Новые формы и методы работы со студентами на занятиях по теоретическим дисциплинам в музыкальном училище
Автор: Князева Лидия Григорьевна Должность: преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Учебное заведение: ГАПОУ Рязанский Музыкальный Колледж им. Г. и А. Пироговых Населённый пункт: город Рязань Наименование материала: статья Тема: Новые формы и методы работы со студентами на занятиях по теоретическим дисциплинам в музыкальном училище Раздел: среднее профессиональное
НОВЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКИМ
ДИСЦИПЛИНАМ В МУЗЫКАЛЬНОМ УЧИЛИЩЕ
Несколько существенных причин заставляют преподавателей находиться в поиске новых
форм и методов работы:
1. Изменение контингента и необходимость его сохранить.
Среди студентов есть, безусловно, высокоодаренные, талантливые люди, но общий уровень и
подготовки, и способностей обучающихся резко снизился. Конкурсная ситуация сохранилась,
пожалуй, только на вокальном и эстрадном отделениях, абитуриенты других специальностей
становятся студентами практически без отбора.
2. Изменение программы обучения.
Появилось множество новых дисциплин, изменилось количество часов, отведенных на
освоение предметов (в основном в сторону увеличения).
3. Изменение целей обучения.
Наш заказчик и работодатель (Министерство образования РФ) ставит задачу подготовить
выпускника-
специалиста,
обладающего
целым
комплексом
к л ю ч е в ы х ,
общепрофессиональных
и
узкоспециальных
компетенций,
позволяющих
ему
ориентироваться в постоянно изменяющемся мире и быть востребованным на рынке
труда.
Именно в силу обозначенных причин у преподавателей нет возможности работать по
старинке (по инерции, на автопилоте), а приходится находиться в постоянном поиске
новых методов и форм работы. Во времена моего ученичества в отношениях между
учителем
и
учеником
существовала
простота
и
ясность.
Преподаватель
(Мастер)
передавал свои знания, свой жизненный опыт, учил ремеслу, а ученик (ремесленник,
подмастерье) все это получал, приобретая знания, умения, навыки, необходимые для
работы
по
специальности.
Преподаватели
пользовались
у
студентов
непререкаемым
авторитетом; практически на любой вопрос учащиеся получали изустную исчерпывающую
достоверную
информацию,
ответ
воспринимали
как
истину
в
последней
инстанции.
Расхожее мнение о «хороших» и «плохих» преподавателях сводилось к следующему:
хороший − считает свой предмет (любой) самым главным, много дает знаний, много
задает на дом, много спрашивает; плохой − мало объясняет, но много спрашивает, оценки
ставит низкие. Понятия «мотивированность обучения» вообще не существовало, учились
(копили, коллекционировали знания) «впрок», имея установку «все в жизни пригодится».
В то время существовала практика: еще до получения диплома о среднем специальном
музыкальном образовании учащиеся начинали работать в детских музыкальных школах и
школах
искусств
без
отрыва
от
учебы.
И
сегодня
студенты
выпускного
курса
начали
профессиональную педагогическую деятельность. Приглашаются к работе в области даже
второкурсники.
Учащиеся
востребованы
на
рынке
труда
в
качестве
специалистов
конкретной
узкой
специальности,
но
ситуация
в
любой
момент
может
в
корне
измениться.
Современного преподавателя музыкального училища мы видим наделенным личностно-
преподавательскими
компетенциями,
профессиональным
мировосприятием
и
мироощущением (мышлением и самосознанием), музыкальностью и артистизмом, яркой
личной позицией. Умеющим видеть и самостоятельно решать проблему, выстраивать
алгоритм действий на пути достижения цели, работать в команде и при необходимости
принимать на себя бразды правления (обязанности лидера-руководителя) − таким мы
хотим подготовить к выпуску нашего студента. Однако понятно, что ни ключевые, ни
общепрофессиональные,
ни
узкоспециальные
компетенции
(когнитивные,
коммуникативные, информационные, социологические и др.) передать «из рук в руки»
нельзя. Их могут приобрести наши студенты только в процессе обучения и с нашей
помощью. Роль учителя – функция помощника и проводника, наставника в профессии; его
задача
−
указать
дорогу,
обозначить
проблему,
мотивировать
к
присвоению
знаний
(информации), умений, навыков, позволяющих ее решить; продемонстрировать алгоритм
решения,
дать
ключи
и
коды,
с
тем
чтобы
подготовить
ученика
к
дальнейшей
самостоятельной деятельности. Прошло то время, когда преподаватели специальности
враждебно относились к музыковедам (теоретикам и музлитераторам), «отрывающим» их
учеников от основного дела – обретения навыков игры на инструменте. Взамен пришло
понимание возможности решения проблем обучения на пути не противопоставления, а
интеграции дисциплин, на пути установления, укрепления межпредметных связей, на
пути диалога преподавателей друг с другом и, главное, со студентами. Современный
преподаватель, кроме всего прочего, должен обладать эмпатией по отношению к ученику,
т. е. способностью (компетенцией) на подсознательном, надсознательном и сознательном
уровнях понимать его устремления, потребности и возможности, отождествлять себя с
ним и с этих позиций вступать в диалог. Именно этот диалог и воплощается в формах и
методах преподавания музыкально-теоретических дисциплин. Не жонглируя номерами и
аббревиатурами компетенций, кратко изложим те приемы и методы работы по разным
теоретическим дисциплинам, которые применяются лично автором и предлагаются к
использованию другим преподавателям.
ГАРМОНИЯ
По новой программе значительно больше времени для изучения отводится на темы,
связанные с диатоникой. Это дает возможность заложить знания, умения, навыки глубоко
и
фундаментально.
Подробно
и
детально
осваивается
функциональная
модуляция
в
тональности первой степени родства. Зато последующие темы – модуляции в тональности
второй
и
третьей
степени
родства,
далекие
строи,
органный
пункт,
мажоро-
минор,
эллипсис
(т.
е.
весь
материал,
вплоть
до
энгармонических
модуляций
через
D7
и
уменьшенный вводный – VII7) – изучаются в виде анализа музыкальных произведений и
игры различных гармонических оборотов на фортепиано. Решение задач продолжается на
тему модуляция первой степени родства без применения неаккордовых звуков, умения в
этой
области
должны
перейти
на
уровень
навыков,
так
как
именно
такие
задачи
фигурируют в качестве образцов на вступительных испытаниях при поступлении в разные
вузы. Кроме письменной формы решения задачи, применяется выполнение ее (после
кратковременного обдумывания) сразу на фортепиано.
Больше
внимания
уделяется
творческим
работам.
Учащимся
предлагается
делать
не
только
указанные
в
программе
гармонические
анализы,
но
и
творческие
работы
с
анализом своих произведений по специальности, что способствует более углубленному и
профессиональному
пониманию
содержания
этих
произведений.
Студенты
сочиняют
модуляции, секвенции, в конце обучения (в виде эксперимента) допускается решение
задач в более свободной фактуре.
СОЛЬФЕДЖИО
Самой
сложной
формой
работы
на
уроках
по
этой
дисциплине
является
собственно
сольфеджирование (пение по нотам), так как оно должно быть интонационно чистым,
ритмически верным и музыкально выразительным. У некоторых это получается легко и
непринужденно, как будто само собой, на интуитивном уровне. Для других (и с каждым
годом таких учащихся становится все больше) – является серьезной проблемой. Диагноз
«болезни»
самый
различный:
ломка
голоса,
отсутствие
ладовых
и
ритмических
представлений, застенчивость и т. д. Чаще же всего учащиеся не поют потому, что не пели
в школе, а «только писали». При этом они могут в той или иной мере справляться с
разными
интонационными
упражнениями
–
петь
гаммы,
отдельные
элементы
в
тональности и от звука, а перед нотным текстом теряться. Это связано с тем, что обрести
навыки сольфеджирования и пения с листа можно только в процессе именно такой
работы.
На
пути
диалога,
понимания
желания
и
возможности
учеников
предлагаем
следующие формы работы: подпевание игре на своем инструменте, пение одноголосия, а
потом и двухголосия с игрой на фортепиано и выделением исполняемого голоса, пение
хором,
вместе
с
преподавателем,
ритмодекламация
«без
интонирования»
и
др.
Все
произведения,
осваиваемые
по
специальности,
рекомендуем
пропевать
по
голосам
фактуры вслух и «внутренним голосом». При применении этого приема на протяжении
даже незначительного времени будет непременно достигнут результат − исполнитель
услышит произведение по-новому, объемно, и зазвучит оно тоже иначе.
Другая сложная форма работы − диктант. Известен алгоритм этой работы: запомнил –
понял – оформил в виде нотного текста (записал). На первом этапе избегаем начального
пункта и записываем известные мелодии популярных песен (на выбор обучающихся), а
также примеры, выученные ранее наизусть. Параллельно ведется работа, направленная
на
развитие
памяти
учащихся:
даются
задания
выучить
наизусть
поэтические
и
прозаические
тексты,
мелодии
и
гармонические
последовательности,
с
тем
чтобы
приступить впоследствии к записи обычных поурочных диктантов. Подводя итоги всего
вышесказанного,
сделаем
вывод
и
признаем,
что
в
настоящее
время
только
при
интегрированном подходе к преподаванию различных теоретических дисциплин, только в
диалоге со студентами, при постоянном поиске новых форм и методов работы можно
достичь положительных результатов в образовательном процессе.