Автор: Гагарина Ольга Леонидовна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение
Населённый пункт: г. Находка
Наименование материала: доклад
Тема: Роль хореографии в воспитании подрастающего поколения
Раздел: дополнительное образование
ДОКЛАД
«Роль хореографии в воспитании подрастающего поколения»
Танец - это музыкально-пластическое искусство. Как всякий вид искусства
танец отражает окружающую жизнь в художественных образах. С древних
времен человек выражал, осмысливал в танце свои представления о природе
жизни,
взаимоотношения
между
людьми,
рассказывал
о
происходящих
событиях.
Воспитание детей в хореографическом коллективе, основанное на традициях
народной
культуры,
считается
истинно
патриотическим,
так
как
оно
формирует гражданское самосознание, любовь к Родине, знание культуры
своего народа, воспитывает преданность к Отечеству, в том числе к своей
Родине.
Сохранение
и
изучение
народных
традиций
-
это
ценнейшее
культурное
достояние
народов,
которое
педагог
дополнительного
образования должен научить любить и беречь. Непонимание же молодежью
искусства,
созданного
народом,
происходит
от
серьезных
пробелов
в
художественном ее воспитании, и почти полного отсутствия до недавнего
времени
пропаганды
народного
искусства,
в
частности
хореографии.
Усиливается
значение
народных
танцев
в
наши
дни
и
для
собственно
хореографического искусства, не только как арсенал выразительных средств,
но
и
как
своеобразного
источника
«живой
воды»,
оплодотворяющей
фантазию
художника.
Знакомство
с
богатством
танцевального
творчества
народов
и
сейчас
служит
действенным
средством
гражданско-
патриотического воспитания подрастающего поколения. Сохранение богатств
и
традиций
танцевального
фольклора,
органичное
включение
их
в
современную хореографическую культуру является важнейшей практической
и теоретической задачей для всех работающих в этой сфере, балетмейстеров,
искусствоведов.
Первое
место
у
каждого
народа
занимает
его
родной
танец.
Русский
народный
танец
один
из
наиболее
распространённых
видов
творчества,
который связан с историей русского народа и является неотъемлемой частью
фольклорного наследия. Главная задача изучения русских танцев на наших
занятиях - привить любовь и подлинный интерес к русской танцевальной
культуре. Эти занятия, кроме того, что формируют необходимые технические
данные,
прививают
детям
уважительное
отношение
к
национальным
традициям,
чувство
любви
преданности
к
Родине,
что
в
совокупности
является
источником
высокой
культуры.
Поэтому
в
нашем
коллективе
русским
танцам
уделено
особое
внимание.
Они
играют
важную
роль
в
репертуаре . О русских "дробях", "вертушках", "припаданиях" знают даже
самые маленькие участники нашей студии.
В нашем коллективе танцы «Ладушки» , «На крыльях ветра», "Василёк"
очень любимы не только детьми , но и зрителями. Они различаются между
собой по настроению, по рисунку, по темпу.
Тема Родины в песне, музыке, танце проявляется через самобытные черты
искусства
того
или
иного
народа.
Вот
почему
изучение
национального
искусства
прививает
чувство
любви
к
родине,
патриотическое
чувство.
Важная цель воспитания — как можно раньше пробудить в ребенке любовь к
родной земле, сформировать у обучающихся такие черты характера, которые
помогут ему стать человеком и гражданином.
Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на
этой земле, воспитать любовь к родному дому, семье, к родным местам, ко
всему, что окружает ребенка с детства — одна из главных задач педагога.
В эстетическом воспитании подрастающего поколения важная роль так же
отводится
хореографии.
Хореографическое
искусство
является
одним
из
самых
действенных
факторов
формирования
гармонически
развитой,
духовно богатой личности и в настоящее время оно приобретает все большее
значение, так как является массовым, доступным для всех.
Хореографическое
образование
и
воспитание
получают
сотни
детей
учреждениях
дополнительного
образования.
Занятия
в
нашем
коллективе
доставляют детям радость, поднимают настроение, повышают жизненный
тонус, так как дети испытывают постоянную потребность в движении. Через
движение они эмоциональней и глубже воспринимают музыку.
Приобщать маленького человека к миру Прекрасного, учить его отличать
подлинное искусство от подделки, прививать с самого детства хороший вкус,
закладывать те добрые основы, которые помогут вырасти человеком с тонким
чувством
изящного,
человеком,
чья
душа
открыта
навстречу
всем
проявлениям
творческого
таланта
–
вот
главная
задача
педагога
дополнительного образования. Сочетание в хореографии единства музыки,
движения и игры делает танец средством эстетического воспитания детей и
формирования у них творчества.
Танец является видом художественной деятельности наиболее оптимальным
для
формирования
и
развития
детского
творчества,
а
также
важнейшим
средством
гармоничного
сочетания
умственного
и
физического
развития
детей, воспитание у них нравственной чистоты и эстетического отношения к
жизни и искусству.
Любое
хорошее
воспитание
во
все
времена
было
неразрывно
связано
с
работой над телом. Стабильный, полноценный человек представляется нам,
прямым,
энергичным,
с
хорошей
осанкой,
походкой,
умением
пластично
двигаться,
танцевать,
управлять
своим
телом.
Свобода,
раскованность
внешних
движений
неразрывно
связаны
с
внутренней
свободой,
естественным чувствованием, телесным и душевным покоем. Очень важно с
раннего
детства
вводить
детей
в
мир
подлинного,
большого
искусства,
развивать и образовывать их эстетическое сознание на выдающихся образцах
отечественного и мирового художественного творчества.
Сочетание
в
хореографической
деятельности
таких
свойств
танца,
как
единство
музыки,
движения
и
игры,
делает
хореографию
наиболее
плодотворным
средством
эстетического
воспитания
и
обучения
детей
в
раннем возрасте. Эстетика детской жизни требует от педагогов-хореографов
организации
отношений,
деятельности,
общения
с
детьми
по
законам
красоты, принесения им радости. Для ребенка все имеет воспитательное
значение:
убранство
помещения,
опрятность
костюма,
форма
личных
отношений
и
общения
с
ровесниками
и
взрослыми,
условия
занятий
и
характер
развлечений.
При
этом
важно
вовлечь
всех
детей
в
активную
деятельность
по
созданию
и
сохранению
красоты
собственной
жизни.
Красота, в создании которой ребенок принимает активное участие, кажется
ему особенно привлекательной, становится чувственно осязаемой, делает его
ревностным ее защитником и пропагандистом. Поддержание красоты во всем
является
необходимым
условием
хореографической
деятельности
для
учащихся нашей студии. Танец, воздействуя непосредственно на чувства
ребенка, формирует его моральный облик. Это воздействие бывает более
сильным, чем любые указания. Знакомя детей с произведениями различного
эмоционально-образного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию.
Хороводы,
танцы
разных
народов
вызывают
интерес
к
их
обычаям,
воспитывают интернациональные чувства. Жанровое богатство хореографии
помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, веселый
юмор
и
задорные
пляски.
Разнообразные
чувства,
возникающие
при
восприятии
танцев,
обогащают
переживания
детей,
их
духовный
мир.
Коллективные
танцы
в
студии
«Сюита»
также
способствуют
решению
воспитательных задач, так как дети охвачены общими переживаниями. Танец
требует
от
участников
единых
усилий.
Общие
переживания
создают
благотворную
почву
для
индивидуального
развития.
Пример
товарищей,
общее
воодушевление,
радость
исполнения
активизируют
робких,
нерешительных детей.
Занятия
хореографией
влияют
на
общую
культуру
моих
воспитанников.
Чередование
различных
заданий
т ребует
от
них
в н и м а н и я ,
сообразительности,
быстроты
реакции,
организованности,
проявления
волевых усилий. Исполняя танец, необходимо вовремя начать и закончить
его;
действовать,
постоянно
подчиняясь
музыке,
удерживаясь
от
импульсивных желаний выделиться, перегнать кого-либо.
Хореографическая
деятельность
создает
необходимые
условия
для
формирования
нравственных
качеств
личности
ребенка,
закладывает
первоначальные основы общей культуры будущего человека.
В
хореографической
деятельности
нашей
студии
дети
с
большим
удовольствием
придумывают,
комбинируют
движения
пляски,
напевая
и
двигаясь под музыку. Танец, народная пляска побуждают детей изображать
картину
жизни,
охарактеризовать
какой-либо
персонаж,
используя
выразительные движения, мимику, жесты. На каждом этапе постановки танца
возникают новые задачи, заставляющие мыслить, фантазировать, творить.
Таким
образом,
занятия
хореографией
являются
важнейшим
средством
всестороннего гармоничного развития личности ребенка. Взаимосвязь между
различными
сторонами
воспитания
складывается
в
процессе
занятий
разнообразными
видами
и
формами
хореографической
деятельности.
Эмоциональная
отзывчивость
и
музыкальность
позволят
нашим
детям
в
доступных
формах
откликнуться
на
добрые
чувства
и
поступки,
активизировать
умственную
деятельность
и,
постоянно
совершенствуя
движения, разовьют детей физически. Одним словом, чтобы сделать детей
здоровыми - учите их танцевать, чтобы сделать детей красивыми - учите их
танцевать, чтобы сделать детей воспитанными - учите их танцевать.
Педагог дополнительного образования О.Л.Гагарина