Автор: Ростова Ольга Александровна
Должность: преподаватель по фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №14
Населённый пункт: г.Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Размышления о преимуществе раннего музыкального воспитания
Раздел: дополнительное образование
РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРЕИМУЩЕСТВЕ РАННЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
О.А.Ростова преподаватель, МБУ ДО ДШИ №14
Всем известно, что музыкальное обучение может быть начато до рождения благодаря
существующим методикам музыкальной стимуляции развития плода. Бытует мудрое изречение,
которое разные источники приписывают то венгерскому композитору З.Кодаи, то московскому
пианисту Г.Нейгаузу, то еще кому- то из известных музыкантов: « музыкальное обучение ребенка
начинается за девять месяцев до рождения его матери…»Парадоксальное на первый взгляд
утверждение основано на достоверных жизненных фактах. Прекрасно, если ребенок слышит
пение матери, прежде всего, колыбельные. Чем богаче будут интонации материнского голоса. Тем
богаче будет мировоззрение малыша.
Создатель одного из направлений дородового музыкально развития М.Лазарев отмечает, что
будущая мама должна петь даже в том случае, если она совсем не владеет искусством вокала,
даже если ее голос кажется ей самой некрасивым: «Для ребенка эти материнские голосовые
вибрации являются чудесными звуками жизни».
Музыка, окружающая недавно родившегося ребёнка, становится частью его мира. Музыка, как
вливающийся в комнату младенца солнечный свет, проникает в детское подсознание. Между тем,
психологи давно заметили, что разные мелодии совершенно по-разному действуют на настроение
ребенка, а превращаясь в постоянный фон, по –разному влияют на формирование личности.
Причем специалисты единодушны: после детских песенок и колыбельных наиболее благотворно
на детскую психику воздействует классическая музыка. Ребенок, с детства живущий в окружении
мелодий Моцарта, Вивальди, Баха, оказывается в явном выигрыше по сравнению со
сверстниками, пассивно слушающих ритмы радио и телевидения. У классических мелодий есть
несколько явных преимуществ: гармония, благородство интонация т поразительное богатство
оттенков-все то, что помогает маленькому человеку, привыкающему слушать такую музыку, стать
подлинно культурным.
Даже пассивное слушание откладывается в подсознании. Однако ребенку можно помочь
«услышать» музыку, чтобы ее восприятие было более осмысленным и доставляло осознанное
удовольствие. Самый простой прием: предложить малышу потанцевать или помаршировать под
ритмичную музыку, вместе или в комнате с игрушкой – а может быть, посмотреть, как танцует
мама. Музыкально-ритмическая деятельность, по мнению специалистов, имеет еще и особую
важность-благодаря формированию обмена информацией между левым и правым полушарием.
Многие исследователи независимо друг от друга пришли к одинаковому выводу: раннее
музыкальное обучение открывает доступ к врожденным механизмам: ответственным за
восприятие, понимание и воспроизведение музыки и расширяет их использование для
образования других высших функций мозга.
Открывая перед детьми таинственный и прекрасный мир музыки, мы помогаем рождению
настоящих, полноценных и гармоничных людей.