Напоминание

"Специфика работы концертмейстера в классе струнно-смычковых инструментов"


Автор: Малинова Ольга Александровна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МАУДО ДШИ г. Видное
Населённый пункт: г. Видное Московская область
Наименование материала: доклад
Тема: "Специфика работы концертмейстера в классе струнно-смычковых инструментов"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

« Детская школа искусств г. Видное »

Малинова О. А

.

Методический доклад:

« Специфика работы концертмейстера в классе

струнно- смычковых инструментов »

г. Видное, 2019 г.

1

Содержание

1.

Введение…………………………………………………………….................3

2. Специфические особенности струнно-смычковых

инструментов….....................................................................................................4

3. Самостоятельная работа концертмейстера……………………………….5

4. Работа концертмейстера с учеником……………………………................6

5. Подготовка к выступлению……………….………………………………...7

6. Заключение……………….………………………………………….…...........8

7. Список используемой литературы..……………………………………......9

2

1. Введение

Концертмейстерство,

как

самостоятельный

вид

деятельности,

является

примером

органичного

сочетания

мастерства

педагога,

исполнителя,

импровизатора и психолога.

Концертмейстер – это универсальный музыкант, который сотрудничает с

представителями разных групп музыкальных инструментов, каждый из которых

имеет

свою

специфику.

Работа

в

классе

струнно-смычковых

инструментов

предъявляет

к

профессионализму

концертмейстера

следующие

требования:

умение бегло читать с листа, иметь навыки транспонирования и переложения

партий,

владение

навыками

игры

в

ансамбле,

эрудированность

в

вопросах

музыкальных стилей и форм, скорость реакции, гибкость, дирижерское начало,

понимание

исполнительской

специфики

струнных

инструментов.

А

так

же

концертмейстер должен обладать хорошей интуицией, волей и самообладанием.

Раскрывая специфику работы в классе струнно-смычквых инструментов, я

опиралась

на

собственный

опыт

работы

с

солистами

скрипачами

в

Музыкальном Колледже г. Архангельска, в Петрозаводской Государственной

Консерватории, а так же солистами и ансамблем скрипачей и виолончелистов в

ДШИ г. Видное.

3

2.

Специфические особенности струнно-смычковых инструментов

.

Для

работы

в

классе

струнно-смычковых

инструментов

необходимо,

в

первую очередь, понимать специфику инструмента. На мой взгляд, для этого

будет очень полезным, особенно для начинающего концертмейстера, посещение

уроков учеников начальных классов, на которых педагог подробно объясняет

особенности

строения

инструмента,

основные

принципы

звукоизвлечения,

штрихи. Так, например, исполняя классические произведения, концертмейстер

должен попытаться максимально приблизить своё звукоизвлечение, штрихи к

звучанию струнных инструментов.

Работа концертмейстера в классе начинающих скрипачей или в классе уже

состоявшихся

музыкантов,

конечно

же,

различается.

С

детьми

младшего

возраста

многие

штрихи,

динамические

оттенки

нужно

делать

более

выпуклыми. Особое внимание необходимо уделить переносам смычка, а так же

исполнению аккордов, так как начинающим скрипачам для этого требуется

больше времени.

Огромную роль в исполнении на струнно-смычковых инструментах играет

интонация. Скрипка и виолончель – инструменты с нефиксированным строем,

поэтому

помощь

пианиста

иногда

необходима.

Если

ученик

фальшивит,

концертмейстер может попытаться, дублируя верхний голос, помочь подправить

чистоту интонации. Или же наоборот, убрать из своей партии дублирующую

мелодию, чтобы неточность в интонировании была не так сильно заметна.

Необходимо

уделить

внимание

вопросу

педализации.

Концертмейстер

должен более тонко пользоваться педалью, так как её чрезмерное использование

противопоказано

струнным

инструментам.

Очень

точно

следует

снимать

с

педаль при окончаниях общих фраз, при совместных снятиях. Особенно это

касается

исполнения

классических

произведений,

где

педализация

композиторами

вообще

не

предполагалась.

Я

предпочитаю

исполнение

классики, по возможности, без педали

.

Так же очень важно уделить внимание проблеме звукового баланса между

солистом

и

фортепиано.

Звучание

концертмейстера

в

совместной

игре

со

скрипачом и виолончелистом никогда не достигает той силы, которая возможна

при исполнении пианистом сольной программы. Научиться слышать партнёра и

установить

баланс

звучания

основное

правило

ансамблевой

игры.

Здесь

необходимо учитывать специфику звучания и тембр инструмента. Звук скрипки

более яркий и звонкий, чем у виолончели, поэтому её заглушить труднее.

Конечно, необходимо учитывать технические, звуковые и эмоциональные

возможности ученика. Солист играет ведущую роль, а концертмейстер должен

уметь остаться «в тени солиста», подчеркнуть и высветить лучшие стороны его

игры

4

3. Самостоятельная работа концертмейстера

Конечно же, концермейстер - это, в первую очередь, пианист, который

должен постоянно совершенствовать свои навыки. Он не является солистом, но

на

нем

лежит

ответственность

за начинающего

музыканта,

требующего

повышенного

внимания,

помощи

и

эмоциональной

поддержки.

Для

этого

необходимо

хорошо

владеть

своей

партией.

Для

концертных

и

конкурсных

выступлений

я

рекомендую

выучивание

партии

концертмейстера

и

солиста

наизусть, чтобы в экстренных ситуациях легко ориентироваться в нотном тексте,

суметь поймать солиста в любом месте исполняемого произведения.

При подготовке к занятиям со старшими учениками в классе скрипки,

помимо

разучивания

партии,

я

всегда

прослушиваю

и

просматриваю

видеозаписи с выступлений разных учеников с этим произведением. Наблюдая

за

исполнением

скрипача,

можно

получить

первое

представление

о

произведении, о его технической сложности, о штрихах, о сменах смычка.

Работа концертмейстера с текстом требует умения бегло читать с листа,

так как репертуар в скрипичном классе объемен и разнообразен, поэтому

часто

приходится

играть

какие-то

произведения

только

на

уроке.

Иногда

необходимо умение транспонировать, умение импровизировать и перекладывать

фактуру, не нарушая замысла композитора.

Всего этого легко добиться при

условии регулярных самостоятельных занятий.

5

4. Работа концертмейстера с учеником.

Основные задачи концертмейстера: познакомить ученика с произведением ,

оказать необходимую помощь в разучивании, помочь выработать навыки игры в

ансамбле, развить его общую музыкальность,

подготовить

к публичному

выступлению.

Как правило, первое знакомство с новым произведением происходит на

уроке,

когда

педагог

и

концертмейстер

исполняют

его

ученику.

Для

концертмейстера это ответственный момент. Он должен постараться передать

образно-эмоциональное

содержание

пьесы,

исполнить

произведение

в

необходимом

темпе,

по

возможности

точно

соблюдая

штрихи,

динамику.

Постараться заинтересовать ученика.

Иногда концертмейстеру приходится самому заниматься с учащимся, без

педагога.

В

этом

случае,

в

первую

очередь,

необходимо

помочь

ученику

настроить

инструмент.

Занятия

не

должны

сводиться

к

многократному

повторению произведения. Концертмейстер берёт на себя роль педагога. Вместе

с учащимся проучиваем текст, останавливаемся на интонационно и технически

трудных местах, отрабатывая штрихи, динамику, работаем над темпом, ритмом,

над стилем и образным содержанием произведения. Со старшими учениками мы

просматриваем

видеозаписи

с

исполнением

этого

произведения

в

интерпретации известных скрипачей и в исполнении учеников музыкальных

школ. А затем вместе обсуждаем.

Главное,

найти

общий

язык

с

учеником,

чтобы

совместные

занятия

проходили в доброжелательной атмосфере, приносили пользу и удовольствие.

6

5. Подготовка к выступлению.

В последние годы вместе с ростом исполнительского уровня учащихся

возросли

требования

к

концертмейстеру

не

только

в

отношении

исполнительского мастерства, но и педагогического, особенно при подготовке

учащегося к выступлению. Именно концертмейстер остается один на один с

учеником в последние минуты перед выступлением. Как правило, прежде чем

идти на сцену, в классе мы проигрываем некоторые отрывки из произведений,

еще

раз

акцентируя

внимание

на

точности

штрихов,

темпа,

динамики,

на

характере исполнения. Малышам хорошо помогает справляться с волнением

дыхательная

гимнастика,

позитивный

настрой

концертмейстера,

а

так

же

несколько репетиций на сцене. Необходимо, чтобы ребенок знал, как выйти,

куда встать, чтобы был визуальный контакт с концертмейстером. Так же мы

заранее проговариваем удобные места, с которых можно продолжить играть, в

случае внезапной ошибки и остановки. Для этого концертмейстеру, конечно же,

необходимо

хорошо

знать

обе

партии,

уметь

предугадывать

и

успешно

преодолевать возможные проблемы во время исполнения.

Перед самой сценой я настраиваю своих учеников, что выступление- это

работа.

Это

преодоление

технических

трудностей,

преодоление

своей

эмоциональной

зажатости,

перевоплощение

из

ученика

в

исполнителя,

способного увлечь слушателей своей игрой.

Большое количество совместных выступлений, репетиций, доверительные

отношения

с

концертмейстером

дают

ученику

ощущение

надежности

и

спокойствия, уменьшается боязнь сцены.

7

6. Заключение.

Концертмейстер -

чуткий и незаметный помощник для учащегося. Это

наставник, поддерживающий его и в классе, и на сцене. Пианист, обладающий

множеством разнообразных музыкально- исполнительских навыков. Музыкант,

который наравне с педагогом приобщает ребенка к миру прекрасного.

8

7. Список используемой литературы:

1. Шендерович Е. М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. —

М.: Музыка, 1996.

2. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. –Ростов- на- Дону: Издательство «

Феникс», 2002.

3. Мур Дж. Певец и аккомпаниатор. Воспоминания. Размышления о музыке.

Пер. с англ. - М., Радуга, 1987

.

4. Кубанцева Е.И. Методика работы над фортепианной партией пианиста-

концертмейстера // Музыка в школе. – 2001. - № 4.

9



В раздел образования