Автор: Огнева Алла Олеговна
Должность: МБУ ДО ДЮЦ
Учебное заведение: МБУ ДО ДЮЦ
Населённый пункт: Московская область, г.о. Лобня
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Способы развития интеллекта ребенка младшего школьного возраста.
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное Бюджетное Учреждение
Дополнительного Образования
Детско-Юношеский Центр «Созвездие»
Методическая разработка
«Способы развития интеллекта ребенка младшего школьного возраста»
Педагог дополнительного
образования
Огнева Алла Олеговна.
Лобня
2019
1
Введение.
Проблема исследования, поставленная в данной работе, заключается в
том,
чтобы
дать
советы
и
рекомендации
родителям,
которых
серьезно
беспокоят вопросы:
почему у ребёнка
плохие оценки, правда ли, что
успеваемость ребенка определяется наследственностью, можно ли развить
умственные способности ребёнка?
Эта проблема актуальна, так как время, в котором мы живём, имеет свои
определённые
особенности:
высокий
уровень
развития
современного
общества, технический и научный прогресс.
С развитием Интернета получить информацию стало очень просто,
поэтому ценится сейчас не то, сколько фактов ты помнишь, а способность к
выбору и анализу полученной информации. Теперь требуется скорее умение
моделировать
ситуацию
и
видеть
её
целиком,
предвосхищать
события
и
планировать будущее.
Генетические факторы с самого рождения, конечно, влияют на то, станет
ли человек умным, однако интеллект может быть значительно повышен под
влиянием окружающей среды, воспитания и тренировок.
Умственными способностями управляют гены, однако, ассоциативные
зоны головного мозга отвечают за сообразительность, то есть за творческое
или
нестандартное
мышление.
Мозг
активно
изменяет
связи
этих
зон,
подстраиваясь под окружающую среду. Из-за этого работа ассоциативных зон
сильно зависит от внешних воздействий. Это означает, что ум во многом
зависит
от
воспитания,
самопроизвольного
развития
и
приобретённого
опыта.
Интеллект ребёнка можно и нужно развивать. В данной работе приведён
анализ основных факторов, которые способствуют развитию умственных
способностей
ребёнка,
предлагаются
советы
по
воспитанию
умного
и
успешного
ребёнка;
советы,
которые
помогут
ребёнку
развить
память,
мотивацию, научат ставить цели и решать задачи.
2
Под выражением: «Быть умным» понимаем то, что у человека хорошо
развита оперативная память – основной рабочий инструмент, и у него есть
мотивация, или любознательность, как естественное свойство характера.
Ум в нашем понимании включает в себя пытливость и любознательность –
именно из-за них человек ставит перед собой новые задачи и не теряет азарта
при их решении, это естественное свойство характера - мотивация.
Интеллектуальная деятельность, включающая размышления, намерения,
планирование,
анализ
и
сопоставление
фактов,
требует
развития
оперативной памяти.
При исследовании активности головного мозга детей были разработаны
способы развития оперативной памяти и мотивации.
Развивая оперативную память и мотивацию, можно повысить умственные
способности ребёнка.
Итак, что же такое память вообще? Память – это свойство психики
воспринимать, сохранять и воспроизводить некоторую информацию, которая
может иметь самую различную форму и содержание.
А что такое
оперативная память, что именно в мозгу отвечает за
оперативную память?
Ученые установили, что оперативная память максимально связана с
префронтальной корой лобных долей головного мозга, которые находятся в
передней части черепа, то есть в районе лба.
В ходе человеческой эволюции лобные доли очень сильно развились,
причем
особенно
заметно
выросла
как
раз
префронтальная
кора.
Нашу
индивидуальность, саму суть нашей личности определяет именно этот отдел
мозга.
Оперативная память – это «записная книжка» нашего мозга.
Она призвана помогать при решении какой-либо задачи. Когда появляется
интеллектуальная
задача,
наш
мозг
на
время
переносит
в
оперативную
память
всю
информацию
и
воспоминания,
которые
помогут
эту
задачу
решить, поэтому оперативная память – это нечто вроде записной книжки, в
3
которой на нужное время помещают записки с воспоминаниями и полезной
информацией.
Лобные доли в среднем созревают к 8-13 годам, а потом в них
продолжается
медленное
развитие.
Ученые
считают,
что
это
развитие
завершается годам к 24 – 25, хотя бывает, что и после 60 лобные доли могут
развиваться.
Именно в школьные годы совершенно правильно нагружать детей
особенно сильно, так как в это время быстро совершенствуется мозг.
Оперативная память развивается неравномерно.
Способности
оперативной памяти с возрастом изменяются. Школьное образование – это
самая интенсивная система тренировки оперативной памяти за всю историю
человечества.
Чтобы отправить записку в мозг, кто-то использует визуальный образ
(картинку), а другие – звуковой, потому что в оперативной памяти имеются
два буфера – зрительный и слуховой. Если научиться использовать оба эти
буфера, то можно улучшить работу оперативной памяти.
Родители всегда хотят, чтобы у детей всё получалось сразу же, в этом
желании нет ничего плохого, но активизация лобных долей и интенсивное
обучение происходит именно тогда, когда ребёнку приходится прилагать
усилия для решения задачи. Причём, совершенно бессмысленно сравнивать
одного ребёнка с другим, и основная задача родителей – правильно подобрать
уровень сложности задач для своего ребёнка.
Современное общество создало много возможностей для снижения
активности лобных долей, так как часть задач можно переложить на разные
механизмы или гаджеты. Поэтому для развития мозга нужно сознательно и
целенаправленно создавать
ситуации для тренировки, напрягать мозг и
решать какие-то задачи без помощи современных технологий.
Обучение детей младшего школьного возраста письму от руки или счету в
уме является прекрасным упражнением для развития его мозга.
4
Человеческий мозг так устроен, что радуется, когда у него что-то
получается. В момент похвалы активизируется выработка нейромедиатора
дофамина – его еще называют гормоном счастья, также дофамин – это
«гормон мотивации».
По своей природе дофамин схож с другим нейромедиатором -
серотонином.
Если
говорить
метафорами,
их
действия
разнятся
в
следующем: дофамин – это гормон мотивации, движения вперед, жажды
перемен, предвкушения награды и энтузиазма, дофамин заставляет мечтать и
делать шаги навстречу своей мечте, а серотонин – это счастье здесь и сейчас.
Р о с т
о д н о г о ,
к а к
п р а в и л о ,
в л и я е т
н а
р о с т
д р у г о г о .
Чувство
превосходства
в
момент
победы
и
чувство
удовлетворения
от
хорошо
сделанной
работы
закладывают
в
мозге
человека
фундамент
мотивации, нужной для систематической тренировки мозга. Доказано, что
дофамин вырабатывается
активнее,
когда
человека
хвалят,
поэтому
нейробиологи – исследователи мозга – подтверждают, что хвалить детей
очень полезно. Очень полезно, также, совместно с ребёнком ставить цели,
причём полезно не только для ребенка, родители также получают массу
преимуществ,
в
том
числе
еще
одну
возможность
потренировать
свой
собственный мозг. Если ребенок настроен на достижение цели, прикладывает
к этому все усилия, и понимает, что родители разделяют его стремления и с
интересом следят за его
успехами,
он получает дополнительные силы и
мотивацию.
Мотивация и желания являются теми факторами, которые усиливают
способность к самостоятельному мышлению.
Что представляет собой механизм мотивации? Мотивация возникает, когда
мы интуитивно чувствуем, что переживаем положительную эмоцию, если
совершим какой-то поступок. Когда такое предчувствие не появляется, нет и
желания браться за дело. Иными словами, сочетание действий, программы их
5
выполнения и последующего удовольствия от выполненной работы и есть
то, что называется мотивацией.
После того, как мы выяснили, что такое мотивация, попробуем
разобраться, как можно добиться появления мотивации, и её роста у
детей.
Самый простой и эффективный метод – это похвала. Мы уже знаем, что в
ответ на похвалу вырабатывается нейромедиатор дофамин, поэтому ребёнка
нужно хвалить за усердие в учёбе, спорте, игре на фортепиано и вообще за
любое
действие,
которое
мы
считаем
желательным.
Повторяя
похвалу
каждый
раз,
мы
сформируем
у
ребёнка
устойчивое
предвкушение
удовольствия от учебы, спорта или игры на фортепиано, что затем приведет к
появлению внутреннего стимула.
Поэтому:
Когда ребёнок занимается, мы его хвалим.
Когда ребёнок демонстрирует мотивацию, мы его хвалим.
Когда ребёнок прикладывает усилия, мы его хвалим.
Это железное правило.
Похвала за приложенные усилия – это очень важный момент для
формирования мотивации.
Как удержать желание что-то сделать?
Результаты экспериментов, проведенных клиническими психологами,
показывают, что мотивации типа «ты должен», «ты обязан» почти ничего не
меняют в поведении детей.
Ребёнок меняет свое поведение, когда представляет себе будущее в виде
конкретного и достижимого действия.
Как поставить перед ребёнком цель, которая представляет собой
конкретное и достижимое действие?
Вот две основные характеристики такой цели:
1.Результаты действий для достижения такой цели можно оценить
объективно (желательно количественно).
6
2.Такую
цель
можно
сформулировать
в
виде
утвердительного
предложения.
Если невозможно объективно оценить успехи со стороны, то ребёнок и
сам не поймет, достиг он цели или нет. А если результаты не оценены, то
ребёнок не получит вознаграждения в виде удовлетворения от полученного
результата и дофамин не вырабатывается. При таком подходе, мотивация
быстро исчезает.
Важно, чтобы цель была не абстрактной, а конкретной, доступной для
объективной оценки, желательно в числовом выражении, например, сложно
оценить желание « я хочу лучше учиться», но можно легко оценить результат
желания «я хочу выучить таблицу умножения».
Если поставить
цель с частицей
не, то необходимо установить
конкретные временные рамки. Например, «я не буду смотреть телевизор с 7
до 9 вечера».
В любом случае, лучше всего формулировать цель как утверждение, так
как ожидание вознаграждения за какое - то действие более естественно, чем
за его отсутствие.
Итак, при формулировке цели желательно сделать ее конкретной,
доступной
к
оценке
и
сформулировать
её
как
утвердительное
предложение.
Постановка задачи или цели ребенку одновременно конкретизирует
желания родителей насчет их детей. Если ребенок уже большой, то лучше
работать над этим вопросом вместе, а как только он станет справляться один,
без
родителей,
можно
считать
ребенка
самостоятельным.
Можно
даже
сказать, что теперь у него появился самостоятельный ум. Ученые называют
это
«метапознанием»,
что
означает
контроль
человека
за
собственным
мышлением, целями и действиями.
История знает случаи, когда многие выдающиеся люди уже с детства
блистали
незаурядными
способностями.
С
другой
стороны,
выдающиеся
умственные или творческие проявления ребенка могут оказаться лишь чем-
7
то временным. В ходе возрастного развития вместе с укреплением свойств
интеллекта и качеств личности ребёнка, подъемом их на новый уровень
происходит и ограничение, а то и утрата некоторых детских возможностей.
Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний,
период усвоения нового. Успешному выполнению этой важной жизненной
функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста:
доверчивое
подчинение
авторитету,
повышенная
восприимчивость,
впечатлительность, наивно – игровое отношение ко многому из того, с чем
они
сталкиваются.
У
младших
школьников
каждая
из
отмеченных
способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и
это – неповторимое своеобразие данного возраста.
Чрезвычайно трудно оценить действительное значение проявляемых в
детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее
развитие.
Нередко
обнаруживается,
что
яркие
проявления
способностей
ребенка,
достаточные
для
начальных
успехов
в
некоторых
занятиях,
не
открывают пути к действительным, социально значимым достижениям.
Однако ранние признаки способностей не могут оставлять равнодушными
родителей и педагогов – ведь эти признаки могут указывать на предпосылки
подлинного таланта.
Чтобы лучше понимать таких детей, нужно, прежде всего, знать и
учитывать возрастные особенности детской психики. Стремительный подъем
умственных
сил
и
творческих
способностей
по
мере
взросления
можно
наблюдать у всех детей.
Детство
-
неповторимая
по
своим
возможностям
пора
развития.
Обогащение психики идет в таком темпе, который будет уже недоступен в
зрелые
годы.
Формирование
у
детей
полезных
житейских
привычек
поможет естественным образом укрепить их интеллект.
8
Для правильного развития мозга ребёнка, для развития его умственных
способностей необходимо воспитывать следующие полезные привычки:
1. Умеренные физические нагрузки.
2. Ручной труд, требующий мелкой моторики, помогает развивать мозг
ребёнка.
3. «Живое» общение с людьми полезнее удалённого
4.
Сбалансированное
питание
улучшает
работу
мозга
и
служит
профилактикой нейродегенеративных заболеваний.
1. Во время физических упражнений мы используем мозг не менее активно,
чем во время учёбы и интеллектуальных упражнений. Ребёнок, который
катается
на велосипеде, одновременно тренирует свой мозг. И наоборот,
дети, которые этого не делают, упускают отличную возможность развития.
Активная физическая
нагрузка является одним из способов преодолеть
кризис первоклассника у детей в начальной школе. Ещё один важный момент
–
природа,
которая
открывается
ребёнку
вместе
с
путешествиями
и
приключениями.
2.
Второй
полезной
привычкой,
улучшающей
работу
мозга,
является
ручной труд, в котором задействована мелкая моторика. Чем сложнее дело,
тем больше оно активизирует мозг. Мозг активизируется ещё больше, если
всё делать с душой. Различные занятия активизируют мозг, но гораздо важнее
не что мы делаем, а
то, с каким настроением делаем. Вкладывать в дело
душу очень важно. Не стоит переживать, если, например, ребёнок с крайней
неохотой соглашается помочь по дому во время каникул даже после вашего
объяснения, насколько полезно вкладывать душу в любое, даже неинтересное
дело. Но если вы своим примером будете показывать важность самоотдачи и
время от времени озвучивать это простое правило, ребёнок рано или поздно
поймёт его важность.
9
Во время приготовления еды, например, также активизируется мозговая
деятельность.
Можно
привлечь
ребёнка
к
кропотливой
и
не
слишком
интересной чистке овощей. Помимо мелкой моторики, предвкушение чего-то
вкусного в процессе готовки также усиливает работу мозга.
3. Третья привычка – это «живое» общение с людьми. Можно задаться
вопросом: какое отношение к воспитанию умного ребёнка имеет общение с
людьми.
Ответ
–
Непосредственное.
Учёные
проводили
эксперимент,
сравнивая мозговую активность в момент разговора с собеседником лично
или по мобильному телефону. Когда разговариваешь лицом к лицу, лобные
доли ведут себя более активно. Когда видишь человека, находишься с ним в
одном пространстве, то часто, даже не осознавая этого, считываешь его
эмоции и настроение, благодаря чему активизируется деятельность лобных
долей. Детям важно находиться среди людей, иметь возможность поговорить,
видя лицо собеседника.
В общении очень важен смех. Когда человек смеётся, активизируются так
называемые «естественные киллеры» - клетки
NK, основная обязанность
которых выявлять и уничтожать собственные клетки организма, в которых
что-то
нарушилось.
Кроме
того,
во
время
смеха
приходит
в
норму
содержание сахара в крови. При этом, когда
ребёнок смеётся или когда
пытается кого-то насмешить, активируются и лобные доли мозга.
Очень велика вероятность того, что улыбки матери и близких членов
семьи,
а
также
учителей
играют
немалую
роль
в
формировании
мозга
ребёнка.
4. Сбалансированное питание. Пища – важный элемент для здорового тела,
не стоит и говорить, насколько она важна для такого органа, как мозг. Клетки
нашего мозга, за исключением воды, наполовину состоят из жира, поэтому
для мозга жир является очень важным элементом. Важно, чтобы организм
получал
сбалансированное
количество
животных
жиров,
растительных
жиров и жиров, содержащихся в рыбе и в морепродуктах.
10
Источник энергии мозга – глюкоза. Глюкозу организм получает из хлеба,
макаронных изделий, различных круп, а также из мяса, рыбы, яиц, молочных
продуктов и фруктов, однако она не накапливается в организме (полностью
расходуется за 4 часа после еды). Глюкоза в виде гликогена аккумулируется в
печени, но в клетках мозга она не сохраняется.
Важность белка. Белок является строительным материалом для нервных
клеток
и
нейромедиаторов.
Для
синтеза
структурных
элементов
белка
–
аминокислот – необходимо потребление мяса, рыбы, молока. яиц.
Для полноценного питания ребёнка необходимы умеренные количества
разнообразных продуктов.
11
Заключение.
Подытожив, можно выделить следующие моменты:
Главное условие работы с ребёнком – это сохранение дружелюбной
эмоциональной атмосферы. Все упражнения выполняются в игровой форме.
Если ребёнок хочет, чтобы и родители тоже выполняли эти задания – будьте к
этому готовы. Взрослым это тоже не помешает, а ребёнок будет чувствовать
с е бя
го р а зд о
у ве р е нне е ,
е с ли
в ы полня е т
за д а ние
не
о д и н .
Необходимо хвалить ребёнка за достигнутые результаты. Похвала послужит
толчком к его дальнейшим занятиям. Заниматься с ребёнком 2-3 раза в
неделю недостаточно. Нужно набраться терпения и уделить этим занятиям
столько
времени,
сколько
потребуется
ребёнку
для
улучшения
его
результатов.
Главным достижением занятий будет формирование у ребёнка интереса к
развитию самого себя. Если ребёнок будет с удовольствием развивать свои
способности без вашей помощи – в таком случае вы добились настоящего
успеха, который скажется на всей дальнейшей судьбе.
Выводы:
Умственными способностями управляют гены, однако интеллект ребёнка
можно и нужно развивать.
Анализ основных факторов, которые способствуют развитию интеллекта
ребёнка:
- интеллектуальная деятельность, включающая размышления, намерения,
планирование,
анализ
и
сопоставление
фактов,
требует
развития
оперативной
памяти.
Оперативная память развивается неравномерно.
Способности оперативной памяти с возрастом изменяются;
- мотивация и желания являются теми факторами, которые усиливают
способность
к
самостоятельному
мышлению.
Добиться
появления
мотивации,
и
её
роста
у
детей
можно
самым
простым
и
эффективным
методом
– похвалой.
Чтобы
удержать
желание
что-то
сделать,
нужно
12
поставить перед ребёнком цель в виде конкретного и достижимого действия,
доступного к оценке.
В детстве обогащение психики идет в таком темпе, который будет уже
недоступен
в
зрелые
годы,
поэтому
формирование
у
детей
полезных
житейских привычек поможет естественным образом укрепить их интеллект.
Воспитание детей - это тяжелый и ответственный труд, но это ещё и
отличная зарядка для мозга родителей, так как внимательное наблюдение за
занятиями ребёнка само по себе является тренировкой мозга родителей. Это
обязательно
настроит
родителей
на
позитивный
лад,
когда
они
будут
заниматься со своим ребенком. Только не надо это делать за него.
13
Используемая литература:
1. Кикунори Синохара. Оригами для мозгов. Японская система развития
интеллекта ребёнка. – Москва: Издательство «Э», 2017.
2. Кривцова С.В., Патяева Е.Ю. Семья. Искусство общения с ребёнком. –
Москва: Издательство «Учебная книга БИС», 2008.
3. Пономарёва М.А., Сидорова М.В. Общая психология и педагогика. –
Минск: Издательство «Тетралит», 2013.
14