Напоминание

"Приобщение детей к национальной культуре"


Автор: Гулак Татьяна Эдуардовна
Должность: педогог дополнительного образования по ритмике
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР детский сад "Сказка"
Населённый пункт: Город Губкинский Ямало-Ненецкий АО
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Приобщение детей к национальной культуре"
Раздел: дошкольное образование





Назад





МУ «Управление образования Администрации города Губкинский»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка» - детский сад «Сказка»

ПРОЕКТ

«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К НАЦИОНАЛЬНОЙ

КУЛЬТУРЕ»

(НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ)

Разработала – педагог дополнительного образования

по ритмике МАДОУ ЦРР – д/с «Сказка»

Гулак Т.Э.

АКТУАЛЬНОСТЬ: Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа. Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, реализовывать себя, как личность, любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с русской культурой. ТИП ПРОЕКТА: групповой. ОБЪЕКТ: Изучение характерных особенностей русской национальной одежды. ПРЕДМЕТ: Процесс ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народным костюмом. ЦЕЛЬ: Расширить и углубить знания детей о малой Родине. Воспитание любви к национальной культуре русского народа. Познакомить с национальным костюмом и вышивкой. Предоставить возможность всесторонне реализовывать индивидуальность каждого воспитанника. ЗАДАЧИ: Познакомить детей с народным творчеством, с обычаями и традициями русского народа, знакомство с национальным костюмом, вышивкой, колоритом и самобытностью. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: Дети, воспитатели, родители, методист, музыкальный руководитель, педагоги доп. образования по ИЗО, ритмике и театрализованной деятельности. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА: Национальный костюм, музей национальных культур детского сада, костюмерная детского сада, куклы в народных костюмах, наглядные пособия, слайды, дидактические игры («Оденем куклу» и др.).
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: Формы: занятия, досуги, консультативная работа с воспитателями и родителями, свободно-самостоятельная деятельность (индивидуальная работа с дидактическим материалом). Методы: наблюдения, беседы, экскурсии, игры, театрализованные драматизации, показ мод в народных костюмах. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: В ходе реализации проекта: -создание эскизов костюмов, предварительно ознакомив детей с иллюстрациями национальных костюмов; -каждый ребенок с родителями изготовил (одел) куклу в русском национальном костюме; -изготовлены кокошники; -нарисованы платочки, передники, варежки с орнаментом; -оформлена выставка в группе «Дети в русских национальных костюмах» (фото); -проведены занятия, показ моделей и развлечение «Ярмарка». В ходе проектирования дети должны знать и называть: -место проживания (округ, республику, город); -свою нацию, традиции своей культуры; -национальный костюм своего народа, элементы одежды, вышивку и элементы русской вышивки; -проявлять любовь к национальной культуре.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
ЯНВАРЬ. Тема: «ИСТОКИ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»: -экскурсия в музей национальных культур детского сада; -знакомство детей с национальной культурой, бытом, домашней утварью, с народным костюмом; -воспитывать любовь к родному краю. ФЕВРАЛЬ. Тема: «НАРОДНЫЙ КОСТЮМ – ЧАСТЬ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ»: -история мужской и женской одежды, обуви, головных уборов; Знакомство с одеждой русского крестьянина. -различия женского костюма в зависимости от места жительства, семейного положения. Костюм девушки и костюм замужней женщины. -рассматривание кукол в национальных костюмах. Знакомство с элементами костюма; Просмотр слайдов. -рисование платочка, варежки, передника. МАРТ. Тема: « СТИЛИЗОВАННЫЕ КОСТЮМЫ»: -экскурсия в костюмерную детского сада; -знакомство детей с русским стилизованным костюмом. -роль цвета. Как цвет отражает время года. Красный цвет в русском костюме; -знакомство с вышивкой, ее характерными особенностями, значениями символов; -знакомство с павлопосадскими платками (ткань, элементы узоров, цвета, композиции). Просмотр слайдов. -рисование павлопосадского платка. -использование традиционных узоров «Гжели». «Хохломы», «Дымки» в
стилизованных костюмах. Роль цвета. Рассматривание наглядных пособий (фотографий, открыток и т. п.). -изготовление и оформление кокошника. Показ моделей (изготовленных кокошников); АПРЕЛЬ. Тема: « ФОЛЬКЛОРНЫЙ ПРАЗДНИК» - подведение итогов работы с детьми по изучению русской культуры: - использование русских стилизованных костюмов; - фотовыставка «Дети в русских народных костюмах» (стенд).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Сценарий развлечения для детей старших и подготовительных групп « Я РМАР К А В Е С Е Н Н Я Я.». ВЕДУЩ. Здравствуйте, гости дорогие, И маленькие, и большие! Что, на ярмарку пришли поглядеть, повеселиться да потешиться? Дети. Да! ВЕДУЩ. Ну что ж, делу время, а потехе час! На ярмарку весеннюю приглашаем вас! Уж проснулись птицы, звери, К нам весна стучится в двери! Её встретим дружно, вместе Улыбкой, танцем, звонкой песней! Будет представление всем на удивление! ФОМА ( Из - за ширмы) Расступись-ка, народ, это ярмарка идет! (Ведёт за собой детей фольклорного кружка «Свирелька». Шествие заключает Емеля)
ХОРОВОД

«ВОТ

УЖ ЗИМУШКА ПРОХОДИТ»
(После хоровода садятся на стулья) ЕМЕЛЯ. Фома, посмотри, как на ярмарке красиво! ФОМА! Да, просто загляденье! Вкусно пахнет здесь вареньем! А товаров-то на прилавках сколько разных! Просто взор не отвести!
Вот только бубликов не хватает! ЕМЕЛЯ. Ой, кто-то к нам сюда идет! Может, бублики несет? (Заходит Муха-цокотуха, несёт вязку бубликов) ВЕДУЩ. Это Муха-цокотуха, позолоченное брюхо! Муха по полю пошла, муха денежку нашла. (Поднимает денежку) Пошла Муха на базар и купила самовар! (Муха покупает самовар и несёт скоморохам) МУХА. Здравствуйте, мои друзья! Напою вас чаем я! Варенье в вазу положу, Бубликами угощу! (Угощает ведущую и скоморохов чаем и бубликами) СКОМОРОХИ. Ну, чаёк мы здесь попили, Бубликами закусили. А теперь пора вставать, Хлебом, солью привечать! (Несут на рушнике хлеб- соль) СКОМОРОХИ. Хлебом - солью всех встречаем И с весною поздравляем! ( Дают ведущей хлеб-соль ) ВЕДУЩ. Спасибо, дорогие Фома и Емеля, за хлеб-соль! А мы дружно песню заведём и о ярмарке споем!

ПЕСНЯ «ЯРМАРКА».
МУХА. Я по ярмарке ходила самовар себе купила, И чайком вас угостила. Только мне домой пора, До свиданья, детвора! (Муха со всеми прощается и уходит, унося с собой самовар) ФОМА. Посмотри, Емеля, сколько ребят на ярмарке собралось! ЕМЕЛЯ. Да, ребят здесь много! Только вот сидят, скучают. ВЕДУЩ. Давайте развеселим их и поиграем с ними в игру. Ребята, мы будем вам говорить прибаутки о летающих птицах и насекомых, а вы будете отвечать, летят они или не летят и взмахивать перед собой руками, как крыльями. Только будьте внимательными. ФОМА. Синички летят, на всю Русь кричат: Гу- гу- гу, мы несём весну! (Дети кричат, взмахивая руками: « Летят, летят!») ЕМЕЛЯ. Журавли летят, на всю Русь кричат: Гу-гу -гу, не догнать нас никому! (Дети опять отвечают) ФОМА. Поросята летят, полосаты визжат: Хрю, хрю, хрю, надоело нам в хлев (Дети отвечают) ЕМЕЛЯ. Пчёлы летят, во всю жужжат: Жу- жу -жу- жу, медову несем еду! (Дети отвечают)
ФОМА. И лошадки летят, всё копытами стучат: Иго-го, иго-го, улетим далеко! (Дети отвечают) ЕМЕЛЯ. Воробьи летят, веселятся, кружат: Чик-чирик, чик-чирик, мы летим на праздник! (Дети отвечают) ВЕДУЩ. Видите, Фома и Емеля, какие ребята сообразительные и смекалистые. ФОМА. Да, трудно их перехитрить и с толку сбить! ЕМЕЛЯ. Расступись, народ, меня пляска берёт! ВЕДУЩ. Да, наши танцоры тоже засиделись! ФОМА. Ну-ка, гости, попляшите, Себя людям покажите!
ХОРОВОД

«КРАСНЫЙ САРАФАН».
ВЕДУЩ. Вдоволь пели и плясали, Но в игру мы не играли! ЕМЕЛЯ. Выходи играть, ребята, Выходи играть, девчата. ФОМА. Лента алая - атлас, Кто водящий в этот раз? Сейчас по считалке и определим!
СЧИТАЛКА.
Едет Ваня в красной шапке На серебряной лошадке, Золотой уздой звенит,
Во все стороны глядит И считает: «Раз, два, три, В этот счет выходишь ты!»
ИГРА С ЛЕНТОЙ.
ХОД ИГРЫ. Вышел Ваня погулять, стал подружку выбирать. Стал подружку выбирать - кому ленточку отдать? (Идут по кругу, Ваня внутри круга ходит, выбирая подружку) Поклонись, поклонись, да за ленточку держись! (Кланяются друг другу, даёт один конец ленточки девочке) Мы считаем: раз- два- три, ну-ка, ленту забери! ( Подбрасывают ленту вверх и оббегают по кругу в противоположные стороны с внешней стороны. Кто первый прибежит к ленточке, тот и водящий). Вариант для девочки. Вышла Таня погулять, стала друга выбирать. ЕМЕЛЯ. (Несёт валенки и лапти) Кому валенки, лапоточки? Купите сыну или дочке! Прошу немало, отдам задаром! ФОМА. Я куплю для своего Андрияшки лапти. ( покупает) Ой-ой-ой, а лапти-то с дырой! Вот горюшко какое! Андрияшка стоит под горой, Слезы текут рекой!
ВЕДУЩ А наши ребята знают песню про Андрияшку!
ПЕСНЯ «ВО ДЕРЕВЕ ТО БЫЛО, В ОЛЬХОВКЕ»
ЕМЕЛЯ. Не плачь, Андрияшка, Не реви, Парашка! Мы сейчас вас быстро развеселим И горюшко вмиг улетучится! ФОМА. Ну-ка, мастера- ложкари, выходите, Своё уменье покажите!
ЛОЖКАРИ « Я НА ГОРКУ ШЛА».
ВЕДУЩ. Вот и развеселили ложки всех. Спасибо вам, ложкари! (За ширмой слышен шум) ВЕДУЩ. А это кто ещё к нам пожаловал? Да это из-за леса, из-за гор Едет дедушка Егор! Что же ты несёшь, дружок? ДЕД. Да картошечки мешок и корзинку яблок! Нынче хороший урожай собрал, вот и надумал на ярмарку снести и продать маленько. СКОМОРОХИ (помогают) Дедушка, вот здесь есть свободное местечко! ( Ставит корзину, пересыпает из мешка в неё картошку, но нечаяннорассыпает. Начинает собирать, и переворачивает корзину с яблоками. Всё перемешивается.)
ДЕД. (Сокрушённо качает головой) Вот беда-то какая! Но ничего, я мигом соберу! (Наклонившись, пытается собрать, но с криком хватается за спину) ОЙ- ой- ой! Вот незадача-то, что-то в спину вступило… ЕМЕЛЯ. А мы сейчас ребят попросим помочь дедушке Егору. Они ведь молодые, прыткие – в раз всё соберут. Да, ребята?
ИГРА

«СОБЕРИ

УРОЖАЙ»
ХОД ИГРЫ. Команда девочек и команда мальчиков собирают яблоки и картошку в разные корзинки. Кто быстрей? Дед Егор благодарит детей, но,споткнувшись о стоящие корзины, опять их опрокидывает. Дед ужасе хватается за голову. Всё рассыпалось опять… Нужно все опять собрать Да успеть ещё продать! (Игра повторяется. Дед Егор продаёт свой товар и уходит.) ВЕДУЩ. А сейчас девочки споют песню про валенки. (Скоморохи берут по валенку и пританцовывают) «
РУССКАЯ

НАРОДНАЯ

ПЕСНЯ

«ВАЛЕНКИ
» ВЕДУЩ. Ну что ж, песни пели и плясали, В игры разные играли. Пора нам зиму провожать, Солнышко зажигать Да весну - красну закликать! ВСЕ. Выйди, Солнышко, выйди, красное! Полно спать тебе в мягком облаке.
Поднимись скорей в небо чистое, Освети, согрей землю-матушку! (Под музыку солнце зажигается) ВЕДУЩ. Вот и зажгли мы Солнышко! Солнышко лучами играет, Нас на ярмарку – распродажу приглашает! Фома, Емеля, выходите, про товар свой расскажите! ФОМА. Тары, бары, растабары! Есть хорошие товары! Не товар, а просто клад. Забирайте нарасхват! ЕМЕЛЯ. Кто на ярмарке не бывал, Такого чуда не видал! Яблочки мочёные, прянички печёные, Коврижки медовые! Кушайте, питайтесь, на нас не обижайтесь! ФОМА. Конфеты, орехи – ребячьи утехи! Давайте, подходите и других приводите! ЕМЕЛЯ. Вязание, вышивки, яркие платочки, вазоны, цветочки! Ворон не считайте, быстрей покупайте! ВЕДУЩ. Что ж, ребята, мы концерт свой завершаем, На распродажу приглашаем. ФОМА. А попасть нам на чудесную ярмарку поможет цветик - семицветик!
ЕМЕЛЯ. (Отрывает лепесток, оббегает с ним по залу, произнося слова) Лети, лети, лепесток, через Запад на Восток. Через Север, через Юг, возвращайся, сделав круг! А вернёшься в детский сад, собирай скорей ребят. За собою всех веди, путь-дорожку укажи На ярмарку знатную, товарами богатую! ВЕДУЩ. Побыстрее поднимайтесь, На ярмарку отправляйтесь! (Дети за скоморохами отправляются на ярмарку-распродажу)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1.Князева О.Л. Приобщение детей к русской народной культуре. СПб., 2000. 2.Русские традиции в костюме. Календарь 2000,. М. 3.Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе. М. 2000. 4.Ватаман В.П. Воспитание детей на традициях народной культуры. Программа, разработки занятий и мероприятий. В.2008. 5. Пименова И.К. История Руси Великой. «ЭКСМО».1999. 6. Журналы «Куклы в народных костюмах». 7.От Руси к России. Царские династии. «Росмен»,.2001. 8. Русские народные костюмы (открытки и фото). ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 1. Концерт Государственного театр танца России «ГЖЕЛЬ». DVD. 2. Концерт Образцового ансамбля народного танца «Северное сияние». DVD. 3. «Красный сарафан» запись-СD.

СТИЛИЗОВАННЫЕ КОСТЮМЫ.



СТАРИННЫЙ РУССКИЙ КОСТЮМ


ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ


ОБРАЗЦЫ РУССКИХ ЖЕНСКИХ НАРОДНЫХ КОСТЮМОВ


КРАСНЫЙ САРАФАН


КУКЛЫ В НАРОДНЫХ КОСТЮМАХ




ЭСКИЗЫ РУССКИХ КОСТЮМОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РОСПИСИ

«ХОХЛОМА», «ГЖЕЛЬ», «ДЫМКА».



В раздел образования