Автор: Милютина Лидия Вениаминовна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ п.Пензено
Населённый пункт: п.Пензено, Самарская область
Наименование материала: Разработка урока
Тема: Многообразие бактерий. Строение и обмен веществ в бактериальной клетке
Раздел: среднее образование
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области основная общеобразовательная школа
пос. Пензено муниципального района Большечерниговский Самарской области
Методическая разработка урока биологии
Дата: 19.12.2018 г.
Класс: 5
Провела:
Милютина Лидия Вениаминовна,
учитель биологии и химии
ГБОУ ООШ п.Пензено
муниципального района Большечерниговский
Самарской области
Присутствовали: Исатаева Ю.И. – заместитель директора по УВР,
учителя - предметники – 4 человека
Директор ГБОУ ООШ п.Пензено ___________ / В.А. Ишуков /
МП
Паспорт урока
Конспект урока по биологии в 5 классе
Учитель: Милютина Лидия Вениаминовна
Школа: ГБОУ ООШ п.Пензено
Тема урока: Многообразие бактерий. Строение и обмен веществ в бактериальной клетке
Цель урока: формирование представлений о бактериях как об особом Царстве, об их
строении, жизнедеятельности, разнообразии.
Планируемые образовательные результаты.
Ученик по окончанию изучения темы
раскрывает сущность понятий «бактерии», «капсула», «жгутики», «ворсинки», «прокариоты»,
«эукариоты», «автотрофы» (П.Р)
объясняет особенности строения клетки бактерий, жгутиков (П.Р);
показывает на таблице органоиды бактерии (П.Р);
описывает процессы жизнедеятельности бактерий (П.Р);
выполняет учебные задачи в сотрудничестве с участниками образовательного процесса (Л.Р);
планирует предстоящую деятельность с использованием учебника (Л.Р.);
проявляет интерес к изучаемой теме (Л.Р);
аргументирует свое мнение по изучаемой теме (Л.Р);
активно взаимодействует с другими участниками образовательного процесса (Л.Р);
обосновывает свое мнение по изучаемой теме (Л.Р);
анализирует информацию из разных источников (М.Р);
формулирует вопросы по изучаемой теме (М.Р).
Программные требования
Личностные результа-
ты:
Метапредметные ре-
зультаты:
Предметные ре-
зультаты:
-слушает и понимает речь
других;
- умеет с достаточной пол-
нотой и точностью выра-
жать свои мысли;
- работает в группе - уста-
навливает рабочие отноше-
ния, эффективно сотрудни-
чает и способствует продук-
тивной кооперации.
-выделяет существенную ин-
формацию из текста;
-формулирует собственное
мнение и аргументирует
его;
-формулирует учебную
проблему, определяет цель
учебной деятельности;
-осуществляет анализ и срав-
нение объектов с целью выде-
ления признаков.
-знает строение и основ-
ные процессы жизнедея-
тельности бактерий;
- умеет отличать бакте-
рий от других живых ор-
ганизмов;
-умеет формулировать
основные термины по
теме;
- называет
основные признаки и
процессы жизнедея-
тельности бактерий,
их значение.
Программное содержание: Бактерии - примитивные одноклеточные организмы. Строение бак-
терий. Размножение бактерий делением клетки на двое. Бактерии как самая древняя группа ор-
ганизмов. Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятия об автотрофах и гетеротрофах, про-
кариотах и эукариотах.
Мировоззренческая идея: способствует гигиеническому воспитанию школьников; позволяет за-
острить внимание на познаваемости причин заболеваний, вызываемых бактериями; обосновать
необходимость поддержания гигиенических условий, которые препятствовали бы распростране-
нию и размножению бактерий; показать роль научных знаний в разоблачении суеверий и пред-
рассудков.
Основные понятия: Бактерии, капсула, жгутики, ворсинки, прокариоты, эукариоты, автотрофы, ге-
теротрофы
План изучения нового материала.
1.
Стадия «Вызова» Определение темы и целей урока
2.
Стадия Осмысления» Заполнение таблицы» З-Х-У»
3.
Приём «Инсерт» Чтение текста с маркировкой
4.
Работа в группах
5.
Стадия «Рефлексии»
Технология: критического мышления
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок с использованием презентации
Мизансцена урока: класс делится на 3 группы по 5 человек.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, презентация к уроку, таблица «Бактерии», элек-
тронный микроскоп.
У детей:
- «Биология. Бактерии. Грибы. Растения», 5 класс: учебник /В. В. Пасечник. - М.: Дрофа,
2014.
- «Биология. Бактерии. Грибы. Растения», 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику В. В. Пасечника
«Биология. Бактерии. Грибы. Растения», 5 класс: учебник /В. В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2014.
Технологическая карта урока
Разработчик: учитель биологии ГБОУ ООШ п.Пензено Милютина Лидия Вениаминовна
Учебный предмет: биология
Класс: 5
Тема урока: Многообразие бактерий. Строение и обмен веществ в бактериальной клетке
Тип урока: Изучение нового материала
Цель урока: формирование представлений о бактериях как об особом Царстве, об их строении, жизнедеятельности, разнообразии.
Задачи урока:
образовательные:
актуализировать знания учащихся о самой древней группе живых существ – бактериях; показать особенности строения, питания, раз -
множения и распространения бактерий; показать многообразие форм бактерий; познакомить учащихся с особым отделом – цианобакте -
риями.
развивающие:
развивать произвольное внимание и память, познавательные интересы и инициативу учащихся.
воспитательные:
формировать понятия о необходимости соблюдения санитарных норм учащихся.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧ-СЯ
ПОР
I.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ УРОКА 2 мин.
Приветствие. Проверка отсутствующих. Проверка готовности к уро-
ку. Психологический настрой на урок
(заранее
учащиеся
были
разделены
на
группы, при этом учитывались их интел-
лектуальные
возможности,
активность,
чувство симпатии друг к другу).
Учащиеся приветствуют учителя и
са-
дятся по группам.
II.
СТАДИЯ «ВЫЗОВ» 10 мин.
Вводное слово
«Существует правило «быстроподнятое не считается упавшим» —
если уронить на пол еду и сразу её поднять, она не успеет собрать на
себя …. В английском варианте оно называется правилом пяти се-
кунд, в течение которых нужно успеть убрать еду с пола. Исследова-
ния показали, что это утверждение ошибочно — при наличии ми-
кроорганизмов на какой-либо поверхности они оказываются на со-
прикасающимся с ними продукте почти мгновенно».
Записывают тему в тетради.
Высказывают свое мнение.
-проявляет интерес
к
изучаемой теме
Практическая работа: составление кластера
Тонкие вопросы
Толстые вопросы
Когда были открыты бакте-
рии?
Почему считают, что жизнь заро-
дилась в воде?
Сколько органоидов можно
выделить в бактериальной
клетке?
Можно ли тело данных организ-
мов назвать клеткой? Почему?
Какие
процессы
могут
осуществляться
бактерия-
ми?
Как вы считаете, есть ли бакте-
рии в организме человека?
Какие особенности строе-
ния бактерий вы заметили?
Почему
бактерии
-
одноклеточ-
ные, просто организованные орга-
низмы
–
существуют
в
природе
наряду
с
высокоорганизованны-
ми?
Где обитают данные орга-
низмы?
Целеполагание. Постановка учителем цели урока
- Почему бактерии настолько многочисленны, широко распространены
на Земле и легко выживают в неблагоприятных условиях?»
Основываясь на ответах учащихся, формулирует цель урока
Отвечают на вопросы
фронтально
Ученики вместе с учителем формулиру-
ют цель урока:
-формулирует
цель
предстоящей деятель-
ности
-планирует
предстоя-
щую деятельность с
помощью учителя
III.
СТАДИЯ «ОСМЫСЛЕНИЕ» 15 мин.
Учитель предлагает заполнить 1 и 2 столбики таблицы «З-Х-У»
Знаю
Хочу узнать
Узнал
В конце урока (на стадии рефлексии) в ходе обсуждения мы заполним
3-ю графу «узнал».
Учитель обращается к классу: Чтобы найти ответы на обозначенные
вами в графе «хочу узнать» вопросы, обратимся чуть позже к тексту
учебника и дополнительным материалам.
Ученики высказывают свои версии. Вме-
сте
оформляют
графы
«знаю»,
«хочу
узнать».
-осознает
свое
знание
и не знание.
Динамическая пауза (музыкальная пауза)
Чтение текста с маркировкой
- Где и как мы можем узнать ответы на наши вопросы?
Приём «ИНСЕРТ»
«v» – уже знал «-» - думал иначе
«+» - новое «?» - не понял, есть вопросы
Аналитическая беседа по тексту
- Что мы узнали о бактериях?
- В чём наши знания и информация в тексте совпали?
- Что узнали новое? На какие вопросы из таблицы можем ответить?
- Какие наши знания оказались ошибочными?
- Что осталось непонятным, требует уточнения, объяснения, конкре-
тизации?
Учитель предлагает продолжить работу в группах
Читают и анализируют текст
(приложение 1)
По ходу чтения отмечают карандашом
1.Находит отличия растительной клетки
от
бактериальной.
Группа
анализирует
текст учебника (параграф 11 с.53
Демонстрирует бактериальную клетку в
электронный микроскоп. (приложение 2)
2. Знакомится с презентацией
(приложение 3)
3.Составляет мини-проект «Если бы бак-
терий не стало» (приложение 4)
-выделяет
основные
смысловые
единицы
текста;
-раскрывает
сущность
понятий
«бактерии»,
«капсула»,
«жгутики»,
«ворсинки», «прокари-
оты»,
«эукариоты»,
«автотрофы».
-объясняет
особенно-
сти строения
клетки
бактерий, жгутиков
- показывает на табли-
це органоиды бактерии
-выполняет
учебные
задачи
в
сотрудниче-
стве с участниками об-
разовательного
про-
цесса
-
обосновывает
свое
мнение
по
изучаемой
теме.
-
анализирует
инфор-
мацию
из
разных
ис-
точников
IV.
СТАДИЯ «РЕФЛЕКСИЯ» 10 мин.
Групповое и коллективное исправление неверных, или неточных
предположений-знаний.
Практическая работа: заполнения кластера
самостоятельно
фронтально
-формулирует вопросы по
изучаемой теме
-обосновывает свое мне-
ние по изучаемой теме
-показывает на таблице
Обобщающая беседа:
-Что мы знаем об историческом открытии бактерий?
-В чём особенность строения бактериальной клетки?
-Какие формы бактерий стали вам известны?
-В чем особенности процессов жизнедеятельности?
Выполнение итогового тестирования (приложение 5)
Учитель говорит о то, что о роли бактерий в природе и жизни чело-
века разговор будет продолжен и предлагает посмотреть фильм
«Город бактерий»
Практическая работа: составление синквейна
Записывает домашнее задание на доске, учащиеся в дневник
Вместе оформляют графу «узнал»
Работают самостоятельно в группах
Взаимопроверка по ключу
Знакомятся с фильмом. (3 мин)
Сообща составляют синквейн.
Записывают домашнее задание в
дневник. (Прочитать п.11 учебника,
устно ответить на вопросы после па-
раграфа)
органоиды бактерии
- описывает процессы
жизнедеятельности бак-
терий
-аргументирует свое мне-
ние по изучаемой теме
-активно
взаимодей-
с т ву е т
с
д р у г и м и
участниками образова-
тельного процесса
V.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА 3 мин.
Содержательная оценка
Учитель предлагает дать оценку своей работы на уроке, работе груп -
пы, ставит оценки в дневник.
Учащиеся производят оценку личного
вклада в совместную учебную деятель-
ность, достижение поставленной цели.
Определяют свое настроение в конце
урока.
Приложение 1
«Многообразие бактерий. Строение и обмен веществ в бактериальной клетке»
Индивидуальная работа с текстом. По ходу чтения ставятся значки:
«V» – уже знал, «+» – новое, «–» – думал иначе, «?» – не понял, хочу разобраться (эти места в тексте нужно подчеркнуть).
Бактерии были открыты в семнадцатом веке голландским ученым А.Левенгуком. Усиленное же исследование биологических характеристик
бактерий и их значения в природе началось в середине девятнадцатого века, после работ французского ученого Л.Пастера, немецкого Р.Коха и
английского Д.Листера.
Бактерии - самая древняя группа живых организмов на нашей планете. Ученые полагают, что именно бактерии, имеющие хлорофилл, первые
насытили атмосферу Земли кислородом и уже затем появились первые растения.
Бактерии относятся к прокариотам. Десятки млн. лет жизнь была представлена на Земле исключительно безъядерными организмами и на -
много позже появились организмы, имеющие ядро-эукариоты.
Практически нет места на Земле, где бы ни встречались бактерии. Особенно много бактерий в почве: в 1 гр. почвы насчитывают до млд. кле -
ток бактерий. В водах рек, особенно вблизи городов, бактерий может быть до 400 тыс. в 1 см. Поэтому не рекомендуется пить сырую воду. Бак-
терии обнаружены в грунте, взятом со дна океана на глубине 4 км. И даже в горячих источниках с температурой около 80 градусов. Некоторые
бактерии живут в пищеварительной системе человека. Например, кишечная палочка, без нее нормальная жизнедеятельность кишечника невоз -
можна. Меньше всего бактерий в воздухе, особенно в природных условиях. Но в местах скопления людей, например в классе, они встречаются
в гораздо большем количестве. Так, в классе после проветривания до начала урока бактерий содержится в 13 раз меньше, чем в тех же классах
после урока. Вот почему необходимо часто проветривать помещения.
Ученым известно около 2500 видов бактерий. Рассмотреть их можно только под микроскопом, т.к. размеры их очень малы и они бесцветны.
По-гречески бактерия означает палочка, но эти организмы могут иметь самую разнообразную форму:
1. бациллы – палочковидная форма.
2. кокки – округлая форма.
3. спириллы – в виде спирали.
4. вибрионы – в виде запятой
Кроме этого, бактерии могут жить колониями.
Бактерии имеют совершенно особое строение, не похожее на клетки растений и животных: они одноклеточны, не имеют ядра, у них нет пла -
стид, поэтому большинство из них бесцветны.
Условия жизни бактерий очень разнообразны.
Как и всем живым существам, большинству бактерий необходим кислород. Однако, существуют бактерии, способные жить без кислорода. По-
пав в среду, где много кислорода, они погибают. В природных условиях бактерии, которым необходим кислород, живут на поверхности почвы, в
верхних слоях воды, в атмосферном воздухе. Те бактерии, для которых кислород губителен, обитают в глубинных слоях почвы, в иле, в толще
воды.
Жизнедеятельность бактерий может протекать в различных температурных условиях. Некоторые из них способны развиваться при темпера -
турных условиях от -2 до +75 градусов. Но наиболее благоприятной для большинства бактерий можно считать температуру от +4 до +40 граду-
сов. При более высокой температуре многие виды бактерий погибают. Чтобы уничтожить бактерии на них действуют паром при температуре
120 градусов в течение 20 минут. Губительны для бактерий и солнечные лучи.
Многие бактерии способны быстро передвигаться при помощи жгутиков или волнообразных движений. Многие бактерии соединяются в це-
почки или группы, образуя огромные скопления.
У бактерий очень высокий темп размножения. Они размножаются делением клетки. Материнская клетка делится на две дочерние и в благо -
приятных новое деление наступает через 20–30 минут после условиях предыдущего.
Приложение 2
Работа 1 группы
1.Найти отличия растительной клетки от бактериальной, используя текст учебника (параграф 11 с.53)
Демонстрирует бактериальную клетку в электронный микроскоп.
Приложение 3
Работа 2 группы
Работа с презентацией с последующим ознакомлением обучающихся в 1и 3 группах
Приложение 4
Работа 3 группы
Составить мини-проект «Если бы бактерий не стало» и приготовить его защиту
Приложение 5
Контролирующее задание
Часть А
Выберите один правильный и наиболее полный ответ.
А1. Бактерии относят к:
1) царству растений; 3) царству грибов;
2) царству животных; 4) самостоятельному царству.
А2. Основное отличие бактериальной клетки от растительной заключается в отсутствии:
1) клеточной оболочки; 3) цитоплазмы;
2) ядерного вещества; 4) ядра.
А3. Бактерии, для которых характерно образование цепочек округлых клеток, носят назва-
ние:
1) кокки; 3) стафилококки;
2) стрептококки; 4) диплококки.
А4. Бактерии, имеющие форму палочки, носят название:
1) бациллы; 3) вибрионы;
2) спириллы; 4) кокки.
А5. Бактерии, питающиеся органическими вещества мёртвых тел, носят название:
1) гетеротрофы; 3) симбионты;
2) сапротрофы; г) паразиты.
А6. Главной особенностью аэробных бактерий является то, что они:
1) развиваются только при доступе воздуха;
2) не нуждаются в кислороде;
3) имеют очень крупные размеры клетки;
4) образуют споры.
Часть В
В1. Выберите три верных ответа.
1. Все бактерии являются автотрофами.
2. В клетках цианобактерий содержится хлорофилл.
3. Цитоплазма бактериальной клетки постоянно движется.
4. Бактерии являются прокариотами.
5. В ходе аэробного дыхания выделяется меньше энергии, чем в ходе
анаэробного дыхания.
6. Бактериальная клетка имеет клеточную стенку.
В2. Установите соответствие.
А. Бактерии, способные образовывать
органические вещества из неорганических.
Б. Делятся на симбионты, сапротрофы, 1. Автотрофы.
паразиты. 2. Гетеротрофы.
В. Имеют хлорофилл, способны к фотосинтезу.
Г. Бактерии, потребляющие готовые органические
Вещества.
Д. Цианобактерии образуют органические вещества
и выделяют кислород.
Ответ:
А
Б
В
Г
Д
Часть С
Как отличить клетку прокариот от клетки эукариот? Приведите примеры организмов этих групп.