Напоминание

"Фридерик Шопен"


Автор: Романова Ольга Валерьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО
Населённый пункт: город Чудово Новгородской области
Наименование материала: презентация
Тема: "Фридерик Шопен"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Фридерик

Францишек

Шопен

(1810-1849)

«

Он

воплотил

поэтическую

сущность

целой

нации

»…

Ф

.

Лист

.

Желязова

Воля

место

рождения

Фридерика

Шопена

ОТЕЦ

МАТЬ

Варшава

Людвик

а

Изабелл

а

Эмилия

Сёстры

Фридерика

Первым

учителем

Шопена

фортепианной

игры

был

Войцех

Живный

(1756 - 1842),

чех

по

происхождени

ю

.

И

.

С

.

Бах

В

.

А

.

Моцарт

Полонез

g-

moll

был

опубликован

,

когда

его

автору

едва

исполнилось

7

лет

.

(

Первые

сочинения

)

В

феврале

1818

года

состоялось

публичное

выступление

маленького

Шопена

(

ему

исполнилось

8

лет

)

Варшавская

пресса

восторженно

отметила

это

событие

: «

Композитор

этого

польского

танца

,

ребенок

восьми

лет

...

это

настоящий

музыкальный

гений

.

Он

не

только

совершенно

свободно

и

с

большим

вкусом

исполняет

самые

трудные

пьесы

на

фортепиано

,

но

он

и

композитор

нескольких

танцев

и

вариаций

,

которые

изумляют

знатоков

музыки

,

учитывающих

детский

возраст

автора

».

В

лицей

Шопен

поступил

в

1823

году

сразу

в

четвертый

класс

.

«

Я

долго

учился

чувствовать

польскую

народную

музыку

».

Ф

.

Шопен

.

В 1826 году Шопен поступил в Варшавскую

консерваторию

В

консерватории

Фридерик

занимался

теоретическими

предметами

и

композицией

под

руководством

Ю

.

Эльснера

На

исходе

первого

года

занятий

в

1827

году

он

пишет

в

отчете

о

Шопене

:

«

исключительные

способности

».

В

1829 –

год

окончания

консерватории

- «

исключительное

дарование

,

музыкальный

гений

».

Среди многого, написанного за время

1826 по 1828 год, выделяются

национальным характером музыки,

уверенностью письма, свежестью

колорита

Rondo a la Mazur op.

5, мазурка a-moll op. 68,

Вариации на тему Моцарта

op. 2.

К концу же 20-х годов Шопен создает ряд

крупных концертных произведений:

Фантазию на польские темы

op. 13 и Rondo a la Krakowiak

,

написанные в 1828 году; в 1829 - 1830 годах

появляются

оба концерта для

фортепиано с оркестром - f-

moll и e-moll.

В

Вене

11

августа

в

императорском

оперном

театре

состоялась

музыкальная

«

академия

»,

на

которой

он

выступил

с

Вариациями

op. 2,

импровизациями

на

тему

из

оперы

французского

композитора

Буальдье

«

Белая

дама

»

и

на

польскую

тему

«

Хмель

».

«

Когда

я

появился

на

сцене

,

меня

встретили

аплодисментами

,

и

после

исполнения

каждой

вариации

были

такие

аплодисменты

,

что

я

не

слышал

tutti

оркестра

.

После

окончания

так

аплодировали

,

что

мне

пришлось

выйти

второй

раз

и

поклониться

».

На

долю

импровизаций

выпал

еще

больший

успех

. «...

Хмель

, -

пишет

Шопен

, -

...

наэлектризовал

непривычную

к

таким

мотивам

публику

.

Мои

партерные

шпионы

уверяют

,

что

на

скамейках

прямо

подпрыгивали

».

ВЕНА

ПРАГА

ДРЕЗДЕН

ВАРШАВА

ВЕНА

ИТАЛИЯ

ПАРИЖ

В марте 1830 года, перед отъездом, Шопен дал в

Варшаве два публичных концерта.

Мауриций Мохнацкий поместил в газете «Курьер польский»

статью, в которой писал:

«

Земля

,

которая

призвала

к

жизни

этого

артиста

своими

песнями

,

воздействовала

на

его

музыкальный

облик

,

что

сказывается

иногда

в

его

творчестве

:

многие

звуки

кажутся

живым

отражением

нашей

родимой

гармонии

».

11

октября

состоялся

прощальный

концерт

,

на

котором

Шопен

исполнил

Фантазию

на

польские

темы

и

новый

концерт

e-moll.

Вена

.

Ноябрь

1830

года

.

Только

в

апреле

1831

года

он

в

числе

других

музыкантов

принял

участие

в

публичном

концерте

,

а

в

июне

того

же

года

исполнил

концерт

e-moll

на

одной

из

музыкальных

академий

.

Париж

1831

г

.

Тяжелая скорбь прелюдий a-moll,

неистовая патетика

прелюдии d-moll, «революционный»

этюд c-moll запечатлели

перелом,происшедший в творческом

сознании Шопена.

Бальзак

Стендал

ь

Гюго

Мериме

Жорж

Санд

Эжен

Делакруа

Обер

Галеви

Берлиоз

Россин

и

Мейербер

Беллини

Доницетти

Калькбренне

р

Герц

Тальберг

Лист

«

Я

добрался

сюда

довольно

благополучно

(

но

дорого

) -

и

доволен

тем

,

что

здесь

нашел

;

здесь

первые

в

мире

музыканты

и

первая

в

мире

опера

.

Я

знаком

с

Россини

-

Керубини

,

Паэром

и

т

.

д

.

и

т

.

д

. ...

Однако

я

ничего

Тебе

не

написал

о

впечатлении

,

которое

произвел

на

меня

после

Штутгарта

и

Страсбурга

этот

большой

город

.

Здесь

величайшая

роскошь

,

величайшее

свинство

,

величайшая

добродетель

,

величайшая

порочность

...

крика

,

гама

,

грохота

и

грязи

больше

,

чем

можешь

себе

вообразить

.

В

этом

муравейнике

теряешься

,

и

это

удобно

в

том

смысле

,

что

никто

не

интересуется

тем

,

как

кто

живет

».

Ф

.

Шопен

Сколько

перемен

,

сколько

бедствий

...

меня

ветер

загнал

сюда

...

Париж

-

это

все

что

хочешь

:

можешь

веселиться

,

скучать

,

смеяться

,

плакать

,

делать

все

,

что

Тебе

угодно

,

и

никто

на

Тебя

не

взглянет

,

потому

что

здесь

тысячи

делающих

то

же

,

что

и

Ты

, -

и

каждый

по

-

своему

.

Я

не

знаю

,

есть

ли

где

-

нибудь

больше

пианистов

,

чем

в

Париже

,

не

знаю

,

есть

ли

где

-

нибудь

больше

ослов

и

больше

виртуозов

,

чем

тут

».

Ф.Шопен

Калькьбреннер

помог

Шопену

в

организации

первого

публичного

концерта

и

специально

для

этого

случая

написал

полонез

для

шести

фортепиано

.

Концерт

состоялся

26

февраля

1832

года

.

В

программе

:

-

Полонез

для

шести

фортепиано

,

который

«

дуэтом

»

исполняли

Шопен

и

Калькбреннер

в

сопровождении

остальных

четырех

фортепиано

,

-

Концерт

f-moll

-

Вариации

на

тему

Моцарта

.

«

Я

вошел

в

высшее

общество

,

вращаюсь

среди

послов

,

князей

,

министров

и

сам

не

знаю

,

каким

чудом

это

случилось

,

потому

что

сам

я

туда

не

лез

...

мне

посвящают

свои

сочинения

люди

с

большим

именем

прежде

,

чем

я

им

...

ученики

Консерватории

,

ученики

Мошелеса

,

Герца

,

Калькбреннера

,

словом

,

законченные

артисты

,

берут

у

меня

уроки

,

ставят

мое

имя

рядом

с

именем

Фильда

, -

словом

,

если

бы

я

был

еще

глупее

,

то

думал

бы

,

что

достиг

вершины

своей

карьеры

».

Фридерик

Шопен не только первый

пианист Парижа, но и высоко

ценимый композитор. Его

ноктюрны и мазурки, уже

вторично изданные в Лейпциге,

распродаются в течение

нескольких дней.

Жорж Санд

Майорка

«Я в Пальме, - пишет Шопен, - среди пальм, кедров,

кактусов, олив, померанцев, лимонов, алоэ, фиговых

деревьев, гранатов, и т. п. ... Небо, как бирюза, море,

как лазурь, горы, как изумруд, воздух, как на небесах.

Днем солнце, все ходит по-летнему, и жарко; ночью -

гитары и пение по целым часам»

«...Можешь ли Ты представить меня между

скалами и морем, в огромном заброшенном

монастыре, в келье, двери которой больше

любых ворот в Париже... Келья имеет форму

высокого гроба, высокие своды запылены, -

маленькое окно, под окном померанцы,

пальмы, кипарисы; против окна под

филигранной мавританской розеткой на

лямках моя кровать. Возле кровати старый,

квадратный, разваливающийся стол за

которым я еле могу писать, на нем

оловянный подсвечник (здесь это большая

роскошь) со свечкой... тишина... можно

кричать... и все равно тихо. Словом, пишу

Тебе из странного места».

Париж

Лондон

«

Никак

не

привыкну

к

лондонской

атмосфере

, -

и

вся

эта

жизнь

,

с

ее

визитами

,

зваными

вечерами

,

очень

меня

тяготит

».

«

Здесь

уже

с

неделю

скверная

погода

,

и

мне

это

совсем

не

на

пользу

.

При

этом

что

ни

день

приходится

поздно

вечером

выезжать

в

свет

.

У

меня

не

хватает

сил

для

такой

жизни

».

«...

Страдаю

от

какой

-

то

глупой

тоски

,

и

,

несмотря

на

всю

мою

отрешенность

,

я

не

спокоен

:

не

знаю

,

что

с

собой

делать

».

«...

Такой

жизнью

я

сыт

по

горло

, -

а

впереди

,

в

конце

всего

этого

я

ничего

не

вижу

».

Шотландия

Лондон

Париж

«Даже самая стоическая античность

не знала примера более прекрасной

смерти...», - писал Гжимала вскоре

после кончины Шопена.

СПАСИБО

ЗА

ВНИМАНИЕ

!



В раздел образования