Автор: Парфенова Елена Геннадьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Армавирский медицинский колледж"
Населённый пункт: город Армавир, Краснодарского края
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: "Исследовательская и проектная деятельность в образовательном процессе"
Раздел: среднее профессиональное
Е. Г. Парфёнова
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение «Армавирский медицинский колледж»,
г. Армавир
Исследовательская и проектная деятельность в образовательном
процессе
«Метод проектов» возник еще в начале нынешнего столетия в США
Истоки его возникновения связаны с идеями гуманистического направления в
философии и образовании, с разработками американского философа и педагога
Дж. Дьюи и его ученика В.Х. Килпатрика. Основная идея, закладываемая в
метод
авторами:
обучение
на
активной
основе,
через
целесообразную
деятельность обучающегося, сообразуясь с его личным интересом именно в
этом знании.
Предложенный Дж. Дьюи метод проектов в своей основе предполагал
обучение
сообразное
личному
интересу
обучающегося
в
том
или
ином
предметном
знании.
«Отсюда
чрезвычайно
важно
было
показать
детям
их
личную
заинтересованность
в
приобретаемых
знаниях,
которые
могут
и
должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из
реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему
необходимо
приложить
полученные
знания,
новые
знания,
которые
еще
предстоит приобрести».
«Идеи
проектного
обучения»
возникли
в
России
практически
параллельно с разработками американских педагогов еще в начале 20 века. Под
руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована
небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные
методы в практике преподавания.
Проектная
и
исследовательская
деятельность
обучающихся
в
образовательных
учреждениях
требует
грамотного
научно-обоснованного
подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-
методических,
кадрового
обеспечения,
организационно-методических,
информационных,
дидактических
и
психолого-педагогических.
Подобные
задачи
решаются
в
любом
образовательном
учреждении
при
наличии
инициативной
группы
педагогов
с
организатором
учебно-воспитательного
процесса
и
научного
руководства.
Педагогам
потребуется
определённый
уровень
научно-методической
подготовки,
владение
технологией
проектирования и исследовательским методом.
Исследовательская
деятельность
обучающихся
—
деятельность
обучающихся, связанная с решением ими творческой, исследовательской задачи
с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов:
постановку проблемы,
изучение теории, посвященной данной проблематике,
подбор методик исследования и практическое овладение ими,
сбор собственного материала,
анализ материала и обобщение,
научный комментарий,
выводы.
Каждое
исследование
имеет
подобную
структуру,
и
данная
цепочка
является
неотъемлемой
принадлежностью
исследовательской
деятельности,
нормой ее проведения.
Проектная
деятельность
обучающихся
—
совместная
учебно-
познавательная,
творческая
или
игровая
деятельность
студентов,
имеющая
общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на
достижение
общего
результата
деятельности.
Непременным
условием
проектной
деятельности
является
наличие
заранее
выработанных
представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и
реализации
проекта,
включая
его
осмысление
и
рефлексию
результатов
деятельности.
Проектно-исследовательская
деятельность
—
деятельность
по
проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей
и
задач,
выделение
принципов
отбора
методик,
планирование
хода
исследования,
определение
ожидаемых
результатов,
оценка
реализуемости
исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной
рамкой исследования.
Смысл
исследования
в
сфере
образования
есть
то,
что
оно
является
учебным.
Целью
учебного
исследования
является
развитие
личности,
а
не
получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке
главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель
исследовательской
деятельности
—
в
приобретении
студент ами
функциона льного
навыка
исследования
как
спо соба
о с в о е н и я
действительности,
развитии
способности
к
исследовательскому
типу
мышления,
активизации
личностной
позиции
учащегося
в
образовательном
процессе на основе приобретения субъективно новых знаний.
Другими словами, к числу главных отличий научного исследования от
всех других видов исследовательской практики человека обычно относят, по
меньшей мере, три главные особенности:
в научном исследовании всегда присутствует стремление определять и
выражать качество неизвестного при помощи известного;
непременно
измерять
все
то,
что
может
быть
измерено,
показывать
численное отношение изучаемого к известному;
всегда определять место изучаемого в системе известного.
Таким образом, при организации образовательного процесса на основе
исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования
исследования. При проектировании исследовательской деятельности учащихся
в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и
принятая
в
сфере
науки
за
последние
несколько
столетий.
Эта
модель
характеризуется наличием нескольких стандартных этапов, присутствующих в
любом научном исследовании независимо от той предметной области, в которой
оно развивается. При этом развитие исследовательской деятельности учащихся
нормируется
выработанными
научным
сообществом
традициями
с
учетом
специфики
учебного
исследования
—
опыт,
накопленный
в
научном
сообществе, используется через задание системы норм деятельности.
В развитии исследовательской деятельности учащихся в России имеются
давние
традиции.
Например,
во
многих
регионах
создавались
и
функционировали юношеские научно-технические общества и малые академии
наук. Главной целью этой деятельности являлось подготовка абитуриентов для
вузов
и
формирование
молодой
смены
для
научно-исследовательских
институтов.
На
деле
это
означало
реализацию
учебно-воспитательного
процесса в более индивидуализированном виде в дополнительно вводимой
предметной
области.
В
современных
условиях
значение
термина
«исследовательская
деятельность
учащихся»
приобретает
несколько
иное
значение. В нем уменьшается доля профориентационного компонента, факторов
научной
новизны
исследований,
и
возрастает
содержание,
связанное
с
пониманием
исследовательской
деятельности
как
инструмента
повышения
качества образования.
Проект
или
исследование
с
точки
зрения
обучающегося
—
это
возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это
деятельность,
позволит
проявить
себя
индивидуально
или
в
группе,
попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать
публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение
интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде
задачи,
когда
результат
этой
деятельности
—
найденный
способ
решения
проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение
и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Проект или исследование с точки зрения учителя — это интегративное
дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет
вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и
исследования у обучающихся:
проблематизации;
целеполаганию и планированию содержательной деятельности студента;
самоанализу и рефлексии;
представление результатов своей деятельности и хода работы;
презентации
в
различных
формах,
с
использованием
специально
подготовленный продукт проектировании;
поиску, отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
практическому применению школьных знаний в различных ситуациях;
выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления
продукта проектирования;
проведению исследования.
Овладение
самостоятельной
проектной
и
исследовательской
деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть
выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях
образования.
Как показывает опыт, работа над проектом дает возможность проявлять
себя
даже
слабым
и
зачастую
пассивным
в
процессе
обучения
студентам,
способствует
развитию
творчества,
художественных
задатков,
позволяет
им
самовыражаться, получить моральное удовлетворение.
При выборе проекта важно учитывать индивидуальные возможности и
потребности учащихся и зону их ближайшего развития.
Таким
образом,
использование
проектно-исследовательского
метода
аудиторной и внеаудиторной работе позволяет активизировать познавательную
деятельность
обучающихся,
оживляет
традиционный
учебный
процесс,
способствует проявлению индивидуальных качеств каждого студента.
Достоинства проблемного обучения:
высокая самостоятельность обучающихся;
формирование
познавательного
интереса
или
личностной
мотивации
обучающегося.
Э ф ф е к т и в н о с т ь
п р и м е н е н и я
п р о е к т н о й
д е я т е л ь н о с т и
в
профессиональном образовании заключается в том, что:
происходит развитие творческого мышления;
качественно меняется роль педагога: устраняется его доминирующая роль
в процессе присвоения знаний и опыта, ему приходится не только и не
столько
учить,
сколько
помогать
студенту
учиться,
направлять
его
познавательную деятельность;
вводятся элементы исследовательской деятельности;
формируются личностные качества обучающихся, которые развиваются
лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально;
происходит
включение
обучающихся
в
«добывание
знаний»
и
их
логическое применение.
Проектная
и
исследовательская
деятельность
обучающихся
является
способом
реализации
одной
из
важнейших
задач
образования
–
научить
обучающихся
самостоятельно
мыслить,
находить
и
решать
проблемы,
прогнозировать результаты и возможные последствия выбранных вариантов
решения. Кроме того, это процесс совместной деятельности обучающегося и
педагога
по
выявлению
сущности
изучаемых
явлений
и
процессов,
по
открытию, фиксации, систематизации субъективно и объективно новых знаний.