Автор: Каданев Олег Игоревич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДШИ № 50"
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В ДШИ № 50
Раздел: дополнительное образование
Каданев О.И., преподаватель гитары
МБОУ ДО "Детская школа искусств № 50", г. Кемерово
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В ДШИ № 50
Развитие методов работы с одаренными детьми является одной из основных
задач
современной
педагогической
деятельности.
На
сегодняшний
день
целью
дополнительного образования является поддержка учащихся в их самоопределении,
в
практической
подготовке
к
жизни
и
профессиональной
деятельности.
Дополнительное образование в
ДШИ рассматривается как этап предварительной
предпрофессиональной подготовки. В связи с этим на педагога дополнительного
образования
ложится
особая
ответственность
в
подготовке
одарённых
детей
к
следующей профессиональной ступени обучения.
К сожалению большинство дипломов об окончании детских школ искусств
пылятся
на
полках,
а
профессию
музыканта
или
педагога
выбирают
единицы,
поскольку приоритеты
и понятие престижа профессии в обществе изменились.
Анализируя современную ситуацию в области дополнительного образования, можно
выделить следующие проблемы:
1. Трудности в финансировании учреждений дополнительного образования.
2. Отсутствие надлежащего статуса для учителей.
3. Проблема заинтересованности молодежи в профессиональной деятельности
музыканта.
Многие
выпускники
школы
стремятся
получить
более
престижные
профессии на их взгляд: экономист, юрист, врач, в связи с этим уже наблюдается
нехватка специалистов в области культуры и искусства.
Таким образом, на сегодняшний день выявление и развитие одаренных детей
становится
одной
из
приоритетных
проблем
современного
дополнительного
образования. Главная цель в этом направлении создать систему в соответствии с их
способностями
и
возможностями,
с
последующим
развитием
мотивации
для
дальнейшего профессионального обучения создав таким образом условия для их
профессионального самоопределения.
Проблема
одаренности
детей
сегодня
особенно
актуальна,
так
как
по
последним
данным
20%
детей
считаются
одаренными,
но
только
2-3%
могут
реализовать себя. Причина этого в том, что
зачастую одаренные дети сложно
адаптируются в обществе. В этой ситуации профильное обучение и должно стать
выходом, поскольку оно позволяет более полно учитывать интересы, предпочтения и
способности учащихся.
Одаренные дети – дети с огромным потенциалом развития, в отличии от их
сверстников.
Современные
психологи
пересмотрели
представление
о
том,
что
одаренный ребенок такой же, как и все, только немного лучше и определил другое
понимание. Одаренный ребенок не просто опережает своих сверстников по целому
ряду параметров развития – это ребенок, который качественно отличается от своих
сверстников.
Согласно
определению
американского
ученого
Джозефа
Рензули,
одаренность - это не только высокий IQ, но и результат сочетания трех основных
характеристик:
интеллектуальных
способностей,
творчества
и
мотивации.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными,
иногда
замечательными
достижениями
или
имеет
внутренние
предпосылки
для
таких достижений в определенном типе деятельности.
Одаренные дети имеют:
выше по сравнению с большинством интеллектуальных способностей,
восприимчивости к обучению, творческих возможностей и проявлений;
преобладающая активная познавательная потребность;
испытавает радость приобретения знаний, умственной работы.
На уровень развития таланта ребенка влияет не только его способность усваивать
знания и навыки, но и окружающее пространство, в котором он растет. Открытие
таланта ребенка требует атмосферы психологического спокойствия, и именно это
о б е с п е ч и в а е т
с и с т е м а
д о п о л н и т е л ь н о г о
о б р а з о в а н и я .
Важнейшим
направлением
решения
этой
проблемы
является
внедрение
специальных учебных программ для удовлетворения потребностей и возможностей
этой категории обучающихся и обеспечения дальнейшего развития их талантов.
Поэтому
для
успешного
развития
способностей
учащихся
необходимо
выполнить следующие условия:
наиболее раннее и полное раскрытие музыкальных способностей ребенка;
активное
участие
ребенка
в
мероприятиях,
в
которых
развиваются
его
способности;
наличие
преподавателей,
которые
сами
обладают
развитыми
способности
соответствующего типа;
использование современных методов обучения и инструментов обучения;
стимулирование развития навыков посредством мотивации к дальнейшему
профессиональному обучению.
Уже на начальном этапе обучения определяются некоторые ученики, которых
можно
считать
потенциальными
профессионалами.
Самые
одаренные
дети
выделяются
в
группе
предпрофессиональной
ориентации,
где
требования
на
порядок выше. Таким образом, одна из задач преподавателя заключается в том,
чтобы
"распознать"
профессиональные
перспективы
ученика
и
правильно
ориентировать его. В эти моменты важным аспектом является формирование и
выбор репертуара. Выбор репертуара для одаренных детей - серьезная методическая
работа. Необходимо заниматься учебной программой повышенной сложности, так
как это позволит
посмотреть в "будущее" - такие методы важны для наиболее
перспективных детей. При выборе репертуара педагог должен проявлять гибкость и
умение. Если излишне завысить сложность программы, то развитие даже способных
учеников может затормозиться, так как это приводит к перегрузке. Очень важным
является
знание
музыки
разных
эпох
и
стилей,
соответствие
выбранных
произведений с целями и задачами обучения, интерес учеников к исполняемым
произведениям - всё это должно положительно влиять на результаты целостного
развития личности учащегося. Работа над академическим репертуаром позволяет
заложить
основу
художественной,
технической
и
интеллектуальной
культуры
ученика, независимо от конечной цели их обучения.
Также необходимо расширить кругозор учеников за счет посещения театров,
музеев,
выставок,
а
также
сезонных
концертов
государственной
филармонии
Кузбасса имени Б.Т. Штоколова в рамках проекта "В филармонию круглый год".
Педагог должен творчески использовать различные коллективные формы общения
от бесед в классе, до совместных посещений театров, филармоний и т. д. что может
способствовать более значимому и заинтересованному отношению детей к занятиям.
Также важно создать условия для проявления и самовыражения приобретенных
знаний. В жизни детей выступление на концерте или конкурсе занимает особое
место.
В
целях
поощрения
одаренных
детей
и
поощрения
их
творческой
деятельности нужно проводить открытые выступления. Конкурентная деятельность
является
мощным
стимулом
для
развития
творческого
потенциала
ребёнка.
Основным
результатом
совместной
работы
ученика
и
преподавателя
является
участие в конкурсах. Целью соревнований на разных уровнях является выявление
одаренных
детей,
формирование
сильной
мотивации
для
осуществления
деятельности, поддержка творчества. В детской школе искусств № 50 имеется самые
богатые
возможности
для
реализации
основных
направлений
в
этом
плане
-
школьные, региональные, всероссийские и международные конкурсы. Включение
учеников в систему творческих соревнований является важным этапом творческой
деятельности одарённых детей, которые имеют возможность публично выразить
себя, получить поддержку в развитии личностных качеств. Награды, полученные в
конкурсах,
а
также
звания
за
высокие
достижения,
такие
как:
стипендия
Губернаторской стипендии или муниципальный стипендиат, помогают учащимся
оценить свои способности. Это влияет на ряд изменений, которые происходят
с
детей:
ожидания
становятся
более
реалистичными
на
основе
результатов
и
успехов;
дети начинают сравнивать свои успехи с достижениями других детей;
повышается
уровень
заданий,
которые
они
ставят
перед
собой,
они
начинают выбирать более сложные задачи.
Подготовка к концертному или конкурсному выступлению требует больших
усилий и серьезного отношения. В то же время следует иметь в виду, что сам
концерт - это всего лишь одна сторона многократной работы с детьми. После
концерта нужно обмениваться мнениями и выражать свои впечатления. Этот анализ
поможет
в
дальнейшей
работе.
Такая
целенаправленная
работа
способствует
развитию талантов учеников и их подготовке к осознанному выбору профессии.
Также необходимыми условиями для достижения устойчивых положительных
результатов в работе с одаренными детьми являются посещение мастер-классов и
участие в них, а также сотрудничество с родителями.
Таким
образом,
при
организации
работы
со
способными
детьми
следует
использовать следующие рекомендации для повышения творческой активности:
доброжелательность, обеспечивающая благоприятную атмосферу;
использование
разнообразных
и
новых
видов
деятельности
для
качественно нового развития детей;
поощрение выражения оригинальных идей;
использование
личного
примера
творческого
подхода
к
решению
проблем.
При работе с одаренными детьми необходимо действовать не стандартными
способами и находить индивидуальный подход к возможностям каждого ученика.
Одаренные дети, занимающиеся творческой деятельностью, создают прекрасный
мир, и задача преподавателей ДШИ - помочь им найти свое место в этом мире.
Список литературы
1
. Проблемы
творческого
развития
личности
в
условиях
дополнительного
образования / Под ред. К.И. Султанбаева. – Абакан, 1999.
2. Одаренность // Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В. А. Мижериков. –
М.: ТЦ Сфера, 2004. - С.249-250.
3. Юркевич В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Книга для учителей и
родителей. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996. – 210 с.
4.Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5 – 9 лет. – Ярославль,
2002.
5.Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. – СПб., 2002.
.