Развитие самостоятельности учащихся в процессе обучения штукатурно-малярному делу
Автор: Шабыкова Людмила Аркадьевна Должность: учитель технологии Учебное заведение: ГБОУ Республики Марий Эл "Казанская школа-интернат" Населённый пункт: с. Казанское, Республики Марий Эл Наименование материала: Доклад Тема: Развитие самостоятельности учащихся в процессе обучения штукатурно-малярному делу Раздел: среднее профессиональное
Развитие самостоятельности учащихся в процессе обучения
штукатурно-малярному делу.
Основополагающим требованием в современной жизни является
формирование личности, которая умела бы самостоятельно решать
жизненные, производственные, общественные задачи, мыслить,
вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения,
систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем
самообразования, совершенствовать умения, применять их в жизненных
ситуациях.
Обучение и формирование навыков самостоятельности у учащихся должно
быть тесно связано с жизнью, с производительным трудом. Мы добиваемся
того,
чтобы
труд,
как
создатель
всех
культурных
и
материальных
благ,
превратился в первейшую жизненную потребность.
Очень часто неверно истолковывается понятие «самостоятельность».
Самостоятельность-это целенаправленная, внутренне мотивированная самим
учеником в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по
процессу и результату деятельность.
Самостоятельность требует достаточно высокого уровня самосознания,
рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, что доставляет
ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и
самопознания.
Эффективность трудовой деятельности учащихся, в новых условиях, в
большей мере зависит от уровня общетрудовой и начальной
профессиональной подготовленности. И школа имеет к этому самое прямое
отношение. Слияние общеобразовательной и трудовой подготовки улучшает
единый учебно-воспитательный процесс. Именно на уроках технологии
закладывается у подрастающего поколения фундамент готовности к труду,
выбору профессии. Учащиеся приобретают качества, самостоятельно
мыслящей, творческой, высоконравственной и одухотворённой личности. Для
достижения высокого мастерства не обойтись без таких качеств как:
трудолюбие, трудовая закалка, уважение к любому виду трудовой
деятельности, ответственное, добросовестное отношение к работе,
инициативность, предприимчивость, чувство рачительного хозяина.
Нашим выпускникам предстоит работать уже в новых экономических
условиях и поэтому их нужно учить не на словах, а на деле.
Моим главным методом трудового обучения и воспитания была и есть:
творческая и самостоятельная практическая работа учащихся, умело
направляемая педагогом. В целях большей познавательной активности,
самостоятельной работы учащихся по технологии, введён комплексный,
обучающий и творческий метод проектов, включающий в себя проблемный
подход к выбору объектов трудовой деятельности с учётом их полезности и
экономической целесообразности, формирование знаний и умений по
конструированию, планированию этапов выполнения, контролю хода проекта
и результатов работы. Особое внимание уделяю организации деятельности
учащихся, которые проявляют технологические способности и
разносторонние интересы, обусловливающие успешное овладение умениями
и навыками в той или иной сфере деятельности. Также немаловажным
является индивидуальный подход к обучению и воспитанию, так как он
сопровождается встречными усилиями учащихся, заинтересованных в том,
чтобы стать отличными профессионалами, мастерами своего дела и
культурными людьми.
На мой взгляд, именно в школьных мастерских закладываются основы
готовности к самостоятельному, творческому труду.
Организация
самостоятельной
работы,
руководство
ею
—
это
ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и
самостоятельности
необходимо
рассматривать
как
составную
часть
воспитания учащихся. В связи с этим, одной из главных задач современного
образования
является
формирование
у
учащихся
умения
оперировать
приобретенными
знаниями,
применять
их
в
новых
ситуациях,
делать
самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных
условиях. Также основополагающим требованием общества к современной
школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно
творчески
решать
производственные,
общественные
задачи,
критически
мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения,
систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем
самообразования,
совершенствовать
умения,
творчески
применять
их
в
действительности.
Эффективное
использование
самостоятельной
работы
позволяет решать большой ряд вышеперечисленных задач.
При этом самостоятельность учащихся является важной составляющей
учебно-воспитательного
процесса.
Ее
целесообразно
рассматривать
как
форму организации учебной деятельности учащихся, осуществляемую под
прямым
или
косвенным
руководством
преподавателя,
в
ходе
которой
учащиеся
преимущественно
или
полностью
самостоятельно
выполняют
различного
вида
задания
с
целью
развития
знаний,
умений,
навыков
и
личных качеств.
Существенную роль в процессе формирования самостоятельности играет
способность обучаемого к анализу и самоанализу действий и отношений в
совместных делах, умение соотносить свои возможности участия с
возможностями товарища. Наличие всех этих показателей позволяет быстро
самоутвердиться в общей деятельности, найти свое место в жизни.
Таким образом, самостоятельность характеризуется определенной
мотивационной установкой, которая приводит в движение знание и умение,
побуждает ученика действовать без посторонней помощи, напоминания.