Напоминание

Новые формы и методы работы со студентами на занятиях по теоретическим дисциплинам в музыкальном училище


Автор: Князева Лидия Григорьевна
Должность: преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Учебное заведение: ГАПОУ Рязанский Музыкальный Колледж им. Г. и А. Пироговых
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: статья
Тема: Новые формы и методы работы со студентами на занятиях по теоретическим дисциплинам в музыкальном училище
Раздел: среднее профессиональное





Назад





НОВЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКИМ

ДИСЦИПЛИНАМ В МУЗЫКАЛЬНОМ УЧИЛИЩЕ
Несколько существенных причин заставляют преподавателей находиться в поиске новых форм и методов работы: 1. Изменение контингента и необходимость его сохранить. Среди студентов есть, безусловно, высокоодаренные, талантливые люди, но общий уровень и подготовки, и способностей обучающихся резко снизился. Конкурсная ситуация сохранилась, пожалуй, только на вокальном и эстрадном отделениях, абитуриенты других специальностей становятся студентами практически без отбора. 2. Изменение программы обучения. Появилось множество новых дисциплин, изменилось количество часов, отведенных на освоение предметов (в основном в сторону увеличения). 3. Изменение целей обучения. Наш заказчик и работодатель (Министерство образования РФ) ставит задачу подготовить выпускника- специалиста, обладающего целым комплексом к л ю ч е в ы х , общепрофессиональных и узкоспециальных компетенций, позволяющих ему ориентироваться в постоянно изменяющемся мире и быть востребованным на рынке труда. Именно в силу обозначенных причин у преподавателей нет возможности работать по старинке (по инерции, на автопилоте), а приходится находиться в постоянном поиске новых методов и форм работы. Во времена моего ученичества в отношениях между учителем и учеником существовала простота и ясность. Преподаватель (Мастер) передавал свои знания, свой жизненный опыт, учил ремеслу, а ученик (ремесленник, подмастерье) все это получал, приобретая знания, умения, навыки, необходимые для работы по специальности. Преподаватели пользовались у студентов непререкаемым авторитетом; практически на любой вопрос учащиеся получали изустную исчерпывающую достоверную информацию, ответ воспринимали как истину в последней инстанции. Расхожее мнение о «хороших» и «плохих» преподавателях сводилось к следующему: хороший − считает свой предмет (любой) самым главным, много дает знаний, много задает на дом, много спрашивает; плохой − мало объясняет, но много спрашивает, оценки ставит низкие. Понятия «мотивированность обучения» вообще не существовало, учились (копили, коллекционировали знания) «впрок», имея установку «все в жизни пригодится». В то время существовала практика: еще до получения диплома о среднем специальном музыкальном образовании учащиеся начинали работать в детских музыкальных школах и школах искусств без отрыва от учебы. И сегодня студенты выпускного курса начали профессиональную педагогическую деятельность. Приглашаются к работе в области даже второкурсники. Учащиеся востребованы на рынке труда в качестве специалистов конкретной узкой специальности, но ситуация в любой момент может в корне измениться.
Современного преподавателя музыкального училища мы видим наделенным личностно- преподавательскими компетенциями, профессиональным мировосприятием и мироощущением (мышлением и самосознанием), музыкальностью и артистизмом, яркой личной позицией. Умеющим видеть и самостоятельно решать проблему, выстраивать алгоритм действий на пути достижения цели, работать в команде и при необходимости принимать на себя бразды правления (обязанности лидера-руководителя) − таким мы хотим подготовить к выпуску нашего студента. Однако понятно, что ни ключевые, ни общепрофессиональные, ни узкоспециальные компетенции (когнитивные, коммуникативные, информационные, социологические и др.) передать «из рук в руки» нельзя. Их могут приобрести наши студенты только в процессе обучения и с нашей помощью. Роль учителя – функция помощника и проводника, наставника в профессии; его задача − указать дорогу, обозначить проблему, мотивировать к присвоению знаний (информации), умений, навыков, позволяющих ее решить; продемонстрировать алгоритм решения, дать ключи и коды, с тем чтобы подготовить ученика к дальнейшей самостоятельной деятельности. Прошло то время, когда преподаватели специальности враждебно относились к музыковедам (теоретикам и музлитераторам), «отрывающим» их учеников от основного дела – обретения навыков игры на инструменте. Взамен пришло понимание возможности решения проблем обучения на пути не противопоставления, а интеграции дисциплин, на пути установления, укрепления межпредметных связей, на пути диалога преподавателей друг с другом и, главное, со студентами. Современный преподаватель, кроме всего прочего, должен обладать эмпатией по отношению к ученику, т. е. способностью (компетенцией) на подсознательном, надсознательном и сознательном уровнях понимать его устремления, потребности и возможности, отождествлять себя с ним и с этих позиций вступать в диалог. Именно этот диалог и воплощается в формах и методах преподавания музыкально-теоретических дисциплин. Не жонглируя номерами и аббревиатурами компетенций, кратко изложим те приемы и методы работы по разным теоретическим дисциплинам, которые применяются лично автором и предлагаются к использованию другим преподавателям.
ГАРМОНИЯ
По новой программе значительно больше времени для изучения отводится на темы, связанные с диатоникой. Это дает возможность заложить знания, умения, навыки глубоко и фундаментально. Подробно и детально осваивается функциональная модуляция в тональности первой степени родства. Зато последующие темы – модуляции в тональности второй и третьей степени родства, далекие строи, органный пункт, мажоро- минор, эллипсис (т. е. весь материал, вплоть до энгармонических модуляций через D7 и уменьшенный вводный – VII7) – изучаются в виде анализа музыкальных произведений и игры различных гармонических оборотов на фортепиано. Решение задач продолжается на тему модуляция первой степени родства без применения неаккордовых звуков, умения в этой области должны перейти на уровень навыков, так как именно такие задачи фигурируют в качестве образцов на вступительных испытаниях при поступлении в разные вузы. Кроме письменной формы решения задачи, применяется выполнение ее (после кратковременного обдумывания) сразу на фортепиано.
Больше внимания уделяется творческим работам. Учащимся предлагается делать не только указанные в программе гармонические анализы, но и творческие работы с анализом своих произведений по специальности, что способствует более углубленному и профессиональному пониманию содержания этих произведений. Студенты сочиняют модуляции, секвенции, в конце обучения (в виде эксперимента) допускается решение задач в более свободной фактуре.
СОЛЬФЕДЖИО
Самой сложной формой работы на уроках по этой дисциплине является собственно сольфеджирование (пение по нотам), так как оно должно быть интонационно чистым, ритмически верным и музыкально выразительным. У некоторых это получается легко и непринужденно, как будто само собой, на интуитивном уровне. Для других (и с каждым годом таких учащихся становится все больше) – является серьезной проблемой. Диагноз «болезни» самый различный: ломка голоса, отсутствие ладовых и ритмических представлений, застенчивость и т. д. Чаще же всего учащиеся не поют потому, что не пели в школе, а «только писали». При этом они могут в той или иной мере справляться с разными интонационными упражнениями – петь гаммы, отдельные элементы в тональности и от звука, а перед нотным текстом теряться. Это связано с тем, что обрести навыки сольфеджирования и пения с листа можно только в процессе именно такой работы. На пути диалога, понимания желания и возможности учеников предлагаем следующие формы работы: подпевание игре на своем инструменте, пение одноголосия, а потом и двухголосия с игрой на фортепиано и выделением исполняемого голоса, пение хором, вместе с преподавателем, ритмодекламация «без интонирования» и др. Все произведения, осваиваемые по специальности, рекомендуем пропевать по голосам фактуры вслух и «внутренним голосом». При применении этого приема на протяжении даже незначительного времени будет непременно достигнут результат − исполнитель услышит произведение по-новому, объемно, и зазвучит оно тоже иначе. Другая сложная форма работы − диктант. Известен алгоритм этой работы: запомнил – понял – оформил в виде нотного текста (записал). На первом этапе избегаем начального пункта и записываем известные мелодии популярных песен (на выбор обучающихся), а также примеры, выученные ранее наизусть. Параллельно ведется работа, направленная на развитие памяти учащихся: даются задания выучить наизусть поэтические и прозаические тексты, мелодии и гармонические последовательности, с тем чтобы приступить впоследствии к записи обычных поурочных диктантов. Подводя итоги всего вышесказанного, сделаем вывод и признаем, что в настоящее время только при интегрированном подходе к преподаванию различных теоретических дисциплин, только в диалоге со студентами, при постоянном поиске новых форм и методов работы можно достичь положительных результатов в образовательном процессе.


В раздел образования