Автор: Шевченко Маргарита Алексеевна
Должность: преподаватель теории музыки
Учебное заведение: МБОУ ДО "Козельская школа искусств"
Населённый пункт: город Козельск, Калужская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Новые творческие направления XI века.Сольфеджио - психотехника развития музыкального слуха"
Раздел: дополнительное образование
Новые
творческие
направления
XI
века
Сольфеджио
–
психотехника
развития
музыкального
слуха
Подготовила
преподаватель
Козельской
школы
искусств
:
Шевченко
М
.
А
.
Козельск
, 2020
Истоки
В
истории
средневековой
культуры
первые
века
нового
тысячелетия
более
содержательны
,
более
богаты
событиями
,
чем
весь
предшествующий
длительный
период
.
Представителями
народной
музыкальной
культуры
средневековья
были
,
главным
образом
,
бродячие
народные
музыканты
–
жонглеры
,
менестрели
,
шпильманы
,
сведения
о
которых
от
9
к
14
векам
становятся
все
более
и
более
обильными
и
определенными
.
Пронося
светскую
музыкальную
культуру
сквозь
средневековье
,
жонглеры
сыграли
большую
историческую
роль
.
Именно
на
основе
их
музыкальной
практики
развивались
ранние
формы
светской
музыкально
-
поэтической
лирики
.
Они
же
представляли
инструментальную
музыку
в
быту
,
которую
церковь
принимала
с
таким
трудом
.
Правда
,
уже
в
9
веке
,
по
сведениям
Валафрида
Страбона
,
в
некоторых
монастырях
процветала
игла
на
арфе
,
флейте
,
трубе
.
Они
унаследовали
искусство
древнеримских
актеров
.
Католическая
церковь
,
как
известно
,
постоянно
преследовала
жонглеров
,
шпильманов
,
как
представителей
чужой
,
враждебной
ей
культуры
.
С
конца
13
века
в
различных
европейских
центрах
возникают
объединения
шпильманов
,
жонглеров
,
менестрелей
,
например
,
в
Париже
– «
Братство
Св
.
Юлиана
».
Во
главе
этих
объединений
стояли
выбранные
ими
«
короли
».
Первые
образцы
музыки
жонглеров
,
первые
мелодии
народных
песен
и
танцев
были
записаны
позже
,
нежели
ранние
латинские
песни
и
напевы
провансальских
трубадуров
.
Но
танцевальные
формы
жонглеров
–
их
эстампиды
и
баллады
–
живут
в
искусстве
трубадуров
,
которое
возрастает
уже
на
почве
старой
народно
-
песенной
традиции
.
Сольфеджио
–
психотехника
развития
музыкального
слуха
Закончился
XX
век
–
век
технической
и
информационной
революций
.
Мы
на
пороге
нового
тысячелетия
,
и
сейчас
,
глядя
в
будущее
,
можно
сказать
,
что
главную
роль
в
развитии
культуры
и
образования
во
всем
цивилизованном
мире
будут
играть
успешные
психотехнологии
.
На
сегодняшний
день
для
их
роста
имеются
материальные
стимулы
и
предпосылки
.
При
этом
важной
задачей
остается
сохранение
экологического
баланса
:
внедрение
любых
психотехнических
приемов
в
область
образования
и
воспитания
должно
сопровождаться
гармоничным
развитием
трех
сенсорных
систем
человеческого
восприятия
–
визуальной
,
аудиальной
и
кинестетической
.
Такое
развитие
всегда
было
одним
из
предназначений
искусства
,
поэтому
его
роль
,
в
частности
,
роль
музыкального
воспитания
в
развитии
эмоционально
-
духовных
качеств
человека
XXI
века
,
будет
возрастать
.
В
связи
с
этим
особенно
актуальным
стал
вопрос
о
развитии
музыкального
слуха
как
мощного
инструмента
для
совершенствования
аудиальной
системы
человека
.
В
последние
годы
мы
можем
наблюдать
серьезные
изменения
в
общественных
потребностях
.
Одной
из
главных
потребностей
становится
получение
образования
.
В
обществе
постепенно
растет
понимание
того
,
что
образование
не
равно
сумме
знаний
и
навыков
.
Хорошее
образование
действует
как
отлаженный
аппарат
для
быстрого
восприятия
,
долгого
хранения
,
легкой
активизации
и
творческой
переработки
любой
поступающей
извне
информации
.
На
сегодняшний
день
задача
получения
такого
образования
из
абстрактно
декларируемой
в
трех
-
четырех
предыдущих
десятилетиях
превратилась
в
некоторую
"
движущуюся
цель
",
стимулируемую
стремительными
процессами
в
современной
экономике
,
экологии
и
в
мировосприятии
людей
.
По
отношению
к
музыкальной
культуре
сказанное
означает
,
что
хорошее
образование
музыканта
предполагает
сегодня
обладание
механизмом
гибкого
переключения
на
различные
интонационно
-
ритмические
языки
.
Этот
механизм
позволяет
предслышать
интонацию
,
оперировать
богатой
системой
эталонов
исполнения
,
внутренне
прочувствовать
каждое
созвучие
и
каждый
ритмический
оборот
.
Таким
механизмом
и
является
профессиональный
музыкальный
слух
,
а
единственной
дисциплиной
,
на
которую
специально
возложена
задача
оттачивания
этого
слуха
,
становится
предмет
сольфеджио
,
сопровождающий
развитие
музыканта
с
шести
до
двадцати
лет
.
Для
того
чтобы
ответить
на
вопрос
,
попробуем
сравнить
работу
педагога
-
сольфеджиста
с
работой
педагога
-
исполнителя
.
Последний
обычно
решает
с
учеником
проблемы
:
а
)
кинестетические
(
связанные
с
постановкой
рук
,
раскрепощением
мышц
,
координацией
движений
и
т
.
д
.);
б
)
метакинестетические
,
то
есть
проблемы
"
ретрансляции
"
эмоций
(
индивидуального
улавливания
их
в
музыкальном
произведении
и
донесения
до
слушателя
).
Если
педагог
по
специальности
занимается
с
музыкантом
технологией
"
раскрытия
души
",
то
педагог
по
сольфеджио
,
развивая
музыкальное
восприятие
,
фактически
занимается
увеличением
того
"
объема
души
",
который
потребуется
раскрывать
.
Следовательно
,
поэтому
сольфеджио
и
можно
считать
одной
из
важнейших
областей
музыкальной
психотехники
-
психотехники
становления
музыкальных
ощущений
.
В
процессе
того
как
мы
начинаем
яснее
понимать
связь
сольфеджио
и
психотехники
,
все
более
важным
оказывается
разобраться
в
семантике
слов
:
психотехника
,
технология
и
психотехнология
,
а
также
:
метод
,
методика
и
методология
.
Не
затрагивая
специально
этимологии
и
истории
употребления
этих
актуальных
для
сегодняшней
жизни
слов
,
попробуем
выявить
их
глубинный
семантический
код
применительно
к
особенностям
их
восприятия
в
России
.
Сначала
о
группе
слов
,
имеющих
в
своем
составе
общий
корень
«
техн
».
Он
,
как
известно
,
происходит
от
греческого
– «
искусство
,
мастерство
».
Между
тем
глубинная
структура
слов
,
однокоренных
с
техникой
,
на
почве
российской
гуманитарной
ментальности
воспринимается
с
неким
негативным
,
«
производственно
-
заводским
»
оттенком
,
предполагающим
внутреннее
противопоставление
техники
и
таланта
,
техники
и
эмоций
.
Вспомним
,
например
,
выражение
«
голый
техницизм
» (
в
оценке
исполнительской
игры
),
а
также
диспуты
60-
х
годов
о
«
физиках
и
лириках
» (
в
любимом
отечественной
публицистикой
формате
дихотомического
мышления
)
и
,
глядя
еще
на
пару
десятков
лет
назад
,
партийные
постановления
1948
года
о
формализме
в
искусстве
.
Ритм
и
метр
Ритм
-
это
последовательность
звуков
одинаковой
и
разной
длины
,
организованных
метром
.
Метр
-
это
чередование
сильных
и
слабых
долей
в
определенном
темпе
.
Темп
-
это
частота
пульсации
метрических
долей
.
Доля
-
это
равномерный
отрезок
времени
-
единица
измерения
времени
одного
произведения
.
Длина
доли
(
если
измерять
в
абсолютном
значении
,
т
.
е
.
в
секундах
,
например
)
в
каждом
произведении
может
различаться
.
Сильная
доля
-
это
доля
акцентируемая
.
Слабая
доля
-
это
доля
неакцентируемая
.
Чаще
всего
в
музыке
используются
простые
равномерные
метры
:
двухдольный
:
сильная
доля
-
слабая
.
Трехдольный
:
сильная
-
слабая
-
слабая
.
Такт
-
это
расстояние
(
количество
долей
)
между
двумя
сильными
долями
.
В
нотах
обозначается
тактовой
чертой
.
Размер
-
это
числовое
обозначение
метра
.
Две
цифры
,
написанные
одна
над
другой
,
где
верхняя
обозначает
количество
долей
в
такте
,
а
нижняя
величину
длительности
.
Длительность
-
это
относительная
величина
,
обозначающая
соотношение
по
длине
(
короче
-
длиннее
)
между
нотами
.
Длительность
не
имеет
абсолютной
(
точной
)
величины
,
в
каждом
произведении
ее
точная
длина
зависит
от
темпа
.
В
европейской
музыке
наибольшее
распространение
получила
система
деления
длительностей
на
два
,
где
каждая
следующая
длительность
в
два
раза
короче
предыдущей
.
Две
точки
после
ноты
обозначают
,
что
нота
удлиняется
на
половину
+
четверть
своей
длины
.
Две
одинаковые
ноты
соединенные
лигой
называются
залигованными
.
Из
них
исполняется
только
первая
нота
,
а
вторая
(
и
последующие
)
показывают
на
сколько
нужно
удлинить
первую
ноту
.
Размеры
бывают
:
·
Простые
-
двухдольный
и
трехдольный
,
например
2/4, 3/8.
·
Сложные
-
составляются
из
нескольких
одинаковых
простых
размеров
,
например
4/4 = 2/4+2/4, 6/8 = 3/8+3/8.
В
таких
размерах
есть
не
только
сильная
,
но
и
относительно
сильная
доля
.
·
Смешанный
-
составляется
из
нескольких
неодинаковых
простых
размеров
,
например
5/4 = 3/4+2/4.
Особый
вид
ритмического
деления
-
это
деление
длительности
не
на
два
,
а
на
другое
количество
равных
частей
.
Самые
распространенные
варианты
:
триоль
(
деление
на
3
части
)
и
квинтоль
(
деление
на
5
частей
).
Заключение
В
истории
эстетической
мысли
известны
две
тенденции
во
взгляде
на
соотношение
эстетического
и
этического
.
Первая
,
идущая
от
античной
философии
,
настаивала
на
единстве
прекрасного
и
нравственного
,
на
обязанности
музыки
,
искусства
морально
воздействовать
.
Вторая
,
характерная
для
искусства
XIX - XX
веков
,
эти
понятия
уже
не
совмещала
,
а
подчас
и
противопоставляла
:
красивая
внешняя
форма
может
содержать
порочную
внутреннюю
сущность
.
Как
трактовать
сегодня
известное
изречение
Ф
.
Достоевского
«
красота
спасет
мир
?».
Бесспорно
,
оно
формулирует
этико
-
эстетический
идеал
,
однако
недостижимый
.
Реальность
,
на
наш
взгляд
,
заключается
в
том
,
что
красота
не
спасет
мир
,
но
и
мир
без
красоты
не
спасется
.
Красота
–
это
тот
необходимый
баланс
на
чаше
весов
добра
и
зла
,
который
удерживает
человечество
от
«
падения
»,
а
где
-
то
способствует
продвижению
прогресса
,
при
этом
одной
красоты
для
спасения
мира
отнюдь
не
достаточно
.
Эстетическая
функция
музыки
заключается
в
гармонии
,
единстве
трех
ценностных
сторон
:
содержательности
,
совершенстве
формы
,
красоте
средств
выражения
.
Среди
других
важных
функций
музыки
отметим
гедонистическую
функцию
.
Поскольку
основная
ценность
искусства
заключается
в
созерцании
прекрасного
,
отсюда
нельзя
упускать
из
виду
функцию
музыкально
-
эстетического
наслаждения
в
воспитании
.
Значительна
функция
музыки
в
человеческом
общении
(
коммуникативная
),
в
прикладном
значении
в
медицине
,
в
художественном
спорте
и
т
.
д
.
Многогранность
«
ролей
»
музыки
определила
ее
сверхфункцию
–
преобразующую
,
воспитательную
,
обогащающую
духовный
мир
человека
, –
в
которой
все
же
доминирует
эстетически
-
ценностная
сторона
,
включающая
и
опосредующая
все
другие
функции
.
Высокую
воспитательную
роль
искусства
,
а
значит
и
музыки
,
видел
И
.
Кант
,
но
не
с
точки
зрения
нравов
.
Изящные
искусства
и
науки
,
как
пишет
Кант
в
«
Критике
способностей
суждения
»,
не
делают
людей
нравственно
лучше
,
но
делают
их
культурнее
,
а
став
культурнее
,
человек
более
руководствуется
властью
разума
,
чем
чувственными
наклонностями
,
закаляются
его
душевные
силы
в
борьбе
со
злом
,
и
,
таким
образом
,
он
способен
чувствовать
свою
пригодность
к
высшей
цели
,
которая
от
нас
сокрыта
.