Автор: Шевченко Маргарита Алексеевна
Должность: преподаватель теории музыки
Учебное заведение: МБОУ ДО "Козельская школа искусств"
Населённый пункт: город Козельск, Калужская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Сольфеджио, или любовь с первых нот"
Раздел: дополнительное образование
Методический
доклад
по
теме
:
Преподавание
сольфеджио
в
детской
музыкальной
школе
«
Сольфеджио
,
или
любовь
с
первых
нот
»
Подготовила
Преподаватель
Козельской
школы
искусств
Шевченко
М
.
А
.
Козельск
, 2020
Предмет
сольфеджио
Сольфеджио
-
обязательная
дисциплина
учебного
плана
детской
музыкальной
школы
,
которая
закладывает
основы
музыкально
-
теоретических
знаний
,
закрепляемых
учащимися
в
разнообразных
видах
практической
деятельности
.
Данный
предмет
нацелен
на
развитие
музыкальных
и
общих
способностей
детей
.
Музыкальный
слух
развивается
на
уроках
сольфеджио
в
ходе
учебного
процесса
путем
специальных
упражнений
.
Развитый
слух
дает
возможность
воспринимать
и
осознавать
музыку
,
переживать
ее
.
Внутренние
музыкально
-
слуховые
представления
являются
важнейшим
свойством
музыкального
слуха
.
Без
них
не
обходится
ни
один
музыкант
.
На
уроках
сольфеджио
,
кроме
узкоспециальных
музыкальных
навыков
,
формируется
творческое
начало
,
проявляющееся
в
изобретательности
,
находчивости
,
сообразительности
.
Творческое
мышление
необходимо
каждому
человеку
,
кем
бы
он
ни
стал
в
дальнейшем
.
Привитые
желания
и
умение
желать
и
творить
скажутся
в
любой
сфере
будущей
деятельности
детей
,
когда
они
станут
взрослыми
.
Гармоничное
сочетание
занятий
на
инструменте
с
уроками
сольфеджио
становится
основой
музыкального
воспитания
,
которая
способствует
выработке
качеств
настоящего
музыканта
.
Вместе
со
специальностью
сольфеджио
формирует
у
учащегося
умение
самостоятельно
работать
над
музыкальным
произведением
,
активно
контролировать
этот
процесс
на
всех
его
стадиях
,
добиваться
художественно
-
выразительного
и
осмысленного
исполнения
.
Сольфеджио
является
универсальной
по
своей
значимости
дисциплиной
,
велико
его
значение
и
для
занятий
по
другим
музыкальным
дисциплинам
.
Н
.
А
.
Римский
-
Корсаков
считал
сольфеджио
могущественным
средством
развития
музыкальности
.
Он
называл
сольфеджио
«
гимнастикой
слуха
».
И
на
самом
деле
на
уроках
сольфеджио
активность
музыкального
слуха
сильно
возрастает
.
Преподаватель
в
музыкально
-
воспитательном
процессе
В
любой
учебно
-
воспитательной
деятельности
решающим
фактором
является
личность
педагога
,
его
индивидуальность
.
Прежде
всего
,
он
должен
быть
хорошим
музыкантом
,
справедливым
,
творческим
и
в
меру
требовательным
человеком
.
Он
должен
знать
основы
психологии
и
особенности
детской
психологии
.
И
,
конечно
,
любить
детей
!
Огромную
роль
в
успешной
преподавательской
работе
играет
его
умение
наладить
с
детьми
контакт
,
найти
с
ними
общий
язык
,
расположить
к
себе
,
завоевать
их
доверие
и
вызвать
у
них
желание
работать
.
Основано
это
умение
на
уважении
к
личности
ребенка
.
Все
дети
талантливы
по
-
своему
!
И
важно
понимать
и
учитывать
в
работе
,
что
у
детей
бывает
разная
скорость
восприятия
информации
и
готовность
к
деятельности
.
Сложный
комплекс
знаний
и
навыков
,
определенный
программой
по
сольфеджио
,
требует
от
преподавателя
высокого
педагогического
мастерства
,
большой
творческой
инициативы
,
любви
к
своей
работе
,
терпения
,
настойчивости
,
глубоких
знаний
детской
психологии
,
умелого
использования
в
процессе
обучения
технических
средств
.
Большую
роль
играет
также
правильное
планирование
учебного
материала
в
целом
,
а
также
тщательная
подготовка
педагога
к
каждому
уроку
.
Творчески
вдумчивый
педагог
постоянно
ищет
новые
пути
,
экспериментирует
,
совершенствует
методику
своей
работы
.
Основные
требования
к
уроку
Урок
сольфеджио
,
имея
сложную
структуру
,
представляет
собой
единый
комплекс
,
в
котором
рационально
переплетаются
и
сочетаются
различные
виды
занятий
:
пение
по
нотам
с
соблюдением
чистоты
интонирования
,
анализ
и
запись
услышанной
музыки
,
теоретические
сведения
,
слушание
музыкальный
произведений
и
распевания
учащихся
в
начале
каждого
урока
.
Последнее
помогает
педагогу
расширить
внутренние
музыкально
-
слуховые
представления
детей
,
вокально
подготавливая
их
,
настраивая
к
предстоящей
работе
.
На
уроках
сольфеджио
очень
важно
научить
детей
верно
петь
с
листа
,
то
есть
мысленному
,
зрительному
опережению
того
,
что
непосредственно
поется
в
данный
момент
.
Поэтому
чтение
с
листа
необходимо
проводить
регулярно
и
систематически
.
Слуховой
анализ
,
воспроизведение
и
запись
услышанного
музыкального
материала
являются
доминирующим
разделом
работы
на
уроках
сольфеджио
.
Причём
,
эти
способности
развиваются
предшествующей
тренировкой
памяти
путём
пения
вслед
за
слушанием
.
В
этой
части
занятий
по
сольфеджио
запись
музыкального
диктанта
представляют
собой
самую
сложную
форму
работы
над
развитием
слуха
и
памяти
.
Если
при
пении
по
нотам
помогает
зрительный
фактор
,
то
диктант
воспринимается
только
на
слух
.
Этим
и
объясняется
вся
сложность
записи
мелодии
.
В
диктанте
как
бы
обобщаются
все
знания
,
умения
и
слуховые
навыки
учащихся
.
Он
является
лучшей
формой
воспитания
внутренних
музыкально
-
слуховых
представлений
,
требующих
тщательной
предварительной
подготовки
.
Из
огромного
количества
диктантов
стараюсь
выбирать
такие
образцы
,
которые
органически
соединяют
в
себе
изученные
элементы
музыкальной
речи
и
,
в
то
же
время
,
пополняют
знания
детей
в
области
музыкальной
литературы
.
Уроки
сольфеджио
должны
приносить
удовлетворение
,
как
детям
,
так
и
педагогу
.
Они
должны
вызывать
интерес
и
яркие
эмоциональные
впечатления
и
,
главное
,
были
насыщенными
музыкой
.
Очень
важно
учитывать
в
учебном
процессе
,
насколько
правильно
отобран
учебный
материал
не
только
с
точки
зрения
дидактики
,
но
и
с
точки
зрения
его
воздействия
на
эмоциональную
сферу
детей
.
Если
учебный
материал
подаётся
педагогом
в
интересной
форме
,
если
он
затрагивает
не
только
ум
,
но
и
чувства
учащихся
,
усвоение
будет
лёгким
,
а
знания
будут
более
прочными
.
Занимаясь
музыкальным
воспитанием
и
обучением
детей
,
педагог
-
теоретик
должен
также
помнить
и
о
формировании
личности
.
Весь
проходимый
учебный
материал
должен
соответствовать
общему
развитию
и
интересам
учащихся
,
быть
доступным
их
восприятию
,
иметь
широкое
воспитательное
значение
.
Быть
глубоким
по
содержанию
.
А
не
узко
ограниченным
только
задачами
развития
отдельных
профессиональных
навыков
.
Успех
обучения
во
многом
зависит
от
согласованности
требований
педагога
со
способностями
детей
принять
эти
требования
от
разбуженного
в
них
энтузиазма
и
верно
понятой
ими
необходимости
обучения
,
чтобы
учащиеся
учились
с
воодушевлением
и
получали
радость
от
самого
учебного
процесса
.
Из
личного
опыта
преподавателя
Эти
методические
находки
на
самом
деле
очень
просты
,
но
именно
доступность
формулировок
теоретических
понятий
максимально
облегчают
их
восприятие
и
усвоение
.
Лад
.
Тональность
.
В
младших
классах
я
определяю
понятие
лада
–
это
когда
звуки
ладят
между
собой
,
дружат
.
И
обязательно
предлагаю
детям
послушать
и
определить
«
дружат
звуки
или
не
дружат
?»
Исполняю
До
мажор
,
например
,
а
потом
неправильную
тональность
с
включением
«
чужих
»
звуков
.
И
далее
уже
можно
рассказывать
про
настроение
мажора
,
минора
.
После
того
,
как
все
определились
с
мажорным
и
минорным
ладом
–
говорим
о
звуках
.
В
чем
их
отличие
?
Конечно
в
высоте
!
А
теперь
все
очень
просто
:
вся
информация
о
тональности
находится
на
поверхности
.
И
в
итоге
дети
сами
ее
находят
.
Что
такое
До
мажор
?
Это
мажорный
лад
от
звука
«
До
».
Вот
и
определение
тональности
.
Нотный
период
,
ритмический
рисунок
.
В
младших
классах
я
использую
на
уроках
цветные
магниты
,
которые
обозначают
ноты
.
Они
прекрасно
располагаются
на
нотном
стане
магнитной
доски
.
Дети
младшего
возраста
с
удовольствием
выставляют
нотки
,
нарабатывая
первые
опыты
в
ритмическом
и
мелодическом
диктанте
.
Штиль
и
флажки
добавляем
мелом
.
Такой
метод
вносит
разнообразие
в
ход
урока
и
каждый
ребенок
стремится
к
доске
показать
свои
умения
и
знания
.
Также
можно
использовать
магниты
с
изображением
смайликов
для
выставления
тонов
и
полутонов
.
О
теме
тонов
и
полутонов
сейчас
и
пойдет
речь
.
Тон
,
полутон
.
Интервалы
. «
Линейка
полутонов
и
интервалов
»
Тема
«
тонов
»
и
полутонов
»
в
младших
классах
очень
важна
.
И
здесь
важно
не
столько
объяснить
эти
понятия
,
как
дать
их
почувствовать
.
Здесь
можно
применить
сказку
про
тон
и
полутон
,
которую
могут
,
например
,
сочинить
дети
,
использовать
пение
попевок
в
секвенциях
на
интонациях
тона
: «
я
це
-
лый
тон
,
пой
со
мной
»,
полутона
: «
полу
-
тон
грустный
он
»,
можно
предложить
детям
сделать
рисунки
веселого
Тона
и
всегда
грустного
Полутона
(
хотя
бы
в
виде
хорошо
знакомых
им
смайликов
).
Далее
эта
тема
активно
работает
в
теме
«
Интервалы
».
И
если
кто
-
то
усвоил
неуверенно
-
начнутся
обязательно
проблемы
.
Есть
еще
вопрос
о
тонах
и
полутонах
в
интервалах
.
Как
детям
объяснять
качественную
величину
?
Кто
-
то
из
преподавателей
объясняет
исключительно
на
полутонах
.
Как
правильно
сказать
: «
в
чистой
кварте
два
с
половиной
тона
»
или
«
пять
полутонов
».
И
так
правильно
,
и
так
.
Это
не
является
ошибкой
.
В
учебных
пособиях
имеются
разные
обозначения
количества
.
Но
я
считаю
,
что
логичнее
видеть
целое
,
а
потом
детали
.
Поэтому
понятие
ТОН
не
игнорирую
.
Но
в
практике
мы
общаемся
с
разными
учениками
(
переход
от
одного
преподавателя
к
другому
,
перевод
из
другой
школы
и
т
.
д
.),
и
встречаются
ребята
,
которых
изначально
приучили
думать
только
полутонами
,
но
и
эта
система
далеко
не
прочно
освоена
,
а
переучиваться
на
тоны
и
полутоны
им
уже
сложно
(
всегда
интересуюсь
как
им
будет
проще
и
быстрее
выполнить
задание
,
по
какой
системе
?)
И
вот
столкнувшись
с
проблемой
уже
в
средних
и
в
старших
классах
по
теме
тонов
,
полутонов
и
интервалов
я
разработала
методическое
пособие
для
учеников
- «
Линейку
полутонов
и
интервалов
».
Это
пособие
предназначено
только
для
тех
детей
,
которые
привыкли
мыслить
полутоновыми
категориями
.
Слуховой
анализ
Эта
форма
работы
на
уроках
у
многих
учеников
вызывает
чувство
неприятия
.
Почему
?
Потому
что
не
получается
.
Не
нравится
то
,
что
не
получается
.
В
работе
над
слуховым
анализом
я
разработала
свою
систему
,
основанную
на
мотивации
успеха
.
После
определения
интервалов
в
письменном
виде
–
я
называю
правильные
ответы
,
ученики
сами
отмечают
ошибки
и
ставят
себе
оценки
.
На
следующем
уроке
мы
сравниваем
результат
.
И
когда
результат
улучшается
–
у
детей
появляется
уже
мотивированный
интерес
к
слуховому
анализу
,
результат
заметно
улучшается
.
И
они
с
нетерпением
ждут
на
уроке
именно
это
задание
.
В
итоге
эта
форма
работы
становится
самой
любимой
.
Активизируется
развитие
слуховых
навыков
.
Повышается
мотивация
к
слуховой
деятельности
.
Сольфеджирование
и
интонационная
работа
.
Очень
важно
научить
детей
осознанно
ориентироваться
в
нотных
примерах
.
В
интонационных
упражнениях
полезно
использовать
вертикальную
линейку
ступеней
.
Обычно
я
приглашаю
«
помощника
»
к
инструменту
,
чтобы
ученик
играл
тонику
или
необходимую
ступень
тональности
.
Ученикам
предлагается
петь
ступени
лада
которые
я
показываю
на
доске
.
Для
этого
упражнения
я
использую
изготовленную
табличку
ступеней
.
После
такой
подготовки
можно
переходить
к
чтению
с
листа
,
но
с
обязательным
предварительным
анализом
текста
,
что
обеспечит
более
высокий
результат
.
В
отношении
к
детскому
голосу
соблюдаю
щадящий
режим
–
негромко
и
невысоко
,
т
.
е
.
избегаю
высокой
тесситуры
и
широкого
диапазона
в
мелодиях
,
требующих
большой
гибкости
голоса
и
настоящих
вокальных
данных
,
навыков
и
умений
.
Чтобы
аналитическая
работа
проходила
успешнее
и
эффективнее
,
требую
от
учащихся
заниматься
ею
при
самоподготовке
дома
.
Плюс
к
этому
–
определение
отдельных
звуков
в
разных
регистрах
заданной
тональности
и
интервалов
,
играя
их
на
инструменте
,
не
глядя
на
клавиатуру
.
Также
полезно
пение
интервалов
и
аккордов
вверх
и
вниз
от
заданного
звука
,
проверяя
их
на
инструменте
и
убеждаясь
в
их
правильности
.
Осуществление
контроля
над
учебной
работой
учащихся
Уроки
сольфеджио
,
так
же
как
и
любые
другие
предметы
,
нуждаются
в
такой
организации
,
чтобы
педагог
мог
наблюдать
за
продвижением
своих
учащихся
на
каждом
этапе
работы
,
т
.
е
.
учет
знаний
,
навыков
,
умений
должен
включаться
во
все
звенья
учебно
-
воспитательного
процесса
.
Главное
–
это
систематически
выявлять
уровень
музыкального
мышления
учащихся
и
соответствующим
образом
оценивать
его
.
Учет
знаний
имеет
целью
не
только
установить
,
что
именно
освоено
недостаточно
,
но
и
найти
причину
этого
,
чтобы
в
дальнейшей
работе
устранить
недостатки
в
навыках
сольфеджирования
,
пения
по
нотам
с
листа
,
нотно
-
музыкальной
грамоты
и
слушания
музыки
.
Проверять
и
оценивать
знания
учащихся
на
уроках
сольфеджио
можно
в
самых
различных
формах
:
и
в
текущей
работе
,
и
в
подведении
итогов
в
конце
четверти
,
полугодия
или
года
.
Проверку
и
оценку
знаний
важно
проводить
так
,
чтобы
и
при
индивидуальном
опросе
активно
работала
вся
группа
.
Крайне
важно
,
чтобы
отметка
не
только
показывала
уровень
подготовленности
учащегося
,
но
и
способствовала
его
дальнейшему
музыкальному
росту
.
Заключение
Хочется
подчеркнуть
то
,
что
сольфеджио
в
музыкальном
образовании
и
воспитании
занимает
главенствующее
положение
среди
всех
прочих
дисциплин
музыкального
цикла
.
Способности
слуха
,
развитые
вследствие
сложных
многолетних
его
тренировок
,
позволяют
не
только
слышать
,
воспроизводить
голосом
понравившуюся
музыку
,
но
и
понимать
ее
,
проникая
в
заповедные
ее
тайны
.
И
для
того
,
чтобы
каждому
ребенку
было
интересно
на
уроках
сольфеджио
–
необходимо
очень
важное
условие
:
независимо
от
его
способностей
,
верить
в
его
успех
и
любить
свою
профессию
.
Потому
что
,
только
успех
ребенка
мотивирует
его
деятельность
.
И
важно
давать
возможность
почувствовать
успех
на
каждом
уроке
.
И
тогда
каждый
ребенок
с
огромным
удовольствием
и
надеждой
будет
ждать
нового
урока
и
новой
встречи
с
любимым
преподавателем
.
«
Если
ребенка
лишить
веры
в
себя
,
трудно
надеяться
на
его
светлое
будущее
»
А
.
С
.
Белкин