Напоминание

"Сольфеджио, или любовь с первых нот"


Автор: Шевченко Маргарита Алексеевна
Должность: преподаватель теории музыки
Учебное заведение: МБОУ ДО "Козельская школа искусств"
Населённый пункт: город Козельск, Калужская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Сольфеджио, или любовь с первых нот"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методический

доклад

по

теме

:

Преподавание

сольфеджио

в

детской

музыкальной

школе

«

Сольфеджио

,

или

любовь

с

первых

нот

»

Подготовила

Преподаватель

Козельской

школы

искусств

Шевченко

М

.

А

.

Козельск

, 2020

Предмет

сольфеджио

Сольфеджио

-

обязательная

дисциплина

учебного

плана

детской

музыкальной

школы

,

которая

закладывает

основы

музыкально

-

теоретических

знаний

,

закрепляемых

учащимися

в

разнообразных

видах

практической

деятельности

.

Данный

предмет

нацелен

на

развитие

музыкальных

и

общих

способностей

детей

.

Музыкальный

слух

развивается

на

уроках

сольфеджио

в

ходе

учебного

процесса

путем

специальных

упражнений

.

Развитый

слух

дает

возможность

воспринимать

и

осознавать

музыку

,

переживать

ее

.

Внутренние

музыкально

-

слуховые

представления

являются

важнейшим

свойством

музыкального

слуха

.

Без

них

не

обходится

ни

один

музыкант

.

На

уроках

сольфеджио

,

кроме

узкоспециальных

музыкальных

навыков

,

формируется

творческое

начало

,

проявляющееся

в

изобретательности

,

находчивости

,

сообразительности

.

Творческое

мышление

необходимо

каждому

человеку

,

кем

бы

он

ни

стал

в

дальнейшем

.

Привитые

желания

и

умение

желать

и

творить

скажутся

в

любой

сфере

будущей

деятельности

детей

,

когда

они

станут

взрослыми

.

Гармоничное

сочетание

занятий

на

инструменте

с

уроками

сольфеджио

становится

основой

музыкального

воспитания

,

которая

способствует

выработке

качеств

настоящего

музыканта

.

Вместе

со

специальностью

сольфеджио

формирует

у

учащегося

умение

самостоятельно

работать

над

музыкальным

произведением

,

активно

контролировать

этот

процесс

на

всех

его

стадиях

,

добиваться

художественно

-

выразительного

и

осмысленного

исполнения

.

Сольфеджио

является

универсальной

по

своей

значимости

дисциплиной

,

велико

его

значение

и

для

занятий

по

другим

музыкальным

дисциплинам

.

Н

.

А

.

Римский

-

Корсаков

считал

сольфеджио

могущественным

средством

развития

музыкальности

.

Он

называл

сольфеджио

«

гимнастикой

слуха

».

И

на

самом

деле

на

уроках

сольфеджио

активность

музыкального

слуха

сильно

возрастает

.

Преподаватель

в

музыкально

-

воспитательном

процессе

В

любой

учебно

-

воспитательной

деятельности

решающим

фактором

является

личность

педагога

,

его

индивидуальность

.

Прежде

всего

,

он

должен

быть

хорошим

музыкантом

,

справедливым

,

творческим

и

в

меру

требовательным

человеком

.

Он

должен

знать

основы

психологии

и

особенности

детской

психологии

.

И

,

конечно

,

любить

детей

!

Огромную

роль

в

успешной

преподавательской

работе

играет

его

умение

наладить

с

детьми

контакт

,

найти

с

ними

общий

язык

,

расположить

к

себе

,

завоевать

их

доверие

и

вызвать

у

них

желание

работать

.

Основано

это

умение

на

уважении

к

личности

ребенка

.

Все

дети

талантливы

по

-

своему

!

И

важно

понимать

и

учитывать

в

работе

,

что

у

детей

бывает

разная

скорость

восприятия

информации

и

готовность

к

деятельности

.

Сложный

комплекс

знаний

и

навыков

,

определенный

программой

по

сольфеджио

,

требует

от

преподавателя

высокого

педагогического

мастерства

,

большой

творческой

инициативы

,

любви

к

своей

работе

,

терпения

,

настойчивости

,

глубоких

знаний

детской

психологии

,

умелого

использования

в

процессе

обучения

технических

средств

.

Большую

роль

играет

также

правильное

планирование

учебного

материала

в

целом

,

а

также

тщательная

подготовка

педагога

к

каждому

уроку

.

Творчески

вдумчивый

педагог

постоянно

ищет

новые

пути

,

экспериментирует

,

совершенствует

методику

своей

работы

.

Основные

требования

к

уроку

Урок

сольфеджио

,

имея

сложную

структуру

,

представляет

собой

единый

комплекс

,

в

котором

рационально

переплетаются

и

сочетаются

различные

виды

занятий

:

пение

по

нотам

с

соблюдением

чистоты

интонирования

,

анализ

и

запись

услышанной

музыки

,

теоретические

сведения

,

слушание

музыкальный

произведений

и

распевания

учащихся

в

начале

каждого

урока

.

Последнее

помогает

педагогу

расширить

внутренние

музыкально

-

слуховые

представления

детей

,

вокально

подготавливая

их

,

настраивая

к

предстоящей

работе

.

На

уроках

сольфеджио

очень

важно

научить

детей

верно

петь

с

листа

,

то

есть

мысленному

,

зрительному

опережению

того

,

что

непосредственно

поется

в

данный

момент

.

Поэтому

чтение

с

листа

необходимо

проводить

регулярно

и

систематически

.

Слуховой

анализ

,

воспроизведение

и

запись

услышанного

музыкального

материала

являются

доминирующим

разделом

работы

на

уроках

сольфеджио

.

Причём

,

эти

способности

развиваются

предшествующей

тренировкой

памяти

путём

пения

вслед

за

слушанием

.

В

этой

части

занятий

по

сольфеджио

запись

музыкального

диктанта

представляют

собой

самую

сложную

форму

работы

над

развитием

слуха

и

памяти

.

Если

при

пении

по

нотам

помогает

зрительный

фактор

,

то

диктант

воспринимается

только

на

слух

.

Этим

и

объясняется

вся

сложность

записи

мелодии

.

В

диктанте

как

бы

обобщаются

все

знания

,

умения

и

слуховые

навыки

учащихся

.

Он

является

лучшей

формой

воспитания

внутренних

музыкально

-

слуховых

представлений

,

требующих

тщательной

предварительной

подготовки

.

Из

огромного

количества

диктантов

стараюсь

выбирать

такие

образцы

,

которые

органически

соединяют

в

себе

изученные

элементы

музыкальной

речи

и

,

в

то

же

время

,

пополняют

знания

детей

в

области

музыкальной

литературы

.

Уроки

сольфеджио

должны

приносить

удовлетворение

,

как

детям

,

так

и

педагогу

.

Они

должны

вызывать

интерес

и

яркие

эмоциональные

впечатления

и

,

главное

,

были

насыщенными

музыкой

.

Очень

важно

учитывать

в

учебном

процессе

,

насколько

правильно

отобран

учебный

материал

не

только

с

точки

зрения

дидактики

,

но

и

с

точки

зрения

его

воздействия

на

эмоциональную

сферу

детей

.

Если

учебный

материал

подаётся

педагогом

в

интересной

форме

,

если

он

затрагивает

не

только

ум

,

но

и

чувства

учащихся

,

усвоение

будет

лёгким

,

а

знания

будут

более

прочными

.

Занимаясь

музыкальным

воспитанием

и

обучением

детей

,

педагог

-

теоретик

должен

также

помнить

и

о

формировании

личности

.

Весь

проходимый

учебный

материал

должен

соответствовать

общему

развитию

и

интересам

учащихся

,

быть

доступным

их

восприятию

,

иметь

широкое

воспитательное

значение

.

Быть

глубоким

по

содержанию

.

А

не

узко

ограниченным

только

задачами

развития

отдельных

профессиональных

навыков

.

Успех

обучения

во

многом

зависит

от

согласованности

требований

педагога

со

способностями

детей

принять

эти

требования

от

разбуженного

в

них

энтузиазма

и

верно

понятой

ими

необходимости

обучения

,

чтобы

учащиеся

учились

с

воодушевлением

и

получали

радость

от

самого

учебного

процесса

.

Из

личного

опыта

преподавателя

Эти

методические

находки

на

самом

деле

очень

просты

,

но

именно

доступность

формулировок

теоретических

понятий

максимально

облегчают

их

восприятие

и

усвоение

.

Лад

.

Тональность

.

В

младших

классах

я

определяю

понятие

лада

это

когда

звуки

ладят

между

собой

,

дружат

.

И

обязательно

предлагаю

детям

послушать

и

определить

«

дружат

звуки

или

не

дружат

Исполняю

До

мажор

,

например

,

а

потом

неправильную

тональность

с

включением

«

чужих

»

звуков

.

И

далее

уже

можно

рассказывать

про

настроение

мажора

,

минора

.

После

того

,

как

все

определились

с

мажорным

и

минорным

ладом

говорим

о

звуках

.

В

чем

их

отличие

?

Конечно

в

высоте

!

А

теперь

все

очень

просто

:

вся

информация

о

тональности

находится

на

поверхности

.

И

в

итоге

дети

сами

ее

находят

.

Что

такое

До

мажор

?

Это

мажорный

лад

от

звука

«

До

».

Вот

и

определение

тональности

.

Нотный

период

,

ритмический

рисунок

.

В

младших

классах

я

использую

на

уроках

цветные

магниты

,

которые

обозначают

ноты

.

Они

прекрасно

располагаются

на

нотном

стане

магнитной

доски

.

Дети

младшего

возраста

с

удовольствием

выставляют

нотки

,

нарабатывая

первые

опыты

в

ритмическом

и

мелодическом

диктанте

.

Штиль

и

флажки

добавляем

мелом

.

Такой

метод

вносит

разнообразие

в

ход

урока

и

каждый

ребенок

стремится

к

доске

показать

свои

умения

и

знания

.

Также

можно

использовать

магниты

с

изображением

смайликов

для

выставления

тонов

и

полутонов

.

О

теме

тонов

и

полутонов

сейчас

и

пойдет

речь

.

Тон

,

полутон

.

Интервалы

. «

Линейка

полутонов

и

интервалов

»

Тема

«

тонов

»

и

полутонов

»

в

младших

классах

очень

важна

.

И

здесь

важно

не

столько

объяснить

эти

понятия

,

как

дать

их

почувствовать

.

Здесь

можно

применить

сказку

про

тон

и

полутон

,

которую

могут

,

например

,

сочинить

дети

,

использовать

пение

попевок

в

секвенциях

на

интонациях

тона

: «

я

це

-

лый

тон

,

пой

со

мной

»,

полутона

: «

полу

-

тон

грустный

он

»,

можно

предложить

детям

сделать

рисунки

веселого

Тона

и

всегда

грустного

Полутона

(

хотя

бы

в

виде

хорошо

знакомых

им

смайликов

).

Далее

эта

тема

активно

работает

в

теме

«

Интервалы

».

И

если

кто

-

то

усвоил

неуверенно

-

начнутся

обязательно

проблемы

.

Есть

еще

вопрос

о

тонах

и

полутонах

в

интервалах

.

Как

детям

объяснять

качественную

величину

?

Кто

-

то

из

преподавателей

объясняет

исключительно

на

полутонах

.

Как

правильно

сказать

: «

в

чистой

кварте

два

с

половиной

тона

»

или

«

пять

полутонов

».

И

так

правильно

,

и

так

.

Это

не

является

ошибкой

.

В

учебных

пособиях

имеются

разные

обозначения

количества

.

Но

я

считаю

,

что

логичнее

видеть

целое

,

а

потом

детали

.

Поэтому

понятие

ТОН

не

игнорирую

.

Но

в

практике

мы

общаемся

с

разными

учениками

(

переход

от

одного

преподавателя

к

другому

,

перевод

из

другой

школы

и

т

.

д

.),

и

встречаются

ребята

,

которых

изначально

приучили

думать

только

полутонами

,

но

и

эта

система

далеко

не

прочно

освоена

,

а

переучиваться

на

тоны

и

полутоны

им

уже

сложно

(

всегда

интересуюсь

как

им

будет

проще

и

быстрее

выполнить

задание

,

по

какой

системе

?)

И

вот

столкнувшись

с

проблемой

уже

в

средних

и

в

старших

классах

по

теме

тонов

,

полутонов

и

интервалов

я

разработала

методическое

пособие

для

учеников

- «

Линейку

полутонов

и

интервалов

».

Это

пособие

предназначено

только

для

тех

детей

,

которые

привыкли

мыслить

полутоновыми

категориями

.

Слуховой

анализ

Эта

форма

работы

на

уроках

у

многих

учеников

вызывает

чувство

неприятия

.

Почему

?

Потому

что

не

получается

.

Не

нравится

то

,

что

не

получается

.

В

работе

над

слуховым

анализом

я

разработала

свою

систему

,

основанную

на

мотивации

успеха

.

После

определения

интервалов

в

письменном

виде

я

называю

правильные

ответы

,

ученики

сами

отмечают

ошибки

и

ставят

себе

оценки

.

На

следующем

уроке

мы

сравниваем

результат

.

И

когда

результат

улучшается

у

детей

появляется

уже

мотивированный

интерес

к

слуховому

анализу

,

результат

заметно

улучшается

.

И

они

с

нетерпением

ждут

на

уроке

именно

это

задание

.

В

итоге

эта

форма

работы

становится

самой

любимой

.

Активизируется

развитие

слуховых

навыков

.

Повышается

мотивация

к

слуховой

деятельности

.

Сольфеджирование

и

интонационная

работа

.

Очень

важно

научить

детей

осознанно

ориентироваться

в

нотных

примерах

.

В

интонационных

упражнениях

полезно

использовать

вертикальную

линейку

ступеней

.

Обычно

я

приглашаю

«

помощника

»

к

инструменту

,

чтобы

ученик

играл

тонику

или

необходимую

ступень

тональности

.

Ученикам

предлагается

петь

ступени

лада

которые

я

показываю

на

доске

.

Для

этого

упражнения

я

использую

изготовленную

табличку

ступеней

.

После

такой

подготовки

можно

переходить

к

чтению

с

листа

,

но

с

обязательным

предварительным

анализом

текста

,

что

обеспечит

более

высокий

результат

.

В

отношении

к

детскому

голосу

соблюдаю

щадящий

режим

негромко

и

невысоко

,

т

.

е

.

избегаю

высокой

тесситуры

и

широкого

диапазона

в

мелодиях

,

требующих

большой

гибкости

голоса

и

настоящих

вокальных

данных

,

навыков

и

умений

.

Чтобы

аналитическая

работа

проходила

успешнее

и

эффективнее

,

требую

от

учащихся

заниматься

ею

при

самоподготовке

дома

.

Плюс

к

этому

определение

отдельных

звуков

в

разных

регистрах

заданной

тональности

и

интервалов

,

играя

их

на

инструменте

,

не

глядя

на

клавиатуру

.

Также

полезно

пение

интервалов

и

аккордов

вверх

и

вниз

от

заданного

звука

,

проверяя

их

на

инструменте

и

убеждаясь

в

их

правильности

.

Осуществление

контроля

над

учебной

работой

учащихся

Уроки

сольфеджио

,

так

же

как

и

любые

другие

предметы

,

нуждаются

в

такой

организации

,

чтобы

педагог

мог

наблюдать

за

продвижением

своих

учащихся

на

каждом

этапе

работы

,

т

.

е

.

учет

знаний

,

навыков

,

умений

должен

включаться

во

все

звенья

учебно

-

воспитательного

процесса

.

Главное

это

систематически

выявлять

уровень

музыкального

мышления

учащихся

и

соответствующим

образом

оценивать

его

.

Учет

знаний

имеет

целью

не

только

установить

,

что

именно

освоено

недостаточно

,

но

и

найти

причину

этого

,

чтобы

в

дальнейшей

работе

устранить

недостатки

в

навыках

сольфеджирования

,

пения

по

нотам

с

листа

,

нотно

-

музыкальной

грамоты

и

слушания

музыки

.

Проверять

и

оценивать

знания

учащихся

на

уроках

сольфеджио

можно

в

самых

различных

формах

:

и

в

текущей

работе

,

и

в

подведении

итогов

в

конце

четверти

,

полугодия

или

года

.

Проверку

и

оценку

знаний

важно

проводить

так

,

чтобы

и

при

индивидуальном

опросе

активно

работала

вся

группа

.

Крайне

важно

,

чтобы

отметка

не

только

показывала

уровень

подготовленности

учащегося

,

но

и

способствовала

его

дальнейшему

музыкальному

росту

.

Заключение

Хочется

подчеркнуть

то

,

что

сольфеджио

в

музыкальном

образовании

и

воспитании

занимает

главенствующее

положение

среди

всех

прочих

дисциплин

музыкального

цикла

.

Способности

слуха

,

развитые

вследствие

сложных

многолетних

его

тренировок

,

позволяют

не

только

слышать

,

воспроизводить

голосом

понравившуюся

музыку

,

но

и

понимать

ее

,

проникая

в

заповедные

ее

тайны

.

И

для

того

,

чтобы

каждому

ребенку

было

интересно

на

уроках

сольфеджио

необходимо

очень

важное

условие

:

независимо

от

его

способностей

,

верить

в

его

успех

и

любить

свою

профессию

.

Потому

что

,

только

успех

ребенка

мотивирует

его

деятельность

.

И

важно

давать

возможность

почувствовать

успех

на

каждом

уроке

.

И

тогда

каждый

ребенок

с

огромным

удовольствием

и

надеждой

будет

ждать

нового

урока

и

новой

встречи

с

любимым

преподавателем

.

«

Если

ребенка

лишить

веры

в

себя

,

трудно

надеяться

на

его

светлое

будущее

»

А

.

С

.

Белкин



В раздел образования