Напоминание

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художник» Возраст учащихся: 7-13 лет Срок реализации: 3 года


Автор: Швецова Людмила Васильевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО "ДДТ" Княжпогостского района
Населённый пункт: город Емва, Республика Коми
Наименование материала: учебная программа
Тема: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художник» Возраст учащихся: 7-13 лет Срок реализации: 3 года
Раздел: дополнительное образование





Назад




УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МР

«КНЯЖПОГОСТСКИЙ»\

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

КНЯЖПОГОСТСКОГО РАЙОНА

РЕКОМЕНДОВАНО

Методическим советом

МАУДО «ДДТ»

Княжпогостского района

Протокол № ___________

«___» ____________ 20 ___ г.

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом

МАУДО «ДДТ»

Княжпогостского района

Протокол № ___________

«___» ____________ 20 ___ г.

_____________ Л.Н. Волкова

председатель, директор

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Художник»

Возраст учащихся: 7-13 лет

Срок реализации: 3 года

Автор-составитель:

Швецова Людмила

Васильевна,

педагог дополнительного

образования

г. Емва, 2017г

1

Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы

Пояснительная записка

1.

Концепция программы

Рисование

для

детей

-

как

игра

любимое

занятие,

важный

путь

эстетического

освоения мира. Через рисунок ребенок систематизирует свой знания об окружающем мире.

Изобретательная

деятельность

совершенствует

органы

чувств

и

особенно,

зрительное

восприятие,

основанное

на

развитии

мышления,

умения

наблюдать,

анализировать,

запоминать; воспитывает волевые качества, творческие способности, художественный вкус,

воображение, знакомит с особенностями художественного языка, способствует становлению

личности, развитию познавательной и творческой активности.

Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование – наиболее

эмоциональные

сферы

деятельности

детей.

Работа

с

различными

материалами

в

разных

техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение,

конструкторские возможности.

Вопросы

гармонического

развития

и

творческой

самореализации

находят

свое

разрешение

в

условиях

объединения.

Открытие

в

себе

неповторимой

индивидуальности

поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими. Помочь в этих

устремлениях, призвана данная программа.

Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

«Художник»»

носит художественную направленность,

так

как

ориентирована

на раскрытие творческих

способностей обучающихся, нравственное и художественно-эстетическое развитие личности

ребёнка, развитие познавательной и творческой активности.

Актуальность

программы: актуальность программы

заключается

в

обеспечении

процесса изучения и приобщения к общечеловеческим ценностям, овладения культурным

национальным наследием, в приобщение к эстетическому восприятию действительности и

искусства, в формировании нравственно-эстетической отзывчивости и осознанного отношения

к окружающему миру (своего рода зоркости души), в умении выражать свое отношение

художественными средствами. В современном

мире машин и технологий все меньше

остается места для

эмоционального воспитания. Программа

направлена научить ребенка

эмоционально откликаться на события жизни, красоту природы, на явления окружающей

жизни,

видеть

красоту

людей,

их

по ступков.

Большое

внимание

уд е л е н о

здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на создание жизненной установки

самостоятельной

заботы

о

собственном

здоровье

в

соответствии

с

Концепцией

духовно-

нравственного развития и воспитания граждан Росси. В содержание каждого урока включена

гимнастика для глаз, которая корректирует зрение детей, снимает усталость и напряжение,

гимнастика для пальчиков, развивающая гибкость, подвижность кисти и мелкую мускулатуру

рук, физкультминутки.

Отличительной

особенностью программы

заключается

в

том,

что

она

разбита

на

уровни обучения и предусматривает последовательность усложнения заданий. Шаг за шагом,

от темы 1-го года обучения «Как говорит искусство», к теме 3-го года обучения «Искусство

вокруг

нас»,

ребенок

постигает

духовное

содержание

искусства,

его

образный

язык

и

2

возможности различных художественных материалов. Данная программа является целостным

интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись,

графику, скульптуру, архитектуру, и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусство,

зрелищные виды искусства (цирк, театр). Систематизирующим методом является выделением

трех

основных

видов

художественной

деятельности:

изобразительной,

декоративной,

конструктивной.

Дети

включаются

в

круг

художественной

жизни

через

три

формы

художественной деятельности, которые предстают пред ними в виде трех братьев: Мастера

Изображения,

Мастера

Украшения

и

Мастера

Постройки.

Три

формы

художественного

мышления (изобразительная, декоративная, конструктивная) фактически являются основой

творчества

во

всех

видах

пластических

искусств.

Основа

программы

это

постепенное

погружение

в

мир

искусства,

в

особенности

его

связи

с

жизнью.

Искусство

должно

постигаться

неспешно:

оно

не

только

изучается,

но

проживается.

Это

единственный,

соответствующий искусству способ передачи его опыта. Любая изучаемая тема должна быть

ребенком прожита.

Программа предполагает три уровня обучения.

На первом уровне (1-ый год обучения) учащиеся изучают изобразительные свойства

графических материалов, язык изобразительного искусства, знакомятся с тремя формами

художественной деятельностью (изобразительная, декоративная, конструктивная).

На втором уровне (2-ой год обучения) учащиеся учатся выражать свое отношение к

окружающему миру через изображение природы, животных, человека. Продолжают изучать

выразительные возможности цвета, композиции, бумаги и керамики.

На третьем уровне (3-ий год обучения) учащиеся учатся понимать роль художника в

создании

предметно-пространственной

среды

квартиры,

города,

в

оформлении

зрелищ,

спектаклей. Дети учатся создавать свои проекты игрушек, книг, посуды, открыток, масок и т.д.

Программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N

273-ФЗ

"Об

образовании

в

Российской

Федерации", Концепцией

духовно-нравственного

развития

и

воспитания

граждан

России, Приказом

Министерства

образования

и

науки

Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении

Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным

общеобразовательным программам" и на основании Концепции развития дополнительного

образования РК.

Основой программы являются:

Н. Т. Лазарева Сборники авторских программ дополнительного образования детей -М.:

Народное образование, 2002, 2004

Е.И. Коротаева Изобразительное искусство - 2 кл. М. : Просвещение, 2011

Б. М. Неменский Искусство вокруг нас - 3 кл. М. : Просвещение, 1988

Л.А. Неменская Изобразительное искусство - 1 кл.,М.: Просвещение , 2011

Требования к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей

(Министерство

образования

и

науки

Российской

Федерации

Департамент

молодёжной

политики, воспитания и социальной защиты детей). Письмо от 11 декабря 2006г. № 0601844

«О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

2.

Цели и задачи программы

3

Цель программы: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части

культуры духовной.

Задачи программы:

Обучающие:

формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в

жизни и в искусстве;

формирование

художественно

-

творческой

активности,

приобретение

умения

анализировать произведения искусства и собственные работы;

овладение

образным

языком

изобразительного

искусства

посредством

формирования

художественных знаний, умений и навыков;

получение представлений о техники безопасности при работе с красками, бумагой, глиной;

приобретение знаний о различных видах и жанрах искусства;

приобретение личного опыта работы с красками, бумагой, глиной;

умение видеть и передавать форму, строение, пропорции изображаемого предмета;

приобретение

навыков

в

выполнении

зарисовок,

набросков

и

использование

их

в

сюжетных композициях;

получение знаний об основах цветоведения, приобретение навыков смешивания красок,

выразительного использования теплых и холодных цветов;

приобретение знаний о разнообразных выразительных

средствах (цвет, линия, объем,

композиция, ритм)

приобретение

умения

понимать и ценить работу художника-дизайнера при создании

предметного мира вокруг нас;

получение знаний о приемах создания проекта;

приобретение знаний о ценности здоровья в жизни человека.

Развивающие:

развитие познавательного интереса к изучению различных видов и жанров искусства;

развитие образного мышления, наблюдательности, зрительной памяти;

развитие

способностей,

художественного

вкуса,

творческого

воображения,

пространственного мышления, творческой фантазии;

развитие умений использовать разную технику при выполнении заданий;

формирование

уважения

и

любви

к

ручному

труду,

развития

взаимодействия,

взаимовыручки, сотрудничества;

развитие коммуникативных навыков: умение сотрудничать с педагогом, со сверстниками,

участвовать в обсуждении проблемы, слушать, выражать, отстаивать свою и принимать

другие точки зрения, оценивать происходящее;

развитие мотивации ведения здорового образа жизни.

Воспитательные:

формирование уважения к национальной культуре, её ценностям и своеобразию;

воспитание интереса и любви к искусству, уважения к труду художника;

развитие личностных качеств: целеустремленности, инициативности, трудолюбия,

организованности, самостоятельности, доброжелательности;

привитие навыка работы в группе;

формирование культуры поведения на занятиях и перерывах;

воспитание культуры общения;

4

воспитание стремления к разумной реализации своего свободного времени;

вырабатывание позитивного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

формирование позитивного отношения к жизни в социуме.

3. Характеристика программы.

тип – дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа;

направленность – художественная;

вид – модифицированная;

классификация:

по

характеру

деятельности

развивающая

художественную

одаренность,

познавательная;

по возрастному принципу – разновозрастная;

по масштабу действия – учрежденческая;

по срокам реализации – 3 года.

4.

Организационно–педагогические основы обучения.

Программа рассчитана на обучение, воспитание детей от 7 до 13 лет.

Срок реализации - 3 года. Курс обучения по программе проходит по трем уровням.

Набор в группы проводится по желанию и интересам детей. Группы формируются по

возрасту,

годам

обучения,

степени

усвоения

материала.

Исходя

из

заинтересованности

и

технических возможностей, время и темы занятий могут варьироваться

.

Исходя из санитарно-эпидемиологических требований к учреждениям дополнительного

образования детей СанПиН 2.4.4. 1251-03, количество детей в первого года обучения – не

менее 15 человек, второго –

не менее 12 человек, третьего

- не менее

10 человек. В

объединение второго и последующих годов обучения могут быть зачислены учащиеся первого

года обучения, успешно прошедшие собеседование, тестирование и по уровню подготовки

соответствующие году обучения. Третий год обучения предполагает работу с одаренными

детьми.

Работа с учащимися строится на взаимном сотрудничестве, на основе уважительного

отношения

к

личности

ребенка.

Важный

аспект

в

обучении

индивидуальный

подход,

удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности учащихся.

В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного

творчества.

Процесс

обучения

включает

в

себя

вводное,

практическое,

теоретическое

и

итоговые занятия в течение учебного года.

Занятия проводятся с группой, со всем объединением, по звеньям

.

Особое внимание

уделяется проведению физминуток: чтобы нагрузка на занятиях не отразилась на снижении

зоркости глаз учащихся, во время занятий проводится мини – паузы с включением упражнений

на общую релаксацию костно-мышечного аппарата, мелкой моторики пальцев рук, дыхания,

зрения.

Занятия объединения фиксируются в журнале учета

работы объединения в системе

дополнительного

образования

детей.

Занятия

проводятся

в

специально

оборудованном

помещении согласно расписанию. Оно составляется в начале учебного года, утверждается

директором учреждения и заверяется печатью. Перенос занятия или временное изменение

расписания производится только с согласия администрации и оформляется документально.

5

В

период

школьных

каникул

объединение

может

заниматься

по

специальному

расписанию с переменным составом детей.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.4. 1251 - 03).

6.1. В кабинете должно иметься естественное освещение.

6.9.

На

рабочих

местах

обучающихся

должен

быть

обеспечен

уровень

искусственной

освещенности люминесцентными лампами при общем освещении помещений не ниже 300-

500 лк

Требования к режиму деятельности.

8.2.3. Между занятиями в общеобразовательном учреждении и посещением объединения

должен быть перерыв для отдыха не менее одного часа.

8.2.4. Начало занятий - не ранее 8.00 часов, окончание - не позднее 20.00 часов.

8.2.5. Занятия могут проводиться в любой день недели, включая воскресные дни и каникулы.

5.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Согласно

положения

об

итоговой

аттестации

учащихся

контроль

за

усвоением

материала происходит в течение всего периода обучения по образовательной программе.

Входной контроль.

Проводится с 10 по 20 сентября с помощью собеседования и практической работы с

учащимися с целью выявления уровня их знаний.

Цель

входного

контроля

-

формирование

учебных

групп

с

учётом

принципов

индивидуализации и дифференциации

.

Текущий контроль

Проводится в течение учебного года по окончании изучения тем программы.

Промежуточный контроль.

Проводится с 15 по 30 декабря, с 15 апреля по 15 мая с целью проверки знаний и

сформированности умений и навыков.

Итоговый контроль.

Проводится в конце курса обучения общеобразовательной программы с 16 по 25 мая в

виде итогового занятия с целью проверки усвоенности знаний, умений, навыков.

Результатами практической работы являются коллективные и персональные выставки

творческих работ, демонстрации изделий на конкурсах, фестивалях ДДТ, города и района,

республики, России.

Ожидаемые

результаты

определяются

для

каждого

года

обучения

и

определены

содержанием программы.

Количество часов и занятий

Название

разделов

Количество

занятий

в неделю

Количество

занятий

в год

Количество часов

в неделю

Количество

часов

в год

1 уровень

1 год обучения

3

108

6

216

2 уровень

2 год обучения

3

108

7

252

3 уровень

3

108

252

6

3 год обучения

7

Количество часов

п/п

Тема

1 уровень

2 уровень

3 уровень

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

Теория

Практика

Теория

Практика

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

1

1

1

2

2.

Композиция на темы

11

53

14

50

15

39

3.

Основы цветоведения

2

18

3

27

-

-

4.

Живопись и рисунок

2

10

8

16

-

-

5.

Декоративно- прикладные

работы (Чудеса из

бумаги)

8

50

-

-

-

-

6.

Лепка (Игрушки делаем сами)

8

34

-

-

-

-

7.

Знакомство с

произведениями

искусства

4

4

4

4

-

-

8.

Экскурсии

3

3

4

4

4

4

9.

Декоративно-прикладные

работы (Бумажная

пластика)

-

-

18

54

-

-

10.

Лепка (Пластика . Керамика)

-

-

10

30

-

-

11.

Музеи искусства

-

-

-

-

8

17

12.

Художественное

конструирование

-

-

-

-

18

58

13.

Декоративно-прикладные

работы

-

-

-

18

57

14.

Оформление выставок,

подведение итогов

-

-

-

-

-

7

15.

Итоговое занятие

( Промежуточный,

итоговый контроль)

2

2

2

2

2

2

Итого

41

175

64

188

66

186

216

252

252

Учебно-тематический план

I уровень

(1 год обучения)

Задачи:

7

Обучающие:

формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в

жизни и в искусстве;

формирование

художественно

творческую

активности,

приобретение

умения

анализировать произведения искусства и собственные работы;

получение знаний о техники безопасности при работе с красками, бумагой, глиной;

получение знаний о разнообразии художественных материалов;

приобретение знаний о подготовке рабочего места к работе с красками, бумагой, глиной, а

также умению правильно сидеть за столом, правильно держать лист бумаги, карандаш,

кисточку, ножницы;

получение знаний в правильном расположении листа (по вертикали или горизонтали) в

зависимости от характера изображаемого;

приобретение личного опыта работы с красками, бумагой, глиной;

приобретение знаний об основных и дополнительных цветов, расположение их в спектре;

получение

знаний о значении

терминов: краска, цвет, оттенок, палитра, композиция,

линия, пятно, штрих, мазок;

получение знаний об инструментах, приспособлениях для рисования, лепки, бумажной

пластики;

получение знания об основных объемных формах: шар, овал, цилиндр, конус;

получение первичных представлений о здоровом образе жизни.

Развивающие:

развить способность эмоционально откликаться на красоту осени, явления зимней и

весенней природы, на события окружающей жизни;

развитие

познавательного

интереса

к

изучению

композиции,

основ

цветоведения,

бумажной и глиняной пластики;

развитие образного мышления, наблюдательности, зрительной памяти;

развитие

умений

пользоваться

карандашами,

мелками,

красками,

палитрой,

стеками,

ножницами, клеем;

формирование

уважения

и

любви

к

ручному

труду,

развития

взаимодействия,

взаимовыручки, сотрудничества;

развитие коммуникативных навыков: умение сотрудничать с педагогом, со сверстниками,

участвовать в обсуждении проблемы;

развитие мотивации ведения здорового образа жизни.

Воспитательные:

формирование уважения к культуре, её ценностям и своеобразию;

воспитание интереса и любви к искусству, уважения к труду художника;

развитие

личностных

качеств:

целеустремленности,

инициативности,

трудолюбия,

организованности, самостоятельности, доброжелательности;

вырабатывание навыка работы в группе;

формирование культуры поведения на занятиях и перерывах;

воспитание культуры общения;

воспитание стремления к разумной реализации своего свободного времени;

вырабатывание позитивного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

формирование позитивного отношения к жизни в социуме.

8

п/п

Тема

Количество часов

Форма

аттестации

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

(входной контроль)

2

1

1

Индивидуальное

практическое

задание

2

Композиция на темы

64

11

53

Упражнение

3

Основы цветоведения

20

2

18

Тест

4

Живопись и рисунок

12

2

10

Практическое

задание

5

Декоративно-прикладные работы

(чудеса из бумаги)

58

8

50

Практическое

задание

6

Лепка (игрушки делаем сами)

42

8

34

Конкурс

7

Знакомство с произведениями

искусства

8

4

4

Викторина

8

Экскурсии

6

3

3

Беседа

9

Итоговое занятие

(промежуточный,итоговый

контроль)

4

2

2

Тест.

Практическое

задание.

Итоговая

выставка на

тему: «Времена

года»

Итого

216

41

175

Содержание программы

1.

Вводное занятие

Теория:

Определение начального уровня подготовленности учащихся.

Знакомство с планом работы, расписанием, программой объединения. Игра на

знакомство, анкетирование. Условия безопасной работы. Рассказ о видах красок, кистей,

бумаги. Организации рабочего места. Инструменты и материалы, необходимые для работы.

Практика:

Игры на знакомство, заполнение анкет, обсуждение расписания объединения. Показ

инструментов и материалов, необходимых для работы. Творческая работа на свободную тему.

Индивидуальное практическое задание.

2.

Композиция на темы

Теория:

Графические композиции (по тематике, по построению, по цветовой гамме). Беседа на

тему

«Времена

года».

Художественный

язык

изобразительного

искусства:

линия,

пятно,

штрих, мазок, точка.

Практика:

Выставка удачных работ из фонда объединения.

9

Способы рисования кистью без предварительного рисунка разных по характеру линий, пятен,

кругов. Способы рисования деревьев кистью.

Выполнение творческих работ на темы:

«Листопад», «Грустный дождик», «Зимний лес»,

«Цветы и травы», «Волшебная птица весны». Изображение сказочных героев.

3.

Основы цветоведения

Теория:

Беседа «Знакомств с королевой Кисточкой и цветами в красках».

Игра «Что могут

краски». Изобретательные свойства графических материалов: красок, фломастеров, мелков.

Основные и дополнительные цвета, расположение их в спектре.

Практика:

Демонстрация работ в разной технике исполнения. Дидактические игры на определение

цвета и тона. Смешение красок. Получение теплых и холодных цветов; темных и светлых

тонов. Получение дополнительных цветов путем смешения основных на палитре. Проведение

непрерывных красочных линий, точек, пятен.

«Радуга на лужайке», «Цветик–семицветик», «Разноцветные шарики», «Листопад», «Дождик».

4. Живопись и рисунок

Теория:

Знакомство

с

репродукциями

картин

известных

художников.

Этапы

изображения

простейших предметов с натуры (листья, фрукты).

Практика:

Изображение простейших предметов с натуры (фрукты, овощи, листья, ветки).

5 .Декоративно-прикладные работы (Чудеса из бумаги )

Теория:

Правила техники безопасности при работе с инструментами.

Беседа : « Чудеса из бумаги». Особенности и разнообразие современной бумаги. Аппликация,

коллаж,

полуобъемные

и

объемные

композиции.

Простые

геометрические

фигуры.

Трансформация плоской фигуры в объем.

Практика:

Условия безопасной работы.

Демонстрация разнообразия изделий из бумаги, картона. Отработка навыка аккуратного и

экономного

отрезания:

полоска,

квадрат,

треугольник.

Отработка

приема:

надрезание,

вырезание,

сгибание,

склеивание.

Вырезание

путем

складывания.

«Выращивание».

Выполнение декоративных композиций: «Осенний коврик», «Перышки для птицы», «Осеннее

очарование», «Бусы для куклы».

6.

Лепка (Игрушки делаем сами)

Теория:

Правила техники безопасности при работе с инструментами, с глиной.

Рассказ о глине как художественном материале, об организации рабочего места, о названии

назначении инструментов и приспособлений.

Организация

рабочего

места.

Приемы

лепки:

скатывание,

раскатывание,

сплющивание,

вдавливание, прищипывание, оттягивание, сглаживание.

Основные формы: шар, овал, колбаска, цилиндр. Соблюдение последовательности в лепке

фруктов, листьев, птиц.

10

Практика:

Показ лучших работ из фонда объединения. Подготовка глиняного теста. Лепка фруктов,

птиц,

цветов.

Коллективная

работа

на

любую

из

тем:

«Лебединое

озеро»,

«Осенний

листопад», «Стайка птиц».

7.

Знакомство с произведениями искусства

Теория:

Беседа на тему «Жанры живописи». Показ репродукций.

Практика:

Знакомство с терминами: колорит, шедевр, экскурсовод, стиль. Знакомство с творчеством И.

Левитана и В. Серова.

8.

Экскурсии

Теория:

Правила поведения на природе, в общественных местах.

Практика:

Экскурсии на природу. Посещение выставок в районном краеведческом музее, МОУ ДОД

ДДТ.

9.

Итоговое занятие (итоговый, промежуточный контроль )

Теория:

Проверка усвоения материала по итогам полугодия. Определение уровня усвоения учебной

программы первого уровня (1 года обучения).

Анализ работы каждого ребенка, занимающегося в объединении.

Практика:

Практическое задание.

Итоговая выставка на тему: «Времена года»

Ожидаемые результаты

К концу 1 уровня обучения (1 год обучения) учащиеся:

Знают:

Правила техники безопасности при работе с инструментами;

основные и дополнительные цвета; теплые и холодные; темные и светлые оттенки;

термины: цвет, оттенок, палитра, строение предмета, пятно, штрих, линия, мазок;

название инструментов, приспособлений для рисования, лепки, бумажной пластики;

объемные формы: шар, овал, конус.

Умеют:

пользоваться карандашами, мелками, красками, палитрой, стеками, ножницами, клеем;

готовить глиняное тесто к работе;

скатывать, сгибать, сплющивать, разрезать, примазывать в работе с глиной;

смешивать краски на палитре;

соблюдать элементарные санитарно-гигиенические навыки.

11

Учебно-тематический план

II уровень

(2 год обучения)

Задачи:

Обучающие:

формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в

жизни и в искусстве;

формирование

художественно

-

творческой

активности,

приобретение

умения

анализировать произведения искусства и собственные работы;

овладение

образным

языком

изобразительного

искусства

посредством

формирования

художественных знаний, умений и навыков;

получение представлений о техники безопасности при работе с красками, бумагой, глиной;

приобретение знаний о различных видах и жанрах искусства;

приобретение первичного личного опыта работы с красками, бумагой, глиной;

умение видеть и передавать форму, строение, пропорции изображаемого предмета;

приобретение

навыков

в

выполнении

зарисовок,

набросков

и

использование

их

в

сюжетных композициях;

получение знаний об основах цветоведения, приобретение навыков смешивания красок,

выразительного использования теплых и холодных цветов;

приобретение знаний о разнообразных выразительных

средствах (цвет, линия, объем,

композиция, ритм);

приобретение знаний о построение не сложных предметов в рисунке;

получение знания об основных композиционных схемах;

приобретение знаний о ценности здоровья в жизни человека.

Развивающие:

развитие способности эмоционально откликаться на красоту осени, явления зимней и

весенней природы, на события окружающей жизни;

развитие познавательного интереса к изучению видов декоративно-прикладного искусства

и их роли в жизни человека;

развитие образного мышления, наблюдательности, зрительной памяти;

развитие

способностей,

художественного

вкуса,

творческого

воображения,

пространственного мышления, творческой фантазии;

развитие умений использовать разную технику при выполнении заданий;

развить умение высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-

прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания

может передать художник)

формирование уважения к труду художника, развития

взаимодействия, взаимовыручки,

сотрудничества;

развитие коммуникативных навыков: умение сотрудничать с педагогом, со сверстниками,

участвовать в обсуждении проблемы, слушать, выражать, отстаивать свою и принимать

другие точки зрения, оценивать происходящее;

развитие мотивации ведения здорового образа жизни.

Воспитательные:

формирование уважения к культуре, её ценностям и своеобразию;

12

воспитание интереса и любви к искусству, уважения к труду художника;

воспитание любовь к родной природе, умение видеть вокруг красоту, открывать для себя

новое в окружающем мире, радоваться открытиям;

развитие личностных качеств: целеустремленности, инициативности, трудолюбия,

организованности, самостоятельности, доброжелательности;

привитие навыка работы в группе;

формирование культуры поведения на занятиях и перерывах;

воспитание культуры общения;

воспитание стремления к разумной реализации своего свободного времени;

вырабатывание позитивного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

формирование позитивного отношения к жизни в социуме.

п/п

Тема

Количество часов

Форма

аттестации

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

(входной контроль)

2

1

1

Индивидуальное

практическое

задание

2

Композиция на темы

64

14

50

Упражнение

3

Основы цветоведения

30

3

27

Тест

4

Живопись и рисунок

24

8

16

Практическое

задание

5

Декоративно-прикладные работы

(бумажная пластика)

72

18

54

Практическое

задание

6

Лепка (пластика, керамика)

40

10

30

Практическое

задание

7

Знакомство с творчеством

В.Ватагина, И Левитана, А.

Серова,

И.Грабаря

8

4

4

Опрос

8

Экскурсии

8

4

4

Беседа

9

Итоговое занятие

(промежуточный, итоговый

контроль)

4

2

2

Тестирование.

Практическое

задание.

Итоговая

выставка

Итого

252

64

188

Содержание программы

1.

Вводное занятие

Теория:

Определение уровня теоретических знаний и практических навыков за предыдущий год

обучения. Обсуждение расписания объединения. Рассказ об основных разделах программы..

Анкетирование для выявления интересов детей с целью планирования учебной деятельности с

учетом пожеланий детей. Условия безопасной работы. Инструменты и материалы,

необходимые для работы. Условия безопасной работы.

Практика:

13

Индивидуальное практическое задание. Анализ лучших работ учащихся

2.

Композиция на темы

Теория:

Беседа:

«Основы

композиции».

Понятия

«ритм»,

«симметрия»,

«асимметрия»,

«уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы. Жанр живописи, графики.

Анализ картин в разных жанрах .

Практика.

Упражнения по композиции.

Рисование сказочных персонажей контрастных по характеру. Выражение характера человека

через

украшения.

Природа

в

разных

состояниях.

Создание

творческих

тематических

композиций на темы: «Четвероногий герой», «Веселый и грустный клоун», «Принцесса»,

«Баба–яга», «Гроза», «Снегопад», «Букет цветов», «Весна идет», «Воробьи».

3.

Основы цветоведения

Теория:

Беседы: «Как говорит искусство», «Цвет как средство выражения». Показ

методических таблиц: «Полный цветовой круг», «Основные цвета и смешение их с белой и

черной краской».

Основные и составные цвета

(теплые, холодные, глухие, звонкие,

темные, светлые) Выразительные возможности пастели, мелков, цветных карандашей,

аппликации.

Практика:

Выполнение упражнений на смешение красок, на умение пользоваться палитрой,

цветовым кругом. Выполнение самостоятельной работы: «»Цветочная поляна», «Радуга на

грозовом небе», «Осенний лес», коврик «Осенний листопад», «Перо жар-птицы», «Весенняя

земля». Выполнение коллективной работы по выбору. Оформление выставки.

4.

Живопись и рисунок.

Теория:

Беседы: «Рисунок как основа графики». Знакомство с жанром живописи «Натюрморт».

Показ

лучших

работ

живописи

и

рисунка.Основные

элементы

построения

предмета.

Повторение терминов : линия, штрих, пятно, цвет, тон, свет, тень, полутень, блик, силуэт,

тоновая растяжка.

Практика:

Упражнения на выполнение линий разного характера, на освоение приемов работы

карандашом, кистью, пером, воском, мелками,

акварелью, гуашью. Выполнение рисунка и

живописи с натуры (фруктов, овощей, листьев, простых по форме предметов). Коллективная

работа « Осенний натюрморт».

5.Декоротивно-прикладные работы (бумажная пластика).

Теория:

Беседа «Выразительные возможности бумаги». Пластические свойства бумаги.

Конструирование и декорирование.

Формообразование в бумажной пластике. Методы

обработки бумаги: сгибание, разрезание, склеивание. Ребро жесткости, криволинейные сгибы.

Категории объемной композиции: ритм, симметрия, движение, статика.

Практика:

14

Отработка приема: сгибание, разгибание, разрезание. Перевод плоского листа бумаги в

объемные формы, склеивание простых объемных форм (конус, куб, «лесенка», «гармошка»).

Выполнение

коллективной

композиции

(по

выбору):

«Осенний

листопад»

(коврик

аппликаций), «Сказочный город», «Волшебные сады Деда Мороза», «Стая птиц», «Замок

Снежной королевы».

6. Лепка (пластика. керамика)

Теория:

Беседа

по

истории

керамики,

народной

игрушки.

Знакомство

со

скульптурными

материалами. Показ репродукций скульптуры, удачных детских работ, методических таблиц с

последовательностью лепки фруктов, листьев, птиц, зверей людей. Дидактические игры на

определение характера.

Подготовка глинного теста. Инструменты и приспособления используемые в лепке (стеки,

штампики, иглы). Декорирование. Последовательность лепки фруктов,

птиц,

зверей,

человека. Приемы лепки.

Практика.

Отработка приемов: лепка из целого куска, с добавлением деталей, наращивание по

частям, резьба по глине. Лепка фруктов, листьев, птиц, зверей. Выполнение композиций:

«Осень», «Сказка», «Птичка», «Цветы» (по выбору).

4.

Знакомство с творчеством В.Ватагина, В. Васнецова,

И. Левитана, А. Серова, И. Грабаря

Теория:.

Беседа на тему «Жанры живописи». Показ репродукций живописи. Анализ картин.

Познакомить с терминами «колорит», «шедевр», «экскурсовод».

Практика:

Знакомство с творчеством В.Ватагина, В.Васнецова, И.Левитана, А.Серова, И.Грабаря.

5.

Экскурсии

Теория:

Правила поведения на природе, в общественных местах.

Практика:

Экскурсии на природу. Посещение выставок в районном краеведческом музее, ДДТ.

6.

Итоговое занятие (промежуточный, итоговый контроль)

Теория:

Определение уровня усвоения программы второго уровня (2 год обучения) за полугодие

и за учебный год. Анализ работы каждого учащегося объединения.

Практика:

Конкурсные задания на знание основных композиционных схем, жанров живописи, линий

разного характера. Тестирование. Практическое задание

.

Итоговая выставка.

Ожидаемые результаты

К концу 2 уровня обучения (2 год обучения) учащиеся:

Знают:

15

правила техники безопасности при работе с инструментами;

основные

и

составные

цвета,

(теплые,

холодные,

глухие,

звонкие,

темные,

светлые);

термины: свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка, падающая тень,

первый и второй план;

жанры живописи: пейзаж, натюрморт;

линии разного характера;

основные композиционные схемы;

основные объемные формы (конус, цилиндр, куб, шар);

способы поддержания и улучшения своего здоровья.

Умеют:

при смешении красок получать теплые, холодные, светлые, темные, глухие и

звонкие цвета;

выполнять построение предметов в рисунке;

рисовать карандашом и красками несложные предметы;

компоновать в листе бумаги, выбирать формат композиции;

сгибать, надрезать, разрезать, склеивать в работе с бумагой;

склеивать простые объемные формы (конус, куб);

лепить птиц, фрукты, листья, животных;

декорировать лепку;

выполнять элементарные правила здоровьесбережения.

Учебно-тематический план

III уровень

(3 год обучения)

Задачи:

Обучающие:

формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в

жизни и в искусстве;

формирование художественно - творческой активности, приобретение умения

анализировать произведения искусства и собственные работы;

получение знаний о техники безопасности при работе с инструментами;

16

получение знаний о роль художника в создании предметно – пространственной среды

квартиры, города, в оформлении зрелищ, спектаклей;

получение знаний о этапах работы дизайнера над проектом;

получение знаний о терминах: открытка, парк, театр, афиша, цирк;

получение знаний о несколько памятников архитектуры России, своего города,

получение знаний о работах выдающихся художниках: И. Репина («Портрет П. И.

Третьякова»), В. Серова («Девочка с персиками»), В. Саврасова («Грачи прилетели»), И.

Левитана («Золотая осень»), М. Сарьян («Цветы»);

приобретение знаний о разнообразных типов музеев;

приобретение умения создавать в объеме предмет и украшать его с учетом практического

назначения;

приобретение умения защищать свой замысел; объяснять, почему выбраны конкретные

средства выражения (цвет, форма, конструкция, композиция);

развитие мотивации ведения здорового образа жизни.

Развивающие:

развитие познавательного интереса к изучению различных видов и жанров искусства;

развитие образного мышления, наблюдательности, зрительной памяти;

развитие художественного вкуса, творческой фантазии;

развитие умений использовать разную технику при выполнении заданий;

формирование

уважения

и

любви

к

ручному

труду,

развития

взаимодействия,

взаимовыручки, сотрудничества;

развитие коммуникативных навыков: умение сотрудничать с педагогом, со сверстниками,

участвовать в обсуждении проблемы, слушать, выражать, отстаивать свою и принимать

другие точки зрения, оценивать происходящее;

развитие мотивации ведения здорового образа жизни.

Воспитательные:

воспитание умений пристально вглядываться в окружающую жизнь и совершенствовать ее

с помощью собственных знаний, навыков и художественных приемов;

развитие

личностных

качеств:

трудолюбия,

бережливости,

аккуратности,

целеустремленности,

предприимчивости,

ответственности

за

результаты

своей

деятельности, уважительного отношения к людям разных профессий и результатам их

труда;

формирование культуры поведения на выставках в музее;

формирование умения добровольного

сотрудничества друг с другом при создании

коллективных работ;

воспитание стремления к разумной реализации своего свободного времени;

вырабатывание позитивного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

формирование позитивного отношения к жизни в социуме.

п/п

Тема

Количество часов

Форма

аттестации

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

(входной контроль)

3

1

2

Тестирование.

Практическое

17

задание

2

Композиция на темы

54

15

39

Упражнение

3

Музеи искусства

25

8

17

Тест

4

Художественное конструирование

76

18

58

Практическое

задание

5

Декоративно-прикладные работы

75

18

57

Практическое

задание

6

Экскурсии

8

4

4

Беседа

7

Оформление выставок, подведение

итогов

7

-

7

Практическое

задание

8

Итоговое занятие

(промежуточный, итоговый

контроль)

4

2

2

Тестирование.

Практическое

задание.

Итоговая

выставка

Итого

252

66

186

Содержание программы

1.

Вводное занятие

Теория:

Определение уровня теоретических знаний и практических навыков за предыдущий год

обучения. Рассказ об основных разделах программы. Знакомство с планом работы

объединения, расписанием, правилами безопасной работы. Инструменты и материалы,

необходимые для работы. Правила техники безопасности при работе с инструментами.

Практика.

Тестирование уровня обученности. Анкетирование для выявления интересов детей с

целью

планирования

учебной

деятельности

учетом

пожеланий

ребят.

Составление

индивидуального плана работы с одаренными детьми.

Практическое задание на свободную

тему. Анализ лучших работ учащихся.

2.

Композиция на темы

Теория:

Виды изобразительного искусства. Жанры живописи. Формы и основные элементы

композиции. Основные композиционные схемы .Раскрытие замысла через компоновку в листе,

цвет, графику. Плановость, перспектива.

Практика:

Самостоятельная работа над тематической композицией на темы: «Сказочный герой»,

«Цирк»,

«Любимая

сказка»,

«Древний

город»,

«Парк»,

«Ночной

город»,

«Транспорт

будущего», «Праздник в городе» , «Искусство гжели».

3.

Музеи искусства

Теория:

Крупнейшие художественные музеи Росси. Виды музеев. Художник и музей. Беседы на

темы: «Музей в жизни города», «Картина-пейзаж», «Картина-портрет», «Картина-натюрморт»,

«Скульптура

в

музее

и

на

улице».

Понятия

«оригинал»,

«репродукция»,

«шедевр»,

«экскурсия», «колорит», «композиция», «стиль».

18

Практика:

Показ репродукций картин, музеев. Компьютерная презентация. Экскурсия по городу, в

музей. Рассказ детей о личных коллекциях. «Как коллекция может стать маленьким семейным

музеем». Рисование картины-пейзажа, картины - портрета, картины- натюрморта, картины на

жанровую тему. Лепка фигуры человека в движении. Самостоятельная работа и работа по

группам.

4.

Художественное конструирование

Теория:

Беседа

«Искусство

вокруг

нас»

с

демонстрацией

иллюстративного

материала.

Демонстрация

изделий

прикладного

искусства,

проектов

детей

предыдущих

лет.

Беседа

«Мастера изображения, настройки, украшения». Декоративная переработка природной формы,

стилизация.

Художественное конструирование. Этапы работы

дизайнера над проектом.

Формообразование в бумажной пластике. Трансформация плоскости в объем. Приемы работы

с бумагой.

Практика:

Создание своего «проекта» ( эскиза ) открытки, книжки, посуды, платка, игрушки, куклы

и декораций к любимой сказке, театральной маски. Овладение навыком работы с бумагой

(вырезание и подклеивание бумаги при объемном конструировании, складывании и

прорезание ажурных узоров, соединение простых объемных форм в более сложные

конструкции).

5.

Декоративно-прикладные работы

Теория:

Беседы: « «Искусство в твоем доме и на улицах твоего городв», «Художник и зрелище».

Роль художника в создании предметно -пространственной среды. Этапы работы дизайнера над

проектом.

Последовательность создания и декорирования игрушки, посуды, книги, открытки, платка,

маски, куклы, театра на столе.

Практика:

Изготовление

по

своему

эскизу

открытки,

книжки,

посуды,

платка,

игрушки,

планов,

декораций, фигурок к спектаклю любимой сказки, маски. Декорирование своих изделий.

6.

Экскурсии

Теория:

Беседа

по

ОБЖ.

Правила

поведения

в

природе.

Беседа

«Поведение

в

общественных местах»

Практика: Экскурсии на природу. Посещение выставок в районном краеведческом

музее, в ДДТ.

7.

Оформление выставок, подведение итогов .

Теория:

Беседа на тему: «Зачем нужна выставка». Виды оформления работ.

Практика: Оформление паспарту, этикетки, составление композиции выставки.

8.

Итоговое занятие (промежуточный. итоговый контроль) .

Теория:

Определение уровня теоретических и практических знаний за полугодие.

19

Определение уровня усвоения учебной программы.

Практика:

Фронтальный опрос. Конкурсные задания за полугодие.

Тестирование. Практическое задание. Итоговая выставка . Поощрение активных учащихся.

Ожидаемые результаты

К концу 3 уровня обучения (3 год обучения) учащиеся:

Знают:

правила техники безопасности при работе с инструментами;

роль художника в создании предметно – пространственной среды квартиры, города, в

оформлении зрелищ, спектаклей;

этапы работы дизайнера над проектом;

термины: открытка, парк, театр, афиша, цирк;

несколько памятников архитектуры России, своего города;

художника любимых иллюстраций;

выдающиеся

произведения:

И.

Репина

(«Портрет

П.

И.

Третьякова»),

В.

Серова

(«Девочка с персиками»), В. Саврасова («Грачи прилетели»), И. Левитана («золотая

осень»), М. Сарьян («Цветы»);

несколько типов музеев.

Умеют:

изображать натюрморт и пейзаж;

работать в определенной цветовой гамме (холодной, теплой);

прорезать сложенные слои бумаги для получения ажурных узоров;

передавать пространственные планы;

комбинировать различные приемы с бумагой;

создавать в объеме предмет и украшать его с учетом практического назначения;

защищать свой замысел; объяснять, почему выбраны конкретные средства выражения

(цвет, форма, конструкция, композиция);

добровольное сотрудничество друг с другом при создании коллективных работ;

проводить экскурсии по выставкам детских работ, выполненных в течение года;

поддерживать здоровый образ жизни.

Требования к результатам освоения дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы

Комплексную

оценку

составляет

совокупность

результатов,

характеристика

способностей,

приобретенных

учащимися.

Личностные,

метапредметные

и

предметные

20

результаты необходимы для индивидуальной педагогической помощи и поддержки учащихся в

процессе реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

Ожидаемые личностные результаты:

- готовность к обучению и познавательной деятельности;

- стремление к реализации своих творческих замыслов;

- умение применять навыки творческого подхода к решению любых задач.

Ожидаемые метапредметные результаты:

- регулятивные – умение концентрировать внимание и понимать цель выполняемых

действий,

оценивать

результаты

своей

деятельности,

стремление

к

применению

своего

творческого потенциала в школьной и повседневной жизни;

- познавательные – стремление активизировать свою фантазию, умение использовать

различные источники информации в процессе обучения для реализации своего творческого

замысла;

-

коммуникативные

– общение

и

взаимодействие

со

сверстниками

и

педагогом

на

принципах

уважения

и

доброжелательности, стремление оказывать помощь и моральную

поддержку сверстникам при выполнении творческих заданий.

Ожидаемые предметные результаты:

- умение применять основы изобразительного искусства при создании своей творческой

работы;

- реализация творческого потенциала и использование полученных творческих навыков

вне объединения.

Комплекс организационно-педагогических условий

Для работы педагогу требуется отдельный кабинет, хорошее освещение, наглядные

пособия: репродукции, иллюстрации, тематические таблицы, схемы, образцы детских работ,

работы

мастеров.

Необходимо

специальное

оборудование:

учебные

столы,

мольберты,

планшеты, софиты.

Время,

отводимое

на

проведение

занятий

объединения,

распределяется

по

годам

обучения согласно учебно-тематическому плану.

Для успешной реализации программы необходимо научно-методическое, материально-

техническое оснащение.

Основной формой работы с учащимися являются учебные занятия. При проведении

занятий используются формы индивидуальной работы, в группах и подгруппах. В процессе

реализации программы используются следующие методы обучения:

репродуктивный

(воспроизводящий),

иллюстративный

(объяснение

сопровождается

демонстрацией наглядного материала), проблемный (педагог ставит проблему и вместе с

детьми ищет пути ее решения).

На

занятиях

используются

элементы

развивающего

обучения:

личностно-

ориентированный

подход,

метод

сравнения,

коллективной

и

индивидуальной

работы,

рефлексия.

С целью проверки усвоения терминов, понятий, в качестве психологической разгрузки,

для решения воспитательных задач используются игры, специально составленные кроссворды,

викторины, малые жанры устного народного творчества. Методика проведения работы с

обучающимися,

особенно

с

детьми

младшего

возраста,

основывается

на

тематическом

разнообразии.

21

Большой интерес вызывают занятия, где для концентрации внимания и при подведении

итогов

привлекаются

различные

персонажи,

герои

сказок,

куклы.

Игровые

приемы

при

выполнении

заданий

реализуются

при

работе

над

эскизами,

коллективными

панно,

композициями; при проверке пройденного и изучении нового материала.

При

организации

работы

с

детьми

2

-

3

годов

обучения

преобладают проблемно-

поисковые методы; самостоятельное изучение материала и выполнение изделий; подготовка

сообщений на заданную тему; выбор темы, материала, техники выполнения работ.

Педагог ставит перед обучающимися младшего возраста простые задачи: повторение

элементов и усложненного типа: повтор с вариациями, для среднего возраста - наиболее

сложные задачи: импровизация на заданную тему, для старшего

-

креативные задачи:

свободная импровизация, выбор сюжета. Это исключает возможность выработки штампов.

Обучение строится на основе следующих принципов:

доступность;

последовательность;

систематичность;

индивидуализация;

наглядность.

На

занятиях

используются

педагогические

технологии

развивающего

обучения,

элементы игровых и здоровьесберегающих технологий.

Методическое обеспечение программы

Программный материал выстроен таким образом, что 1/4 часть учебного времени

отводится на изучение теоретического материла, 3/4 части - на выполнение практических

заданий.

Особое

внимание

уделяется

психологическому

климату

на

занятиях:

обращается

внимание

на

характер

взаимодействия

между

детьми,

учитываются

индивидуальные

особенности каждого ребенка.

Необходимым условием является соблюдение техники безопасности на занятиях, а

также

применение

здоровьесберегающих

технологий

(физминутки,

проветривание,

смена

деятельности).

Структура занятий

1.

Организационный момент

Приветствие,

мотивация

на

работу,

концентрация

внимания.

Определение

и

разъяснение цели занятия

2.

Проверочный этап

Проверка ранее изученного материала.

3.

Подготовительный этап

Объявление темы и целей, знакомство с планом занятия, введение в предлагаемый

образовательный материал или информацию через вопросы или аналогии, способствующие

наращиванию познавательного интереса.

4.

Этап работы по новому материалу.

Процесс усвоения учащимися новых знаний и способов действий.

5.

Этап первичного закрепления полученных знаний, умений и навыков

Знакомство с новым материалом завершается этапом его первичного усвоения.

6.

Этап повторения изученного материала

22

Если данная тема изучается уже не одно занятие, то целесообразно начать основной

этап с повторения материала, пройденного на прошлом занятии. П роводится краткий обзор

предыдущего занятия, детям предлагается вспомнить тему и основную мысль предыдущего

занятия.

7.

Этап обобщения пройденного материала

На

обобщающем

этапе детям

предлагается

самим

дать

оценку

информации

и

выделить основную мысль, заложенную в материале.

8.

Этап закрепления новых знаний, умений и навыков

Теоретический

материал закрепляется в ходе выполнения практической творческой

работы

или

проведения

игровых

моментов.

В

процессе

закрепления

(повторения,

запоминания) обучающиеся действуют по образцу, алгоритму.

9.

Физкультминутка или этап релаксации

С целью сохранения здоровья детей необходимо проводить комплекс мероприятий по

повышению двигательной активности (например, пальчиковую гимнастику и общую ритмическую

зарядку), а так же упражнения для глаз. Проведение релаксационных пауз повышает активность детей,

увеличивает их физические ресурсы, помогает преодолеть усталость и способствует созданию

здоровьесберегающей среды на занятии.

10.

Контрольный этап

Контрольные вопросы задаются по ходу всего занятия, но на контрольном этапе

педагог может выявить уровень усвоения учащимися темы или раздела образовательной

программы и уровень выполнения поставленных вначале занятия целей и задач.

11.Итоговый этап

Проводится анализ деятельности детей, педагог направляет их на самооценку, дает

советы и рекомендации по применению изученного материала. На этом этапе оценивается

общая работа группы.

12.

Этап рефлексии

На рефлексивном этапе педагог мобилизует обучающихся на оценку самого занятия,

что

даст

возможность

оценить

правильность

выбора

форм

и

методов

работы

с

детьми,

определить наиболее перспективные пути на будущее.

13.

Информационный этап

На информационном этапе детям сообщаются сведения о предстоящем занятии, о том,

что необходимо подготовить, какие материалы или инструменты иметь и т.д.

Элементы образовательных технологий

1.Элементы здоровьесберегающих технологий:

-соблюдение санитарно-гигиенических норм;

- соблюдение правил техники безопасности;

- использование нескольких видов деятельности во время проведения занятия;

- физминутки; подвижные игры;

- беседы о здоровом образе жизни, памятки.

2. Игровые технологии:

- игры на знакомство;

- практико-ориентированные игры.

3. Информационно-коммуникативные:

- наглядный материал;

- интернет-ресурсы, презентации;

23

- выставки.

Работа с родителями

Основным направлением работы педагога являются сотрудничество и сотворчество с

родителями. Родители регулярно оказывают помощь в организации совместных мероприятий в

объединении

и

ДДТ,

оказывают

посильную

материальную

помощь

в

приобретении

дополнительных

рабочих

материалов,

участвуют

совместно

с

педагогом

в

решении

воспитательных задач.

Формы и методы работы с родителями:

- тематические родительские собрания, консультации;

- выставки для родителей к родительским собраниям;

- проведение дней открытых дверей;

- поощрение родителей.

Организация педагогического контроля

С

целью

проверки

освоения

учащимися

программного

материала

проводится

входящий (сентябрь), промежуточный (декабрь) и итоговый (май) контроль в следующих

формах:

- индивидуальное практическое задание;

- тестирование;

- викторина;

- упражнения;

- конкурсные задания;

- итоговая выставка.

Этапы педагогического контроля по определению уровня обученности

Контроль позволяет определить эффективность обучения по программе «Художник»,

обсудить результаты, внести изменения в учебный процесс. Результатом обучения является

определенный объем знаний, умений и навыков. Ожидаемый результат должен предполагать

развитие творческих способностей и наглядное их проявление – деятельность в открытых

занятиях, участие в конкурсах ДДТ, района, республики и России. Все это способствует

доказательству значимости и необходимости внедрения подобной программы.

I уровень

(1 год обучения)

Сроки

Задачи

Содержание

Форма

проведения

Сентябрь

(входящий

контроль)

Определение начального

уровня подготовленности

учащихся

Творческая работа на

свободную тему.

Индивидуальное

практическое

задание

Декабрь

(промежуточный

контроль)

Проверка усвоения

материала по итогам

полугодия.

Знание техники безопасности

и специальных терминов;

умение правильно

организовать рабочее место,

пользоваться инструментами и

Конкурсные

задания

24

материалами, палитрой для

смешивания красок.

Май

(итоговый

контроль)

Определение уровня

усвоения учебной

программы первого

уровня (1 года обучения)

Знание техники безопасности

и терминов.

Выполнение упражнений и

творческих работ на заданную

тему и оценка по критериям.

Тест.

Практическое

задание.

Итоговая выставка

на тему: времена

года.

II уровень

2 год обучения

Сроки

Задачи

Содержание

Форма

проведения

Сентябрь

(входящий

контроль)

Определение уровня

теоретических знаний и

практических навыков за

предыдущий год

обучения

Творческая работа на

заданную тему

Индивидуальное

практическое

задание

Декабрь

(промежуточный

контроль)

Определение уровня

теоретических и

практических знаний за

полугодие

Знание

различных

видов

и

жанров

искусства,

линий

разного

характера,

основных

ко м п о з и ц и о н н ы х

с х е м .

Умение

использовать

разную

технику

при

выполнение

заданий

Конкурсные

задания на знание

основных

композиционных

схем, жанров

живописи, линий

разного характера

Май

(итоговый

контроль)

Определение уровня

усвоения программы

второго уровня

(2 год обучения)

Знание выразительных

средств (цвет, линия, объем,

композиция), методы

обработки бумаги, глины.

Выполнение упражнений.

Тестирование.

Практическое

задание.

Итоговая выставка

III уровень

( 3год обучения)

Сроки

Задачи

Содержание

Форма

проведения

Сентябрь

(входящий

контроль)

Определение уровня

теоретических знаний и

практических навыков

за предыдущий год

обучения

Индивидуальное практическое

задание

Тестирование.

Практическое

задание

Декабрь

(промежуточный

контроль)

Определение уровня

теоретических и

практических знаний за

полугодие

Знание терминов, описание

этапов работы над проектами

по теме «Искусство в твоем

доме». Изготовление эскиза

проекта и краткое описание

его реализации.

Фронтальный опрос

Конкурсные

задания

Май

(итоговый

контроль)

Определение уровня

усвоения учебной

программы

Знание видов музеев, жанры

живописи и скульптуры, роль

художника в театре, в кино, в

цирке. Изготовление эскиза

Тестирование.

Практическое

задание.

Итоговая выставка

25

проекта по теме «Художник и

зрелище» и краткое описание

его реализации.

Критерии оценивания

Высокий

80-100%

.

Обладает

необходимыми

знаниями

по

программе.

Владеет

терминологией. Грамотно выполняет практические работы;

Средний – 51-79% . Недостаточно хорошо владеет знаниями по программе. Поверхностно

владеет терминологией. Выполняет практические работы при помощи педагога;

Допустимый – от 0 до 30 %. Слабое знание терминологии. Без помощи педагога или без

подсказки других учащихся не может выполнить практические задания.

По окончании курса обучения по образовательной программе и итоговой аттестации

лучшим выпускникам выдаются сертификаты об окончании обучения.

Информационное обеспечение программы

Для педагога:

Н.А. Горяева Изобразительное искусство. 5кл. - М. : Просвещение ,2012

М,.А. Дрезина Игры на листе бумаги - М.: Искатель, 1998

Е.И. Коротаева Изобразительное искусство - 2 кл. М. : Просвещение, 2011

А. Т. Лазарева Сборники авторских программ дополнительного образования детей -М.:

Народное образование, 2002, 2004

Б. М. Неменскийт Искусство вокруг нас - 3 кл. М. : Просвещение, 1988

Л.А. Неменская Изобразительное искусство - 1 кл.,М.: Просвещение , 2011

Л.А. Неменская Изобразительное искусств - 6 кл. М. : Просвещение , 2012

Г.Я. Федотов Послушная глина - М. : АСТ-пресс, 1997

Клер Уэйт Браун Скульптура .Энциклопедия.- М: АРТ-Родник, 2012

Для учащихся и родителей:

Б.Г. Гагарин Конструирование из бумаги - Ташкент, 1988

Н.Д. Острун А.В. Лев Оригами. Мозаики - М: Айрис –пресс, 2006

Ким Солга Лети с приветом - Братислава : Интер Дайджерст,1997

Т. Прснякова Забавные фигурки - М: АСТ- Пресс, 2012

В,В Серова, В.Ю. Серов Вырезаем снежинки - М. : АСТ- Пресс ,2013

Л. Хаметова « Гипс. Техника. Приемы. Изделия» - М : АСТ-Пресс, 2013

26



В раздел образования