Напоминание

Воспитание экологической культуры через вовлечение обучающихся в проектную деятельность»


Автор: Горбунова Наталья Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КГКОУ ШИ 10
Населённый пункт: Хабаровский край г.Бикин
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание экологической культуры через вовлечение обучающихся в проектную деятельность»
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Воспитание экологической культуры через вовлечение обучающихся в

проектную деятельность»

Любовь

к

природе,

сознательное,

бережное

и

заинтересованное

отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства.

Сегодня

много

говорят

об

экологизации

образования.

Мы

должны

понимать, что целью образования подрастающего поколения должно стать

формирование гражданина планеты с новым мышлением и мировоззрением,

новой экологической культурой. Именно эта составляющая является основой

экологической культуры обучающихся, от которой, в свою очередь зависит не

только

состояние

окружающей

нас

природы,

но

и

состояние

экономики,

здоровье людей, будущее нашей планеты.

Экологическое

воспитание

можно

рассматривать

как

элемент

общего

воспитания

направленный

на

преодоление

у

обучающихся

утилитарно-

потребительского

отношения

к

природе,

формирование

ответственного

отношения к ней.

Путями осуществления экологического воспитания являются:

– включение элементов экологической направленности в урок;

– проведение тематических классных часов;

– организация внеурочной деятельности обучающихся (кружковая работа).

Основные задачи экологического воспитания обучающихся являются:

формирование

системы

знаний

об

экологических

проблемах

современности и пути их разрешения;

развитие необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу

жизни, использование полученных знаний в повседневной жизни:

активизация

практической

деятельности

школьников

экологической

направленности;

вовлечение

учащихся

в

проектную

деятельность,

направленную

на

решение экологических проблем местного социума.

Содержание

образовательного

процесса

позволяет

осуществлять

формирование экологической культуры на междисциплинарной основе путем

интеграции в различные учебные предметы, каждая из которых раскрывает

соответствующий аспект экологических проблем.

Например, технология и экология. Внедрение таких методов обучения,

которые

предусматривали

бы

целенаправленное

развитие

мыслительных

способностей учащихся, развитие у них интереса к учебной деятельности,

самостоятельности и творчества – одно из важнейших направлений решения

этой проблемы. Учащиеся не получают готовые знания, они должны уметь с

помощью

учителя

приобретать

эти

знания

самостоятельно,

во

время

поисковых заданий, при решении проблемных ситуаций или других средств

активизирующих познавательную деятельность.

Так,

школьникам

на

уроках

технологии

в

образовательной

области

«Технология»

необходимо

усвоить

следующие

экологические

правила

и

законы:

1. Все связано со всем:

Ученикам необходимо постоянно

рассказывать

о

природном

балансе,

где

всё

должно

находиться

в

соответствии.

Поэтому

при

изучении

раздела

«Технология

изготовления

изделий,

например,

из

древесины»

необходимо

акцентировать

внимание

учащихся на вопросах о положительных функциях леса, о дарах природы,

которыми

пользуется

человек.

При

выполнении

практических

работ

и

творческих проектов по изготовлению изделий из поделочных материалов

следует объяснять учащимся, что древесина как конструкционный материал

относится к природным восстанавливаемым ресурсам.

2. Все должно куда-то деваться: Бытовые и производственные отходы,

которые попадают в биосферу, никуда не исчезают. Кроме того, человек

создал огромное число веществ, которых нет в природе, и у природы нет

механизмов

их

переработки

(утилизации).

Вокруг

городов

растут

свалки

мусора, загрязняющие вещества разносятся по всей биосфере воздушными и

водными путями, следовательно, необходимы надежные методы захоронения

и утилизации вредных веществ или их переработка.

Уроки трудового обучения

с п о с о б с т в у ю т расширению знаний

учащихся о практическом значении природных материалов в жизни человека,

разнообразии его трудовой деятельности, роли труда в жизни человека и

общества, содействуют формированию умений и навыков грамотного

общения с объектами природы, экономного использования природных

ресурсов.

Одним из ведущих направлений в нашей школе, как в урочной, так и во

внеурочной работе является проектная деятельность. Проектная деятельность

учащихся

-

высокомотивированная

самостоятельная

поисковая

и

познавательно-трудовая

деятельность

учащихся,

ориентированная

на

создание учебного проекта, выполняемого под руководством учителя.

Говоря о методе проектов, я имею в виду педагогический инструмент,

позволяющий учителю решать определенные задачи.

При

таком

подходе

к

учебной

деятельности

ученик

из

слушателя

превращается в активного участника процесса обучения. Исследовательское

поведение

также

является

одним

из

важнейших

источников

получения

ребенком

представлений

о

мире.

Исследовать

значит

сделать

шаг

в

неизведанное

и

непознанное

для

самого

ученика.

Практическая

направленность

данного

метода

предполагает

решение

экологических

и

других проблем.

Работы, объединенные общей целью, составляют первую часть проекта

это - дать учащимся более глубокие экологические знания, сформировать у

них

умения

добывать,

преобразовывать,

представлять,

анализировать

информацию,

оценивать

основные

идеи

исследуемой

экологической

проблемы, в частности регионального характера. Учащиеся прогнозируют

экологическую

ситуацию,

а

это

хорошая

мотивационная

основа

для

формирования экологически разумного поведения и получения учащимися

дополнительных знаний по предметам естественнонаучного цикла.

Вторая часть проекта – практические работы, объединены общими целями

и задачами, среди которых следующие: формирование целостного научного

мировоззрения; практическое обучение учащихся основам исследовательской

деятельности;

развитие

познавательных

интересов

учащихся

в

области

экологии

и

мотивации

к

исследованию

экологических

проблем

своего

региона,

вовлечение

учащихся

в

значимую

общественную

полезную

деятельность.

Очень

важно

учитывать,

что

процесс

обучения

началам

научного

исследования

представляет

собой

поэтапное,

с

учетом

возрастных

особенностей,

целенаправленное

формирование

всех

компонентов

исследовательской культуры школьника. (Мыслительных умений и навыков

(5класс), умений и навыков работы с книгой и другими источниками (6класс),

умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи (7 – 8

классы),

специальных

исследовательских

умений

и

навыков

в

старших

классах).

Проекты по технологии, практико-ориентированные проекты и поэтому

практически каждый проект имеет свою экологическую направленность.

Например: проекты «Скворечник» или «Кормушка». Сам по себе проект

несет экологическую направленность (для птиц), но нужно обосновать расход

материалов, которые пошли на его изготовление.

Одним из таких интереснейших видов творчества является – технология

ремейка.

Remake

(англ.)

переделка. (В школе прошла выставка рабо.,

которую ребята 5 -7 классов посвятили Году экологии в России).

Многие

современные

технологии

носят

это

название.

Сырьем

для

производства

служат

уже

использованные

материалы:

ткани,

бумага,

синтетические

полимерные

материалы:

полиэтиленовые

пакеты,

пленки,

пластиковые стаканчики, коробочки, бутылки и многое другое.

Учащиеся тоже могут осуществить некоторые технологии ремейка: переделка

устаревшей

одежды,

обуви,

использование

в

работе

упаковочных,

отделочных

материалов

в

вещи

современного

дизайна.

Сложного

оборудования для работы не нужно. Все необходимое найдется в каждом

доме. Изготавливая разные поделки, мы пришли к выводу, что из ненужных

вещей, можно сделать

много полезных и нужных вещей, которые могут

принести пользу, украсить домашний интерьер, стать хорошим подарком для

родных и друзей.

Так как я преподаю не только технологию, но и являюсь учителем основ

проектирования в 10-11 классах, то тему экологии мы не забываем и там

Исследовательские проекты

ученицы 10 класса «Что я могу сделать с

мусором?» и ученика 11 класс «Химия и экология» были представлены

на городском конкурсе «Интеллект, Творчество. Фантазия», а также на

окружной научно-практической конференции «В профессии через науку

им творчество», где они

выступали на секции «Экология

природы -

экология души».

В рамках социального проекта учащиеся 11 классов в течение апреля –

начала мая подготовили и провели экологические уроки для учеников 5-8

классов (всего 10 уроков)

в рамках акции «Всероссийский экологический

урок «СДЕЛАЕМ ВМЕСТЕ!» по теме «Свобода от отходов».

При проведении проектных работ на уроках технологии у школьников не

только

повышается

уровень

экологических

знаний,

но

и

в

значительной

степени

изменяется

мотивация

поступков

в

природе,

а

также

интересы

учащихся.

Целенаправленная

систематическая

работа

по

экологическому

воспитанию, с использованием метода проекта способствует, значительному

повышению

экологической

культуры

и

прикладного

экологического

мышления школьников.

И

в

заключении

хочу

сказать:

воспитание

экологической

культуры

невозможно без ощущения сопричастности, сопереживания, сотворчества,

содействия.

Такие

возможности

даёт

реализация

социа льных,

исследовательских и творческих проектов. А у нас, у взрослых появляется

уверенность, что эти подростки будут любить природу. Природа - это живая,

чувствительная, очень сложная система: даже самый тихий шаг для нее

ощутим. От каждого из нас зависит, что останется в этом мире будущим

поколениям.

«Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно

относиться к природным богатствам …» – записано в Конституции

Российской Федерации (ст. 58, 1993 г.) .

Источники и литература

1.

Метод проектов в технологическом образовании школьников. Пособие для

учителя под ред. Сасовой И.А. – М.:Вентана – Граф , 2003.

2.

Технология. 5 класс: Сборник проектов: Пособие для

учителя/М.И.Гуревич, М.Б.Павлова и др./ Под ред.И.А.Сасовой.-

М.:Вентана-Граф, 2004.-144с.

3.

Технология. Учебник 10-11 классы. Под редакцией В.Д. Симоненко. –

М.:Вентана – Граф, 2002.

4.

Школьный проект один из результатов экологического образования //

Экологическое образование. Дорогань JI.B. - 2003. - №1. - С. 35-37.



В раздел образования