Автор: Романова Ольга Валерьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО
Населённый пункт: город Чудово Новгородской области
Наименование материала: презентация
Тема: "Фридерик Шопен"
Раздел: дополнительное образование
Фридерик
Францишек
Шопен
(1810-1849)
«
Он
воплотил
поэтическую
сущность
целой
нации
»…
Ф
.
Лист
.
Желязова
Воля
–
место
рождения
Фридерика
Шопена
ОТЕЦ
МАТЬ
Варшава
Людвик
а
Изабелл
а
Эмилия
Сёстры
Фридерика
Первым
учителем
Шопена
фортепианной
игры
был
Войцех
Живный
(1756 - 1842),
чех
по
происхождени
ю
.
И
.
С
.
Бах
В
.
А
.
Моцарт
Полонез
g-
moll
был
опубликован
,
когда
его
автору
едва
исполнилось
7
лет
.
(
Первые
сочинения
)
В
феврале
1818
года
состоялось
публичное
выступление
маленького
Шопена
(
ему
исполнилось
8
лет
)
Варшавская
пресса
восторженно
отметила
это
событие
: «
Композитор
этого
польского
танца
,
ребенок
восьми
лет
...
это
настоящий
музыкальный
гений
.
Он
не
только
совершенно
свободно
и
с
большим
вкусом
исполняет
самые
трудные
пьесы
на
фортепиано
,
но
он
и
композитор
нескольких
танцев
и
вариаций
,
которые
изумляют
знатоков
музыки
,
учитывающих
детский
возраст
автора
».
В
лицей
Шопен
поступил
в
1823
году
сразу
в
четвертый
класс
.
«
Я
долго
учился
чувствовать
польскую
народную
музыку
».
Ф
.
Шопен
.
В 1826 году Шопен поступил в Варшавскую
консерваторию
В
консерватории
Фридерик
занимался
теоретическими
предметами
и
композицией
под
руководством
Ю
.
Эльснера
На
исходе
первого
года
занятий
в
1827
году
он
пишет
в
отчете
о
Шопене
:
«
исключительные
способности
».
В
1829 –
год
окончания
консерватории
- «
исключительное
дарование
,
музыкальный
гений
».
Среди многого, написанного за время
1826 по 1828 год, выделяются
национальным характером музыки,
уверенностью письма, свежестью
колорита
Rondo a la Mazur op.
5, мазурка a-moll op. 68,
Вариации на тему Моцарта
op. 2.
К концу же 20-х годов Шопен создает ряд
крупных концертных произведений:
Фантазию на польские темы
op. 13 и Rondo a la Krakowiak
,
написанные в 1828 году; в 1829 - 1830 годах
появляются
оба концерта для
фортепиано с оркестром - f-
moll и e-moll.
В
Вене
…
11
августа
в
императорском
оперном
театре
состоялась
музыкальная
«
академия
»,
на
которой
он
выступил
с
Вариациями
op. 2,
импровизациями
на
тему
из
оперы
французского
композитора
Буальдье
«
Белая
дама
»
и
на
польскую
тему
«
Хмель
».
«
Когда
я
появился
на
сцене
,
меня
встретили
аплодисментами
,
и
после
исполнения
каждой
вариации
были
такие
аплодисменты
,
что
я
не
слышал
tutti
оркестра
.
После
окончания
так
аплодировали
,
что
мне
пришлось
выйти
второй
раз
и
поклониться
».
На
долю
импровизаций
выпал
еще
больший
успех
. «...
Хмель
, -
пишет
Шопен
, -
...
наэлектризовал
непривычную
к
таким
мотивам
публику
.
Мои
партерные
шпионы
уверяют
,
что
на
скамейках
прямо
подпрыгивали
».
ВЕНА
ПРАГА
ДРЕЗДЕН
ВАРШАВА
ВЕНА
ИТАЛИЯ
ПАРИЖ
В марте 1830 года, перед отъездом, Шопен дал в
Варшаве два публичных концерта.
Мауриций Мохнацкий поместил в газете «Курьер польский»
статью, в которой писал:
«
Земля
,
которая
призвала
к
жизни
этого
артиста
своими
песнями
,
воздействовала
на
его
музыкальный
облик
,
что
сказывается
иногда
в
его
творчестве
:
многие
звуки
кажутся
живым
отражением
нашей
родимой
гармонии
».
11
октября
состоялся
прощальный
концерт
,
на
котором
Шопен
исполнил
Фантазию
на
польские
темы
и
новый
концерт
e-moll.
Вена
.
Ноябрь
1830
года
.
Только
в
апреле
1831
года
он
в
числе
других
музыкантов
принял
участие
в
публичном
концерте
,
а
в
июне
того
же
года
исполнил
концерт
e-moll
на
одной
из
музыкальных
академий
.
Париж
1831
г
.
Тяжелая скорбь прелюдий a-moll,
неистовая патетика
прелюдии d-moll, «революционный»
этюд c-moll запечатлели
перелом,происшедший в творческом
сознании Шопена.
Бальзак
Стендал
ь
Гюго
Мериме
Жорж
Санд
Эжен
Делакруа
Обер
Галеви
Берлиоз
Россин
и
Мейербер
Беллини
Доницетти
Калькбренне
р
Герц
Тальберг
Лист
«
Я
добрался
сюда
довольно
благополучно
(
но
дорого
) -
и
доволен
тем
,
что
здесь
нашел
;
здесь
первые
в
мире
музыканты
и
первая
в
мире
опера
.
Я
знаком
с
Россини
-
Керубини
,
Паэром
и
т
.
д
.
и
т
.
д
. ...
Однако
я
ничего
Тебе
не
написал
о
впечатлении
,
которое
произвел
на
меня
после
Штутгарта
и
Страсбурга
этот
большой
город
.
Здесь
величайшая
роскошь
,
величайшее
свинство
,
величайшая
добродетель
,
величайшая
порочность
...
крика
,
гама
,
грохота
и
грязи
больше
,
чем
можешь
себе
вообразить
.
В
этом
муравейнике
теряешься
,
и
это
удобно
в
том
смысле
,
что
никто
не
интересуется
тем
,
как
кто
живет
».
Ф
.
Шопен
Сколько
перемен
,
сколько
бедствий
...
меня
ветер
загнал
сюда
...
Париж
-
это
все
что
хочешь
:
можешь
веселиться
,
скучать
,
смеяться
,
плакать
,
делать
все
,
что
Тебе
угодно
,
и
никто
на
Тебя
не
взглянет
,
потому
что
здесь
тысячи
делающих
то
же
,
что
и
Ты
, -
и
каждый
по
-
своему
.
Я
не
знаю
,
есть
ли
где
-
нибудь
больше
пианистов
,
чем
в
Париже
,
не
знаю
,
есть
ли
где
-
нибудь
больше
ослов
и
больше
виртуозов
,
чем
тут
».
Ф.Шопен
Калькьбреннер
помог
Шопену
в
организации
первого
публичного
концерта
и
специально
для
этого
случая
написал
полонез
для
шести
фортепиано
.
Концерт
состоялся
26
февраля
1832
года
.
В
программе
:
-
Полонез
для
шести
фортепиано
,
который
«
дуэтом
»
исполняли
Шопен
и
Калькбреннер
в
сопровождении
остальных
четырех
фортепиано
,
-
Концерт
f-moll
-
Вариации
на
тему
Моцарта
.
«
Я
вошел
в
высшее
общество
,
вращаюсь
среди
послов
,
князей
,
министров
и
сам
не
знаю
,
каким
чудом
это
случилось
,
потому
что
сам
я
туда
не
лез
...
мне
посвящают
свои
сочинения
люди
с
большим
именем
прежде
,
чем
я
им
...
ученики
Консерватории
,
ученики
Мошелеса
,
Герца
,
Калькбреннера
,
словом
,
законченные
артисты
,
берут
у
меня
уроки
,
ставят
мое
имя
рядом
с
именем
Фильда
, -
словом
,
если
бы
я
был
еще
глупее
,
то
думал
бы
,
что
достиг
вершины
своей
карьеры
».
Фридерик
Шопен не только первый
пианист Парижа, но и высоко
ценимый композитор. Его
ноктюрны и мазурки, уже
вторично изданные в Лейпциге,
распродаются в течение
нескольких дней.
Жорж Санд
Майорка
«Я в Пальме, - пишет Шопен, - среди пальм, кедров,
кактусов, олив, померанцев, лимонов, алоэ, фиговых
деревьев, гранатов, и т. п. ... Небо, как бирюза, море,
как лазурь, горы, как изумруд, воздух, как на небесах.
Днем солнце, все ходит по-летнему, и жарко; ночью -
гитары и пение по целым часам»
«...Можешь ли Ты представить меня между
скалами и морем, в огромном заброшенном
монастыре, в келье, двери которой больше
любых ворот в Париже... Келья имеет форму
высокого гроба, высокие своды запылены, -
маленькое окно, под окном померанцы,
пальмы, кипарисы; против окна под
филигранной мавританской розеткой на
лямках моя кровать. Возле кровати старый,
квадратный, разваливающийся стол за
которым я еле могу писать, на нем
оловянный подсвечник (здесь это большая
роскошь) со свечкой... тишина... можно
кричать... и все равно тихо. Словом, пишу
Тебе из странного места».
Париж
Лондон
«
Никак
не
привыкну
к
лондонской
атмосфере
, -
и
вся
эта
жизнь
,
с
ее
визитами
,
зваными
вечерами
,
очень
меня
тяготит
».
«
Здесь
уже
с
неделю
скверная
погода
,
и
мне
это
совсем
не
на
пользу
.
При
этом
что
ни
день
приходится
поздно
вечером
выезжать
в
свет
.
У
меня
не
хватает
сил
для
такой
жизни
».
«...
Страдаю
от
какой
-
то
глупой
тоски
,
и
,
несмотря
на
всю
мою
отрешенность
,
я
не
спокоен
:
не
знаю
,
что
с
собой
делать
».
«...
Такой
жизнью
я
сыт
по
горло
, -
а
впереди
,
в
конце
всего
этого
я
ничего
не
вижу
».
Шотландия
Лондон
Париж
«Даже самая стоическая античность
не знала примера более прекрасной
смерти...», - писал Гжимала вскоре
после кончины Шопена.
СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ
!