Напоминание

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В ДШИ № 50


Автор: Каданев Олег Игоревич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДШИ № 50"
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В ДШИ № 50
Раздел: дополнительное образование





Назад




Каданев О.И., преподаватель гитары

МБОУ ДО "Детская школа искусств № 50", г. Кемерово

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В ДШИ № 50

Развитие методов работы с одаренными детьми является одной из основных

задач

современной

педагогической

деятельности.

На

сегодняшний

день

целью

дополнительного образования является поддержка учащихся в их самоопределении,

в

практической

подготовке

к

жизни

и

профессиональной

деятельности.

Дополнительное образование в

ДШИ рассматривается как этап предварительной

предпрофессиональной подготовки. В связи с этим на педагога дополнительного

образования

ложится

особая

ответственность

в

подготовке

одарённых

детей

к

следующей профессиональной ступени обучения.

К сожалению большинство дипломов об окончании детских школ искусств

пылятся

на

полках,

а

профессию

музыканта

или

педагога

выбирают

единицы,

поскольку приоритеты

и понятие престижа профессии в обществе изменились.

Анализируя современную ситуацию в области дополнительного образования, можно

выделить следующие проблемы:

1. Трудности в финансировании учреждений дополнительного образования.

2. Отсутствие надлежащего статуса для учителей.

3. Проблема заинтересованности молодежи в профессиональной деятельности

музыканта.

Многие

выпускники

школы

стремятся

получить

более

престижные

профессии на их взгляд: экономист, юрист, врач, в связи с этим уже наблюдается

нехватка специалистов в области культуры и искусства.

Таким образом, на сегодняшний день выявление и развитие одаренных детей

становится

одной

из

приоритетных

проблем

современного

дополнительного

образования. Главная цель в этом направлении создать систему в соответствии с их

способностями

и

возможностями,

с

последующим

развитием

мотивации

для

дальнейшего профессионального обучения создав таким образом условия для их

профессионального самоопределения.

Проблема

одаренности

детей

сегодня

особенно

актуальна,

так

как

по

последним

данным

20%

детей

считаются

одаренными,

но

только

2-3%

могут

реализовать себя. Причина этого в том, что

зачастую одаренные дети сложно

адаптируются в обществе. В этой ситуации профильное обучение и должно стать

выходом, поскольку оно позволяет более полно учитывать интересы, предпочтения и

способности учащихся.

Одаренные дети – дети с огромным потенциалом развития, в отличии от их

сверстников.

Современные

психологи

пересмотрели

представление

о

том,

что

одаренный ребенок такой же, как и все, только немного лучше и определил другое

понимание. Одаренный ребенок не просто опережает своих сверстников по целому

ряду параметров развития – это ребенок, который качественно отличается от своих

сверстников.

Согласно

определению

американского

ученого

Джозефа

Рензули,

одаренность - это не только высокий IQ, но и результат сочетания трех основных

характеристик:

интеллектуальных

способностей,

творчества

и

мотивации.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными,

иногда

замечательными

достижениями

или

имеет

внутренние

предпосылки

для

таких достижений в определенном типе деятельности.

Одаренные дети имеют:

выше по сравнению с большинством интеллектуальных способностей,

восприимчивости к обучению, творческих возможностей и проявлений;

преобладающая активная познавательная потребность;

испытавает радость приобретения знаний, умственной работы.

На уровень развития таланта ребенка влияет не только его способность усваивать

знания и навыки, но и окружающее пространство, в котором он растет. Открытие

таланта ребенка требует атмосферы психологического спокойствия, и именно это

о б е с п е ч и в а е т

с и с т е м а

д о п о л н и т е л ь н о г о

о б р а з о в а н и я .

Важнейшим

направлением

решения

этой

проблемы

является

внедрение

специальных учебных программ для удовлетворения потребностей и возможностей

этой категории обучающихся и обеспечения дальнейшего развития их талантов.

Поэтому

для

успешного

развития

способностей

учащихся

необходимо

выполнить следующие условия:

наиболее раннее и полное раскрытие музыкальных способностей ребенка;

активное

участие

ребенка

в

мероприятиях,

в

которых

развиваются

его

способности;

наличие

преподавателей,

которые

сами

обладают

развитыми

способности

соответствующего типа;

использование современных методов обучения и инструментов обучения;

стимулирование развития навыков посредством мотивации к дальнейшему

профессиональному обучению.

Уже на начальном этапе обучения определяются некоторые ученики, которых

можно

считать

потенциальными

профессионалами.

Самые

одаренные

дети

выделяются

в

группе

предпрофессиональной

ориентации,

где

требования

на

порядок выше. Таким образом, одна из задач преподавателя заключается в том,

чтобы

"распознать"

профессиональные

перспективы

ученика

и

правильно

ориентировать его. В эти моменты важным аспектом является формирование и

выбор репертуара. Выбор репертуара для одаренных детей - серьезная методическая

работа. Необходимо заниматься учебной программой повышенной сложности, так

как это позволит

посмотреть в "будущее" - такие методы важны для наиболее

перспективных детей. При выборе репертуара педагог должен проявлять гибкость и

умение. Если излишне завысить сложность программы, то развитие даже способных

учеников может затормозиться, так как это приводит к перегрузке. Очень важным

является

знание

музыки

разных

эпох

и

стилей,

соответствие

выбранных

произведений с целями и задачами обучения, интерес учеников к исполняемым

произведениям - всё это должно положительно влиять на результаты целостного

развития личности учащегося. Работа над академическим репертуаром позволяет

заложить

основу

художественной,

технической

и

интеллектуальной

культуры

ученика, независимо от конечной цели их обучения.

Также необходимо расширить кругозор учеников за счет посещения театров,

музеев,

выставок,

а

также

сезонных

концертов

государственной

филармонии

Кузбасса имени Б.Т. Штоколова в рамках проекта "В филармонию круглый год".

Педагог должен творчески использовать различные коллективные формы общения

от бесед в классе, до совместных посещений театров, филармоний и т. д. что может

способствовать более значимому и заинтересованному отношению детей к занятиям.

Также важно создать условия для проявления и самовыражения приобретенных

знаний. В жизни детей выступление на концерте или конкурсе занимает особое

место.

В

целях

поощрения

одаренных

детей

и

поощрения

их

творческой

деятельности нужно проводить открытые выступления. Конкурентная деятельность

является

мощным

стимулом

для

развития

творческого

потенциала

ребёнка.

Основным

результатом

совместной

работы

ученика

и

преподавателя

является

участие в конкурсах. Целью соревнований на разных уровнях является выявление

одаренных

детей,

формирование

сильной

мотивации

для

осуществления

деятельности, поддержка творчества. В детской школе искусств № 50 имеется самые

богатые

возможности

для

реализации

основных

направлений

в

этом

плане

-

школьные, региональные, всероссийские и международные конкурсы. Включение

учеников в систему творческих соревнований является важным этапом творческой

деятельности одарённых детей, которые имеют возможность публично выразить

себя, получить поддержку в развитии личностных качеств. Награды, полученные в

конкурсах,

а

также

звания

за

высокие

достижения,

такие

как:

стипендия

Губернаторской стипендии или муниципальный стипендиат, помогают учащимся

оценить свои способности. Это влияет на ряд изменений, которые происходят

с

детей:

ожидания

становятся

более

реалистичными

на

основе

результатов

и

успехов;

дети начинают сравнивать свои успехи с достижениями других детей;

повышается

уровень

заданий,

которые

они

ставят

перед

собой,

они

начинают выбирать более сложные задачи.

Подготовка к концертному или конкурсному выступлению требует больших

усилий и серьезного отношения. В то же время следует иметь в виду, что сам

концерт - это всего лишь одна сторона многократной работы с детьми. После

концерта нужно обмениваться мнениями и выражать свои впечатления. Этот анализ

поможет

в

дальнейшей

работе.

Такая

целенаправленная

работа

способствует

развитию талантов учеников и их подготовке к осознанному выбору профессии.

Также необходимыми условиями для достижения устойчивых положительных

результатов в работе с одаренными детьми являются посещение мастер-классов и

участие в них, а также сотрудничество с родителями.

Таким

образом,

при

организации

работы

со

способными

детьми

следует

использовать следующие рекомендации для повышения творческой активности:

доброжелательность, обеспечивающая благоприятную атмосферу;

использование

разнообразных

и

новых

видов

деятельности

для

качественно нового развития детей;

поощрение выражения оригинальных идей;

использование

личного

примера

творческого

подхода

к

решению

проблем.

При работе с одаренными детьми необходимо действовать не стандартными

способами и находить индивидуальный подход к возможностям каждого ученика.

Одаренные дети, занимающиеся творческой деятельностью, создают прекрасный

мир, и задача преподавателей ДШИ - помочь им найти свое место в этом мире.

Список литературы

1

. Проблемы

творческого

развития

личности

в

условиях

дополнительного

образования / Под ред. К.И. Султанбаева. – Абакан, 1999.

2. Одаренность // Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В. А. Мижериков. –

М.: ТЦ Сфера, 2004. - С.249-250.

3. Юркевич В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Книга для учителей и

родителей. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996. – 210 с.

4.Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5 – 9 лет. – Ярославль,

2002.

5.Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. – СПб., 2002.

.



В раздел образования