Напоминание

«Формирование мотивации обучения у детей в классе фортепиано ДШИ»


Автор: Мендикова Наталья Александровна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ р.п. Тельма"
Населённый пункт: Иркутская область, Усольский район, р.п. Тельма
Наименование материала: статья
Тема: «Формирование мотивации обучения у детей в классе фортепиано ДШИ»
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Формирование мотивации обучения у детей в классе фортепиано ДШИ»

Преподаватель фортепиано

МБУДО «ДШИ р.п. Тельма»

«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах,

если у ученика нет желания учиться» - В.А. Сухомлинский

Дети 21 века отличаются от предыдущих поколений. Круг их интересов шире, они больше

информированы. Рожденные в век скоростей, они ожидает мгновенного результата от своей

деятельности в любом начинании, в том числе и в обучении игре на фортепиано.

Кандидат искусствоведения, занимающаяся проблемой начального музыкального обучения,

Т.Э. Тютюнникова пишет: «Сегодня мы можем говорить о том, что музыкально-творческое

воспитание

человека,

развитие

его

природной

музыкальности

это

не

только

путь

к

эстетическому

образованию

или

способ

приобщения

к

ценностям

культуры,

а

очень

эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их одухотворенной

счастливой жизни и самореализации как личности. В связи с этим особую актуальность

приобретает начальный этап музыкального обучения, у которого высокая миссия открыть

каждому свою дорогу к музыке». В современном мире творческий человек востребован на

любом рабочем месте, поэтому нужно формировать творческую личность каждого ребенка,

его способности и индивидуальность. Если у личности есть сильные мотивы двигаться к

намеченной цели, позитивное отношение к обучению, то деятельность даёт качественные

результаты.

В

педагогике

накопился

ряд

противоречий,

препятствующих

формированию

мотивации

обучения детей в классе фортепиано. Тысячи обучаются музыке, но только часть становится

профессионалами. Что же даёт остальным детям обучение в школе? С чем они приходят в

самостоятельную

жизнь

без

преподавателей?

Приобрели

они

навыки

самостоятельно

разбирать

новое

произведение,

подбирать

услышанную

мелодию,

читать

с

листа,

аккомпанировать себе или другу, играть в ансамбле? Ситуацию, которая сложилась в области

начального музыкального образования в стране, считают кризисной. Об этом говорят факты:

снижение мотивации при обучении детей игре на фортепиано, снижение интереса родителей к

обучению детей, отсутствие конкурса при поступлении в музыкальные колледжи, снижение

престижа

профессии

учителя-музыканта.В

настоящее

время

в

музыкальной

педагогике

начинает

происходить

обоснованная

условиями

времени

смена

привычных

приоритетов,

классических методов работы с ребенком, которые считаются надёжными и естественными,

как мир. Данный процесс сопровождается не только заменой классических педагогических

технологий

на

современные.

В

первую

очередь,

это

изменение

целей

и

ценностей

образования:

замена

технократических

отношений

в

системе

«учитель

ученик»

на

гуманистические,

переход

от

авторитетной

позиции

преподавателя

к

сотрудничеству

с

учащимися как активными субъектами образовательного процесса.

По мнению Т. И. Борониной, для формирования мотивации у учащихся к занятиям в классе

фортепиано педагогу-музыканту необходимо знать особенности каждого возрастного периода.

Дошкольный

период в

плане

мотивации

является

наиболее

благополучным

периодом,

представляющим собой огромное поле для совместного детско-педагогического творчества.

Для данного периода характерны:

• потребность в новых впечатлениях;

• потребность в учении как новой деятельности;

• потребность заслужить похвалу взрослых;

• потребность стать отличником, стать лучше.

Методы работы: применение новых интересных авторских методик (наряду с традиционными,

апробированными временем), наглядных пособий, компьютерных технологий, расширение

репертуара

за

счет

введения

импровизационных

внемузыкальных

и

музыкальных

компонентов т.д.

Для периода начальной школы остаются актуальными все вышеперечисленные методы. Но

очень важно знать, что в этот период чувство долга значительно возрастает и превышает

познавательную

мотивацию.

В

таком

случае,

здесь

необходимо

в

разумных

пределах

включать дисциплинарные меры и воспитывать чувство ответственности.

Обучение в средних

классах

музыкальной

школы является

переломным

периодом.

К

3-4

классу резко возрастает престижная мотивация – желание получить высокую отметку. В этот

период ученики либо бросают обучение музыке, либо у них происходит резкий качественный

скачок

в

профессиональном

развитии.

Причинами

этого

являются

физиологическое

(начинается гормональная перестройка) и психологическое развитие детей. Если к этому

периоду учащийся не добился определённых успехов, а занятия музыкой приобретают все

более стрессовый характер, срабатывает защитная психологическая защита и учащийся

уходит из школы.

Обучение

учащихся

в старших

классах

музыкальной

школы является

период

по-своему

сложным. Здесь происходят процессы активной персонификации личности и стремление

образовать своё, недоступное для взрослых, пространство. Попытки самоутверждения могут

приводить

к

протестным

действиям.

Необходима

дифференциация

в

использовании

педагогических методов воздействия по гендерному принципу. Девочки требуют щадящего

критического отношения. С мальчиками можно быть жёстче. Здесь в мотивации учащихся

заметно усиливаются прагматичные тенденции.

Согласно А. П. Черватюк, для того чтобы понять, как сформировать у ребенка мотивацию к

обучению, нужно выявить факторы, мешающие пробуждению у него интереса к учебе.

Среди таких факторов выделяются следующие:

– однообразие форм работы на уроке;

– объёмность и сложность учебного материала, подлежащего усвоению и запоминанию;

– необходимость ежедневных длительных занятий за инструментом;

– загруженность в общеобразовательной школе, которая негативно отражается на обучении в

ДШИ;

– лень, усталость;

– проблема обязательного публичного выступления (когда ученик психологически не готов к

нему или уже терпел неудачу на сцене);

необходимость

выполнения

той

или

иной

работы

к

жестко

фиксированному

сроку

и

постоянный надзор за ее выполнением;

преобладание

негативных

обратных

связей

(критические

ситуации

и

оценки,

которые

свидетельствуют о не успешности и некомпетентности учащегося);

– отсутствие баланса между требованиями к ученику и его способностями;

– непродуманность методики и организации учебного процесса;

– авторитарная позиция педагогов и родителей;

– отсутствие реальной помощи от взрослых, когда возникает необходимость в ней;

неконтролируемое

со

стороны

родителей

количество

затраченного

детьми

времени

в

Интернете, перед телевизором и т.д.;

– проблемы в семье;

– отрицательное отношение к ДШИ и к педагогам в семьях;

– сформированная в обществе оценка о «непрестижности» музыкального образования и т.п.

На основании вышеизложенного можно сформулировать перечень факторов, вызывающие и

поддерживающие мотивацию на занятиях фортепиано, такие как:

– доброжелательные отношения между преподавателем и учащимся;

снятие

психических

напряжений

в

моменты

кратковременного

отдыха

от

умственных

занятий;

– уважение к личности ребёнка;

– продумывания с родителями дополнительных стимулов для поощрения ребёнка в его

стремлении к знаниям;

– привлечение необычных фактов;

– выбор действия в соответствии с возможностями ученика;

– эмоциональная речь учителя;

– нестандартная форма проведения уроков;

– принятие и одобрение значимыми людьми.

Т. Б. Юдовина-Гальперина указывает, что педагогу необходимо подходить к мотивации как к

постоянно развивающемуся явлению. По мере усложнения задач обучения у учащегося

повышаются мотивации, способствующие появлению новых целей. Важность разных методов

и приёмов стимулирования творческой деятельности очевидна. Понять искусство, можно

только становясь его соучастником, шаг за шагом проходить тот путь, который проходил

исполнитель

или

композитор.

Только

через

детское

исполнительство,

через

творческое

отношение

детей

их

педагогов)

к

самой

музыке

можно

воспитать

устойчивую

мотивационную сферу детей к творческой деятельности. Задача педагога заключается в том,

чтобы уже в младшем школьном возрасте заложить и развивать учебно–познавательные

мотивы,

которые

сами

по

себе

заложены

в

творческой

деятельности,

тем

самым

«подстегнуть» ученика на познание окружающего мира и развитие творческого мышления.

Усилия

учителей

ДШИ

по

повышению

эффективности

обучения

учеников

(создание

адаптированных программ, подбор удобного дидактического музыкального материала и т.д.),

а также формированию устойчивых познавательных интересов и навыков самостоятельности

не приносят желаемых результатов. Причина заключается в низкой мотивации к учёбе, в связи

с чем, наблюдается снижение интереса к предмету. Для того чтобы успешно мотивировать

ученика на приобретение знаний и умений в сфере искусства, следует знать и понимать не

только мотивы учения, но и владеть приёмами и методами мотивации, учитывать факторы,

которые влияют на формирование мотивационной сферы, а также соблюдать определенные

правила мотивации.

По мнению В. Г Ражникова, все мотивы обучения музыке можно подразделить на две группы.

Первая группа мотивов связана с содержанием и процессом учения, а также способами

усвоения

знаний.

К

ним

относятся

познавательные

интересы

учащихся,

потребность

в

интеллектуальной активности и в овладении новыми знаниями, умениями и навыками. К

примеру: научиться играть на музыкальном инструменте, выступать на сцене, научиться

сочинять, научиться понимать классическую музыку и т.д.

Вторая

группа

мотивов

находится

за

пределами

учебного

процесса

и

связана

только

с

результатами учения, с более широкими взаимоотношениями ученика с окружающим миром.

Здесь имеется в виду потребности учащегося в общении с другими людьми, их оценкой и

поощрением, стремление ученика занять определенное место в системе доступных ему

общественных отношений. Обе группы мотивов важны для успешного обучения музыке. Для

успешного формирования положительной мотивации к учению важно соблюдать следующие

правила: задачи должны быть посильными, разной степени сложности, и не требовать сверх

усилий; обучающийся музыке должен иметь возможность для выбора (подбор репертуара,

сроки контрольных прослушиваний, и т.д.); недостаточно мотивированные учащиеся должны

иметь

возможность

использовать

повторения,

это

им

поможет

приобрести

уверенность.

Важными условиями формирования мотивации считаются максимальная самостоятельность

учеников, и осознание практической важности музыки в достижении жизненной цели, а также

условия

обучения,

современное

оснащение

и

оборудование,

наличие

соответствующего

помещения и др.

Радость, интерес и уверенность в себе должны быть основными переживаниями учащегося на

занятиях в ДШИ. Согласно мнению Хайнца Хекхаузена, немаловажную роль в формировании

мотивации

играют

эталоны,

с

которыми

человек

сравнивает

полученные

результаты

деятельности. Их роль выполняют личные стандарты достижений. Применительно к условиям

ДШИ это можно трактовать следующим образом: ученик сам устанавливает для себя личные

стандарты. Такой же стандарт относительно достижений своих учащихся формирует и педагог,

ориентируясь на индивидуально относительные нормы. То есть, он ставит перед каждым

учеником индивидуальные задачи, которые ориентированы на его цели и возможности. По

данным индивидуальным нормам педагог и сам ученик оценивают полученные результаты.

Так как эти нормы соответствуют возможностям учащегося и нередко им лично установлены,

то результаты объясняются внутренне контролируемыми факторами (усилиями, стараниями).

Педагог поощряет и подкрепляет достижения учащегося, сравнивая их не с результатами

других

учащихся,

а

с

его

же

собственными

индивидуальными

стандартами,

которые

построены на его прошлых успехах и неудачах. Итогом такой стратегии является увеличение

привлекательности

успеха,

уверенности

в

собственных

силах

и

как

результат

оптимальмотивация и успешное обучение

При

однотипных

упражнениях,

служащие

закреплению

знаний,

снижается

мотивация

учеников. В ряде случаев ученикам полезно предоставлять возможность лично выбирать себе

задание, если педагог видит, что альтернативные задания приводят к формированию одного и

того же навыка или действия, в этом проявляется дифференцированный подход с учетом

способностей каждого.

Отрицательную, негативную мотивацию способен вызвать педагог, который опирается только

на понятия «обязан», «должен», «необходимо». В такой ситуации, у ученика формируется:

тенденция

к

уклонению

от

занятий,

деятельность

и

результаты

учения

незначительны,

чрезмерная

отвлекаемость

на

занятии,

чувство

удручённости

и

неудовлетворённости,

быстрое утомление, неподвижность и «твёрдость» мышления.

В решении проблемы мотивации необходим комплексный подход, накопленный научный опыт

в сфере педагогики, психологии, социологии, музыкологии.

Педагогу–музыканту не следует использовать оценку как метод стимулирования. Оценка – это

не самоцель. Важно, чтобы учащийся испытывал радость от своих знаний и умений, а не от

хорошей оценки.

В организации внутренней мотивации важно создавать для ученика состояние успеха. Для

этого необходимо примечать все моменты, когда учащийся действительно прилагает большое

количество усилий для преодоления трудностей в учёбе и у него это выходит. Это будет

отличным стимулом к учёбе. Проявляя заинтересованность к успехам и неуспехам учащегося,

необходимо

вместе

с

ним

проанализировать,

что

поспособствовало

тому

или

иному

результату.

Огромное значение в музыкальном воспитании имеют тон речи учителя, манера его общения

с

детьми.

Интерес

учащихся

к

музыке

и

музыкальной

деятельности

способна

вызвать

эмоциональная окраска речи преподавателя. Тон речи учителя способен усилить впечатление

сказочности, необычности, придать беседе праздничность и поэтичность. Меняя окраску речи,

преподаватель

переключает

внимание

детей,

регулирует

их

эмоциональные

проявления,

усиливая или ослабляя их

Существуют

методики

обучения

игре

на

фортепиано,

создателями

которых

являются

специалисты

такие,

как

А.

Д.

Алексеев,

А. Д. Артоболевская,

Л.

А.

Баренбойм,

Н.

А.

Любомудрова, Г. М. Цыпин, А. П. Щапов, Т. И. Смирнова и другие.

Анализ методик перечисленных авторов показал, что преподаватели фортепиано осознанно

или спонтанно используют следующие приемы для формирования мотивации учения в классе

фортепиано.

А. Д. Артоболевкой целенаправленно использовались следующие приемы:

прием

повышения

самооценки

ученика:

дать

почувствовать

ученику

себя

равным

учителю и даже талантливее его;

использование

различных

видов

деятельности:

подбор

по

слуху,

чтение

с

листа,

знакомство с соотношениями ступеней в гаммах всех тональностей;

последовательное предъявление ученику все возрастающих требований;

приемы поощрения: чаще хвалить ученика;

сочинение стихов, созвучных настроению музыки

Т. И. Смирнова предлагает следующие приёмы:

подготовительные упражнения на порядок выше разучиваемой пьесы;

подбор песен по слуху с аккордовым сопровождением;

импровизация на инструменте;

самостоятельная работа над характером звука;

если пьеса без слов, но удобна для пения, можно придумать их вместе с учеником или

предложить сочинить слова дома;

постепенное усложнение заданий

Таким

образом,

мотивация

учения

в

классе

фортепиано

это

совокупность

мотивов,

побуждающих

ученика

к

удовлетворению

своих

потребностей

через

музыкальную

исполнительскую деятельность.

К факторам, снижающим мотивацию учения в классе фортепиано, следует отнести:

использование репертуара, не соответствующего музыкальным интересам ученика;

использование репертуара, не соответствующего техническим возможностям ученика

(излишне сложный или простой);

применение однотипных упражнений на занятиях;

необходимость

публичного

выступления

при

психологической

или

технической

неготовности ученика;

необходимость выполнения задания к жестко фиксированному сроку;

использование оценки как метода стимулирования;

излишне требовательное отношение к ученику;

неуважительное отношение педагога к ученику.

К факторам, влияющим на повышение и поддержание положительной мотивации относятся:

доброжелательные отношения между преподавателем и учащимся;

снятие психических напряжений в моменты кратковременного отдыха от умственных

занятий;

уважение к личности ребёнка;

продумывания с родителями дополнительных стимулов для поощрения ребёнка в его

стремлении к знаниям;

привлечение необычных фактов;

выбор действия в соответствии с возможностями ученика;

эмоциональная речь учителя;

нестандартная форма проведения уроков;

принятие и одобрение значимыми людьми.

Для формирования мотивации учения в классе фортепиано целесообразно использовать:

общепедагогические методы обучения:

словесные, например, рассказ о творчестве композитора, объяснение музыкальных

понятий, беседа о музыкальном образе;

наглядные, например, иллюстрация (прослушивание музыки в записи), демонстрация

(показ педагогом образца исполнения разучиваемого произведения);

практические, например, повторения учеником упражнений;

проблемные,

например,

проведение

сравнительного

анализа

двух

музыкальных

произведений в опоре на события жизни их авторов.

методы воспитания:

метод

ситуации

успеха,

суть

которого

состоит

в

создании

условий,

при

которых

появляется возможность достигнуть значительных результатов в деятельности;

метод поощрения и наказания, суть которого состоит в выражении положительной и

отрицательной оценки результатов, достигнутых учеником;

специальные методы обучения в классе фортепиано:

метод наблюдения за музыкой, суть которого состоит в слежении за развитием музыки

путем выявления происходящих изменений;

метод размышления о музыке, суть которого заключается в высказывании учеником

предметных и оценочных суждений после прослушивания музыки (при необходимости

– с помощью наводящих вопросов учителя);

метод пластического интонирования, суть которого состоит в передаче музыкальной

интонации с помощью пластики движений.

Для стимулирования мотивации учения учитель должен знать следующие приёмы:

отмечать

и

поощрять

малейшие

удачи

ребенка

в

учебной

деятельности,

даже

незначительные сдвиги к лучшему;

подробно обосновывать отметки, выделяя критерии оценки, чтобы они были понятны

ученикам,

постепенно

воспитывать

у

обучающихся

с

трудностями

в

обучении

уверенность в себе и своих возможностях, изменяя тем самым его самооценку;

занимательность изложения, эмоциональность речи учителя, познавательные задания;

контроль используется как средство мотивации обучающихся;

постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение к учению через

обеспечение психического и физического здоровья на уроке, соблюдение гигиены

труда;

создание ситуации успеха.



В раздел образования