладного искусства (дымковская, филимоновская игрушка, городецкий промысел); называть характерные особенности народной росписи; лепить игрушки из глины; украшать глиняные игрушки дымковской и филимоновской росписью; композиционно располагать рисунок на листе бумаги; выполнять декоративные элементы городецкой росписи; закрашивать рисунок, не заходя за контур; смешивать краски на палитре. Результативность своей работы, вижу в достижениях своих воспитанников, которые успешно участвуют и побеждают в конкурсах различного уровня.
Заключение
. 1.Народное творчество благотворно влияет на детей, развивает их творчество, обогащает знаниями, «несет детям красоту». Знакомство детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну,
богатую славными традициями, воспитать нравственные чувства, такие как: трудолюбие, усидчивость, умение довести начатое дело до конца, доброжелательное отношение к товарищам. 3.Реализация дополнительных образовательных услуг в ДОУ способствует позитивным изменениям, направленным на обеспечение доступности, равных возможностей в получении дополнительного образования детей, наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей граждан на основе государственных гарантий. Литература: 1.Егоров С. Ф. К. Д. Ушинский. М., 1977. С. 76-77.


В раздел образования