Автор: Преловская Елена Викторовна
Должность: преподаватель живописи и рисунка
Учебное заведение: МБУ ДО
Населённый пункт: г. Липецк
Наименование материала: статья
Тема: Эстетическое воспитание детей
Раздел: дополнительное образование
Эстетическое воспитание детей.
Дети постоянно и повсюду находятся в окружения различных вещей. Дома, в школе, на
дополнительных занятиях они соприкасаются с предметами быта, мебелью, посудой. Всё это
и многое другое - «вторая природа», созданная творческим гением человека, отражая уровень
развития общества. В то же время весь предметный мир — от детской игрушки, до
гигантского комплекса — влияет на формирование духовного облика детей. Поэтому так
важно, какие именно вещи окружают их.
Удивительно ли, что вокруг детей в основном вещи, изготовленные на заводах большими
партиями и по этому не отличимы друг от друга. В конце двадцатого и в начале двадцать
первого века весь мир почувствовал, что массовое машинное производство приводит к
снижению духовного начала человека. И люди вновь обратились к традиционному
народному творчеству, которое всегда умело сочетать полезное с духовным и эстетическим.
Одна из главных особенностей народного декоративно-прикладного искусства —
рукотворность произведений. Каждое изделие мастера неповторимо, так как хранит
частичку его души, тепло его рук. Например, рассматривая традиционный хохломской узор
на деревянной ложке, мы видим следы работы мастера. Всякая индивидуальна, непохожа на
другую. Форма ее живая, так как родилась, вылупилась именно из этого куска дерева.
Как жаль, что мы и наши дети перестали есть деревянными ложками. Вместо них используем
холодные, безжизненные металлические. А как было бы хорошо взять маленькую
деревянную ложечку и поесть ребенку утром кашу. С детства бы приучались к красоте, не
заметно, но уверенно.
Игрушки деревянные заменили на пластиковые. А почему бы не поиграть в машинку,
которую мастер вырезал из дерева, подарив ей тепло своих рук.
Помнится во второй половине двадцатого века наши бабушки собирали изделия из керамики
и прятали их в сервант. И не разрешали с ними играть даже осторожно. Да, все это не просто
красивые вещи. Перед нами многовековая культура народа. Она во всем: в традиционном
материале и приемах его обработки, в форме и предназначении предмета, в орнаменте и
цветовом строе.
И если у нас что-то из этой красоты сохранилось, необходимо показать и рассказать нашим
детям, чтобы помнил и знали, что народное искусство — фундамент национальной культуры.
Традиции его складывались веками, любое новаторство проверялось совместным опытом
огромного коллектива мастеров. Народное искусство во всех своих проявлениях: былинах и
сказках, песнях и музыки, вышивки и росписи - воспевало лучшие человеческие качества.
Жаль, что мы постепенно перестаем читать нашим детям русские народные сказки, петь
песни, лишая их важного. Вместо этого они смотрят мультики, большое количество времени
проводят за компьютерными играми, забывая, что через произведения народного искусства
дети сближаются с живой природой, которой так не хватает современным детям.
Также родители перестали посещать с детьми музеи, выставки. Лишили их познания
окружающего мира через рассматривание живописи, графики, скульптуры. Не знают
народных художников А. Васнецова, В. Сурикова, А. Рябушкина и других. Изучая их
произведения, подрастающее поколение могло бы многое понять, многому научиться.
Моему десятилетнему сыну недавно подарили игрушку — кошечку, сшитую своими руками.
Ему она так понравилась, что он не расставался с ней долгое время. Хранит ее у себя на
столе, всегда берет в руки, играет. В то же время подарили то, что сделано на заводе, «без
души», так он забросил ее через два дня. Всегда стараюсь своим детям подарить игрушку
сшитую или сделанную своими руками, такие игрушки не надоедают. С ними хочется
возиться и взрослым.
Не смотря на разнообразие познавательного процесса получения информации об
окружающем мире, через агрессивное воздействие телевидения и цифровых технологий,
наши современные дети по прежнему нуждаются в приобщению к искусству. И наша задача
сохранить все это богатство ради настоящего и будущего.