Напоминание

"Изо - деятельность - эффективное средство развития детей с интеллектуальными нарушениями"


Автор: Никитина Жанна Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: АСУСО УР
Населённый пункт: город Глазов УР
Наименование материала: статья
Тема: "Изо - деятельность - эффективное средство развития детей с интеллектуальными нарушениями"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ИЗО – ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Никитина Жанна Валерьевна

воспитатель АСУСО УР

«Глазовский детский дом – интернат

для умственно отсталых детей»,

учитель – олигофренопедагог

МКОУ «ОШ №5»

В статье говорится о значении изобразительной деятельности в жизни и развитии ребенка с

интеллектуальными

нарушениями,

говорится

о

необходимости

создания

специальных

педагогических условий на занятии для того, чтобы ребенок овладел изобразительными навыками,

рассматриваются методы и приемы обучения детей художественной деятельности.

Ключевые

слова:

дети

с

интеллектуальными

нарушениями,

изобразительная

деятельность,

педагогические условия, наглядные, словесные, практические методы и приемы.

Среди различных видов деятельности (учебная, трудовая, игровая) дети с нарушением

интеллекта выделяют изобразительную деятельность и отдают ей предпочтение как наиболее

занимательной

и

интересной.

Благодаря

своей

доступности,

наглядности

и

конкретности

выражения она приближается к игре.

Художественная деятельность детей является средством формирования двух

взаимосвязанных путей познания мира: рационально-логического и эмоционально-образного. Для

того, чтобы нарисовать какой-либо предмет, его необходимо хорошо рассмотреть: определить его

форму, строение, характерные детали, цвет, положение в пространстве. Требование передать в

рисунке сходство с изображаемым объектом заставляет ребенка подмечать в нем такие свойства и

особенности, которые, как правило, не становятся объектом внимания при пассивном наблюдении.

В ходе целенаправленных занятий ИЗО-деятельностью учащиеся начинают лучше производить

сравнение, легче устанавливать сходство и различие предметов, взаимосвязь между целым и его

частями.

Изобразительная

деятельность

способствует

развитию

у

детей

аналитико

-

синтетической функции мышления.

Многие сенсорные недостатки, свойственные детям с интеллектуальными нарушениями,

преодолеваются лишь в ходе такого обучения, при котором сенсорные упражнения включаются в

сложные виды деятельности. Овладение умениями и навыками художественного труда требует

тщательного изучения величины, цвета, структуры предметов. При этом в работу включаются

зрительные,

двигательные

и

мускульно-осязательные

анализаторы.

В

результате

обучения

нечеткие,

аморфные,

слабодифференцированные

восприятия

детей

постепенно

становятся

четкими, конкретными, полными.

В процессе организованных занятий у детей развиваются наблюдательность, воображение,

зрительная память, формируются и уточняются многие представления, которые служат основой

для усвоения знаний, получаемых в общем процессе обучения. Велико значение изобразительной

деятельности в развитии восприятия пространства и пространственных представлений.

Все, что следует передать в работе, должно быть не только правильно воспринято и

осмысленно, необходимы еще и специальные графические умения, т.е. умение владеть рукой,

подчинять движения контролю руки и глаза, правильно пользоваться карандашом, ножницами,

красками и т.д. Имеющиеся у детей нарушения препятствуют развитию таких умений, у многих

учащихся наблюдаются значительные нарушения координации движений, недоразвитие

мышц

пальцев и кисти. В процессе занятий ИЗО-деятельностью указанные недостатки сглаживаются.

Разные художественные техники в той или иной степени развивают у ребенка разные части рук

(предплечья, кисти, пальцы). Так, например, тонкая графическая работа способствует лучшей

координации движений, лепка развивает пальцы, а живописные техники формируют свободу и

раскованность

всей

руки.

Специальные

упражнения,

предусматривающие

выработку

согласованной,

координированной

деятельности

анализаторов,

развивают

глазомер

ребенка,

приучают руку к сознательным и точным движениям, придают ей гибкость и твердость.

Под воздействием занятий ИЗО-деятельностью происходят существенные изменения в

поведении

детей.

Они

становятся

более

сдержанными,

внимательными,

аккуратными.

Их

деятельность

приобретает

осознанный,

мотивированный

и

целенаправленный

характер.

В

известной степени развивается самостоятельность, активность, настойчивость в достижении цели,

умение делать выбор и работать в сотрудничестве.

Для того, чтобы процесс обучения имел коррекционную направленность, необходимо

создание следующих педагогических условий:

1. Создание эмоционального настроения на художественную деятельность с целью

вхождения в образ, его реализацию и достижение поставленной цели.

2. Развитие эстетического восприятия, художественного мышления ребенка. Данная

работа должна проводиться не только на занятиях по изобразительной деятельности, но и на

прогулках, экскурсиях, в процессе наблюдений, ознакомления с окружающим.

3. Овладение детьми исполнительской стороной изобразительной деятельности, усвоение

формообразующих движений и обобщенных способов действия.

4. Осуществление комплексного подхода к процессу создания выразительного образа в

изобразительном творчестве. С этой целью нужно использовать различные виды художественной

деятельности

(слушание

музыки,

чтение

художественной

литературы),

которые

способствуют

реализации конкретного содержания специфическими выразительными средствами разных видов

искусства.

5. Взаимосвязь видов изобразительной деятельности. Необходимо учитывать специфику

каждого вида деятельности: рисунок позволяет отразить предметы и явления на плоскости в цвете,

лепка – в объеме, аппликация – в цвете, силуэтно. Особенно интересны работы, в которых дети

передают

образы

предметов

и

явлений,

используя

средства

разных

видов

изобразительной

деятельности (например, работая над темой «Осень в лесу», ребенок создает фон, облака, ветки

деревьев, листву средством живописи, а стволы деревьев - способом объемной аппликации).

6. Использование произведений изобразительного искусства различных видов и жанров . С

детьми

следует

проводить

специальные

занятия

по

восприятию

живописи,

художественной

иллюстрации, большой скульптуры и скульптуры малых форм, народных промыслов.

7. Обеспечение принципа взаимопроникновения игры и изобразительной деятельности.

Содержанием игрового мотива является интерес детей к предмету изображения, к возможным

игровым действиям с ним, направленным на качество изображения и выразительность образа.

8. Осуществление индивидуального подхода к детям в процессе изобразительной

деятельности. Следует учитывать два направления индивидуального подхода. Первое заключается

в предупреждении и устранении пробелов в усвоении детьми содержания, средств и способов

деятельности, в определении оптимального пути «выравнивания» отстающих в силу ряда причин.

Второе направление заключается в углублении и расширении возможностей тех детей, которые

проявляют более высокие способности к деятельности.

Художественная деятельность ребенка становиться более успешной, когда взрослые

оценивают ее положительно, не сравнивая работы детей между собой, а отличая индивидуальную

манеру выполнения. В изобразительной деятельности критерии оценки несколько иные, нежели в

других учебных дисциплинах. Нет жестких рамок, которым обязательно нужно соответствовать.

Результатом всегда может быть множество разных и одинаково удачных решений.

Успех развития изобразительных умений ребенка зависит от того, какие методы и приемы

художественного

образования

использует

педагог.

Условно

их

можно

классифицировать

как

наглядные, словесные и практические.

Наглядные методы и приемы.

Наблюдение. Эстетическое восприятие должно представлять из себя сплав эмоционального

и

рационального.

Большое

значение

имеет

правильная

постановка

вопросов

в

процессе

наблюдений, экскурсий, обследований.

Первичное общее эмоциональное восприятие явлений окружающей действительности,

произведений

изобразительного

искусства

заключается

в

том,

чтобы

предоставить

детям

возможность побыть наедине с наблюдаемым, подойти поближе, потрогать, полюбоваться.

Готовый образец, созданный воспитателем.

Педагогический рисунок выполняется педагогом на доске одновременно с объяснением. Он

конкретизирует каждую мысль, каждое слово педагога в тот момент, когда ребенок его слышит.

Соединение

слова

с

графической

деятельностью

помогает

ребенку

осознать

свойства

изображаемого объекта.

Рассматривание картин с разным содержанием, но с одинаковыми выразительными

средствами, и наоборот, например, содержание одно – весна, а выразительные средства разные, т.к.

художники изобразили разные состояния погоды или разное время суток («Март» И.Левитана и

«Оттеппель» Ф.Васильева).

Выставки картин, игрушек народных промыслов.

Использование экрана теневого театра. Форма как выразительное средство становится

носителем содержания выразительного образа.

Использование магнитной доски. Располагая различные предметы на плоскости листа,

ребенок

начинает

понимать,

что

в

зависимости

от

расположения

одинакового

количества

предметов меняется содержание изображения.

Словесные методы и приемы.

Беседа по картине.

- 1 этап.

Вхождение в образ картины.

Используются приемы, позволяющие заинтересовать

ребенка, вызвать восхищение, дать возможность обменяться мнением со сверстником (1-2 мин.)

- 2 этап. Вопросы, раскрывающие содержание картины.

Замысел художника более полно

раскрывают вопросы проблемно - поискового характера, помогающие пережить образ картины в

единстве формы и содержания.

- 3 этап. Вопросы, раскрывающие выразительные средства картины.

Рассказ-образец личностного отношения педагога к понравившейся картине.

Без

целенаправленного

обучения

дети

не

могут

оценить

художественное

произведение,

поэтому

необходимо давать алгоритм оценки картины, составленный взрослым.

Использование художественного слова.

Рассказ ребенка о предшествующих или следующих после картины событиях.

Чтение педагогом прозаических, поэтических произведений с последующим нахождением

картины с похожим содержанием.

Прием коллективного обсуждения. В процессе различных организованных выставок педагог

предоставляет возможность детям обменяться мнениями, высказать собственную точку зрения.

Указания, пояснения педагога в процессе создания изобразительных работ должны быть

направлены на развитие самостоятельности, активности детей, на их самореализацию.

Практические методы и приемы.

Обследование предмета. У ребенка должен возникнуть интерес к предмету, затем педагог

акцентирует

внимание

на

тех

его

сенсорных

свойствах

и

качествах,

которые

являются

доминирующими,

т.е.

отвечают

задачам

художественного

восприятия.

Каждое

движение

активизируется речью, особенно движения пальца по контуру предмета. Это необходимо для

развития

зрительно-двигательной

координации,

которая

определяет

формирование

исполнительских способностей и самостоятельности.

Полный графический показ способов действия.

Графический показ ребенком. Показ осуществляет ребенок, успешно продвигающийся в

формировании технических умений и навыков.

Показ движения кисточкой как с опорой на лист бумаги, так и без опоры.

Прием пассивных движений. Применяется преимущественно индивидуально. Педагог

берет кисть руки ребенка в свою руку и дает свои мышечные ощущения.

Упражнения используются с целью автоматизации навыков и умений, их творческого

применения в новых условиях.

Использование палитры, пробника.

Большое значение имеет самостоятельная художественная деятельность детей. Нужно

создавать условия для самореализации ребенка. Руководящая роль взрослого заключается в том,

чтобы по мере развития детей, их способностей, предлагать им все более сложные задачи и

действия, постоянно повышая уровень самостоятельности.

Основополагающая задача ИЗО-деятельности состоит не столько в том, чтобы научить

детей изображать какие-либо предметы и явления, сколько в том, чтобы оптимальным образом

использовать ее в качестве важного педагогического средства, направленного на преодоление или

ослабление присущих детям с интеллектуальными нарушениями недостатков.



В раздел образования