Напоминание

"Исследовательская и проектная деятельность в образовательном процессе"


Автор: Парфенова Елена Геннадьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Армавирский медицинский колледж"
Населённый пункт: город Армавир, Краснодарского края
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: "Исследовательская и проектная деятельность в образовательном процессе"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Е. Г. Парфёнова

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение «Армавирский медицинский колледж»,

г. Армавир

Исследовательская и проектная деятельность в образовательном

процессе

«Метод проектов» возник еще в начале нынешнего столетия в США

Истоки его возникновения связаны с идеями гуманистического направления в

философии и образовании, с разработками американского философа и педагога

Дж. Дьюи и его ученика В.Х. Килпатрика. Основная идея, закладываемая в

метод

авторами:

обучение

на

активной

основе,

через

целесообразную

деятельность обучающегося, сообразуясь с его личным интересом именно в

этом знании.

Предложенный Дж. Дьюи метод проектов в своей основе предполагал

обучение

сообразное

личному

интересу

обучающегося

в

том

или

ином

предметном

знании.

«Отсюда

чрезвычайно

важно

было

показать

детям

их

личную

заинтересованность

в

приобретаемых

знаниях,

которые

могут

и

должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из

реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему

необходимо

приложить

полученные

знания,

новые

знания,

которые

еще

предстоит приобрести».

«Идеи

проектного

обучения»

возникли

в

России

практически

параллельно с разработками американских педагогов еще в начале 20 века. Под

руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована

небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные

методы в практике преподавания.

Проектная

и

исследовательская

деятельность

обучающихся

в

образовательных

учреждениях

требует

грамотного

научно-обоснованного

подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-

методических,

кадрового

обеспечения,

организационно-методических,

информационных,

дидактических

и

психолого-педагогических.

Подобные

задачи

решаются

в

любом

образовательном

учреждении

при

наличии

инициативной

группы

педагогов

с

организатором

учебно-воспитательного

процесса

и

научного

руководства.

Педагогам

потребуется

определённый

уровень

научно-методической

подготовки,

владение

технологией

проектирования и исследовательским методом.

Исследовательская

деятельность

обучающихся

деятельность

обучающихся, связанная с решением ими творческой, исследовательской задачи

с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов:

постановку проблемы,

изучение теории, посвященной данной проблематике,

подбор методик исследования и практическое овладение ими,

сбор собственного материала,

анализ материала и обобщение,

научный комментарий,

выводы.

Каждое

исследование

имеет

подобную

структуру,

и

данная

цепочка

является

неотъемлемой

принадлежностью

исследовательской

деятельности,

нормой ее проведения.

Проектная

деятельность

обучающихся

совместная

учебно-

познавательная,

творческая

или

игровая

деятельность

студентов,

имеющая

общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на

достижение

общего

результата

деятельности.

Непременным

условием

проектной

деятельности

является

наличие

заранее

выработанных

представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и

реализации

проекта,

включая

его

осмысление

и

рефлексию

результатов

деятельности.

Проектно-исследовательская

деятельность

деятельность

по

проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей

и

задач,

выделение

принципов

отбора

методик,

планирование

хода

исследования,

определение

ожидаемых

результатов,

оценка

реализуемости

исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной

рамкой исследования.

Смысл

исследования

в

сфере

образования

есть

то,

что

оно

является

учебным.

Целью

учебного

исследования

является

развитие

личности,

а

не

получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке

главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель

исследовательской

деятельности

в

приобретении

студент ами

функциона льного

навыка

исследования

как

спо соба

о с в о е н и я

действительности,

развитии

способности

к

исследовательскому

типу

мышления,

активизации

личностной

позиции

учащегося

в

образовательном

процессе на основе приобретения субъективно новых знаний.

Другими словами, к числу главных отличий научного исследования от

всех других видов исследовательской практики человека обычно относят, по

меньшей мере, три главные особенности:

в научном исследовании всегда присутствует стремление определять и

выражать качество неизвестного при помощи известного;

непременно

измерять

все

то,

что

может

быть

измерено,

показывать

численное отношение изучаемого к известному;

всегда определять место изучаемого в системе известного.

Таким образом, при организации образовательного процесса на основе

исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования

исследования. При проектировании исследовательской деятельности учащихся

в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и

принятая

в

сфере

науки

за

последние

несколько

столетий.

Эта

модель

характеризуется наличием нескольких стандартных этапов, присутствующих в

любом научном исследовании независимо от той предметной области, в которой

оно развивается. При этом развитие исследовательской деятельности учащихся

нормируется

выработанными

научным

сообществом

традициями

с

учетом

специфики

учебного

исследования

опыт,

накопленный

в

научном

сообществе, используется через задание системы норм деятельности.

В развитии исследовательской деятельности учащихся в России имеются

давние

традиции.

Например,

во

многих

регионах

создавались

и

функционировали юношеские научно-технические общества и малые академии

наук. Главной целью этой деятельности являлось подготовка абитуриентов для

вузов

и

формирование

молодой

смены

для

научно-исследовательских

институтов.

На

деле

это

означало

реализацию

учебно-воспитательного

процесса в более индивидуализированном виде в дополнительно вводимой

предметной

области.

В

современных

условиях

значение

термина

«исследовательская

деятельность

учащихся»

приобретает

несколько

иное

значение. В нем уменьшается доля профориентационного компонента, факторов

научной

новизны

исследований,

и

возрастает

содержание,

связанное

с

пониманием

исследовательской

деятельности

как

инструмента

повышения

качества образования.

Проект

или

исследование

с

точки

зрения

обучающегося

это

возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это

деятельность,

позволит

проявить

себя

индивидуально

или

в

группе,

попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать

публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение

интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде

задачи,

когда

результат

этой

деятельности

найденный

способ

решения

проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение

и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Проект или исследование с точки зрения учителя — это интегративное

дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет

вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и

исследования у обучающихся:

проблематизации;

целеполаганию и планированию содержательной деятельности студента;

самоанализу и рефлексии;

представление результатов своей деятельности и хода работы;

презентации

в

различных

формах,

с

использованием

специально

подготовленный продукт проектировании;

поиску, отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;

практическому применению школьных знаний в различных ситуациях;

выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления

продукта проектирования;

проведению исследования.

Овладение

самостоятельной

проектной

и

исследовательской

деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть

выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях

образования.

Как показывает опыт, работа над проектом дает возможность проявлять

себя

даже

слабым

и

зачастую

пассивным

в

процессе

обучения

студентам,

способствует

развитию

творчества,

художественных

задатков,

позволяет

им

самовыражаться, получить моральное удовлетворение.

При выборе проекта важно учитывать индивидуальные возможности и

потребности учащихся и зону их ближайшего развития.

Таким

образом,

использование

проектно-исследовательского

метода

аудиторной и внеаудиторной работе позволяет активизировать познавательную

деятельность

обучающихся,

оживляет

традиционный

учебный

процесс,

способствует проявлению индивидуальных качеств каждого студента.

Достоинства проблемного обучения:

высокая самостоятельность обучающихся;

формирование

познавательного

интереса

или

личностной

мотивации

обучающегося.

Э ф ф е к т и в н о с т ь

п р и м е н е н и я

п р о е к т н о й

д е я т е л ь н о с т и

в

профессиональном образовании заключается в том, что:

происходит развитие творческого мышления;

качественно меняется роль педагога: устраняется его доминирующая роль

в процессе присвоения знаний и опыта, ему приходится не только и не

столько

учить,

сколько

помогать

студенту

учиться,

направлять

его

познавательную деятельность;

вводятся элементы исследовательской деятельности;

формируются личностные качества обучающихся, которые развиваются

лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально;

происходит

включение

обучающихся

в

«добывание

знаний»

и

их

логическое применение.

Проектная

и

исследовательская

деятельность

обучающихся

является

способом

реализации

одной

из

важнейших

задач

образования

научить

обучающихся

самостоятельно

мыслить,

находить

и

решать

проблемы,

прогнозировать результаты и возможные последствия выбранных вариантов

решения. Кроме того, это процесс совместной деятельности обучающегося и

педагога

по

выявлению

сущности

изучаемых

явлений

и

процессов,

по

открытию, фиксации, систематизации субъективно и объективно новых знаний.



В раздел образования