Автор: Сайфулина Тамара Фидарисовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №17 "Белочка" Населённый пункт: город Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ Наименование материала: статья Тема: "Патриотическое воспитание в детском саду" Раздел: дошкольное образование
Патриотическое воспитание в детском саду.
В период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим
традициям нашего народа, его вечным ценностям. В связи с этим, начиная с дошкольного
возраста, необходимо формировать у детей духовно-нравственные качества, среди которых
одним
из
важных
является
патриотизм.
Раскрывая
роль
патриотизма
в
процессе
личностного становления человека, многие мыслители и педагоги прошлого указывали на
его многостороннее формирующее влияние.
Патриотическое воспитание – это формирование любви к Родине, преданность своему
Отечеству,
стремление
служить
и
защищать
свой
народ.
В
дошкольном
детстве
патриотическое воспитание тесно связано с эстетическим воспитанием. Оно способствует
развитию у детей патриотических чувств, положительных эмоций, вызывает интерес к
культуре своего народа, его обычаям и традициям. Приобщение детей к национальной
культуре и искусству – важнейшая задача современного воспитательного процесса.
Чувство патриотизма начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте и
успешно
проходит
путем
приобщения
дошкольников
к
культурному
наследию.
Благодатный материал веками накапливался в устном народном творчестве, в народно-
прикладном
искусстве
и
народных
промыслах,
в
фольклоре
и
классических,
художественных
произведениях,
в
трудах
русских
мастеров
живописи,
скульптуры,
архитектуры, которые близки и понятны детям дошкольного возраста.
В последнее время, педагогами переосмысливаются и отбираются оптимальные
педагогические подходы к образованию и нравственному воспитанию детей дошкольного
возраста.
Они считают, что
акцент нужно делать на отношении личности к Родине,
обществу, людям страны, на чувства привязанности к тем местам, где человек родился и
вырос – что так знакомо и близко ребенку, что его окружает.
Важной составной частью работы по патриотическому воспитанию дошкольников
является приобщение их к традициям и обычаям народа, страны, к искусству, к народному
творчеству.
Народное
декоративно-прикладное
искусство
—
часть
национальной
культуры.
Соприкосновение
с
народным
искусством
обогащает
ребенка,
воспитывает
гордость за свой народ, подтверждает интерес к его истории и культуре.
Дошкольное детство – это период начальной социализации ребенка, приобщение к
миру культуры, общечеловеческим ценностям и традициям народа. Именно в это время
следует
начинать
воспитание
эмоционально-ценностного
отношения
ребенка
к
традиционной культуре своего народа. В широком значении народное искусство – это
создаваемые
народом
на
основе
коллективного
творческого
опыта,
национальных
традиций
и
бытующие
в
народе
поэзия
(предания,
сказки,
эпос),
музыка
(песни,
наигрыши, пьесы), театр (драма, театр кукол, сатирические пьесы), танец, архитектура,
изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
Средством патриотического воспитания дошкольников выступает русское народное
декоративно-прикладное
искусство.
Оно
доступно
для
детского
понимания,
так
как
природа народного и детского творчества имеет много общего. Произведения народного
творчества
естественно
входят
в
жизнь
ребенка
с
самого
раннего
детства.
Черты
народного творчества живут в современном искусстве, обогащая и развивая его. Каждый
народ
несет
свою
культуру
поэтически-образных
и
ремесленных
традиций,
которые
складывались
веками.
Неповторимые
художественные
изделия
народных
промыслов
России любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко ценят за
рубежом, они стали символами отечественной культуры, вкладом России в культурное
мировое наследие.
Существует множество образовательных программ и подходов к воспитанию чувства
любви к родному краю у детей дошкольного возраста. Все комплексные программы –
«Программа воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильевой, «Детство» В.И.
Логиновой
и
др.,
«Развитие»
Л.А.
Венгера
и
др.,
«Радуга»
Т.Н.
Дороновой
–
предусматривают решение задач по воспитанию патриотических чувств к Отчизне.
Задача
педагога
дошкольного
учреждения
–
сформировать
первоначальные
представления об истории, культуре нашей Родины, вызвать интерес к изучению ее в
будущем, зажечь искорки патриотизма у дошкольников.