игровая форма работы - один из методов формирования мотивации учебной деятельности
Автор: Журавлева Ольга Николаевна Должность: преподаватель математики Учебное заведение: ГБПОУ "Дзержинский технический колледж" Населённый пункт: г.Дзержинск Нижегородской области Наименование материала: статья "Внеаудиторная работа как элемент подготовки студентов по математике" Тема: игровая форма работы - один из методов формирования мотивации учебной деятельности Раздел: полное образование
КАК ЭЛЕМЕНТ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО МАТЕМАТИКИ.
Современные стандарты среднего специального образования характеризуются
увеличением
спектра
рассматриваемых
разделов
математики.
Соответственно,
преподавателю
математики
много
внимания
приходится
уделять
самостоятельной
и
внеаудиторной работе студентов, актуальность которой очевидна.
В последнее время увеличивается количество студентов, у которых очень небольшой
коэффициент мотивации к обучению. Поэтому, чтобы заинтересовать их в получении
теоретических и практических знаний, мы вводим в процесс обучения разнообразные
формы, приемы и методы обучения. Одной из форм является внеаудиторная работа со
студентами.
Целью внеаудиторной деятельности студентов является формирование и развитие
профессионально
значимых
качеств,
способствующих
их
личностному
развитию,
расширению и углублению математических знаний.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи :
- активизация познавательной самостоятельности;
- активизация творческой работы;
- воспитательное воздействие педагогов на студентов.
Внеаудиторная деятельность не связана с учебными планами.
Наша внеаудиторная работа построена на основе использования и изучения математики,
информационных технологий и самостоятельной работы студентов.
Традиционными стали такие формы массовой внеаудиторной работы как
ежегодный конкурс стенгазет,
математическая эстафета,
творческий конкурс макетов по геометрии,
участие в математических олимпиадах.
В процессе подготовки и проведения первого в учебном году мероприятия формируется
коллектив
наиболее
активных
студентов.
Именно
они
оказывают
помощь
в
работе,
показывая
пример
более
пассивным
студентам.
Вместе
с
активными
студентами
мы
продумывали и составляли план работы на учебный год. Творчески настроенные студенты
вносят новизну во внеаудиторную работу . Так были придуманы «математический суд» и
«путешествие в прошлое».
План работы на 2012-13 учебный год.
№ месяц
мероприятие
ответственные
1
Сент.- октябрь
Знакомство с группами
преподаватели
2
ноябрь
Лекции силами студентов-старшекурсников
Арисова О.А.
3
декабрь
Математическая Эстафета
для студентов 1 курса
Журавлева О.Н.
Постников С.П.
4
Январь-
февраль
Математическая викторина
«Слабое звено»
Сбор вопросов – 17гр
5
март
«Женщины-
математики»
доклады
к
8
Марта. Путешествие в прошлое
Журавлева О.Н.
6
апрель
Конкурс
математиче ских
с т е н г а з е т
«математики шутят»
Математическая олимпиада
О т ч е т
п о
самост.работе
Постников С.П.
7
май
Конкурс макетов по стереометрии
преподаватели
Описание проведенных мероприятий и их методические разработки см. в приложении.
Приложение № 1 – «Математическая эстафета»
Приложение № 2 – «Слабое звено»
Приложение № 3 – «Математический суд».
Содержание и виды внеаудиторной деятельности определяются не требованиями
учебно-воспитательного
процесса,
а
интересами
студентов
и
научно-методическими
возможностями
преподавателей.
Внеаудиторная
деятельность
в
отличие
от
самостоятельной работы организуется на добровольной основе для желающих студентов и
не подлежит оценке со стороны преподавателя.
Опыт
организации
внеаудиторной
деятельности
студентов
показал
следующие
результаты :
1.
повышение качества знаний по математике;
2.
повышение уровня самостоятельности;
3.
расширение видов деятельности студентов;
4.
интеграция внеаудиторной деятельности студентов с учебной;
5.
формирование творческого коллектива студентов.
Формы контроля студентов применяются разнообразные. Самый простой из них –
домашняя
проверочная
работа,
которая
включает
задания
как
теоретического,
так
и
практического характера. По истечении сроков выполнения заданий проводится занятие –
обсуждение. Не все студенты принимают участие в этой работе.
Выполнение
творческих
математических
работ
тоже
вызывает
затруднения
у
студентов. Если же уже решенную задачу надо проиллюстрировать, выполнить работу
руками, то практически все студенты справляются с поставленной проблемой.
Традиционным и любимым студентами является конкурс стереометрических макетов.
Фотографии в презентации не могут передать оригинальность идей выполненных работ.
Студенты
придумывают
и
делают
музыкальные
макеты,
работы
с
подсветками
из
светодиодов.
А
студенты
сварочного
производства
сваривали
железные
каркасы
геометрических
фигур
в
мастерских
колледжа.
Тем
самым,
пополняя
базу
кабинета
математики.
Более добросовестные и ответственные студенты находят материал и оформляют
рефераты. Эта форма самостоятельной работы применяется в вопросах, связанных с
историей математики. См. приложение № 4.
Важнейшим
условием
эффективности
самостоятельной
работы
является
ее
индивидуальный
характер.
Только
хорошо
организованная
самостоятельная
работа
внеаудиторной деятельности студентов способствует подготовке выпускника колледжа.
Вся наша внеаудиторная деятельность преподавателей направлена на расширение
кругозора
и
познавательных
интересов
студентов.
Развивает
мышление
и
быстроту
реакции,
активирует
память,
способствует
приобретению
опыта
думать,
воспитывает
внимание, учит умению сосредоточиться, содействует развитию интереса к предмету
математики.