"Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста через спортивные семейные праздники, досуги, развлечения" (из опыта работы)
Автор: Ламанова Юлия Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №7" Населённый пункт: г. Суджа, Курская обл. Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста через спортивные семейные праздники, досуги, развлечения" (из опыта работы) Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка
«Формирование здорового образа жизни
детей старшего дошкольного возраста
через спортивные семейные праздники, досуги, развлечения»
(из опыта работы)
Выполнила:
Воспитатель Ламанова Ю.В.
Воспитание здорового ребёнка - одна из главнейших задач семьи и детского
сада.
Важнейшим способом реализации сотрудничества воспитателей и родителей
является
организация
их
совместной
деятельности,
в
которой
родители
-
не
пассивные наблюдатели, а активные участники деятельности детского сада.
Очень важно убедить родителей в том, какое значение имеют единые подходы
к распорядку дня в семье и детском саду, как полезнее провести выходные дни в
семье, какой вред наносит ребёнку перегрев и многое другое.
С целью выявления активности родителей в оздоровительной работе с детьми
было
проведено
анкетирование,
в
ходе
которого
выявили,
что
родители
заинтересованы
в
проведении
мероприятий,
направленных
на
сохранение
и
укрепление
здоровья
детей,
готовы
сотрудничать
с
воспитателями
в
данном
направлении.
Особого
внимания
заслуживает
проблема
закаливания.
Провожу
просветительскую работу с родителями. Ежедневно обмениваемся с родителями
информацией
о
здоровье
и
самочувствии
детей
в
семье
и
в
детском
саду.
Дополнительным источником информации по вопросу здоровья детей для родителей
служит
«Уголок
здоровья»,
изготовленные
воспитателем
папки-
раскладушки
«Здоровый образ жизни - что это такое?», «Укрепляем здоровье», «Как провести
выходной день в семье?» и др. Беседую с родителями о том, что ослабленному и
болезненному ребёнку закаливание необходимо больше, чем здоровому. Что очень
важна в этом роль здорового образа жизни в семье. Парциально применяю в работе
авторские
технологии
Л.Н.Волошиной
«Играйте
на
здоровье»,
дыхательную
гимнастику
А.Н.Стрельниковой,
элементы
закаливания
в
повседневной
жизни
(полоскание
рта
солевым
раствором,
ходьба
босиком
по
массажным
коврикам,
самомассажи рук и стоп, проветривание и др.), направленные на оздоровление детей.
Много внимания уделяю физическому воспитанию, системе физкультурно-
оздоровительной
работы,
комплексному
подходу,
включающему
различные
компоненты
здорового
образа
жизни:
утренняя
гимнастика
и
после
сна,
физкультурные
занятия,
спортивные
праздники
и
досуги.
Осуществляю
рациональную организацию двигательной активности в течение дня: дозированная
ходьба на прогулке и общая физическая подготовка, подвижные игры, динамические
паузы между занятиями, физкультминутки на занятиях. В любое время года и погоду
организую
прогулки.
В
содержание
прогулки
включаю
естественные
виды
движений, подвижные игры и эстафеты, спортивные упражнения типа катание на
санках, дозированная ходьба в осеннее – зимний период и дозированный бег в
весеннее
–
летний
период,
физкультурные
занятия.
На
участок
выношу
разнообразные пособия для игр, использую игры с мячом, скакалками, кеглями,
ракетками.
Предоставляю
родителям
полную
информацию
о
методах
и
формах
оздоровления
в
детском
саду
рекомендую
мероприятия
для
профилактики
простудных
заболеваний
в
семье.
Большую
работу
провожу
по
ознакомлению
родителей с методиками проведения закаливающих процедур, как в детском саду, так
и в семье. Разъясняю необходимость соблюдения основных принципов закаливания:
постепенность, последовательность, систематичность, индивидуальность. Провожу
индивидуальные беседы, выступаю на родительских собраниях. Но самое главное,
что
в
просветительской
работе
принимают
участие
и
сами
дети,
выступая
на
физкультурных досугах, проговаривая речёвки на гимнастике.
Организую в группе выставки детских рисунков и семейных фотографий детей
о проводимых в семье днях активного отдыха.
Использую разнообразные формы работы с семьями детей: совместные досуги
и праздники, весёлые старты, соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья».
Использую в работе с детьми активный отдых. Он самый разнообразный: это
подвижные игры, спортивные, хороводные игры с правилами.
Важнейший
результат
игры
–
радость
и
эмоциональный
подъём.
Именно
благодаря этому замечательному свойству подвижные игры больше, чем другие
средства физической культуры, отвечают задачам активного отдыха и формирования
здорового образа жизни.
С детьми организую следующие формы активного отдыха: физкультурные
досуги, физкультурные праздники. В них реализуется естественная потребность
детей
в
движении
и
через
положительный
эмоциональный
фон,
оказывающий
благоприятное воздействие на организм ребёнка, закрепляются двигательные умения
и
навыки
детей,
развиваются
физические
качества.
Досуги
способствуют
воспитанию
у
детей
чувства
коллективизма,
товарищества,
взаимопомощи.
Целеустремлённости, смелости, дисциплинированности, организованности.
Участие
в
праздниках
и
досугах
и
подготовка
к
ним
приносят
большое
эмоциональное
и
эстетическое
удовлетворение,
объединяют
детей
и
взрослых
общими радостными переживаниями, надолго остаются в памяти, как яркое событие.
Большое воспитательное значение имеет слаженная деятельность воспитателя
и родителей, их совместное участие в подготовке и программе праздника (весёлых
играх, плясках, соревнованиях, аттракционах, песнях и т.п.).
Положительный
пример
взрослых
служит
повышению
родительского
авторитета.
Привлечение их к участию в детских физкультурных праздниках содействует
пропаганде
физической
культуры
и
спорта
среди
широких
слоёв
населения
и
является
одной
из
форм
работы
воспитателя
с
родителями
по
физическому
воспитанию.
Кроме
того,
физкультурные
праздники
содействуют
улучшению
физкультурно-массовой работы среди детей и взрослых.
Формировать здоровый образ жизни помогают такие праздники как «День
здоровья», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «В гостях у Айболита» и
др.
Правильно
подобранные
тематические
подвижные
игры
и
упражнения
в
сочетании с текстом, поединки детей с врагами здоровья (лень, обжорство, страхи и
т.
п.)
позволяют
формировать
положительное
отношение
к
закаливанию,
гигиеническим процедурам, режиму дня, физкультуре, спорту.
Позабавить детей, доставить им удовольствие служат шуточные праздники –
развлечения. Они создают хорошее настроение от игр, аттракционов, совместной с
взрослыми
деятельности,
музыкального
сопровождения,
забавных
атрибутов,
изготовленных руками детей и членов их семей.
Самым
универсальным
видом
активного
отдыха
для
всех
членов
семьи
являются
туристические
походы.
Туристические
походы
служат
надёжным
средством укрепления здоровья и восстановления сил, израсходованных за неделю.
Семейные
туристические
походы
оказывают
ни
с
чем
не сравнимый
оздоровительный эффект, получаемый в результате комплексного воздействия на
организм природных факторов: солнца, воздуха, воды и разнообразной двигательной
активности.
В
семейном
походе
дети
живут
одними
задачами
с
родителями,
чувствуют причастность к общему делу, видят свою отдачу. Именно в походе сам по
себе возникает тот духовный контакт, о котором многие родители только мечтают.
Походы сближают родителей, детей и воспитателей, дают прекрасную возможность
создания атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.
Привлекаю родителей к созданию и выпуску стенгазет в группе, фотовыставок,
рисунков «Спорт и мы», «Мы со спортом дружим», «Мы за здоровый образ жизни»,
к родительским собраниям. На собрания подготавливаем с детьми выступления для
родителей
в
форме
театрализованных
инсценировок
с
участием
игровых
персонажей:
Айболита,
Мойдодыра,
Неболейки,
в
которых
принимают
участие
родители.
Вовлечение
родителей
в
жизнь
детского
сада
приносит
большую
пользу
воспитателям
и
самим
родителям.
Родителям
предоставляется
возможность
посещать детский сад в любое время, они могут видеть, как живут дети в детском
саду.
Родители стали активными участниками жизни группы. Нельзя не отметить их
вклад в улучшение развивающей среды в группе. Они действительно становятся
единомышленниками
и
партнёрами
в
деле
формирования
и
развития
здорового
образа жизни детей.