"Проблемы формирования духовно-нравственных ценностей личности в современной школе"
Автор: Матвеева Лариса Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Большевистская основная школа" Населённый пункт: посёлок Большевик, Владимирская область Наименование материала: Статья Тема: "Проблемы формирования духовно-нравственных ценностей личности в современной школе" Раздел: среднее образование
ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
МАТВЕЕВА Л.В.
Большевистская основная школа
Кольчугинского района
Проблемы формирования духовно-нравственных ценностей личности
являются далеко не новыми, они существовали во все времена. В настоящее
время проблемы приобрели особую актуальность в связи с тем, что сейчас
российское
общество
переживает
духовно-нравственный
кризис.
Современным
детям
не
хватает
духовно-нравственного
воспитания,
и
поэтому в общеобразовательной школе оно имеет особую значимость. В
новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального
общего образования
уделяется особое внимание духовно-нравственному
развитию и воспитанию обучающихся
. С
тандарт направлен на обеспечение
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
обучающихся
на
ступени
начального общего образования, становления их гражданской идентичности
как основы развития гражданского общества. В соответствии со Стандартом
должно
осуществляться
духовно-нравственное
развитие
и
воспитание
обучающихся,
предусматривающее
принятие
ими
моральных
норм,
нравственных установок, национальных ценностей.
В школе ведется работа по формированию духовно-нравственных ценностей
личности на уроках, во внеурочной и внешкольной
деятельности. Детей
приобщаем к богатствам культуры и науки в учебной деятельности. Через
образцы действий и поступков у ребенка отрабатываем грани человеческой
души. На развитие духовности и духовных способностей личности ребенка
влияют
произведения
различных
видов
искусства.
Проводим
уроки
нравственности,
играем,
так
как
игра
является
важным
источником
духовности
человека,
в
игре
способности
детей
начинают
приобретать
социальную направленность, и регулируются с позиции нравственности и
морали.
В
4
классе
изучается
ОРКСЭ
модуль
« Основы
православной
культуры»,
с 5 по 8 класс ведётся факультатив «Основы православной
культуры». Проводим классные часы на духовно-нравственные темы : «Что
такое хорошо и что такое плохо», «Жестокость, равнодушие и сочувствие»,
«Умение общаться - путь к успеху» и другие. Во внеурочной деятельности
особое место занимают социальные проекты. За последние годы
были
реализованы проекты на темы: «Цветочные фантазии», «Праздник в Ваш дом
придет», «Воздвигнут крест. Надежда на спасенье», «Пусть будет меньше
детских слез». Настоятель Свято-Покровского храма с. Давыдовское Отец
Владимир проводит с учащимися беседы. В период летнего пришкольного
лагеря
организуем
экскурсии
в
музеи,
храмы.
Проводим
родительские
собрания на духовно-нравственные темы: «Духовно-нравственное развитие
личности в школе и семье», «Воспитываем добротой», «Семейные традиции»
и другие.
Вести
работу
по
формированию
духовно-нравственных
ценностей
личности сложно, так как многие духовно-нравственные ценности личности
утрачены, а процесс возрождения сложный и длительный. Самым слабым
местом
в
воспитании
духовно-нравственной
личности
является
семья.
Формировать
духовно-нравственные
ценности
личности
необходимо
с
раннего возраста, а это, прежде всего и есть
семья. В настоящее время
обострились
проблемы
взаимодействия
школы
с
семьёй.
Повседневные
заботы,
переориентация
сознания
взрослого
поколения
на
другие,
преимущественно материальные ценности, приводят к рассогласованности
действий школы и семьи. Во многих семьях должного внимания воспитанию
детей не уделяется, дети много времени проводят сами по себе. Родители
работают в
Москве, а присмотр за детьми осуществляют бабушки, тёти,
старшие сёстры. А ведь каждый ребёнок с раннего возраста нуждается в
эмоциональном
участии
родителей,
в
сопереживании
его
проблемам
и
трудностям. В настоящее время происходит разрушение института семьи.
Современные дети не хотят читать, не стремятся к здоровому образу жизни,
много
времени
проводят
за
компьютерными
играми.
Материальные
ценности
доминируют
над
духовными,
поэтому
у
детей
искажены
представления о доброте, милосердии, великодушии.
Много жестокости в
современном обществе не только среди взрослых, но и детей, наблюдаются
случаи агрессии по отношению к сверстникам. Имеет место рост детской
преступности. Возросло число безнадзорных и беспризорных детей.
Не
соблюдается
историческая
преемственность
поколений.
Это
лишь
самые
актуальные
проблемы,
которые
сегодня
беспокоят
школу
и
требуют
незамедлительных решений.
Список литературы
1. Астахов С.В.
Духовность в современной школе./ ж. «Начальная школа.
плюс До и После» - №1, 2011
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.
Божович. – М., 1968
3.
Данилюк
А.Я.,
Кондаков
А.М.,
Тишков
В.А.
Концепция
духовно-
нравственного развития и воспитания личности гражданина России./ М.:
Просвещение, 2009
4. Федеральный
государственный образовательный стандарт начального
общего образования. / М-во образования и науки
Рос. Федерации. – М.:
Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения).