Напоминание

"Дифференцированные физминутки на уроках в начальной школе"


Автор: Джиоева Лариса Витальевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 26
Населённый пункт: город Владикавказ,РСО - Алания
Наименование материала: статья
Тема: "Дифференцированные физминутки на уроках в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




1. Дифференцированные физкультминутки на уроках в начальной школе

Изучив данные о физиологической возможности каждого ребёнка и составив

диаграмму заболеваемости класса, очень хорошо проводить дифференцированные

физкультминутки. Каждый ребёнок по имеющейся у него памятке в течение 1,5 – 2 минут

выполняет на уроке комплекс упражнений:

1. Упражнения для детей с избыточным весом.

1) ходьба с высоким подниманием коленей;

2) и.п. –ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вверх, отставляя ногу на носок

(поочерёдно правую и левую ногу), прогнуться, вдох. Вернуться в и.п., выдох;

3) и.п. – сидя на стуле, откинувшись на спинку. Энергично втянуть живот, затем

расслабить его, дыхание произвольное;

4) прыжки с хлопками над головой.

2. Упражнения для профилактики плоскостопия.

1) и.п.- стоя на наружных сводах стоп, полуприсед(4-5раз).

2) и.п. – стоя носками внутрь, пятками наружу, подняться на носки. Вернуться в и.п.(4-5

раз);

3) и.п. – стоя, стопы повернуть внутрь. Подняться на носки, медленно согнуть ноги в

коленях, медленно выпрямить ноги в коленях (4-5 раз);

4) и.п. – стоя, поднять левую (правую) ногу – поворот стопы кнаружи, поворот стопы

внутрь (3-5раз).

3. Упражнения для улучшения осанки.

1) и.п.- о.с. Принять правильное положение, зафиксировать его;

2) ходьба с правильной осанкой;

3) ходьба с высоко поднятыми руками;

4) ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки (30 сек.)

5) лёгкий бег на носках.

4. Упражнения психологической саморегуляции (аутотренинг).

1) «Сотвори в себе солнце»;

2) «Волшебный цветок добра»;

3) «Путешествие на облаке»;

4) «У моря»;

5) «Золотая рыбка»;

6) «Янтарный замок»;

7) «Танец рыбки»;

8) «На лугу»;

9) «Водопад»;

10) «Сила улыбки» и т. д.

«Водопад»

- Ребята, сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните…

Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в

нём падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и

почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам… Вы

чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи.

Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и

расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и

вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам

ощущать себя очень расслабленно и приятно и с каждым вдохом и выдохом вы

наполняетесь свежими силами…(пауза 15 секунд)

Теперь мысленно поблагодарите этот водопад света за то, что он вас чудесно

исцелил.

5. Некоторые приёмы самомассажа, точечный массаж.

Массаж обладает расслабляющим действием и облегчает перенапряжение в любое время.

лицо

Закройте глаза и поглаживайте лицо ладонью. Ведите её от центра лба к вискам – 3 раза,

от носа по скулам – 3 раза и ото рта по линии челюсти тоже 3 раза.

голова

Переберите волосы руками, мягко потянув все корни. Проделайте это по всей голове в

умеренном темпе.

руки

Выполняйте плоское поглаживание руки от запястья к плечу, затем вокруг плечевого

сустава и, более легко, вниз до исходного положения. Повторите 3 раза.

ноги

Сложите руки в кулаки и постукивайте по верхней и внешней поверхности бедра. Ударять

кулаком по бедру надо слегка. Массировать в течение 20-30 секунд.

Точечный массаж – простая

и безопасная терапия.

Массирование производится

надавливанием на определённые

точки. При простудных

заболеваниях и для повышения

иммунитета необходимо

массировать определённые

точки на лице (№1, №2, №3),

при головных болях рекомендуется

массировать височную область.

6. Упражнения для мышц рук.

1) «Моя семья»

Этот пальчик- дедушка,

Этот пальчик- бабушка,

Этот пальчик- папочка,

Этот пальчик- мамочка,

А вот этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья! (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого.)

2) «Капуста»

Мы капусту рубим-рубим,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту трём-трём,

Мы капусту жмём-жмём.

(Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек

пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.)

3) «Мы наши пальчики сплели

И вытянули ручки.

Ну а теперь мы от Земли

Отталкиваем тучки».

( Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперёд,

а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше.)

4) «Руки мы на стол положим,

Повернём ладонью вверх.

Безымянный палец тоже

Хочет быть не хуже всех.

(Дети кладут правую руку на парту ладонью вверх, сгибают и разгибают безымянный

палец. Затем проделывают то же самое левой рукой. Повторяют упражнение несколько

раз.)

7. Упражнения для глаз.

По словам психоаналитиков, если гимнастику для глаз проводить регулярно, зрение у

человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков.

Вот некоторые элементы этой гимнастики:

• Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа

налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.

• Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.

• Представь вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нём

определённую точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в

другую. Повторить 3 раза.

• Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим

треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана

выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони не плотно лежащие на

глазницах, не должны пропускать свет.

• Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство усталости. Затем

расслабиться на 5-6 секунд.

• Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. В

среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в

левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти.

• Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом

подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и

подмигивают левым глазом.

8. Физминутки по методике сенсорно-координаторских тренажей. (В 4-х верхних углах

класса фиксируются сюжетные изображения. Под каждой картинкой помещается в

соответствующей последовательности одна из цифр: 1-2-3-4. Все учащиеся поднимаются в

положение свободного стояния и под команду учителя «1-2-3-4» начинают фиксировать

взгляд по очереди на соответствующей картинке. Затем порядок счёта меняется: 4-3-2-1, 1-

3, 4-2 и т.д. При этом ученики совершают синхронно движения глазами, головой и

туловищем. Но дети должны не просто «пробежать» глазами, но и успеть осознанно

увидеть все 4 сюжета и ответить на вопросы учителя. Продолжительность тренажа – 1,5

минуты. Такая работа предупреждает утомляемость, способствует развитию зрительно-

моторной реакции, скорости ориентации в пространстве.

9. «Цветок здоровья»

Цветок здоровья сделан из цветного картона. В нём 7 лепестков: жёлтый, фиолетовый,

синий, красный, коричневый, зелёный, розовый. Середина цветка – оранжевая. На стебле

листик светло-зелёного цвета. На каждом лепестке и в середине цветка написана одна из

тем занятий, которые проводятся в течении года: «Живу в семье», «Думаю», «Пою и

говорю», «Дышу», «Двигаюсь», «Закаляюсь», «Пью и ем», «Лечусь».

С помощью подобных офтальмотренажёров (цветы, пирамидки, тарелки) развиваются

зрительно-моторная реакция, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция,

чувство локализации в пространстве.



В раздел образования