Методические рекомендации по использованию пособия "Гневотушитель"
Автор: Короткая Наталья Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1 комбинированного вида" Населённый пункт: г. Микунь Наименование материала: Методическая разработка Тема: Методические рекомендации по использованию пособия "Гневотушитель" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1 комбинированного вида» г. Микунь
Методические рекомендации по использованию
пособия «Гневотушитель»
Автор: Короткая Н.В., воспитатель
2015 г.
Цель:
Знакомство со способами снятия агрессивности у детей дошкольного возраста при
помощи пособия «Гневотушитель» для повышения социально-психологической
компетентности воспитателя.
Задачи:
- продемонстрировать методы и приемы разрешения детских конфликтов при
помощи игры;
-
дать
методические
рекомендации
по
использованию
нестандартного
оборудования в разрешении конфликтных ситуаций и развитию сотрудничества и
приобретению социального опыта детей;
Существуют способы снятия агрессивности у детей дошкольного возраста при
помощи игрового пособия «Гневотушитель».
Современные данные социологических исследований показывают, что во многих
странах, в том числе и в России, увеличилось число людей, проявляющих в
поведении агрессивные тенденции и стремления.
Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к
распространению невротических явлений среди детей.
Работая с детьми несколько лет, наблюдая за ними, я отметила, что дети год от
года становятся агрессивнее. Это проявляется в их недружелюбном отношении
друг к другу, драчливости, жадности, грубости и насмешками над недостатками
других.
Дети порой так равнодушны к красоте, жестоки к животным и растениям. Много
времени проводят перед телевизором, компьютером. Примеры злых персонажей
увлекают неокрепшее сознание детей, в них ярко проявляется склонность к злу,
которое получает каждодневную подпитку от разного рода «мультиков» и
«ужастиков».
Не секрет, что почти в каждой группе детского сада встречается хотя бы один
ребенок с признаками агрессивного поведения, и он становится «грозой всего
детского коллектива», источником огорчений воспитателей и родителей.
И устранить проявление такой агрессии бывает даже более важно для самого
ребенка, чем для окружающих.
А ведь такие дети нуждаются в любви, ласке и понимании, как и любой другой
ребенок.
В своей практике я тоже столкнулась с проблемой агрессивного поведения у детей
и поняла, что необходимо искать приемы, которые помогут снять агрессию в
каждый конкретный момент.
И не менее важной задачей для воспитателей, является умение научить детей
некоторым правилам жизни среди других людей, в которые входит умение
выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться. При этом
ребенок должен быть равноправным участником процесса, не слепо подчиняться
требованиям взрослого, а вместе найти выход из сложной ситуации, используя
разные варианты решения конфликта.
Работа воспитателя с такой категорией детей должна проводиться в трех
направлениях:
- формирование способности к доверию, сочувствию, сопереживанию, желанием
помочь и т.д.
- работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения
гнева;
- обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в
ситуациях, провоцирующих вспышки гнева;
Через игру возможно перестроить эмоциональную сферу детей, склонных к
агрессии.
Я попробовала применить игровое пособие как метод воздействия и профилактики
детской агрессии и увидела положительные результаты.
«Щит «Гневотушитель» из уголка эмоциональной разгрузки состоит из игровых
предметов
для
безопасного
подавления
агрессии,
выплескивания
негативных
эмоций и снятия эмоционального напряжения. Я хочу рассказать вам о некоторых
способах применения данного оборудования.
Этот щит поможет вам погасить свою злость, свой гнев безопасным способом, не
причиняя никому боли и ничего не разрушая. Работая с этим оборудованием, я
применяю инструкцию по использованию предметов щита в стихотворной форме.
Стихи про предметы щита:
1)
Например , волшебная труба «Крик» поможет выплеснуть негативные эмоции и
снять напряжение. Можно провести игру «Кто громче крикнет», что поднимет
настроение детям.
Громче в трубку покричи,
Через голос злость уйди!
2)
«Стаканчики-обзывайчики» позволят снять вербальную агрессию, помочь детям
выплеснуть гнев в приемлемой форме.
Мы стаканчики возьмём
и друг друга назовем:
Я – редис, ты – ананас,
И помиримся тот час!
Можно сыграть в игру "Ругаемся овощами".( дать двум людям стаканчики, и
предложить назвать друг друга овощами)
Скажите детям следующее: "Ребята, возьмите стаканчики, давайте называть друг
друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими
обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов,
грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: "А ты, ...,
морковка!" Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В
заключении обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное,
например: " А ты, .... солнышко!", что уменьшает желание действовать агрессивно.
3)
Пособие «Мешочек грязных слов».
Вот мешочек с чернотой.
Ты скорей его открой,
И слова все грязные,
Очень безобразные
Ты скорей туда бросай
И мешочек закрывай!
Взрослый показывает мешочек ребенку и объясняет, что этот мешочек не простой,
а волшебный: все плохое, что накопится в душе, можно класть именно в него.
После этого становится обязательным условие: злиться, говорить злые слова,
визжать и кричать можно только в этот мешочек. После этого мешочек
завязывается, и отрицательные эмоции остаются в нем в самом прямом смысле. В
мешочек можно положить какой-нибудь неприятный мусор. Чтобы потом
продемонстрировать ребенку, что все нехорошее, некрасивое на самом деле
вышло из него, а потом вместе с ребенком выкинуть этот мусор.
4)
Пособие «Молот гнева»,
Если злишься ты, дружок,
То возьми-ка молоток,
молоток волшебный –
Больше ты не вредный.
5)
«Подушка-колотушка» и мягкие перчатки.
Есть подушка-колотушка,
Это нужная игрушка.
Ты побей ее рукой,
Станешь ты совсем не злой!
Они также помогут выплеснуть гнев и отрицательную энергию. Их можно
использовать в игре «Уходи, злость, уходи».
Описание игры:
Играющие ложатся или садятся на ковер по кругу. Между ними подушка или
мягкие молотки. Закрыв глаза, они начинают со всей силы бить ногами по полу, а
руками по подушке с громким криком «Уходи, злость, уходи!». Упражнение
продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу
«звезды», широко раздвинув ноги и руки, и спокойно лежат, слушая музыку.
6)
«Колокольчик радости» поможет выразить радостные эмоции и очистить от
нехороших мыслей.
В колокольчик позвони,
Всех вокруг оповести –
Злость прошла и я теперь
Самый лучший из друзей.
(предложить участнику позвонить)
7)
«Золотой дождь» очищает от негативных эмоций изаряжает доброй энергией.
Дети встают в круг и по очереди предлагают кому-либо из группы получить заряд
доброты и счастья. Заодно таким способом можно выявить дружеские
предпочтения детей.
Дождик, дождик золотой
Заряжает добротой.
Если выберут тебя,
Будешь добрый от дождя!
8)
Пособие «Мягкие лапки» можно использовать в релаксациях или как
награду за правильный ответ. Мягкие прикосновения очень нравятся детям и
приносят им удовольствие.
Мягкой лапкой поведу
Я по вашим щечкам
Нежность, радость подарю
мальчишкам и девчонкам!
9)
«Хвост дракона» помогает отвлечься и настроиться на мирный лад, заодно и
развивает моторику рук. Ребенка, которого охватил гнев, можно отвести в сторону
и познакомить с дракончиком. Можно также привлечь и двух обидчиков
одновременно и попросить их заплести хвост дракону в знак примирения. Во
время совместной работы дети успокоятся, и агрессия уйдёт.
Хвост дракона заплети
В ровную косичку.
Успокойся, посиди,
Позабудь обиду.
10)
«Листки страха и гнева» снимают мышечное напряжение и помогают
бороться со своими страхами. Обычно это простой листок, на котором нарисовано
какое-либо смешное чудище. В момент наибольшего эмоционального
напряжения ребенок может смять или разорвать его. Этот прием подходит и для
использования во время занятий для снятия утомляемости.
Страха лист, гнева лист,
Выбери себе любой,
Скомкай крепкою рукой,
Станет легче нам с тобой.
11)
«Песок умиротворения» глубоко в песок, который насыпан в специальную
ёмкость. Для этого пригодятся капсулы и игрушки от киндер-сюрпризов,
небольшие емкости. Закапывая-раскапывая игрушки, посыпая их песком,ребенок
постепенно успокаивается, возвращается к играм или приглашает играть
сверстников в другие, неагрессивные игры. Можно организовать между
обидчиками совместную игру «Песочные прятки», когда один из детей прячет в
песке определенную игрушку, а другой должен ее найти по словесному описанию.
12)
Вот песок – он не простой,
Он сыпучий, золотой,
Закопай в него вражду,
Сверху нарисуй звезду.
А теперь попробуем применить эти предметы на практике.
Давайте мы сейчас представим такую ситуацию:
Ситуация 2. Вы - мальчики Слава и Паша, играетев военную игру.И решили
напасть на девочек Дашу и Олю,которые играли с куклами, кормили их.
Мальчики стали отбирать куколи разбрасывать посудку. Девочки стали
плакать.
Ответ: Воспитатель предлагает мальчиками девочкам при помощи «Золотого
дождя успокоиться и зарядиться доброй энергией. А чтобы наступил мир, встать
в круг, взяться за руки и произнести слова мирилки (из папки).
«Теперь, мальчики, вы не нападающие, а защитники девочек. Вы будете их
охранять и защищать, и как настоящие воины, пойдете на охоту. А вы девочки,
будете их ждать и готовить им обед.
А теперь проверьте себя и попробуйте, используя вышеописанные методы и
приемы, найти выход из предложенной конфликтной ситуации, в решении которой
вы каждый разработаете свой способ разрешения, используя оборудование с
«Гневотушителя».
Ситуация 1. Два мальчика Саша и Петя захотели поиграть с машинками.
Саша взялодну машинку, Петя захотел эту же и стал отбирать машинку у
Саши.Намечается драка.
Как разрешить этот конфликт, применяя предметы «Гневотушителя»? Как
поступить воспитателю, чтобы дети продолжили игру, не ссорясь?
Вариант 1: Сначала дать детям выговориться и выплеснуть свой гнев при
помощи подушки-колотушки и молота гнева. Когда стороны успокоятся,
предложить подумать, как решить эту проблему. Может Петя предложит Саше
другую машинку? Или они будут играть по очереди? Если оба варианта стороны
не устраивают. Переключить их внимание другой игрой (новым конструктором
и т.п.)
«Помогая детям преодолевать трудности, мы всякий раз сотворяем