Автор: Горбунова Наталья Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КГКОУ ШИ 10
Населённый пункт: Хабаровский край г.Бикин
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание экологической культуры через вовлечение обучающихся в проектную деятельность»
Раздел: дополнительное образование
«Воспитание экологической культуры через вовлечение обучающихся в
проектную деятельность»
Любовь
к
природе,
сознательное,
бережное
и
заинтересованное
отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства.
Сегодня
много
говорят
об
экологизации
образования.
Мы
должны
понимать, что целью образования подрастающего поколения должно стать
формирование гражданина планеты с новым мышлением и мировоззрением,
новой экологической культурой. Именно эта составляющая является основой
экологической культуры обучающихся, от которой, в свою очередь зависит не
только
состояние
окружающей
нас
природы,
но
и
состояние
экономики,
здоровье людей, будущее нашей планеты.
Экологическое
воспитание
можно
рассматривать
как
элемент
общего
воспитания
направленный
на
преодоление
у
обучающихся
утилитарно-
потребительского
отношения
к
природе,
формирование
ответственного
отношения к ней.
Путями осуществления экологического воспитания являются:
– включение элементов экологической направленности в урок;
– проведение тематических классных часов;
– организация внеурочной деятельности обучающихся (кружковая работа).
Основные задачи экологического воспитания обучающихся являются:
формирование
системы
знаний
об
экологических
проблемах
современности и пути их разрешения;
развитие необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу
жизни, использование полученных знаний в повседневной жизни:
активизация
практической
деятельности
школьников
экологической
направленности;
вовлечение
учащихся
в
проектную
деятельность,
направленную
на
решение экологических проблем местного социума.
Содержание
образовательного
процесса
позволяет
осуществлять
формирование экологической культуры на междисциплинарной основе путем
интеграции в различные учебные предметы, каждая из которых раскрывает
соответствующий аспект экологических проблем.
Например, технология и экология. Внедрение таких методов обучения,
которые
предусматривали
бы
целенаправленное
развитие
мыслительных
способностей учащихся, развитие у них интереса к учебной деятельности,
самостоятельности и творчества – одно из важнейших направлений решения
этой проблемы. Учащиеся не получают готовые знания, они должны уметь с
помощью
учителя
приобретать
эти
знания
самостоятельно,
во
время
поисковых заданий, при решении проблемных ситуаций или других средств
активизирующих познавательную деятельность.
Так,
школьникам
на
уроках
технологии
в
образовательной
области
«Технология»
необходимо
усвоить
следующие
экологические
правила
и
законы:
1. Все связано со всем:
Ученикам необходимо постоянно
рассказывать
о
природном
балансе,
где
всё
должно
находиться
в
соответствии.
Поэтому
при
изучении
раздела
«Технология
изготовления
изделий,
например,
из
древесины»
необходимо
акцентировать
внимание
учащихся на вопросах о положительных функциях леса, о дарах природы,
которыми
пользуется
человек.
При
выполнении
практических
работ
и
творческих проектов по изготовлению изделий из поделочных материалов
следует объяснять учащимся, что древесина как конструкционный материал
относится к природным восстанавливаемым ресурсам.
2. Все должно куда-то деваться: Бытовые и производственные отходы,
которые попадают в биосферу, никуда не исчезают. Кроме того, человек
создал огромное число веществ, которых нет в природе, и у природы нет
механизмов
их
переработки
(утилизации).
Вокруг
городов
растут
свалки
мусора, загрязняющие вещества разносятся по всей биосфере воздушными и
водными путями, следовательно, необходимы надежные методы захоронения
и утилизации вредных веществ или их переработка.
Уроки трудового обучения
с п о с о б с т в у ю т расширению знаний
учащихся о практическом значении природных материалов в жизни человека,
разнообразии его трудовой деятельности, роли труда в жизни человека и
общества, содействуют формированию умений и навыков грамотного
общения с объектами природы, экономного использования природных
ресурсов.
Одним из ведущих направлений в нашей школе, как в урочной, так и во
внеурочной работе является проектная деятельность. Проектная деятельность
учащихся
-
высокомотивированная
самостоятельная
поисковая
и
познавательно-трудовая
деятельность
учащихся,
ориентированная
на
создание учебного проекта, выполняемого под руководством учителя.
Говоря о методе проектов, я имею в виду педагогический инструмент,
позволяющий учителю решать определенные задачи.
При
таком
подходе
к
учебной
деятельности
ученик
из
слушателя
превращается в активного участника процесса обучения. Исследовательское
поведение
также
является
одним
из
важнейших
источников
получения
ребенком
представлений
о
мире.
Исследовать
–
значит
сделать
шаг
в
неизведанное
и
непознанное
для
самого
ученика.
Практическая
направленность
данного
метода
предполагает
решение
экологических
и
других проблем.
Работы, объединенные общей целью, составляют первую часть проекта
это - дать учащимся более глубокие экологические знания, сформировать у
них
умения
добывать,
преобразовывать,
представлять,
анализировать
информацию,
оценивать
основные
идеи
исследуемой
экологической
проблемы, в частности регионального характера. Учащиеся прогнозируют
экологическую
ситуацию,
а
это
хорошая
мотивационная
основа
для
формирования экологически разумного поведения и получения учащимися
дополнительных знаний по предметам естественнонаучного цикла.
Вторая часть проекта – практические работы, объединены общими целями
и задачами, среди которых следующие: формирование целостного научного
мировоззрения; практическое обучение учащихся основам исследовательской
деятельности;
развитие
познавательных
интересов
учащихся
в
области
экологии
и
мотивации
к
исследованию
экологических
проблем
своего
региона,
вовлечение
учащихся
в
значимую
общественную
полезную
деятельность.
Очень
важно
учитывать,
что
процесс
обучения
началам
научного
исследования
представляет
собой
поэтапное,
с
учетом
возрастных
особенностей,
целенаправленное
формирование
всех
компонентов
исследовательской культуры школьника. (Мыслительных умений и навыков
(5класс), умений и навыков работы с книгой и другими источниками (6класс),
умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи (7 – 8
классы),
специальных
исследовательских
умений
и
навыков
в
старших
классах).
Проекты по технологии, практико-ориентированные проекты и поэтому
практически каждый проект имеет свою экологическую направленность.
Например: проекты «Скворечник» или «Кормушка». Сам по себе проект
несет экологическую направленность (для птиц), но нужно обосновать расход
материалов, которые пошли на его изготовление.
Одним из таких интереснейших видов творчества является – технология
ремейка.
Remake
(англ.)
–
переделка. (В школе прошла выставка рабо.,
которую ребята 5 -7 классов посвятили Году экологии в России).
Многие
современные
технологии
носят
это
название.
Сырьем
для
производства
служат
уже
использованные
материалы:
ткани,
бумага,
синтетические
полимерные
материалы:
полиэтиленовые
пакеты,
пленки,
пластиковые стаканчики, коробочки, бутылки и многое другое.
Учащиеся тоже могут осуществить некоторые технологии ремейка: переделка
устаревшей
одежды,
обуви,
использование
в
работе
упаковочных,
отделочных
материалов
в
вещи
современного
дизайна.
Сложного
оборудования для работы не нужно. Все необходимое найдется в каждом
доме. Изготавливая разные поделки, мы пришли к выводу, что из ненужных
вещей, можно сделать
много полезных и нужных вещей, которые могут
принести пользу, украсить домашний интерьер, стать хорошим подарком для
родных и друзей.
Так как я преподаю не только технологию, но и являюсь учителем основ
проектирования в 10-11 классах, то тему экологии мы не забываем и там
Исследовательские проекты
ученицы 10 класса «Что я могу сделать с
мусором?» и ученика 11 класс «Химия и экология» были представлены
на городском конкурсе «Интеллект, Творчество. Фантазия», а также на
окружной научно-практической конференции «В профессии через науку
им творчество», где они
выступали на секции «Экология
природы -
экология души».
В рамках социального проекта учащиеся 11 классов в течение апреля –
начала мая подготовили и провели экологические уроки для учеников 5-8
классов (всего 10 уроков)
в рамках акции «Всероссийский экологический
урок «СДЕЛАЕМ ВМЕСТЕ!» по теме «Свобода от отходов».
При проведении проектных работ на уроках технологии у школьников не
только
повышается
уровень
экологических
знаний,
но
и
в
значительной
степени
изменяется
мотивация
поступков
в
природе,
а
также
интересы
учащихся.
Целенаправленная
систематическая
работа
по
экологическому
воспитанию, с использованием метода проекта способствует, значительному
повышению
экологической
культуры
и
прикладного
экологического
мышления школьников.
И
в
заключении
хочу
сказать:
воспитание
экологической
культуры
невозможно без ощущения сопричастности, сопереживания, сотворчества,
содействия.
Такие
возможности
даёт
реализация
социа льных,
исследовательских и творческих проектов. А у нас, у взрослых появляется
уверенность, что эти подростки будут любить природу. Природа - это живая,
чувствительная, очень сложная система: даже самый тихий шаг для нее
ощутим. От каждого из нас зависит, что останется в этом мире будущим
поколениям.
«Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно
относиться к природным богатствам …» – записано в Конституции
Российской Федерации (ст. 58, 1993 г.) .
Источники и литература
1.
Метод проектов в технологическом образовании школьников. Пособие для
учителя под ред. Сасовой И.А. – М.:Вентана – Граф , 2003.
2.
Технология. 5 класс: Сборник проектов: Пособие для
учителя/М.И.Гуревич, М.Б.Павлова и др./ Под ред.И.А.Сасовой.-
М.:Вентана-Граф, 2004.-144с.
3.
Технология. Учебник 10-11 классы. Под редакцией В.Д. Симоненко. –
М.:Вентана – Граф, 2002.
4.
Школьный проект один из результатов экологического образования //
Экологическое образование. Дорогань JI.B. - 2003. - №1. - С. 35-37.