"Организация воспитательной и образовательной деятельности посредством проектной технологии с детьми дошкольного возраста"
Автор: Печникова Татьяна Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Ромашка" Населённый пункт: Республика Хакасия, г. Черногорск Наименование материала: Статья Тема: "Организация воспитательной и образовательной деятельности посредством проектной технологии с детьми дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
Организация воспитательной и образовательной деятельности посредством
проектной технологии для детей дошкольного возраста.
В связи с введением ФГОС ДОО в современном детском саду основной задачей является
формирование
компетентной
личности,
способной
ориентироваться
в
информационном
пространстве, отстаивать точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со
взрослыми
и
сверстниками.
Данная
задача
успешно
реализуется
через
проектную
деятельность.
Использование метода проекта в дошкольном образовании, позволяет значительно
повысить самостоятельную активность детей, развивать творчество, умение самостоятельно,
разными
способами
находить
информацию
об
интересующем
предмете
или
явлении
и
использовать
эти
знания
для
создания
новых
объектов
действительности.
А
также
обеспечивает активное участие родителей в образовательной деятельности.
Для нас Проект – это метод педагогически организованного освоения ребенка окружающей
среды в процессе поэтапного и заранее спланированной практической деятельности по
достижению намеченных целей.
В какой последовательности работаем над проектом. На основе изученных проблем детей
ставим перед собой цель, вовлекаем детей в решение проблемы. Далее намечаем план-
график мероприятий, поддерживаем интерес детей и родителей. Помогает в работе над темой
проекта и «Теория трех вопросов». Такая теория помогает определить (Что дети знают? Что
хотят узнать? Где можно узнать?). Обсуждаем план с семьями организуя консультации,
индивидуальные или групповые беседы, на родительском собрании. Привлекаем
специалистов ДОО к осуществлению соответствующих разделов проектов. Вместе с детьми
и родителями составляем план, схему проведения проекта. Проводим занятия, игры,
наблюдения, экскурсии и другие виды деятельности основной части проекта. Организуем
презентацию проекта в форме праздника, занятия, досуга, составляем книгу, альбом
совместно с детьми. Подводим итоги, выступаем на педсовете в детском саду, обобщаем
опыт работы на муниципальном, региональном, федеральном уровне участвуя в Конкурсах.
В работе над проектом выделили основные этапы: целеполагание, разработка проекта,
выполнение проекта и подведение итогов. Через целеполагание помогаем детям выбрать
наиболее актуальную и посильную для них задачу на определенный отрезок времени, на
основе изученных интересов.
Разработка проекта включает такие виды деятельности, как опрос детей, анкетирование с
родителями, изучение литературы, подбор нужного оборудования и предметов.
Любят дети играть в дидактические, логические игры, чтобы развивать логику, фантазию,
воображения. Вот уже на протяжении нескольких лет в нашей группе создана прекрасная
предметно-развивающая среда, которая представляет богатый материал для проведения
непосредственно-образовательной деятельности и свободных игр детей, проведения
различных опытов.
Наши родители активно участвуют в жизни группы, в различных мероприятиях. Приходят на
Родительские собрания, участвуют в Семинарах. Творчески подходят к изготовлению
поделок, рисунков для участия в конкурсах, выставках. С интересом изучают материал в
информационных уголках. Они частые гости на наших праздниках, где становятся не только
зрителями, но и играют в игры с детьми.
Дети у нас очень любят играть, используя настольные игры, купленные в магазине или
сделанные руками воспитателей и родителей В группе собран богатый материал Лукошко
«Дары природы», который пополняется постоянно детьми и взрослыми после выезда на
природу, дети приносят красивые камешки, веточки, ракушки. Создана копилка
нетрадиционного оборудования по физическому развитию, по развитию речи, по математике.
В нашей группе имеет пуговичный дизайн. Все это сделано руками взрослых. По
продолжительности реализуем краткосрочные и долгосрочные проекты, организуем с
различным составом участников. Проекты классифицируются по разным признакам
наиболее существенным является доминирующий вид деятельности.
В практике использую исследовательские – творческие проекты: дети экспериментируют, а
затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна. «Волшебник –
воздух», «Вода бывает разной», итоговым мероприятием которых стали праздники «Карлсон
- вернулся», «В гостях у Снежной королевы».
Организовала ролево-игровые проекты с элементами творческих игр, когда дети с помощью
персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы: «Будь здоров малыш –
крепыш», «Наши игрушки», итогом данных проектом стали открытые занятия «В гостях у
Айболита», «Игрушки» (по произведениям А. Барто).
Значимыми
для
нас
были
творческие
проекты
в
виде
детского
праздника,
с
участием
родителей:
«Осень
разноцветная»,
«Здоровый
малыш»,
«Новогодняя
елка».
Итоговые
мероприятия проектов праздники «Осенины», «Папа, мама и я – дружная семья», «Кто
рукавичку потерял?».
Самые интересные и поучительные информационно-практико-ориентированные проекты,
дети
собирают
информацию
и
реализуют
ее,
ориентируясь
на
социальные
интересы:
«Пуговицы и пуговички», «Хлеб – всему голова!», итогом стали организация выставки по
пуговичному дизайну, выставка поделок из соленого теста.
Основной целью проектного метода является обеспечение психологического благополучия и
здоровья детей; развитие познавательных способностей; развитие творческого воображения;
развитие творческого мышления; развитие коммуникативных навыков.
Таким образом, метод проектов как педагогическая технология – это совокупность
исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в
основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно
конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие
критического и творческого мышления. Основное назначение методов проектов –
предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении
практических задач и проблем, требующих интеграции знаний в различных областях
предлагаемые по ФГОС, на всю структуру образовательного процесса, через различные виды
деятельности детей.
Библиографический список
1.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие
для педагогов дошкольных учреждений. М.:Мозаика-Синтез, 2008г., 112 с.
2.
Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в
деятельности
дошкольного
учреждения:
Пособие
для
руководителей
и
практических
работников ДОУ. М.:АРКТИ. 2005г., 96 с.
3.
Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ; от теории к практике.
Приложение к журналу «Управление в ДОУ». Сфера 2010г., 225 с.
4.
Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. Сант-
Петербург: Детство Пресс, 2011г., 126 с.