Напоминание

Здоровьесберегающие технологии на занятиях декоративно-прикладного творчества.


Автор: Морозова Ирина Вениаминовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центра дополнительного образования «Ступени» г. Сочи
Населённый пункт: г. Сочи Краснодарский край
Наименование материала: Статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии на занятиях декоративно-прикладного творчества.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Статья

Здоровьесберегающие технологии на занятиях декоративно-прикладного

творчества.

В.А. Сухомлинский утверждал, что "…забота о здоровье ребенка-это не

просто

комплекс

санитарно-гигиенических

норм

и

правил…

и

не

свод

требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о

гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой

гармонии является радость творчества”.

Продолжая мысль великого педагога, я убеждена, что задача педагога

состоит в следующем: создать условия для включения ребенка в процесс

творчества

и

найти

методы,

адекватные

его

психофизиологическим

особенностям, помогающие формированию позитивного мышления ребенка

и его способности к "конструированию” собственного здоровья.

В

процессе

занятий

декоративно-прикладным

творчеством,

я

часто

использую

разные

техники

это

и

некоторые

виды,

бумагапластика,

аппликация

из

песка

и

манки,

яичной

скорлупы,

бумажная

мозаика,

модульное оригами, тестопластика и др. Самое важное, что они позволяют

эффективно

развивать

творческие

способности

ребенка

тем

самым,

осуществляя

работу

по

формированию

активной

творческой

личности,

с

которой можно продуктивно работать и в плане формирования здорового

образа жизни.

Во

первых,

занятия

любым

видом

декоративно-прикладного

творчества

развивает

мелкие

мышцы

кистей

рук

учащихся

(мелкую

моторику), что существенно облегчает нагрузку на руки детей и даже почерк

у них становится лучше.

Во - вторых, эти занятия не ограничивают фантазию ребенка, который

дает волю своему остроумию и наблюдательности, украшая ее то неожиданно

замысловато,

то

с

наивной

простотой.

Давно

известно,

что

наиболее

интенсивное развитие ребенка идет, когда работа ума и чувств сопровождает

практическую деятельность ребенка, «опредмечивается» в его собственных

действиях.

Поэтому рукоделие – это возможность для ребенка выразить свое "Я” в

явной

адресной

форме.

Понимание

этого

побуждает

его

вложить

свои

умения, способности, талант, фантазию, вкус, изобретательность, чувство

юмора, аккуратность и другие личностные характеристики в изготовленное

изделие.

Применение игровых технологий на уроках изобразительного искусства

в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий,

дает мне возможность укрепить мотивацию на изучение моего предмета,

поддерживать интерес, увлеченность процессом, вызвать положительные

эмоции, то есть создать благоприятный эмоциональный настрой урока,

увидеть индивидуальность детей. Для учащихся игры – это способ

самореализации, самовыражения, самооценки.

Игровые формы разнообразны:

• подвижные игры (физкультминутки, игры на внимание);

• диалоги с героями книг, сказок, мультфильмов.

Чтобы собрать внимание учеников и настроить их на работу на занятии,

использую следующие игры:

1) Игра «Ленивые восьмерки». Эта игра активизирует структуры,

обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания детей.

Правило игры: нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру

восемь по три раза сначала одной рукой, потом другой, а затем обеими

руками.

2) Игра «Картина». Детям предлагается мысленно перенестись из класса

в мир образов картины и совершить прогулку по изображенным на картине

уголкам природы, интерьеру и т.п. На занятии, можно «изобразить» картину,

обыграть ее. Непременное условие этой игры: постараться ощутить на себе

эмоциональную атмосферу картины, силу воздействия порой непривычного

ее колористического решения, вставая на позицию того или иного героя

произведения, пережить вместе с ним какое-либо событие или душевное

состояние.

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых

гигиенических и психологических условий для организации учебной

деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также

пропаганду здорового образа жизни. Регулярно провожу с воспитанниками

беседы направленные на профилактику детского травматизма, несчастных

случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в различных

бытовых ситуациях.

Создание благоприятного психологического климата на занятии

доброжелательная обстановка, спокойная беседа. Следует заметить, что в

обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости

работоспособность воспитанников заметно повышается, что в конечном

итоге приводит к более высоким результатам.

Применяя такие методы как: динамические паузы, подвижные игры,

релаксацию, гимнастику: пальчиковую, для глаз, дыхательную, я тем самым

повышаю

результативность

воспитательно-образовательного

процесса,

формирую

у

воспитанников

ценностные

ориентации,

направленные

на

сохранение и укрепление здоровья.

Постоянные

проветривания

помещения

можно

соотнести

к

методу

закаливания. Здоровый образ жизни включает в себя

и личную гигиену,

ребята имеют свои индивидуальные полотенца для рук.

-Технология воздействия через сказки музыкальные (сказкотерапия).

Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного

восприятия. В ней, возможно, все чего не бывает в жизни. На занятиях мы с

ребятами

учимся

составлять

словесные

образы.

Вспоминаем

старые

и

придумывая новые образы, дети увеличивают свой образный репертуар, и

внутренний мир ребенка становится интереснее, богаче. Это истинный шанс

понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом

направлении.

Поскольку

чувства

бывают

не

только

положительные,

но

и

отрицательные, то и образы у детей рождаются не только радостные, но и

пугающие.

Одна

из

важных

целей

этих

занятий

-

преобразовать

отрицательные образы в положительные, чтобы мир ребенка был красив и

радостен.

Спокойное состояние нервной системы возвращает ребенку здоровье.

-Технологии музыкального воздействия.

Во время занятий использую музыку классическую, из детских песен.

Технологии музыкального воздействия используются для снятия напряжения,

повышения эмоционального настроя.

Музыкотерапия

является

интереснейшим

и

перспективным

направлением. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но

может

привести

в

крайне

возбужденное

состояние,

может

укрепляться

иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости, улучшается

обмен

веществ,

активнее

идут

восстановительные

процессы,

и

человек

выздоравливает.

Звучание

музыки

на

занятии

дает

ребенку

возможность

успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение.

Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию

интереса

ребёнка

к

процессу

обучения,

повышает

познавательную

активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и

здоровье детей.

Пробудить заложенное в ребенке творческое начало, научить трудиться,

помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной

и наполненной смыслом жизни – к этому стремлюсь я в меру своих сил и

способностей, организуя свои уроки. Конечно, задачу сохранения здоровья

детей не под силу решить одному педагогу. Но, если каждый из нас,

педагогов, задастся этой целью, и будет стремиться к ней; выиграют, в

конечном счете, наши дети, наше будущее.



В раздел образования