Напоминание

"Комплект контрольно-измерительного материала по дисциплине Теоретические основы товароведения"


Автор: Ортянова Вера Анисимовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГПОУ "Сыктывкарский торгово-экономический колледж"
Населённый пункт: г.Сыктывкар, Республика Коми
Наименование материала: Комплект контрольно-измерительного материала
Тема: "Комплект контрольно-измерительного материала по дисциплине Теоретические основы товароведения"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство образования Республики Коми Государственное профессиональное образовательное учреждение «Сыктывкарский торгово-экономический колледж» (ГПОУ «СТЭК»)
Комплект контрольно-измерительных материалов
по дисциплине Теоретические основы товароведения основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» Сыктывкар 2014
Разработчики ФИО Квалификационная категория Должность 1 Ортянова В.А. высшая преподаватель Рассмотрены на заседании предметно-цикловой комиссии товароведения и коммерции Протокол № _____ «____»._____________._________ Председатель ПЦК_____________Ортянова В.А.

1.

Паспорт комплекта контрольно- измерительных материалов
Комплект контрольно-измерительных материалов предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины «Теоретические основы товароведения» основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП) по специальности 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров Контрольно-измерительные материалы позволяют оценивать освоение умений и усвоения знаний по дисциплине
1.1. Формы контроля и оценивания элементов учебной дисциплины

Элемент учебной дисциплины
Формы контроля и оценивания
Текущий контроль

Рубежный

контроль

Промежуточная

аттестация

Раздел 1 Введение в

товароведение
Опрос, самостоятельная работа Контрольная работа
Раздел 2 Ассортимент товаров
Опрос, практическая работа самостоятельная работа Контрольная работа
Раздел 3 Качество товаров,

оценка качества
Опрос, практическая работа Контрольная работа
Раздел 5 Обеспечение

товароведных характеристик

товаров
Опрос,практическая и самостоятельная работа Контрольная работа
Итог:
- Дифференцирова нный зачет/экзамен
1.2 Результаты освоения учебной дисциплины
Результатом освоения дисциплины является получение (освоение) знаний и умений
Результаты обучения ( освоенные

умения, усвоенные знания)
Показатели оценки результата
Умения:
распознавать классификационные группы товаров; демонстрация умений классификации товаров на классификационные группы с использованием признаков классификации анализировать стадии и этапы технологического цикла товаров; изложение четырех основных стадий технологического жизненного цикла товаров и этапов, входящих в нее; внеаудиторная самостоятельная работа
Знания:

основные понятия товароведения; перечисление основных понятий товароведения для формирования фундаментальных товароведных знаний о б ъ е к т ы , с у б ъ е к т ы и м е т о д ы товароведения; изложение основных товароведных характеристик и требований к профессиональной компетенции общую классификацию потребительских товаров и продукции производственного назначения; деление потребительских товаров на роды ,подроды, классы и подклассы классификацию продовольственных и непродовольственных товаров п о однородным группам; перечисление основных признаков классификации продовольственных и непродовольственных товаров виды свойства, показатели ассортимента; использование формул по расчету показателей ассортимента структуры, широты, полноты, устойчивости, новизны при формировании ассортимента товаров предприятий торговли, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы основополагающие характеристики товаров; формулирование определений основополагающих характеристик товара товароведные характеристики однородных групп (групп продовольственных или непродовольственных товаров); разделение однородных групп продовольственных или непродовольственных товаров с применением классификационных признаков классификацию ассортимента, оценку качества; обоснование классификационных признаков ассортимента; выделение трех основных этапов при оценке качества товаров количественные характеристики товаров; определение основных понятий количественной характеристики товаров факторы, обеспечивающие формирование и с о х р а н е н и е т о в а р о в е д н ы х характеристик; формулирование факторов, влияющих на формирование и сохранение качества товаров; выполнение внеаудиторной самостоятельной работы виды потерь, причины возникновения, порядок списания; решение ситуационных задач по определению товарных потерь, причин возникновения и порядок списания

2. Оценка освоения учебной дисциплины

2.1.

Для

освоения

учебной

дисциплины

студенты

выполняют

самостоятельные

работы по следующим темам;
1. «История и направления развития товароведения» 2. «На примере розничных торговых предприятий г.Сыктывкара рассчитайте показатели ассортимента структуры, широты, полноты, устойчивости и новизны.» 3. «На примере любого товара (по выбору студента) проследить технологический жизненный цикл» 4. «Воздухообмен, газообмен и размещение товаров в хранилищах» 5. «Мероприятия по созданию и поддержанию санитарно-гигиенического режима хранения»
3. Критерии оценивания:
Оценка «зачтено» ставится при выполнении каждой работы и при раскрытии темы в объеме от 70%-100%; Оценка «не зачтено» ставится при выполнении каждой работы и при раскрытии темы в объеме ниже 70%.
3.1

Для

освоения

учебной

дисциплины

студенты

выполняют

следующие

виды

практических работ.



Практическое занятие №1.
тема:
Решение задач по расчету показателей ассортимента

Цель работы --
закрепление теоретических знаний в области ассортимента, приобретение умений расчета ассортиментных показателей, их анализ и оценка установления ассортиментной политики на предприятиях торговли.
Подготовка студента к занятиям
- изучить тему: «Свойства и показатели ассортимента» [ 2,стр.117-125]
Примеры ситуационных задач:

1 .
Рассчитайте структуру ассортимента в натуральном и денежном выражении: в кондитерском магазине в наличии имеется: карамель -2т,конфеты шоколадные-5тн, мармелад-0,5тн, печенье- 10тн,сахар- 0,5тн.Какие решения должен принять товаровед (коммерсант) после анализа структуры?
Результаты работ оформить в виде таблицы:( таблица №1) Наименовани е товаров Фактическое наличие (кг) Структура в натуральном выражении Цена товара ( за 1 кг) Сумма Структура в денежном выражении 1 2 3 4 5=2*4 6 карамель 2000 180
Заключение:
на основе полученных данных сделать выводы и предложения по формированию ассортимента.
2.
Рассчитайте широту и полноту ассортимента маргарина в 3-х магазинах:
1 маг. Гастроном:
маргарины Экстра, Сливочный, Радуга, Любительский и Рама.
2 маг. Продукты:
маргарины Молочный, Шоколадный.
3 маг. Универсам:
маргарины Славянский, Сливочный и Долина Сканди. Максимально возможная базовая широта ассортимента маргарина равно 10.Каковы должны быть действия товароведов (коммерсантов) по формированию ассортимента маргарина указанных магазинов?
3.
рассчитайте коэффициенты устойчивости и новизны ( обновления) ассортимента чая и кофе, если в супермаркете «Царицино» имеется в торговом зале : факт. Наличие Новые наимен. Предложения на Устойчивость
( Шд)

(Н)
Российском рынке
( Шб)

( У)
чай 150 25 170 70 кофе 50 12 30 30 Каковы должны быть действия товароведов (коммерсантов) по формированию ассортимента Результаты работ оформить в виде таблицы: ( таблица №2) Наименование предприятий торговли Показатели ассортимента широта полнота новизна устойчивость
маг. Гастроном:

маг. Продукты:

маг. Универсам:


Супермаркете

«Царицино»
Заключение: Проанализируйте полученные результаты по показателям ассортимента.
Критерии оценки практической работы:
Каждый правильный ответ равен 3 баллам Максимальный балл -12 баллов Шкала перевода баллов в отметки Отметка Число баллов, необходимых для получения отметки «5» (отлично) 11 - 12 «4» ( хорошо) 10 - 9 «3» (удовлетворительно) 9- 8 «2» ( неудовлетворительно) Менее 7


Практическое занятие №2.
тема:
Выявление номенклатуры показателей потребительских свойств

товаров

по нормативно-техническим документам.

Цель работы:
выявление номенклатуры показателей потребительских свойств по стандартам, установление групп, подгрупп свойств и показателей, их характеризующих.
Подготовка студента к занятиям:
изучение темы «Номенклатура потребительских свойств и показателей» по учебнику [2, стр.125-158]
Средства обучения:
стандарты на продукцию (общие технические условия или технические требования). Каждый студент работает индивидуально, анализируя раздел «Требования к качеству» не менее двух стандартов или ТУ на продукцию. Результаты оформите в виде таблицы: Наименования товара, № стандарта или ТУ Потребительские свойства Показатели качества стандарта или ТУ группа подгруппа Назначение Функциональное Социальное Универсальное
Надежность Долговечность Безотказность Ремонтопригодность Сохраняемость Эргономические Антропометрические Психологические Психолого-физиологические Эстетические Безопасности Сделайте заключение.
Обсуждение результатов.

Критерии оценки практической работы:
Каждый правильный ответ по группе потребительских свойств равен 5 баллам Максимальный балл -25 баллов Шкала перевода баллов в отметки Отметка Число баллов, необходимых для получения отметки «5» (отлично) 25-24 «4» ( хорошо) 23-21 «3» (удовлетворительно) 20-18 «2» ( неудовлетворительно) Менее 17




Практическое занятие №3.
тема:
Решение ситуационных задач по выявлению дефектов с установлением

градаций качества.

Цель работы:
приобретение умений определять градации качества ( товарные сорта) товаров, изучение их отличительных признаков.
Подготовка студента к занятиям:
изучение темы « Оценка качества» [2, стр.159-167]
Средства обучения:
стандарты на разные виды продукции, подразделяющейся на товарные сорта по сырьевому, технологическому или комбинированному принципам; натуральные образцы товаров.
Объекты исследований:
товары, которые подрахделяются на товарные сорта.
Задание 1.
Проанализируйте разделы «Технические требования» трех стандартов на разные виды продукции, делящихся на товарные сорта. Выявите показатели качества товаров одного наименования : а) с общими значениями для всех товарных сортов; б) с различными значениями .Результаты запишите в виде таблицы.
Общность и различия в значениях показателей качества товаров разных градаций таблица 1 Наименование товара ГОСТ № Значения показателей качества для разных товарных сортов, групп качества, номеров, групп сложности общие различные Пример; Одеколон внешний вид цвет и запах стойкость запаха крепость сумма массовых долей душистых веществ
Заключение:
Обобщить данные таблицы, выявив общность и различия между значениями показателей качества анализируемых видов товаров.
Задание 2:
Проанализируйте требования к качеству продукции, которые подразделяются на товарные сорта. Определите отличительные признаки товарных сортов товаров двух наименований. Результаты заполните в таблицу 2. таблица 2 Наименование товаров Товарные сорта Отличительные признаки товаров разных товарных сортов Верхние трикотажные изделия 1,2 Количество дефектов внешнего вида полотна и производственно- швейные дефектов.
Заключение:
Обобщить данные таблицы, выявить общность или различия показателей качества разных товарных сортов анализируемых товаров.
Задание 3:
Определите товарный сорт товаров трех наименований, установите принципы деления товаров на сорта (сырьевой, технологический) Задание может выполняется на натуральных образцах, а также путем решения ситуационных задач. При определении товарного сорта натуральных образцов задание следует выполнить по следующему алгоритму: - определение действительных значений показателей качества, определяющих товарный сорт; - сопоставление действительных и регламентируемых стандартами значений показателей качества; - установления соответствия образца требованиям определенного товарного сорта: - заключение о товарном сорте; При решении ситуационных задач первая операция не выполняется, так как фактические
значения показателей качества приводятся в условии задачи. Обсуждение результатов.
Критерии оценки:

За выполнение каждого задания дается 1 балл
Максимальный балл - 3 баллам Шкала перевода баллов в отметки Отметка Число баллов, необходимых для получения отметки «5» (отлично) 3 «4» ( хорошо) 2 «3» (удовлетворительно) 1 «2» ( неудовлетворительно) 0


Практическое занятие №4.
тема:
Решение ситуационных задач по контролю качества и



количества товарных партий.

Цель работы:
овладение умениями рассчитывать и отбирать пробы из товарной партии, а также навески из средней пробы, рассчитывать приемочные и браковочные числа.
Подготовка студента к занятию
— изучение учебника темы: «Контроль качества и количества товарных партий». [2, стр.182-188].
Средства обучения:
стандарты на методы испытаний ( контроля) и на продукции.
Задание 1.
Изучите раздел «правила приемки по качеству» ( в разных стандартах раздел может иметь другие названия), в котором регламентируются правила отбора проб(образцов) и выявите особенности отбора точечных, объединенных или средних проб.
Задание 2.
Решить задачи:
Рекомендации
по решению задач (для продовольственной группы товаров) В современных стандартах предусмотрен выборочный контроль качества. Размер выборки рассчитывается в соответствии с правилами, регламентированными стандартами по продукцию ( 11 или 111 разделе) или на методы испытаний ( анализа). При определении выборки, приемочных и браковочных чисел необходимо учитывать не только размер партии, но и цель контроля качества : контроль качества упаковки и маркировки транспортной или потребительской тары, массы нетто ( чистый вес без тары), физико-химические и органолептические показатели качества и т.п. По результатам любого вида контроля качества принимают решения о принятии или отклонении партии продукции. Критерием для принятия решения по результатам контроля является контрольный норматив.
Существует два контрольных норматива — приемочное и браковочное числа.
Приемочное число
(С1)- контрольный норматив, который является критерием для принятия партии продукции и
равен максимальному числу забракованных единиц в выборке.

Браковочное число
(С2) — контрольный норматив, который является критерием для непринятия партии продукции и
равен минимальному числу забракованных единиц

выборки.
Бракованная единица (бракованное изделие) — это единица продукции ( изделие), не удовлетворяющая требованиям нормативной документации. Бракованные изделия это:
2.
изделия, содержащий недопустимый дефект;
3.
изделия, сделанные с отступлением от утвержденного образца;
4.
изделия в нестандартной упаковке; Партию товара принимают, если количество дефектных единиц меньше или равно приемочному числу, и бракуют, если оно больше или равно браковочному числу
Задача №1
В коммерческий магазин поступило 3 коробки со сдобным печеньем «Столичное» в пачках массой нетто 250г. При осмотре объединенной пробы выявлено, что 4% печенья надломано. Определите выборку, массу объединенной пробы и сделайте заключение о качестве. Использовать ГОСТ 24901-89, ГОСТ 5904-82
Задача №2
В магазин Универсам поступила партия свежих яиц в количестве 50 коробок. Какое количество коробок должно быть подвергнуто осмотру? Сколько яиц отбирается для составления среднего образца? Использовать ГОСТ Р 52121-2003
Задача №3
В магазин «Продукты» поступило 50 упаковочных единиц с шоколадом массой 100 граммов по 48 штук в каждой упаковочной единице. При органолептической оценке качества в объединенной пробе было обнаружено сахарное поседение на поверхности шоколада. Чему равна выборка и объединенная проба? Использовать ГОСТ 6534-89, ГОСТ 5904-82
Задача №4
Определите размер выборки, приемочное и браковочное число для товарной партии пива «Жигулевское в количестве 450 ящиков ( в ящике по 20 бутылок).При приемке в выборке обнаружено 3 бутылки с осадком и 4 бутылки с мутью. Определите размер выборки, приемочное и браковочное число для товарной партии. Использовать ГОСТ Р 51174 — 98, ГОСТ 12786-80
Задача № 5
Определить размер выборки, приемочное и браковочное число для товарной партии весового печенья, поступившего в коробках по 15кг. Масса партии 1,5т. При приемке в выборке обнаружено 2 коробки с нечеткой маркировкой. Можно ли реализовать данную партию? Использовать ГОСТ 24901-89,ГОСТ 5904-82
Задача № 6
В магазин «Продукты» АО «Продтовары» поступила партия зефира в шоколаде в коробках. Масса партии 700 кг. Масса одной коробки 500 г. В выборке при проверке качества обнаружили 3 коробки с отсутствием маркировочных данных. Рассчитайте объем выборки. Укажите браковочное и приемочное числа, возможна ли реализация данной партии?
Использовать ГОСТ 6441-96, ГОСТ 5904-82
Критерии оценки;

За решение каждой задачи дается 2 балла
Максимальный балл равен 12 Шкала перевода баллов в отметки Отметка Число баллов, необходимых для получения отметки «5» (отлично) 12-11 «4» (хорошо) 10-9 «3» (удовлетворительно) 8-7 «2» (неудовлетворительно) Менее 6
Рекомендации
по решению задач (для непродовольственной группы товаров) В современных стандартах предусмотрен выборочный контроль качества. Размер выборки рассчитывается в соответствии с правилами, регламентированными стандартами по продукцию ( 11 или 111 разделе) или на методы испытаний ( анализа). При определении выборки, приемочных и браковочных чисел необходимо учитывать не только размер партии, но и цель контроля качества : контроль качества упаковки и маркировки транспортной или потребительской тары, массы нетто ( чистый вес без тары), физико-химические и органолептические показатели качества и т.п. По результатам любого вида контроля качества принимают решения о принятии или отклонении партии продукции. Критерием для принятия решения по результатам контроля является контрольный норматив. Существует два контрольных норматива — приемочное и браковочное числа.
Приемочное число
(С1)- контрольный норматив, который является критерием для принятия партии продукции и
равен максимальному числу забракованных единиц в выборке.

Браковочное

число
(С2) — контрольный норматив, который является критерием для непринятия партии продукции и
равен минимальному числу забракованных единиц

выборки.
Бракованная единица (бракованное изделие) — это единица продукции (изделие), не удовлетворяющая требованиям нормативной документации. Бракованные изделия это: 1. изделия, содержащий недопустимый дефект; 2. изделия, сделанные с отступлением от утвержденного образца; 3. изделия в нестандартной упаковке; Партию товара принимают, если количество дефектных единиц меньше или равно приемочному числу, и бракуют, если оно больше или равно браковочному числу
Задача №1
В магазин «Бытовая химия» по товарно-транспортной накладной от 25.06.2011г. поступила партия туалетного мыла в количестве 100 коробок ( в 1 коробке 50 кусков по 100 граммов, масса нетто равна 5 кг). При контроле качества и количества товарной партии обнаружено ,что на 9 коробках туалетного мыла маркировка нечеткая, расплывчатая с затеками и пятнами. Определите выборку, можно ли реализовать партию товара? Использовать ГОСТ 28546-2002 , ГОСТ 790-891
Задача №2
В магазин «Хозтовары» по накладной от 30.08.2011г. поступила партия хозяйственного
мыла в количестве 200 ящиков (в 1 коробке 50 штук по 250граммов, масса нетто равна 12,5 кг). Произведите отбор проб, рассчитайте среднюю пробу и навеску. Использовать ГОСТ 790 - 89
Задача № 3
Дайте заключение о качестве партии фарфоровых чашек (емкостью 250 куб.см.) с блюдцами 1 сорта. Объем партии 25 штук. При осмотре выборки было обнаружено в 4 изделиях волосной заглазурованный подрыв ручки. Можно ли реализовать данную партию? Использовать ГОСТ 28390 - 89
Задача № 4
Дайте заключение о качестве партии мужских демисезонных пальто. При осмотре выборки в 3 изделиях было обнаружено неправильное распределение посадки рукавов, остальные 10 изделий дефектов не имели. Можно ли реализовать данную партию? Каков объем партии? Использовать ГОСТ 12566-88, ГОСТ 23948 -80


Задача № 5
В магазин «Обувь» поступило 150 пар женских зимних сапог. При осмотре выборки было обнаружено: в 3 парах сваливание строчки с края детали с повторным крепление 5мм; в одной паре разная высота между полупарами 8мм. Рассчитайте объем выборки. Укажите браковочные и приемочные числа для данной партии. Возможна ли реализация данной партии? Использовать ГОСТ 28371-89, ГОСТ 9289-78
Задача №6
В Универмаг «Сыктывкар» поступила партия селедочниц (длина селедочницы 320 мм) из обычного стекла, размер партии 330 штук. При приемке по качеству (сплошной контроль) было обнаружено: пузыри размером 3 мм в количестве 6 штук на одном изделии в 15 изделиях; сквозные посечки в 5 изделиях. Сделайте заключение о качестве поступившей партии. Можно ли данную партию реализовать? Использовать ГОСТ 30407 - 96
Критерии оценки;

За решение каждой задачи дается 2 балла
Максимальный балл равен 12 Шкала перевода баллов в отметки Отметка Число баллов, необходимых для получения отметки «5» (отлично) 12-11 «4» ( хорошо) 10-9 «3» (удовлетворительно) 8-7 «2» ( неудовлетворительно) Менее 6

Практическое занятие №5.
тема:
Решение ситуационных задач по расчету товарных потерь

Цель работы:
овладение умениями определения и расчета фактических и нормируемых количественных потерь потребительских товаров ( естественной убыли)
Подготовка студента к занятию
— изучение темы: «Товарные потери при хранении»
Средства обучения:
Нормы естественной убыли продовольственных товаров, утвержденные приказом Министерства торговли СССР от 25.05.1987 №085.Нормы естественной убыли на отдельные виды непродовольственных товаров
Задание 1
. В магазин 11 группы г. Москвы поступили две партии Голландского сыра по 500 кг каждая. В первой партии сыр был с парафиновым покрытием, во второй в полимерной пленке. Через пять суток сыр парафинированный был реализован в количестве495 кг, а в полимерной пленке- 498кг. Сыра в магазине не осталось. В первой партии был осыпавшийся парафин в количестве 1кг. Рассчитайте величину естественной убыли. Можно ли естественную убыль списать и как? Возникли ли сверхнормативные потери и каковы возможные причины их возникновения?
Задание 2.
В магазин поступила партия мороженой говядины массой 2 тонны. Через 10 дней хранения партия была реализована в количестве 1995кг. Соответствует ли фактическая убыль массы установленным нормам? Если нет, то каковы причины сверхнормативных потерь? Каков порядок списания?
Задание 3.
В магазин поступило 2000кг пшеничной муки высшего сорта. Через 30 суток хранения мука была реализована в количестве 1999,1кг. Рассчитайте размер естественной убыли. Соответствует ли фактическая убыль массы муки установленным нормам? Каковы причины, вызывающие повышенную естественную убыль муки и способы их предотвращения. Укажите порядок списания потерь.
Задание 4.
Магазин получил партию зеркал от завода-изготовителя на сумму 50000 рублей. Товар перевозился двумя видами транспорта: железнодорожным и автомобильным. При количественной и качественной приемке был обнаружен бой на сумму 2000 рублей. Рассчитайте сумму списания потерь. Соответствует ли фактическая
убыль установленным нормам? Укажите порядок списания потерь
Задание

5
. В магазине за межинвентаризационный период было реализовано пластмассовых шариковых ручек на сумму 30000 рублей. При инвентаризации материально-ответственные лица представили акты на лом пластмассовых шариковых ручек на сумму 400 рублей. Рассчитайте сумму списания потерь. Превышают ли потери норму? Укажите порядок списания потерь.
Задание 6.
По результатам инвентаризации в магазине «Свет» выявлен бой электроламп на сумму 600 рублей. За межинвентаризационный период реализовано электроламп на сумму 100000 рублей. Рассчитайте сумму списания потерь. Соответствует ли фактическая убыль установленным нормам? Укажите порядок списания потерь.
Критерии оценки;

За решение каждой задачи дается 2 балла
Максимальный балл равен 12
Шкала перевода баллов в отметки:
Отметка Число баллов, необходимых для получения отметки «5» (отлично) 12-11 «4» ( хорошо) 10-9 «3» (удовлетворительно) 8-7 «2» ( неудовлетворительно) Менее 6

Варианты контрольных работ для проведения рубежного контроля.

Варианты контрольной работы по разделу 1 «Введение в товароведение»

1 вариант
1. Введение в товароведение: предмет, цели. Задачи товароведения 2. Практический метод товароведения 3. Проклассифицируйте на примере продовольственного товара (на выбор студента) на группы, подгруппы, вид, разновидность и наименования
2 вариант
1. Объекты товароведной деятельности 2.Общегосударственные классификаторы: виды, характеристика 3. Проклассифицируйте на примере непродовольственного товара на выбор студента) на группы, подгруппы, вид, разновидности и наименования.
3 вариант
1. Принципы товароведения, межпредметная связь товароведения с другими дисциплинами 2. Ассортимент товаров: понятие, характеристика 3. Проклассифицируйте на примере непродовольственного товара (на выбор студента) на группы, подгруппы, вид, разновидности и наименования.
4 вариант
1. Четыре основополагающие характеристики товаров 2. Классификация: понятие, методы классификации 3. Проклассифицируйте на примере продовольственного товара( на выбор студента) на группы, подгруппы, вид, разновидности и наименования товаров.
5 вариант
1. Цели и задачи товароведения на современном этапе общественного развития 2. Эмпирические методы 3. Привести примеры по основополагающим ( ассортиментным) характеристикам товаров.
6 вариант
1. Объекты и субъекты товароведной деятельности 2. Товароведная классификация товаров 3.Проклассифицировать товары, с использованием фасетного метода классификации
7 вариант
1.Теоретический метод товароведения 2. Общая классификация продовольственных и непродовольственных товаров 3.Проклассифицировать товары, с использованием иерархического метода классификации

Варианты контрольной работы по разделу 2 «Ассортимент товаров»

1 вариант
1. Классификация ассортимента по широте охвата 2. Свойства и показатели ассортимента полноты 3. Определение и расчет новизны и структуры ассортимента
2 вариант
1. Классификация ассортимента по местонахождению и степени удовлетворения потребностей. 2. Свойства и показатели ассортимента широты 3. Определение и расчет устойчивости ассортимента
3 вариант
1.Основные направления формирования ассортимента 2. 2Свойства и показатели структуры ассортимента 3. Определение и расчет широты ассортимента
4вариант
1.Факторы, формирования ассортимента. 2.Свойства и показатели ассортимента устойчивости и новизны 3. Определение и расчет полноты ассортимента
Варианты контрольной работы по разделу 3 «Качество товаров, оценка качества»



1 вариант
1. Качество товаров: понятие, градации качества 2. Свойство назначения: краткая характеристика 3. Согласно стандарта на пылесосы выявите свойство надежности
2 вариант
1. Эргономическое потребительское свойство: краткая характеристика 2. Классификация дефектов 3. Согласно стандарта на молоко выявите свойство безопасности
3 вариант
1.Свойство надежности 2. Понятие и этапы оценки качества 3. Согласно стандарта на игрушки выявите свойство механической безопасности

4 вариант
1. Показатели качества, классификация показателей качества 2.Свойство безопасности: краткая характеристика 3. Согласно стандарта на масло соевое выявите свойство химической безопасности
5 вариант
1.Эстетическое потребительское свойство 2.Номенклатура потребительских свойств: группы и подгруппы 3.Согласно стандарта на металлическую посуду выявите эстетическое свойство
6 вариант
1.Основные понятия количественной характеристики товаров 2.Общие физические свойства товаров 3.Согласно стандарта на трикотажные товары установить градацию качества и ее взаимосвязь с дефектами.




7 вариант
1.Контроль качества и количества товарных партий 2.Специфические физические свойства товарных партий 3. Согласно стандарта на швейные товары установить градацию качества и ее взаимосвязь с дефектами.
Варианты контрольной работы по разделу 4 «Обеспечение товароведных

характеристик товаров»





1 вариант
1.Четыре основные стадии технологического жизненного цикла товаров 2.Транспортирование: понятие, основное назначение. 3.На примере продовольственного товара проследите технологический жизненный цикл
2 вариант
1.Факторы, влияющие на формирование качества товаров. 2.Сроки сохраняемости и службы товаров товаров. 3. На примере непродовольственного товара проследите технологический жизненный цикл
3 вариант
1.Упаковка: понятие, назначение, классификация; требования к упаковке 2.Количественные (нормируемые) и качественные (актируемые ) потери, их характеристика, 3.Нормативные документы, регламентирующие порядок списания потерь по продовольственным товарам: краткая характеристика

4 вариант
1.Хранение: понятие, условия хранения, классификация товаров по термическому состоянию и влажности 2.Порядок списания. Меры по предупреждению и снижению потерь. 3.Нормативные документы, регламентирующие порядок списания потерь по непродовольственным товарам: краткая характеристика.


1.4 Задания для промежуточной аттестации

Дифференцированный зачет в виде тестов:

1 вариант

1.

Товароведение - это:
а) наука и дисциплина о продукции б) наука и дисциплина об измерении в) наука и дисциплина об основополагающих характеристиках товаров
2.

Предметом товароведения являются:
а) потребительные ценности товаров б) товароведная характеристика конкретных товаров в) установление видов товарных потерь
3.

Назовите основные принципы товароведения:
а) совместимость, безопасность, эффективность б) требовательность, ответственность, беспринципность в) эластичность, пластичность, прочность
4.Что такое метод товароведения?
а) это образование и присвоение кода б) это способ познания, исследования товара в) это классификация товаров
5. К методам товароведения относятся:
а) последовательный б) параллельный в) эмпирический
6. Объектом товароведной деятельности является:
а) продукция б) ассортимент в) товар

7. Субъектом товароведной деятельности является:
а) экономисты, менеджеры б) бухгалтера, кассиры в) товароведы, потребители
8. К методам практической товароведной деятельности относят:
а) анализ, сравнение б) маркирование, упаковка в) систематизация, классификация
9. Ассортимент это:
а) минимально допустимое количество товаров повседневного спроса б) товарная номенклатура внешней экономической деятельности в) набор товаров, объединенных по какому-либо признаку
10. С каким методом классификации связан последовательный метод кодирования?
а) фасетный б) серийно-порядковый в) иерархический
11.Каковы наиболее распространенные причины возникновения естественной

убыли многих потребительских товаров:
а) усушка б) распыл в) улетучивание
12.Чем отличается вентиляция от циркуляции:
а) естественным воздухообменом б) подачей воздуха с помощью вентилятора в) подачей воздуха из вне
13.Чем отличается упругость , эластичность и пластичность:
а) свойствами товаров, которые им присущи б) способностью к обратимым или необратимым деформациям в) скоростью восстановления массы
14.Укажите конечный результат оценки качества товаров:
а) определение действительных значений показателя б) Установление градаций качества в) подтверждение соответствия
15.Какие из перечисленных свойств относятся к эргономическим:
а) безотказность
б) сохраняемость в) антрпометрические
16.Назовите свойство ассортимента, определяющее количество товаров однородной

группе:
а) широта б) полнота в) устойчивость
17.

Какие из перечисленных видов ассортимента подразделяются по широте охвата:
а) торговый б) развернутый в) рациональный
18. Назовите товароведные характеристики товаров:
а) ассортиментная б) качественная в) количественная
19.

Какие из названных методов научного познания относятся к эмпирическим:
а) классификация б) органолептический метод в) измерительный
20.Какие из перечисленных температурных режимов хранения являются

оптимальными для замороженных товаров:
а) -6;-8 градусов б)-18;-23 градуса в) 0; +4
Правильные ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

В

А

А

Б

В

В

В

В

В

В

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

А

В

Б

Б

В

Б

Б

А,Б,В

Б,В

Б

Критерии оценки:

Оценка «5» (отлично) при выполнении 20-19 правильных ответов

Оценка «4» (хорошо) при выполнении 18-17 правильных ответов

Оценка «3» (удовлетворительно) при выполнении 16-15 правильных ответов

Оценка «2» (неудовлетворительно) при выполнении 15 и менее правильных ответов

11 вариант

1. Назовите свойство ассортимента, определяющее количество товаров в однородной

группе: а) широта б) полнота в) устойчивость
2. Технологический жизненный цикл товаров состоит из:
а) трех стадий б) четырех стадий в) пяти стадий
3. Товарная партия это:
а) товар, который соответствует установленным требованиям б) совокупность единичных экземпляров товаров и комплексных упаковочных единиц в) способность товаров создавать ощущение удобства
4.Показатель качества это:
а) количественное или качественное выражение свойств продукции б) совокупность товаров, отличающихся индивидуальным назначением в) совокупность товаров одного вида, отличающихся рядом частных признаков
5. Какие из перечисленных потребительских свойств относятся к группе

эргономических свойств:
а) сохраняемость б) антропометрические в) безотказность
6.Брак – это:
а) совокупность товарных сортов б) специфическая особенность ассортимента в) товар с выявленными устранимыми или неустранимыми несоответствиями
7. Потребительские свойства определяют:
а) качественные характеристики потребительских свойств б) категорию, разряд, присвоенные объектам в) опасные товары, непригодные для использования
8. Единичный экземпляр это:
а) отдельные товары, которые обладают целостностью б) объективная особенность продукции в) множество товаров, удовлетворяющих аналогичные группы потребностей
9.Дефект – это:
а) невыполнение заданного или ожидаемого требования б) способность набора товаров удовлетворять спрос на один и тот же товар в) способность товара сохранять механические свойства
10. Качество товаров:

а) способность товаров издавать, поглощать и проводить звук б) минимально допустимая часть товарной партии в) совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять потребности
11.Укажите разновидность количественных потерь:
а) актируемые потери б) естественная убыль в) усушка
12.Назовите наиболее значимый составной элемент упаковки:
а) тара б) упаковочные материалы в) перевязочные материалы
13. Какие из перечисленных свойств относятся к группе надежности::
а) функциональное назначение б) сохраняемость в) безотказность
14.Какие из перечисленных температурных режимов хранения являются

оптимальными для охлажденных товаров:
а) +6; -8 градусов б) 0; +4 градуса в) +6; +8 градуса
15.Какие из перечисленных влажностных режимов хранения являются

оптимальными для сухих товаров:
а.).60-65% б).70-75% в).85-90%
16.Каковы причины возникновения естественной убыли многих потребительских

товаров:
а) усушка б) распыл в) разлив
17.Какие из перечисленных свойств относятся к экологическим:
а) внешний вид б) биологические загрязнения в) химические загрязнения

18.Назовите виды безопасности:
а) противопожарная б) химическая в) электрическая


19.Единичный экземпляр товара это:
а) объективная особенность товара б) отдельные товары, обладающие целостностью в) множество товаров, объединенные в группы
20.Объединенная проба это:
а) проба, взятая с одного места товарной партии б) совокупность точечных проб в) часть объединенной пробы
Правильные ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Б

Б

Б

А

Б

В

А

А

А

Б

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

А

Б,В

Б,В

Б

А

А

Б,В

Б,В

Б

Б

Критерии оценки:

Оценка «5» (отлично) при выполнении 20-19 правильных ответов

Оценка «4» (хорошо) при выполнении 18-17 правильных ответов

Оценка «3» (удовлетворительно) при выполнении 16-15 правильных ответов

Оценка «2» (неудовлетворительно) при выполнении 15 и менее правильных ответов

111 вариант

1.Показатель ассортимента это:
а) количественное выражение свойств ассортимента б) перечень однородных и разнородных товаров в) набор товаров, выпускаемых изготовителем
2. Назовите товароведную характеристику товара:
а) информационная б) ассортиментная в) стоимостная
3.Назовите значимый показатель санитарно-гигиенического режима хранения:
а) освещенность б) воздухообмен
в) чистота
4.Какие из перечисленных факторов относятся к формирующим:
а) упаковка б) способ производства в) товарная обработка
5.Показателями ассортимента являются:
а) широта, полнота, устойчивость, новизна б) объем, масса, теплоемкость в) температура, влажность, масса
6. По назначению упаковку подразделяют на:
а) производственную, торговую б) потребительскую, транспортную в) жесткую,мягкую
7. Срок годности это:
а) срок, в течение которого товар готовится к реализации б) срок, в течение которого товар имеет гарантированную безопасность в) срок, в течение которого изготовитель устраняет технологические дефекты
8. Сохраняющие факторы это:
а) разработка продукции и технология производства б) сырье, проектирование, конструкция в) упаковка, хранение, товарная обработка
9. Классификатор это:
а) прайс-листы, которые составляют фирмы-изготовители б) каталоги, которые разрабатывают на государственном уровне в) официальный документ, где указываются коды объектов классификации
10. Упаковка-это:
а) местная краевая прочность тела б) средство, способное изменять размеры, форму, структуру в) средство, обеспечивающее защиту товара от повреждений и потерь
11..С каким методом классификации связан последовательный метод кодирования?
а) фасетный б) порядковый в) иерархический
12. Какие из перечисленных свойств относятся к эргономическим свойствам:::

а) психолого-физиологические б) долговечность в) антропометрические
13.Какие из перечисленных влажностных режимов хранения являются

оптимальными для влажных товаров:

а) 50-65%

б) 70-75%

в) 85-90%

14.Показатель ассортимента это:
а) количественное выражение свойств ассортимента б) перечень однородных и разнородных товаров в) набор товаров выпускаемых изготовителем




15. Показатель качества это:
а) степень соответствия присущих характеристик требованиям б) показатель, выражающий простые свойства в) количественное и качественное выражение свойств продукции
16. Сроки годности скоропортящихся товаров: хранения это:
а) от 6 до 10 суток б) не более 30 суток в) от 30-180 суток
17.Скоропортящиеся товары это товары:
а) замороженные б) охлажденные в) не охлажденные


18. Какие из названных методов научного познания относятся к эмпирическим:
а) аналитические б) методы диагностики в) измерительный
19. С каким методом классификации связан параллельный метод кодирования:
а) фасетный б) иерархический в) порядковый
20. К показателям надежности относятся:

а) цвет, форма, дизайн б) электрическая, магнитная и электромагнитная в) долговечность, ремонтопригодность
Правильные ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

Б

В

Б

А

Б

Б

В

В

В

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

В

А,В

В

А

В

Б

Б

В

А

В

Критерии оценки:

Оценка «5» (отлично) при выполнении 20-19 правильных ответов

Оценка «4» (хорошо) при выполнении 18-17 правильных ответов

Оценка «3» (удовлетворительно) при выполнении 16-15 правильных ответов

Оценка «2» (неудовлетворительно) при выполнении 15 и менее правильных ответов

I

V вариант

1.Качественные потери это:
а) усушка, дыхание, распыл б) брожение, гниение, плесневение в) бой, розлив, впитывание
2 Количественные потери это:
а) порча, плесневение, удушье б) прогоркание, окисление, в) усушка, дыхание, бой, розлив
3. Браковочное число это:
а) максимально допустимое количество забракованных единиц выборки б) часть объединенной пробы, выделенная для проведения испытаний в) минимально допустимое количество забракованных единиц выборки
4.Объединенная проба это:
а) определенное минимально-допустимое количество упаковочных единиц б) совокупность точечных проб в) часть объединенной пробы выделенная и подготовленная для лабораторных испытаний
5.Укажите виды дефектов по степени значимости:
а) скрытые, явные, устранимые б) технологические, предреализационные, неустранимые в) критические, значительные, малозначительные

6.Укажите наиболее значимые показатели климатического режима хранения:
а) стабильность б) чистота в) температура и относительная влажность воздуха
7. Какие из перечисленных свойств относятся к эстетическим:
а) внешний вид б) социальное назначение в) безотказность
8.Акустические свойства характеризуются :
а) прозрачностью б) преломляемостью в) тоном звука
9.Брак-это:
а) совокупность товарных сортов б) специфическая особенность товара в) товар с выявленными устранимыми или неустранимыми несоответствиями
10. Температура — это:
а) количество тепла, которое проходит через массу объекта определенной толщины б) основная физическая величина, которая характеризует теплодинамическое состояние товаров в) температура при которой отдельные компоненты товаров переходят из твердого состояния в жидкое
11.Особо скоропортящиеся товары - это товары со сроками годности:
а) не более 30 суток б) от 0,5-30 суток в) от 6 час до 10 суток
12. Срок хранения это:
а) период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению б) период, в течение которого товар не изменяет потребительские свойства в) период, в течение которого изготовитель гарантирует безопасность
13. Укажите основополагающие товароведные характеристики:
а) стоимостная, эстетичная б) количественная, качественная
в) удобная, надежная
14.Общими физическими свойствами размерно-массового характера являются:
а) масса, длина, объем б) твердость, температура в) температура, теплопроводность
15.Товар признается стандартным, который:
а) не соответствует установленным требованиям б) у которого имеется устранимые несоответствия в) соответствует установленным требованиям
16.Назовите свойство ассортимента, определяющее количество товаров в однородной и

разнородной группе товаров:
а) широта б) полнота в) новизна
17.Назовите значимый показатель санитарно-гигиенического режима хранения:
а) освещенность б) воздухообмен в) чистота
18.Товарная стадия ТЖЦТ состоит из этапов:
а) формирования товарных партий, транспортирования, хранения б) проектирование, разработка, производство в) послепродажное обслуживание, потребление. перепродажа
19. К жестким видам упаковки относят:
а) полимерную, бумажную, тканевую б) металлическая, стеклянная в) картонная, комбинированная
20.К практическим методам товароведения относят:
а) органолептический, регистрационный, измерительный б) метод оценки качества метод упаковывания, транспортирования в) анализ, обобщение, моделирование
Правильные ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Б

В

В

Б

В

В

А

В

В

Б

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20


В

Б

Б

А

В

А

В

А

Б

Б

Критерии оценки:

Оценка «5» (отлично) при выполнении 20-19 правильных ответов

Оценка «4» (хорошо) при выполнении 18-17 правильных ответов

Оценка «3» (удовлетворительно) при выполнении 16-15 правильных ответов

Оценка «2» (неудовлетворительно) при выполнении 15 и менее правильных ответов



Экзаменационные билеты:
Билет №1 1 Введение в товароведение: предмет, цели. Задачи товароведения. Принципы. 2 Факторы, формирующие качество товаров 3 Согласно стандарта на кожаную обувь, укажите критические, значительные и малозначительные дефекты. Преподаватель_____________ Билет №2 1 Объекты и субъекты товароведной деятельности 2 Методы ухода за товарами и способы их обработки 3 Используя стандарты 2-3 групп продовольственных и непродовольственных товаров, установите систему определения сортности, определите принципы деления на товарные сорта. Преподаватель_____________ Билет №3 1 Градации качества: понятие, характеристика 2 Общие физические свойства единичных экземпляров товаров 3 Рассчитайте широту маргарина в магазине «Универсам», если количество видов, разновидностей и наименований, имеющихся в торговом зале равен 8, а утверждено по ассортиментному перечню 10 наименований. Каковы должны быть действия товароведов (коммерсантов) по формированию ассортимента? Преподаватель______________ Билет №4 1 Факторы, сохраняющие качество товаров 2 Эстетические потребительские свойства и их показатели 3 Согласно стандарта выявите критические, значительные и малозначительные дефекты. Преподаватель______________ Билет №5 1 Санитарно-гигиенический режим хранения товаров 2 Эстетические потребительские свойства и их показатели 3Проанализируйте показатели качества согласно стандарта на парфюмерные товары.
Преподаватель_____________ Билет № 6 1 Ассортимент товаров: понятие, классификация, краткая характеристика 2 Приемочные и браковочные числа: понятие, применение, характеристика 3. Согласно стандарта выявите комплексные показатели качества косметических товаров. Преподаватель____________ Билет №7 1 Дефекты: понятие, классификация и характеристика 2 Общегосударственные классификаторы: назначение, виды, характеристика 3 Согласно стандарта «Масло соевое», укажите показатели безопасности Преподаватель___________ Билет №8 1 Показатель широты и полноты ассортимента: понятие, определение, расчет 2 Фасетный и иерархический метод классификации: понятие, применение. Краткая характеристика 3Рассчитайте широту ассортимента стирального порошка, если количество видов, разновидностей и наименований в торговом зале насчитывается 25 наименований, а регламентированные стандартами 35 наименований. Каковы должны быть действия товароведа (коммерсанта) по формированию ассортимента? Преподаватель____________ Билет №9 1 Показатели качества: понятие, классификация показателей качества 2Четыре основополагающие характеристики товаров 3 Согласно стандарта на «Игрушки» укажите показатели безопасности и его виды. Преподаватель____________ Билет №10 1 Качество товаров: понятие, градации качества, характеристика 2 Свойства и показатели новизны и устойчивости ассортимента 3Проанализируйте показатели качества стандарта на определенный вид продовольственных (непродовольственных) товаров и выявите показатели, характеризующих безопасность, экологические и эстетические свойства. Преподаватель___________ Билет №11 1 Хранение товаров: понятие и условия хранения 2 Ассортимент товаров: понятие, классификация ассортимента 3Рассчитайте коэффициент устойчивости чая, если в магазине «Универсам» в торговом зале имеется 50 наименований. Устойчивым спросом пользуется 15 наименований чая, а на Российском рынке имеются предложения 170 наименований чая. Каковы должны быть действия товароведа, коммерсанта по формированию ассортимента чая? Преподаватель________
Билет № 12 1 Структурно-механические свойства: понятие, характеристика, применение 2 Классификация товаров: понятие, методы классификации 3 Согласно стандарта на пылесосы укажите показатели, характеризующие надежность. Преподаватель_________ Билет №13 1 Экологическое потребительское свойство: понятие, характеристика 2 Технологический жизненный цикл товара: понятие, характеристика основных стадий. 3 Выявите критические, значительные и малозначительные дефекты на швейные товары, согласно предложенного стандарта Преподаватель____________ Билет №14 1 Свойство безопасности: определение. Виды безопасности. Краткая характеристика 2 Классификация товаров по температурному или влажностному режиму 3 Проанализируйте показатели качества на любой вид металлической посуды. Преподаватель___________ Билет №15 1 Принципы товароведения, межпредметная связь товароведения с другими дисциплинами 2 Условия хранения потребительских товаров 3Рассчитайте широту ассортимента пива, если в магазине «Гастроном» в наличии имеется пиво: Медовое, Балтика, Жигулевское, Ярпиво, Бочонок. Максимально возможная базовая широта равна 10. Каковы должны быть действия товароведа, коммерсанта по формированию ассортимента. Преподаватель_____________ Билет №16 1 Сроки сохраняемости и службы товаров, классификация товаров по этим срокам 2 Свойство надежности и его показатели, краткая характеристика 3Проанализируйте показатели качества на парфюмерные товары Преподаватель_____________ Билет №17 1 Оценка качества и взаимосвязь оценки качества с градациями качества 2 Требования к упаковке, характеристика этих требований 3Рассчитайте коэффициент полноты сыров, если в магазине имеются сыры: Швейцарский, Голландский, Российский, Эдемский, Сулугуни, Рокфор. Первые четыре наименования относятся к группе твердых сычужных сыров, поэтому действительный показатель полноты равен 4.В российских стандартах предусмотрено 20 наименований таких сыров, еще пять поступают по импорту, следовательно базовый показатель равен 25.Каковы должны быть действия товароведов (коммерсантов) по формированию ассортимента? Преподаватель___________
Билет № 18 1 Эргономическое потребительское свойство: определение, показатели 2 Товароведная классификация товаров 3Согласно стандарта выявите комплексные показатели качества на косметические товары Преподаватель_________ Билет №19 1 Объекты товароведной деятельности: понятие, характеристика основополагающих характеристик 2 Кодирование товаров, методы кодирования 3 Проанализируйте показатели качества с использованием стандарта на определенный вид продовольственных или непродовольственных товаров, выявив показатели, характеризующих безопасность и эстетические свойства. Преподаватель____________ Билет №20 1 Свойства и показатели структуры ассортимента 2 Количественные потери, определение, виды, порядок списания 3 Согласно стандарта на трикотажные товары выявите критические, значительные и малозначительные дефекты. Преподаватель_____________ Билет №21 1 Субъекты товароведной деятельности: понятие субъектов, их обязанности 2 Цели и задачи товароведения на современном этапе общественного развития 3 Рассчитайте коэффициент устойчивости чая, если в магазине «Универсам» в торговом зале имеется 50 наименований, а на Российском рынке имеются предложения 100 наименований. Каковы должны быть действия товароведов (коммерсантов) по формированию ассортимента чая? Устойчивым спросом пользуются 10 наименований чая Преподаватель___________ Билет № 22 1 Количественная характеристика товаров: определение, виды 2 Дефекты: понятие, классификация 3 Согласно стандарта на металлическую посуду, укажите показатели , характеризующие эргономические свойства Преподаватель_____________ Билет №23 1 Общие физические свойства размерно-массового характера 2 Товарные потери: определение, виды, характеристика 3 Проанализируйте стандарт на «Игрушки» и выявите показатели, характеризующие
механическую безопасность. Преподаватель_____________ Билет №24 1 Контроль качества и количества товарных партий 2 Электрофизические свойства: понятие, краткая характеристика 3 В магазин поступила партия фарфоровых чашек (емкость 250 см3) с блюдцами. Объем партии 25 штук. При осмотре выборки было обнаружено в изделиях волосной заглазурованный подрыв ручки. Рассчитайте объем выборки. Укажите приемочные и браковочные числа для данной партии. Можно ли реализовать данную партию? Преподаватель____________ Билет №25 1 Акустические свойства товаров, характеристика 2 Меры борьбы и порядок списания товарных потерь в торговле 3 Согласно стандарта на стиральные машины, укажите показатели функционального и классификационного назначения. Преподаватель___________


В раздел образования